Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"
план-конспект урока по теме
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели:
Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».
Задачи направлены на достижение трёх результатов:
личностные
- формирование у учащихся доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела;
метапредметные
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения.
предметные
- формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное;
- продолжить знакомство учащихся с основными понятиями этики, раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»;
Основные термины и понятия: «добро» и «зло».
Формы организации учащихся:
Работа в группах, индивидуальная работа и общеклассная работа.
Методы обучения: диалог - рассуждение, беседа, словарная работа, самостоятельная работа с пословицами, коллективное исполнение песни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_dobro_i_zlo.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Светская этика»
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Степанцевская средняя общеобразовательная школа» Сидорова Светлана Николаевна.
Тема урока: « Добро и зло»
Урок №9 по теме «Добро и зло»
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели:
Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».
Задачи направлены на достижение трёх результатов:
личностные
- формирование у учащихся доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела;
метапредметные
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения.
предметные
- формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное;
- продолжить знакомство учащихся с основными понятиями этики, раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»;
Основные термины и понятия: «добро» и «зло».
Формы организации учащихся:
Работа в группах, индивидуальная работа и общеклассная работа.
Методы обучения: диалог - рассуждение, беседа, словарная работа, самостоятельная работа с пословицами, коллективное исполнение песни.
Учебное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация, электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики».
Ход урока
1.Организационный момент (слайд 2)
Доброе утро! Возьмитесь за руки!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем-всем добрый день!
И работать нам не лень!
- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. А хотите начать работать прямо сейчас? (Да). Садитесь, пожалуйста. У нас есть волшебные слова.
Повторяем правила работы на уроке (слайд 3)
Понапрасну не болтай.
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придет на помощь друг.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны царицы –ЭТИКИ.
2. Введение в тему
– Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему (слайд 4).
Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы закончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди до сих пор стали делиться на две группы.
- Ребята, как вы поняли из притчи, на какие группы разделились люди? (Ответ детей).
Так на свете появилось добро и зло.
- Так о чем сегодня пойдет разговор на нашем уроке?(слайд 4)
2. Целеполагание
- Ребята, попробуйте сформулировать цели нашего урока? (слайд 5)
3. Актуализация знаний.
- Понятны ли вам слова добро и зло?
- Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
(Ответы детей)
- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь? (слайд 6)
В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.
- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?
- Какое отношение вызывают у вас злые люди?
4. Создание проблемной ситуации.
Проблемный вопрос: «Почему каждый человек должен уметь различать «добро» и «зло»?» (слайд 7)
5.Изучение нового материала.
- Работа в группах (слайд 8)
- Итак, ребята, мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Что такое добро и зло вы определите сами, работая в группах, пытаясь ответить на проблемный вопрос урока. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал рабочей тетради. На подготовку – 10 минут.
1 группа.
Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла.
При подготовке используйте материал рабочей тетради(стр.29-33), собственные наблюдения, иллюстрации.
План работы:
- Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником, кто с иллюстрациями).
- Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
- Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).
2 группа.
Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра.
При подготовке используйте материал учебника (стр. 29-33), собственные наблюдения, иллюстрации.
План работы:
- Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником, кто с иллюстрациями).
- Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
- Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).
3 группа.
Каким русским словам дает начало слово «добро»?Подобрать однокоренные слова к слову «добро»
Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником.
4 группа.
Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.
Добро | Зло |
5 группа
Придумать на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека
д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;
Физминутка (слайд 9)
Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики.
6. Выступление представителей групп. Диалог-рассуждения (слайды 10-14 )
- Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро), а какой поступок мы называем злым?
Вывод (запись в тетрадь).
- Добрые поступки, те, которые помогают нам жить дружно, уважать друг друга, оказывать помощь, приносить радость. А злые поступки те, которые приносят нам боль, страдание, разочарование, мешают нам счастливо жить.
7. Словарная работа(слайд 15)
- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
-Ребята, вы согласны с данными определениями добра и зла?
9. Закрепление.
Составление синквейна (слайд 16).
Добро – дружелюбный, отзывчивый – сострадать, помогать, жалеть – Неси добро на радость людям – Милосердие.
10. Итог урока (слайд 17).
- Ребята, так как вы различаете добро и зло?
- Как вы думаете, почему важно различать добрые и злые поступки?
-Трудно ли быть добрым? А как можно стать добрым человеком?
Вам поможет памятка «Как стать добрым человеком?» (слайд 18)
- Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
- Будь добр к людям!
- Учись добру у добрых!
- Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
- Не причиняя зла, добрей становишься.
10. Рефлексия (звучит песня «Дорогою добра»)
Заполнение таблицы ЗУХ (слайд 19)
знаю | узнал (а) | хочу узнать на следующем уроке |
11. Домашнее задание (слайд 20)
Выбери то задание, которое вам больше нравится и выполни его.
- Нарисовать рисунок по теме “Улица добра”.
- Написать сочинение – рассуждение по теме “Спешите делать добро”.
- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий
пересказ.
- Сделать доброе дело.
- Дополнить памятку «Как стать добрым человеком»
- Найти пословицы высказывания о добре и зле и объяснить их смысл.
- Мудрые мысли о добре и зле.
Литература
- Основы светской этики - учебное пособие.
- Толковый словарь Ожегова онлайн http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9211 http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=6740
3.Музыка. http://www.sefon.ru/mp3/Детские_Песни/Песенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по курсу "Основы религиозной культуры и этики". "Основы православной культуры".
Урок-концерт по "Основам православной культуры". Заключительный урок курса....
Конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Тема: "Семейные праздники».
Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности ...
Конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Тема: "Семейные праздники».
Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности ...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...
Разработка урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этике" на тему: "Православные храмы города Рассказово"
Разработка урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этике" на тему: "Православные храмы города Рассказово"...
Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс
Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....