Разработка урока по модулю "Основы светской этики"
методическая разработка

Тимофеева Наталия Владимировна

Тема: Добродетель и порок.

Цель: формирование понятий о добре и зле, о добродетели и пороке.

Задача: 1) содействовать формированию у обучающихся умения характеризовать понятия   

             добро и добродетель, зло и порок;

             2) развивать мышление, речь, коммуникативные способности школьников;

             3) воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание совершать

             хорошие поступки, быть внимательным к окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

по модулю  «Основы светской этики»

тема : « Добродетель и порок»

(4 класс, урок 2)

Учитель начальных классов: Тимофеева Н.В.

Москва 2021 год

Модуль «Основы светской этики».

4 класс, урок 3.

ГБОУ СКОШИ №52. Тимофеева Н.В.

Тема: Добродетель и порок.

Цель: формирование понятий о добре и зле, о добродетели и пороке.

Задача: 1) содействовать формированию у обучающихся умения характеризовать понятия    

             добро и добродетель, зло и порок;

             2) развивать мышление, речь, коммуникативные способности школьников;

             3) воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание совершать

             хорошие поступки, быть внимательным к окружающим людям.

Оборудование: тесты для проверки д/з, мультимедийная презентация «Добродетель и порок».

1. Организационный момент.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2. Проверка домашнего задания.

  • Ребята, с какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке? Можете обратиться к записям в тетради.
  • Как вы понимаете слово добро? (нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними).
  • Дайте определение понятию зло (противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить).
  • Я предлагаю вам выполнить задания теста по теме «Добро и зло». Работать вы будете в парах, задания выполнять вместе, сообща, на листах. Вы должны вставить нужное слово или выбрать нужный ответ из предложенных, будьте внимательны. (Приложение).
  • Проверяем. (Дети зачитывают ответы)

Обобщение: Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с   человека, нельзя сразу стать добрым и злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором между добром и злом.

3. Сообщение темы урока (притча).

  • Я предлагаю вам послушать притчу, будьте внимательны, вы должны после прослушивания ответить на  вопросы.

     Однажды во время прилива принесло много морских звезд. Наступил отлив, и огромное количество их стало  высыхать на солнце.

Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звезды в море, чтобы они смогли продолжать свой жизненный путь.

К нему подошёл человек и спросил:

- Зачем ты это делаешь? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет!

  • Как вы думаете, что же ответил мальчик?

( - Конечно, я не смогу спасти их всех, но какую же я испытываю радость, спасая каждое из них!)

  • Какой поступок совершил мальчик?

Если вы своим добрым поступком кому-то помогли, это очень хорошо.

  •  Как называются хорошие и плохие поступки,  об этом вы узнаете сегодня на уроке.

Добродетель и порок –  

                                                              Это тема на урок,      

     Поработать, разобраться,

           Ну и вывод сделать вкратце.

(1 слайд)

Запишите тему урока в тетрадь.

4. Работа по теме урока.

  1. Работа, над значением понятий добродетель и порок (определение записать в тетрадь)                                                                                                                         (2 слайд)
  • Группе ребят было дано индивидуальное задание: найти объяснение данных слов в словарях.
  •  Какими словарями вы пользовались?

Добродетель – положительное нравственное качество.(слайд 3)

Порок – тяжелый, предосудительный недостаток.   (слайд 4 )                                                          

  1. Работа с учебником, страница 17.
  • Я предлагаю вам прочитать о данных понятиях в учебнике, с.17, самостоятельно.
  • Приведите примеры добродетели.
  • Рассмотрите фотографии людей, представленных на страницах.
  • Кого вы из них знаете? ( Чулпан Хаматова, Лев Яшин, Юрий Гагарин, Ирина Слуцкая).
  • Могут  ли они быть для вас образцом?

     Стараясь быть похожими на моральные образцы, человек учится быть добродетельным.

Назовите добродетели. (Слайд 5)

Что такое любовь? Как нужно относиться друг к другу?

Что такое мужество? Каких людей можно назвать мужественными?

(герои, солдаты, воины).(слайд 6).

Честность. Что это такое? Как можно сказать по- другому? Справедливость.(Слайд 7)

Что украшает человека? Скромность. (слайд 8)

Подведем итоги. Назовите, какие вы знаете добродетели?

Трудолюбие, работоспособность, ответственность, дружелюбие, вежливость, милосердие, скромность, любовь.(слайд9).

Какие самые важные добродетели? Что нужно воспитывать в детях?

Послушание старшим, милосердие к ближним, любовь к людям, смирение, нестяжание. (слайд 10)

Противоположность добродетели – это порок.

