Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
план-конспект урока на тему

Романец Оксана Петровна

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka._styd_vina_i_izvinenie.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока

Стыд, вина, извинение.

Актуальность данного урока

       Тема стыда, вины и извинения всегда сложна  для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.      

Цель

        Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.

     Задачи

1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

 3.  Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Тип урока

Место проведения

Продолжительность

комбинированный

классное помещение

45 минут.

Оборудование

     Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики»  в виде компакт-диска, фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, компьютер, мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.», карточки с заданиями.

Основные термины и понятия

        Стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение.

Виды деятельности

       Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа.

Ожидаемые результаты

1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.

3. Уважительное отношение к окружающим.

План урока

            I. Организационный момент……………………….…3 мин.

            II. Проверка домашнего задания …………………….4 мин.

                 III. Актуализация знаний……………………………..2 мин.

         IV. Создание проблемной ситуации…………………3 мин.

                 V. Сообщение темы урока…………………………….1 мин.

                 VI. Получение новой информации…………………. .20мин.

                 VII. Закрепление……………………………………….7 мин.

                 IX. Домашнее задание…………………………………2 мин

                VIII. Рефлексия - подведение итогов урока…………..3 мин.

        . 

Ход урока. 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

№ слайдов презентационного материала.

I.

Организационный момент.     

 Звучит музыка Татьяны Мухаметшиной «Песня о доброте»

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

Учащиеся улыбаются друг другу

Рассаживаются на свои места.

Исполнение 1 куплета и припева песни «Песня о доброте»

(слайд 1)

(слайд 2)

                                       

II.

 Проверка домашнего задания.

Тестирование по теме «Золотое правило нравственности»

(слайд 3)

III. Актуализация знаний.

-Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

- В жизни важно соблюдать золотое правило нравственности:

 в этом правиле заключается добро человеческих отношений;

это даёт людям добро и радость и т.д.

IV. 

Создание проблемной ситуации

  1. Прослушивание фонограммы Л. Н. Толстого «Косточка». Обсуждение фонограммы.

- Почему мальчик заплакал?

- Как вы понимаете слово стыд?

- О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке? (подводим к теме урока)

- Потому что ему стало стыдно.

Учащиеся предлагают варианты.

-О чувстве стыда.

(слайд 4)

V.  

Сообщение темы урока.

    -На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем смысл этих слов.

-Что может вызвать у человека чувство стыда?

-Ссора, обман, невыполненное обещание и т. д.

(слайд 5)

Комментирование учителя.

VI

Получение новой информации. 

1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка». 

- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины А.Ф.Решетникова чувства каждого героя.

-Что выражает взгляд матери?

- Что выражает взгляд сестры? Как она учится?

   - Что можете сказать о младшем брате?

 

 

- Кто является главным героем?

   - Какие чувства испытывает мальчик?

   - Как вы думаете, почему?    

- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?

   - Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.

   -Какие поступки вызывают  чувство стыда?

- Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях?

- На стуле сидит мама с грустным лицом.

- Осуждающим взглядом смотрит сестра.

-На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего   ехидным взглядом.

-Мальчик

-Стыд, вину, огорчение, обиду.

-Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки. 

- Серые, тёмные, мрачные.

-Когда сделаешь что-то плохое.

- Да комментирование нескольких детских ситуаций)….

(слайд 6)

2. Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние,  извинение, прощение.

Работа со значением слова «стыд» с помощью словаря.

- А что такое « ложный стыд»?

-Приведите ещё такие примеры.

-Что ощущаете, когда испытываете чувство стыда?

-Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно?

-Что значит прощать других людей?

-Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины?

- Почему важно прощать других?

3. Исполнение сценки заранее подготовленными учащимися «Ют пиллĕк» («Чужая пятёрка»)

(Распознавание стыда от ложного его проявления)

4.Вывод. Работа по схеме:

Расположите слова по порядку

- Стыд связан с переживаниями  страха, обиды, вины.

-Стыд- ответственность перед людьми.

- Вина- ответственность перед собой.

- После признания   чувства стыда, наступает раскаяние. Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок.

- Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться.

- Когда человек извиняется, наступает прощение.

5. Работа над этикетными словами.

- Вежливые слова.

-Ребята, когда принято извиняться?  

- Какие слова можно сказать извиняясь?

- А теперь давайте рассмотрим

- 5 шагов к правильному извинению

Комментирование   учителя

  • Каждый может выдать ложное извинение, и это принесет больше вреда, чем пользы. 
  • Если Вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что Вы и не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы принять ответственность. 
  • . Если Вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей матери: «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и безрезультатным извинением.
  • Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях».
  • Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать Вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом.

Что ещё важно помнить при извинении?

- Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения.

- Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь».

- Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение.

СТЫД - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины (сгорать от стыда, ни стыда, ни совести)

Читают пример на с. 45 уч., рассуждают

Заслушиваются примеры учащихся.

-Испытываем чувство вины.

-Признать свою вину, извиниться.

-Прощать -это значит не держать обиды на другого человека.

-Извиниться перед тем, кого обидел.

-Его тоже будут прощать.

Составляют схему. Записывают  в тетрадь.

Высказывают свои мнения

-Извините, пожалуйста?

-Я не хотел тебя обидеть?

-Мне очень жаль, что так случилось. Обещаю, что это никогда не повторится и т. д.

Читают по очереди.

  • Делайте это искренне.

  • Не оправдывайте свои действия.

  • Примите обязательство измениться

  • Выражайте свои извинения осторожно.

  • Будьте готовы к неловкости и неудобству.

(слайд 7)

(слайд 8)

(слайд 9)

(слайд 10)

(слайд 11)

VII.

Закрепление

1.Игра «Доскажи словечко»

-Легче на душе становится, когда тебя ….  

