Конфликтология
учебно-методический материал (9 класс)

КОНФЛИКТОЛОГИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Конфликтология — теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения. Как любая наука, конфликтология выполняет одну из важных функций — познавательную. Этому служат фундаментальные теоретические изыскания, позволяющие вырабатывать методологические принципы познания социальных и психологических процессов, а также обобщать значительный фактический материал эмпирических исследований в области конфликтологии.

В настоящее время разработка теории конфликта ведется в русле конфликтологической парадигмы, ориентирующей массовое сознание на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности. Конфликты рассматриваются как нормальное явление для любой человеческой общности, при этом подчеркивается необходимость познания их природы и причин образования, выработки возможных путей предупреждения и преодоления.

Характерной чертой конфликтологии является единство теории и практики. Значительная часть отечественных и зарубежных исследований по конфликтологии ориентирована на решение практических проблем. На первое место выступает прикладная функция конфликтологии, дающая конкретную информацию для выявления «болевых точек» социума, типичных причин происходящих в нем конфликтов. Изучение источников и мотивов конфликтного поведения людей ведет к дальнейшему познанию причинно-следственного механизма конфликтов, выявлению условий их возникновения и упреждения, выработке конкретных рекомендаций по регулированию и разрешению конфликтов.

Гуманистическая функция конфликтологии заключается в том, что ее изучение и применение полученных знаний способствуют улучшению общения между людьми, формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Приоритетные проблемы современной конфликтологии. Исследования в области конфликтологии связаны, во-первых, с разработкой теоретико-методических проблем, состоящих в обосновании принципиальных подходов к изучению конфликтов и в обеспечении соответствующего понятийного аппарата, во-вторых, с разработкой организационно-методических и технологических вопросов, обеспечивающих практическую применимость конфликтологической теории.

Наиболее актуальными являются следующие направления исследовательских и прикладных усилий отечественных конфликтологов:

  • 1) выявление условий и способов упреждения и разрешения конфликтных ситуаций в различных социумах современного российского общества;
  • 2) обоснование необходимости формирования гуманитарнотехнологических служб, способных осуществлять мониторинг гражданского самочувствия людей, а также обучение подрастающего поколения в духе конфликтологической парадигмы и соответствующей ей жизненной позиции посредством специализированных образовательных программ и тренингов;
  • 3) разработка разнообразных дидактических форм обучения педагогов, особенно руководителей учебных заведений, конфликтологии, проведение соответствующего ликбеза среди родителей учащихся, оказание им педагогической помощи в улучшении общения в семье.

Актуальность названных направлений конфликтологии обусловлена многими объективными и субъективными факторами современной жизни российского общества. Слабая разработанность конфликтологии, в том числе и педагогической, нехватка отечественной литературы по теории и особенно технологии упреждения и преодоления конфликтов, недостаточная профессиональная оснащенность ими современных педагогов — все это негативно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса в школе. Отсюда актуальность теоретико-прикладных изысканий в области конфликтологии, основательное изучение литературных источников по конфликтологии.

Сегодня отечественная конфликтология переживает период перехода от первоначального накопления своего теоретического и эмпирического материала к объединению усилий занимающихся конфликтологией людей. Реальной основой для ее становления и дальнейшего развития являются развертывающиеся на наших глазах острые социальные конфликты, выражающие современное кризисное состояние российского общества. Причие для возникновения на различных уровнях экономических, политических и духовно-ценностных конфликтов более чем достаточно: резкое снижение жизненного уровня основной части населения, разрушение производственных связей и структур, жесткая конкуренция, изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспитания, существенные сдвиги в области культурных ориентаций всей общественной системы, осложнение криминогенной обстановки.

Вопросы конфликтологии в политической сфере связаны с переходом к рефлексирующей политике, суть которой в превентивном учете интересов противоположных сторон; с организацией переговорного процесса, посредничеством в конфликте. На бытовом уровне это разрешение конфликтных ситуаций в повседневной жизни, в семье, проблема «отцов и детей», психокоррекция собственных интересов. В управленческой деятельности основы конфликтологии включают в себя ряд вопросов управленческой психологии и управленческой этики, производственной педагогики, деловой риторики и ортобиоза. Рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций с учетом особенностей школьного социума, формированию благоприятного морально-психологического климата, методика индивидуального консультирования, учет личностного компонента в конфликте крайне необходимы современным педагогам.