Порок- это действия, результатом которых оказывается причинение зла себе и другим людям. Пороки это и свойства характера, такие как лень, жадность, ложь, хвастовство.

Какие еще вы можете назвать пороки?

(слайд 11-12)

Что такое зависть?

 Когда желаешь себе то, что есть у других, отсутствие любви, укор другим, что у тебя такого нет. (Слайд 13)

Может ли человек, который всех любит- завидовать? Нет. Он радуется, что другим хорошо.

Что такое отчаяние? Печаль, уныние. Помогайте друг другу, если видите , что кто-то загрустил.  (слайд 14)

Жадность- это порок . С ней нужно бороться. Как? Дарить подарки. Делиться с другими.

(слайд 15).

Ребята, а как из порока возрастить добродетель? Как побороть в себе плохие качества?

(слайд 16)

     Физминутка: Игра « Добродетель и порок».Послушайте качества человека. Если это добродетель –улыбнитесь и покружитесь. Если порок- машите руками и хмурьтесь.

  • Я предлагаю вам выполнить задание, к примерам добродетели подобрать противоположные по смыслу примеры пороков.

Добродетели

Пороки

 

4) Работа с понятием «добродетельный человек».

  • От существительного добродетель образуйте однокоренное прилагательное (добродетельный).
  • Какого человека можно назвать добродетельным? (Добродетельный человек – высоконравственный, проявляющий добродетель).                                              

       Чтобы побороть порок нужно развивать в себе противоположную добродетель.

      (слайд 17-19).

     

        ДОБРОДЕТЕЛИ  ЧЕЛОВЕКУ   ДАЮТСЯ  ОТ  ПРИРОДЫ.

        ОНИ    также  «ПРИОБРЕТАЮТСЯ»  В  ПРОЦЕССЕ   ОБУЧЕНИЯ.»

(слайд 20).

Побеждай гнев- мягкостью,

Зло-  добротой,

Жадность- щедростью,

Ложь- правдой.(слайд 21).

  Ребята , прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? (слайд 22)

     Человек добродетелен лишь в том случае, если нравственное поведение является постоянной чертой его характера. (слайд 23).

  • Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. А понравилось ли вам ваша работа, оцените сами, нарисуйте в тетради тот рисунок, который вы выбрали.

Солнце – понравилось

Солнце из-за туч – не очень понравилось

Из тучи дождь – не понравилось.

Тест для проверки полученных знаний.

Приложение

________________ - образец поступков людей и отношений между ними.

________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

Что считается добрым поступком?

            * Забыть о неприятной просьбе

        * Дать списать домашнее задание

        * Опоздать на неинтересную встречу

        * Помочь соседу по парте разобрать  задачу

Укажите поступки , которые одобряет общество

        * обман

        * насилие

        * взаимопомощь

        * унижение

Что является последствием злых дел?

        * дружба

        * радость

        * вражда

        * мирное сосуществование

Знания о добре и зле помогают людям

        * проявлять заботу о близких

        * жить в мире

        * дружить

        * все ответы верны

Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло".Обман, насилие, взаимовыручка, помощь.

                    Добро                                                                                      Зло

___________________________                                  ___________________________                                            

___________________________                                  ___________________________                    

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по основам светской этике "Семейные традиции" в 5 классе

Урок "Семейные традиции" знакомит с основными формами и приёмами работы по формированию культуры нравственного поведения. Материал рассчитан на учащихся 5-х классов и разработан с учётом федеральных с...

конспект урока по Основам светской этики для 4 класса "Россия - наша Родина"

конспект урока "Россия  - наша Родина" с презентацией.  Использованы методы групповой работы,частично - поисковый работы с обучающимися. Материал будет интересен для обучающихся 4-5 классов ...

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

План-конспект урока по теме «My favorite holiday» (Интегрированный урок английский язык + светская этика + классный час)

В связи с переходом в новом ФГОС от знаниевой парадигмы к образовательной, где главной целью является достижение личностных результатов, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся приобретает...

Методическая разработка урока по основам светской этики. Тема "Добро и зло"

Методическая разработка урока по основам светской этики. Тема "Добро и зло"...

Конспект урока по Основам светской этики 5 кл.

Конспект урока по  Основам светской этики 5 кл.поможет учителю  научить каждого ученика самостоятельно добывать знания,   научить анализировать, наблюдать, делать выводы....

Презентация к уроку ОДНКНР модуль Светская этика "Речевой этикет" 5 класс

В презентации предложены упражнения-задания для выполнения на уроке и домашнее задание...