Разработка урока по модулю "Основы светской этики"
методическая разработка
Тема: Добродетель и порок.
Цель: формирование понятий о добре и зле, о добродетели и пороке.
Задача: 1) содействовать формированию у обучающихся умения характеризовать понятия
добро и добродетель, зло и порок;
2) развивать мышление, речь, коммуникативные способности школьников;
3) воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание совершать
хорошие поступки, быть внимательным к окружающим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
по модулю «Основы светской этики»
тема : « Добродетель и порок»
(4 класс, урок 2)
Учитель начальных классов: Тимофеева Н.В.
Москва 2021 год
Модуль «Основы светской этики».
4 класс, урок 3.
ГБОУ СКОШИ №52. Тимофеева Н.В.
Тема: Добродетель и порок.
Цель: формирование понятий о добре и зле, о добродетели и пороке.
Задача: 1) содействовать формированию у обучающихся умения характеризовать понятия
добро и добродетель, зло и порок;
2) развивать мышление, речь, коммуникативные способности школьников;
3) воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание совершать
хорошие поступки, быть внимательным к окружающим людям.
Оборудование: тесты для проверки д/з, мультимедийная презентация «Добродетель и порок».
1. Организационный момент.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, с какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке? Можете обратиться к записям в тетради.
- Как вы понимаете слово добро? (нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними).
- Дайте определение понятию зло (противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить).
- Я предлагаю вам выполнить задания теста по теме «Добро и зло». Работать вы будете в парах, задания выполнять вместе, сообща, на листах. Вы должны вставить нужное слово или выбрать нужный ответ из предложенных, будьте внимательны. (Приложение).
- Проверяем. (Дети зачитывают ответы)
Обобщение: Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека, нельзя сразу стать добрым и злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором между добром и злом.
3. Сообщение темы урока (притча).
- Я предлагаю вам послушать притчу, будьте внимательны, вы должны после прослушивания ответить на вопросы.
Однажды во время прилива принесло много морских звезд. Наступил отлив, и огромное количество их стало высыхать на солнце.
Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звезды в море, чтобы они смогли продолжать свой жизненный путь.
К нему подошёл человек и спросил:
- Зачем ты это делаешь? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет!
- Как вы думаете, что же ответил мальчик?
( - Конечно, я не смогу спасти их всех, но какую же я испытываю радость, спасая каждое из них!)
- Какой поступок совершил мальчик?
Если вы своим добрым поступком кому-то помогли, это очень хорошо.
- Как называются хорошие и плохие поступки, об этом вы узнаете сегодня на уроке.
Добродетель и порок –
Это тема на урок,
Поработать, разобраться,
Ну и вывод сделать вкратце.
(1 слайд)
Запишите тему урока в тетрадь.
4. Работа по теме урока.
- Работа, над значением понятий добродетель и порок (определение записать в тетрадь) (2 слайд)
- Группе ребят было дано индивидуальное задание: найти объяснение данных слов в словарях.
- Какими словарями вы пользовались?
Добродетель – положительное нравственное качество.(слайд 3)
Порок – тяжелый, предосудительный недостаток. (слайд 4 )
- Работа с учебником, страница 17.
- Я предлагаю вам прочитать о данных понятиях в учебнике, с.17, самостоятельно.
- Приведите примеры добродетели.
- Рассмотрите фотографии людей, представленных на страницах.
- Кого вы из них знаете? ( Чулпан Хаматова, Лев Яшин, Юрий Гагарин, Ирина Слуцкая).
- Могут ли они быть для вас образцом?
Стараясь быть похожими на моральные образцы, человек учится быть добродетельным.
Назовите добродетели. (Слайд 5)
Что такое любовь? Как нужно относиться друг к другу?
Что такое мужество? Каких людей можно назвать мужественными?
(герои, солдаты, воины).(слайд 6).
Честность. Что это такое? Как можно сказать по- другому? Справедливость.(Слайд 7)
Что украшает человека? Скромность. (слайд 8)
Подведем итоги. Назовите, какие вы знаете добродетели?
Трудолюбие, работоспособность, ответственность, дружелюбие, вежливость, милосердие, скромность, любовь.(слайд9).
Какие самые важные добродетели? Что нужно воспитывать в детях?
Послушание старшим, милосердие к ближним, любовь к людям, смирение, нестяжание. (слайд 10)
Противоположность добродетели – это порок.
Порок- это действия, результатом которых оказывается причинение зла себе и другим людям. Пороки это и свойства характера, такие как лень, жадность, ложь, хвастовство.
Какие еще вы можете назвать пороки?
(слайд 11-12)
Что такое зависть?
Когда желаешь себе то, что есть у других, отсутствие любви, укор другим, что у тебя такого нет. (Слайд 13)
Может ли человек, который всех любит- завидовать? Нет. Он радуется, что другим хорошо.
Что такое отчаяние? Печаль, уныние. Помогайте друг другу, если видите , что кто-то загрустил. (слайд 14)
Жадность- это порок . С ней нужно бороться. Как? Дарить подарки. Делиться с другими.
(слайд 15).
Ребята, а как из порока возрастить добродетель? Как побороть в себе плохие качества?
(слайд 16)
Физминутка: Игра « Добродетель и порок».Послушайте качества человека. Если это добродетель –улыбнитесь и покружитесь. Если порок- машите руками и хмурьтесь.
- Я предлагаю вам выполнить задание, к примерам добродетели подобрать противоположные по смыслу примеры пороков.
Добродетели
Пороки
4) Работа с понятием «добродетельный человек».
- От существительного добродетель образуйте однокоренное прилагательное (добродетельный).
- Какого человека можно назвать добродетельным? (Добродетельный человек – высоконравственный, проявляющий добродетель).
Чтобы побороть порок нужно развивать в себе противоположную добродетель.
(слайд 17-19).
ДОБРОДЕТЕЛИ ЧЕЛОВЕКУ ДАЮТСЯ ОТ ПРИРОДЫ.
ОНИ также «ПРИОБРЕТАЮТСЯ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.»
(слайд 20).
Побеждай гнев- мягкостью,
Зло- добротой,
Жадность- щедростью,
Ложь- правдой.(слайд 21).
Ребята , прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? (слайд 22)
Человек добродетелен лишь в том случае, если нравственное поведение является постоянной чертой его характера. (слайд 23).
- Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. А понравилось ли вам ваша работа, оцените сами, нарисуйте в тетради тот рисунок, который вы выбрали.
Солнце – понравилось
Солнце из-за туч – не очень понравилось
Из тучи дождь – не понравилось.
Тест для проверки полученных знаний.
Приложение
________________ - образец поступков людей и отношений между ними.
________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.
Что считается добрым поступком?
* Забыть о неприятной просьбе
* Дать списать домашнее задание
* Опоздать на неинтересную встречу
* Помочь соседу по парте разобрать задачу
Укажите поступки , которые одобряет общество
* обман
* насилие
* взаимопомощь
* унижение
Что является последствием злых дел?
* дружба
* радость
* вражда
* мирное сосуществование
Знания о добре и зле помогают людям
* проявлять заботу о близких
* жить в мире
* дружить
* все ответы верны
Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло".Обман, насилие, взаимовыручка, помощь.
Добро Зло
___________________________ ___________________________
___________________________ ___________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по основам светской этике "Семейные традиции" в 5 классе
Урок "Семейные традиции" знакомит с основными формами и приёмами работы по формированию культуры нравственного поведения. Материал рассчитан на учащихся 5-х классов и разработан с учётом федеральных с...
конспект урока по Основам светской этики для 4 класса "Россия - наша Родина"
конспект урока "Россия - наша Родина" с презентацией. Использованы методы групповой работы,частично - поисковый работы с обучающимися. Материал будет интересен для обучающихся 4-5 классов ...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"
Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...
План-конспект урока по теме «My favorite holiday» (Интегрированный урок английский язык + светская этика + классный час)
В связи с переходом в новом ФГОС от знаниевой парадигмы к образовательной, где главной целью является достижение личностных результатов, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся приобретает...
Методическая разработка урока по основам светской этики. Тема "Добро и зло"
Методическая разработка урока по основам светской этики. Тема "Добро и зло"...
Конспект урока по Основам светской этики 5 кл.
Конспект урока по Основам светской этики 5 кл.поможет учителю научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, научить анализировать, наблюдать, делать выводы....
Презентация к уроку ОДНКНР модуль Светская этика "Речевой этикет" 5 класс
В презентации предложены упражнения-задания для выполнения на уроке и домашнее задание...