 -Прощение дает нам свободу от чувства…

-Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам

2. Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их.

 -Доброму человеку бывает стыдно

-Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны 

-Стыд перед людьми — хорошее чувство

-Когда человек краснеет

 -Нет стыда признаться человеку

…прощают

…вины

…обмануть родителей, обидеть младшего, затеять ссору

-но лучше всего стыд перед  самим  собой 

-начинается его более благородное я

-в своей ошибке

 -даже перед собакой

-тем беспечнее к ним относишься

(слайд 12)

Карточки приготовлены заранее

(слайд 13)

VIII.

Домашнее задание

Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях или составить самим рассказ.

Записывают задание в дневник

(слайд 15)

IX. Рефлексия- подведение итогов

урока

+

-

интересно

Работа по таблице Эдварда де Боно .

Плюс-понравилось на уроке,

минус – не понравилось,

интересно- все любопытные факты урока.

Высказывают свои впечатления об уроке.

(слайд 14)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест по теме «Золотое правило нравственности.

1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

                          а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

                           б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

                           в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

                           г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

2) Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

                  а) Потому что это закон государства.

                  б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

                  в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

                  г) Все варианты верны.

3) Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?

                 а) Задуматься о своих поступках.      в) Все варианты верны.

            б) Любить самого себя.                    г) любить людей как самого себя.

4) Какое чувство мешает соблюдать золотое правило нравственности? а) Восторг.                  б) Страх.                в) Уважение.            г) Жалость.

5) Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

                 а) Потому что даёт людям добро и радость

                 б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

                 в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

                 г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

6) Вставь пропущенное слово.

                Как аукнется, так и … . Что … , то и пожнешь.

7) Отметь словосочетания связанные с золотым правилом нравственности.                            

 а) Играть на пианино.                           г) Делиться с другом.

 б) Поддерживать товарища.             д) Ходить на рыбалку.

  в) Бегать  по дороге.                     е) Отзываться на чувства окружающих.

«Ют пиллĕк»

«Чăваш чĕлхи» - 6 класс

Коля васкаса киле таврăнать. Унăн кăмăлĕ хавас.Чăнне каласан Кольăн портфельне уçса паянхи «пиллĕк» çине пăхас килет. «Пиллĕкĕ» вара куç умĕнчех тăрать.

Халиччен Коля вырăс чĕлхипе ытларах «виççĕ илнĕ. Çавăнпа ун килтисене дневникне кăтартас килмен. Паян акă «пиллĕк» класри ĕçшĕн.

Апат хыççăн кĕнеке тытрĕ, анчах Анна часах айкинелле хучĕ.

        -Коля, паян шкулти ĕçсем мĕнлерех сан?

        Коля ашшĕне дневник тыттарчĕ, хăй вара йăл-йăл кулать.

        Ĕнер класра диктант çырнăччĕ…

Ашшĕ Кольăн   пиллĕкне тÿрех асăрхарĕ.

        - Кур-ха мĕн илнĕ эсĕ! – терĕашшĕ. Питĕ аван, ывăлăм, савăнтартăн.

        - Диктант чăнахах та йывăр пулчĕ, - пĕлтерчĕ Коля.

             -Мĕнле вара эсĕ йăнăшсăр çырма пултартăн?

        Манпа юнашар халь Нина Сергеева ларать. Вăл пурне те тĕрĕс çырать.

        -Авă мĕнле иккен!- ăнланчĕ ашшĕ. – Эппин, эсĕ паян хăвăн маар, ют «пиллĕк» илсе килнĕ.

        Коля хĕрĕлсе кайрĕ, унăн кăмăлĕ хуçăлчĕ. Тути ун «ют пиллĕк», «ют пиллĕк» тесе пăшăлтатрĕ.

перевод на русский язык

«Чужая пятёрка»

Однажды Коля возвращался из школы домой счастливым. Обычно он получал по русскому языку только «тройки», но сегодня в его дневнике красовалась «пятерка». После ужина отец спросил его:

- Как у тебя сегодня дела в школе?

Коля взял дневник и, улыбаясь, протянул отцу со словами:

- Вчера мы диктант писали…

Отец увидел его «пятерку».

- Смотри-ка, что ты получил! Очень хорошо, сынок, обрадовал!

- Диктант, действительно, трудный был, – добавил Коля.

- Как ты научился писать без ошибок?

- Со мной теперь сидит Нина Сергеева. Она всегда пишет без ошибок.

- Вот оно что! Тогда ты сегодня не свою, а «чужую пятерку» принес.

Коля покраснел, а губы его шептали: «Чужая пятерка, чужая пятерка».

Использованная литература

1. Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» 4-5 кл. – М. Просвещение, 2010 г.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2010 г.

3. Рассказы Л.Н.Толстого. М. Детгиз, 1991.

4. Андреев И.А., Гурьева Р.И. Чувашский язык. Учебник для 6 класса. – Чебоксары, Чувашкнигоиздат, 2005 г.

5. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г. -795 с.

 6. http://vidabonito.ru/samorazvitie/kak-pravilno-izvinyatsya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...

"Россия - наша родина". Конспект урока по Основам религиозной культуры и светской этике.

Данный урок разработан в соответствии ФГОС НОО и будет полезен учителям, преподающим курс "Основы религиозной культуры и светской этики"....

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Формирование представлений учащихся о православном храме, его значении в жизни человека. На материале храмов Новоселицкого района....

Игровые технологии на уроках «Основ религиозных культур и светской этики» в 4 классе. (из опыта преподавания модуля «Мировые религиозные культуры»)

Методические рекомендации для преподавателей модуля "Мировые религиозные культуры" (4 класс, курс ОРКСЭ). Подборка дидактических игр....