Конспект урока "Добродетельи порок". Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс.
методическая разработка по истории по теме
Конспект урока "Добродетель и порок". Основы религиозных культур и светской этики.4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kupalova_o.n._konspekt_uroka_po_orkse.docx | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Казанцевская основная общеобразовательная школа»
Основы светской этики класс 4
Тема урока: Добродетель и порок
Цель урока: формирование представления у учащихся о понятиях добродетель и порок.
Задачи:
образовательные:
Дать представления о том, как связаны между собой добродетель и добро, порок и зло.
Определить вместе с учащимися какие поступки и качества людей являются добродетельными, а какие порочными.
воспитательные:
Помочь учащимся увидеть друг в друге добродетельные черты, а в самих себе индивидуально – положительные и отрицательные качества и самим выработать рекомендации по их исправлению.
развивающие:
Развивать у учащихся умения высказывать и обосновывать свою точку зрения и уважение к другим мнениям.
Оборудование:
- запись на доске «Добродетель», «Порок»;
- учебник, иллюстрации;
- книги со сказками «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев»
Виды деятельности:
беседа;
работа в группе;
индивидуальная деятельность;
самостоятельная работа с источниками информации
Ход урока
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Организационный момент | Приветствие учителем обучающихся, эмоциональный настрой и мотивация на урок. | Здравствуйте ребята, Улыбнёмся друг другу. Сядьте удобно и повторяйте за мною: Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. | Обучающиеся рассаживаются на свои места и повторяют слова учителя. | |
Постановка цели урока | Установить тему урока | Еще в далекие-далекие времена люди, уже научившиеся различать добро и зло, разделили свои качества на хорошие и плохие. Первые они назвали Добродетелями, а вторые Пороками. Вот о них мы и будем говорить сегодня на уроке. Запишите в тетради тему урока «Добродетель и порок» | Записывают тему урока. | |
Объяснение нового материала. А) Введение понятия добродетель. Б) Беседа с обучающимися В) Работа с текстом «Обыкновенный человек» (Приложение) Г) Введение понятия порок. | Учить определять какие качества людей являются добродетельными, положительными. Развивать у учащихся умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Учить определять какие качества людей являются порочными, отрицательными | Обратите внимание, на доске записано слово «Добродетель». Подумайте, что обозначает это слово. Какую деятельность мы назовем доброй? Объясните, почему старик не признал первых двух путников настоящими людьми? Можно ли третьего прохожего считать добродетельным человеком? Аргументируйте свой ответ. Как вы думаете что означает слово «порок»? | Варианты ответа: добро делать, добрые дела, добрая деятельность… Варианты ответа: ту, которая несет человеку и людям добро, делает лучше, приносит пользу. Варианты ответа: жадность, зависть, злость, равнодушие, нечестность, желание навредить другим людям. | Подвести итоги и записать в тетрадь определение. Добродетель - это положительное нравственное свойство характера человека. Обобщить ответы учащихся: Добродетельным каждый из нас должен быть, в первую очередь, в делах – только по ним можно судить о человеке. Выслушать мнение учащихся при необходимости откорректировать Обобщить ответы учащихся и записать определение. Порок – недостаток, изъян, заслуживающий порицания, осуждения. |
Закрепление материала Работа в группах (по 4 человека) | Закрепить умение учащихся определять положительные и отрицательные качества. | Запишите в тетрадях в столбик те качества, которые вы считаете добродетелью, (на выполнение задания дается две-три минуты). А теперь запишите в тетради в другой столбик те качества, которые вы считаете пороком (на выполнение задания дается две-три минуты). Возьмите карандаши или фломастеры и обведите записанные вами качества определенными цветами (на выполнение этого задания отводится 2-3 минуты). Ребята, у нас около доски книги со сказками. Назовите их. Перечислите добродетельные качества, которыми обладают главные героини из сказок «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев». А есть ли в этих сказках отрицательные герои? Назовите порочные поступки мачех их родных дочерей из этих же сказок. | Варианты ответа: любовь, верность, трудолюбие, справедливость, смелость, чувство меры, уважение, почтительность, взаимопомощь, отзывчивость, милосердие. Варианты ответов: зависть, эгоизм, жестокость, пьянство, лень, лицемерие, высокомерие, легкомыслие, пьянство, безразличие, праздность, глупость, хамство, непослушание, лживость, злопамятность. | По истечению времени учитель предлагает учащимся зачитать свои ответы. Выслушать ответы учащихся какими цветами они выделили положительные и отрицательные качества. Почему? Обсудить с учащимися как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок. |
Рефлексия | Контроль и оценивание действий учащихся | Понравился ли вам сегодняшний урок? Какое задание для вас было наиболее интересным? Что больше всего понравилось на уроке? | ||
Подведение итогов. | Определить степень усвоения учащимися нового материала. | Ребята, время нашего урока подходит к концу, а потому самое время подвести итоги. Продолжите мысль: «добродетельный человек – это…» | Варианты ответы: тот, кто совершает хорошие поступки; тот, кто старается делать добро окружающим людям; тот, кто поступает по совести; который стремится помогать людям; который старается избегать зла; тот, поступки которого соответствуют его словам. | |
Задание на дом | Повторить изученный материал. | Прочитать материал параграфа №5 (стр. 30-32), ответить на вопросы на стр. 32; составьте рекомендации по исправлению какого-нибудь порока, за советом обратитесь к родителям, их жизненному опыту. |
Приложение
Обыкновенный человек
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят старика.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро.
Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек? – спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой человек. Он достал из машины ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро и поехал дальше.
- Что это за человек? – спросил деда внук.
- И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек? – спросил внук.
- Обыкновенный, - ответил дед.
В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...
"Россия - наша родина". Конспект урока по Основам религиозной культуры и светской этике.
Данный урок разработан в соответствии ФГОС НОО и будет полезен учителям, преподающим курс "Основы религиозной культуры и светской этики"....
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»). ...
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....
РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс
РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс...