КОНФЛИКТОЛОГИЯ
методическая разработка по теме
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ И УЧЕБЫ АКТИВА ПО ТЕМЕ: "КОНФЛИКТОЛОГИЯ. ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРИОБРЕТЕНИЮ ДЕТЬМИ БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konfliktologiya_ucheba_aktiva.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБЫ АКТИВА
на тему: «Конфликтология. Игры, способствующие приобретению детьми опыта бесконфликтного общения.»
Разработала: Матвеева С.В.-
педагог- организатор, II кв. кат
Казань 2012г.
Тема занятия: «Конфликтология. Игры, способствующие приобретению детьми опыта бесконфликтного общения: «Песня», «Тропинка», «Печатная машинка»»
Цель занятия:
- умение разрешить конфликтные ситуации с помощью игры,
- формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
Задачи:
Определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».
Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.
Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.
Рассмотреть игры, способствующие приобретению опыта бесконфликтного общения
Рефлексия. Самоанализ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
1 Приветствие
2. Вводная часть
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема сотрудничества и взаимодействия, которой занимается наука Конфликтология. В настоящее время Конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.
Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.
Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель- показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации и на примере игры попробуем разрешить конфликтную ситуацию.
3.Основная часть.
- Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт.
Положительно не знаю отрицательно
- Учащиеся садятся по группам.
И так Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели , интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап- это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.
Разрешение конфликта.
- конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
- деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)
-Хотелось бы , чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть, как позитивные так и негативные.
Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения…
Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться , чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.
Причины конфликтов : борьба за лидерство, психологическая несовместимость, не подтверждение ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.
Правила предупреждения конфликтов:
Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,
Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать» на его место.
Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
- Чтобы вовремя избежать конфликтной ситуации надо уметь управлять своими чувствами. Предлагаю Вам выполнить следующее упражнения:
Упражнение 1
« Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
Упражнение 2 «Конфликтная ситуация»
Разыграйте следующие ситуации в своих группах с позиции 3 – х птиц:
Голубь – вступает в конфликт и старается решить его мирным путём, не причиняя ни кому вреда.
Страус - прячет голову в песок, уходит от конфликта.
Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу.
Упражнение 3 «Две Ситуации»
- Даны две ситуации, каждой из групп предоставляется возможность своим путем выйти из конфликтной ситуации
Ситуация.1 Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало занятий в спортивной секции, и она не хочет опаздывать.
Ситуация.2 Три друга, живущих по соседству купили сообща компьютерный диск с интересной игрой. В первый же день между ними произошёл конфликт, так как каждому хотелось подольше поиграть в эту игру.
-Обсуждение решений каждой из групп
- А теперь на примере игр представляется возможность, приобрести опыт бесконфликтного общения и умение найди общий язык друг с другом!
- Игра «Печатная машинка»
Можем ли мы слаженно работать в группе? Давайте проверим. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной вам песни или стихотворения. Например: «Буря мглою небо кроет…». Каждый по очереди произносит по одной букве слова («Б-У-Р-Я»). В конце слова – все встают, на знак препинания – топают ногой, а конце строки – хлопают в ладоши. Еще одно условие игры: кто ошибается – выходит из игры, покидает кресло, становится у доски. Начинаем по кругу. Итак, первый участник произносит первую букву, второй – вторую и т.д. Не забывайте о знаках препинания. Начали! Ну, а сейчас можно оценить, кто у нас вышел в победители. Ведущий, вам слово! Спасибо, на этом игра закончена.
- Игра «Песня»
Внимание, располагайтесь на своих местах удобнее. Вперед выходит только ведущий. Кто хочет быть ведущим, пожалуйста, выходите быстрее вперед. Итак, сейчас попробуем спеть все вместе, хором. Для начала споем песню, которую, наверное, знают все: «Улыбка» или «Голубой вагон». По первому хлопку ведущего все громко начинают петь, по второму хлопку – пение продолжается, но только мысленно, про себя, по третьему хлопку – вновь поют вслух. Итак, несколько раз, до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Тот, кто ошибается, выходит вперед и предлагает всем спеть какую-либо другую широко известную песню. Повторим так несколько раз. Итак, первый хлопок ведущего – все поют слаженно и громко, второй – поют про себя, третий хлопок – вновь стараются петь громко – и все вместе. Ведущий может помочь всем остальным, дирижируя свободным хором, особенно в те моменты, когда участники поют мысленно. Итак, песня. Начали! Спасибо всем.
- Игра «Тропинка»
Встаньте все, выстройтесь в затылок за ведущим. Участники идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит вообразимые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. По хлопку ведущий становится в хвост змейки, а второй в змейке становится ведущим. Когда все побывают в роли ведущего, оценим самого оригинального ведущего. Итак, повторяем движения ведущего, переходя через воображаемые препятствия змейкой. Начали. Спасибо! Закончим.
4.Подведение итогов. Рефлексия
Беседа: - Что нового вы узнали для себя сегодня? - Изменилось ли ваше мнение о конфликте? - Как вы оцениваете свое поведение в конфликтной ситуации?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфликтология. Способы разрешения и предупреждения конфликтов
Конфликт - динамически сбалансированное воздействие, осуществляемое двумя или более субъектами на основе несовпадения интересов, целей, методов и способов их достижения....
Конфликтология
Вопросы конфликтов на уроках...
Занятие по конфликтологии в коррекционной школе (YIII вид)
Разработка занятия по конфликтологии для старших классов коррекционной школы (YIII вид)...
Программа элективного курса "Давай договоримся! Основы конфликтологии"
Программа развивающего курса «Давай договоримся!», призвана помочь учащимся методам бесконфликтного общения. Как бы хорошо не был воспитан и обучен ребенок, к какому социальному статусу бы он не прин...
Программа по конфликтологии для 8 класса
Программа расчитана на учащихся 8 класса....
Конфликтология
КОНФЛИКТОЛОГИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕКонфликтология — теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин конфликтов, разработка методов их практич...