Многие процессы общественной жизни, в том числе в педагогической или управленческой деятельности, требуют решения проблем формирования человеческих отношений. Поэтому важное значение сегодня имеет внедрение в повседневную практику технологий «конструирования» здорового социума, утверждения нормальных взаимоотношений его формальных и неформальных структур. Одним из действенных способов предупреждения конфликтов является оптимизация всех форм общения, оказание психологической и педагогической помощи тем, кто в силу различных жизненных обстоятельств, своего духовного состояния в этом нуждается. Повышенный интерес вызывает дальнейшая разработка вопросов адаптации новых работников к социально-психологическим условиям коллектива, регулирования процессов идентификации и интеграции, т.е. достижения психологической совместимости людей и комфортности их межличностного общения. Особо актуальны социально-психологические исследования гражданского самочувствия различных слоев населения, создание и функционирование гуманитарно-технологических служб.

Современная цивилизация во многом способствует состоянию социальной перенапряженности, созданию ситуации жизненного вакуума, что приводит ряд людей к потере интереса к жизни, к психической травме, к внутренней конфликтности. Практически одномоментно разрушились ценности и ориентиры как стратегического, так и повседневного уровня общественного сознания. В связи с этим возникает острая необходимость в профессиональной помощи, способствующей ориентации личности в переходный период. Резко возрастает роль тех организаций или специалистов, которые помогают в разрешении конфликтных вопросов современной жизни, занимаются проблемами личностного роста.

Требованием времени является обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение каждым руководителем норм профессиональной этики. Не случайно в профессиональную компетентность любого руководителя входит социально-психологическая компетентность, предполагающая набор определенных знаний и умений. Руководитель должен уметь распознавать и учитывать психологические характеристики личности и социальных групп, выявлять «звезд» коллектива и включать их в самоуправление, владеть эффективными и доступными методами морального воздействия. Особый интерес представляет этическая экспертиза, широко применяемая при разборе конфликтов, возникающих в коллективе. Чем грамотнее она проведена, тем четче определяются причины и нравственная ответственность участников конфликтной ситуации.

Исследования зарубежных ученых. Объективное исследование конфликтов, возникающих на российской почве, с учетом специфики российской действительности и менталитета невозможно без знания теоретических концепций, разработанных в мировой науке. В связи с этим определенный научно-исследовательский интерес представляют приоритетные направления конфликтологии в зарубежных исследованиях.

Одну из концепций, связанных с понятием конфликта, рассматривал еще Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Он считал, что государство, общество первично, оно существует от природы, а человек — существо общественное, политическое. В самой природе человека, по его мнению, заложена способность к сотрудничеству с другими людьми. В обществе происходит деление на людей властвующих и подчиняющихся. Это Аристотель относит к естественным законам природы. В связи с этим в качестве важнейших источников конфликтов, или распрей, философ рассматривал имущественное неравенство людей и неравенство получаемых ими почестей. Причиной распрей, как он считал, бывают, с одной стороны, также наглость, превосходство, презрение, чрезмерное возвышение; с другой стороны — происки, пренебрежительное отношение, мелкие унижения, несходство характеров. От неравенства между людьми избавиться практически невозможно. Можно лишь с помощью справедливого государства добиться меры в распределении различного рода благ, почестей, участия во власти и тем самым создать предпосылки для более гармоничной жизни.

В XVI в. английский мыслитель Т. Гоббс высказал мысль о том, что естественное состояние общества — это «война всех против всех». Говоря, что природа создала людей разными в отношении физических и умственных способностей, он выделил три основные причины конфликта:

  • 1) соперничество;
  • 2) недоверие;
  • 3) жажда славы.

Чтобы избежать самоуничтожения, люди, по мнению Т. Гоббса, заключают между собой договор, в результате чего — образуется государство, основной функцией которого является обеспечение интересов самосохранения людей и возможность насильственного преодоления конфликтов.

Один из родоначальников современной теории конфликтов Г. Зиммелъ посвятил проблемам конфликтологии свои основные труды. В первой четверти XX в. немецкий философ впервые ввел в научный оборот понятие «социология конфликта». По мнению Г. Зим- меля, гармоничное общество немыслимо без такого универсального механизма социального развития, как конфликт. Он считал, что «конфликт очищает воздух» и является важной и необходимой предпосылкой для развития общества.

Проблема конфликта при объяснении социальных процессов и изменений занимает доминирующее место в теориях Р. Дарендорфа, М. Вебера, Э. Дюркгейма.

По мнению Р. Дарендорфа, вступление в XX в. в постиндустриальное общество снижает значение классового конфликта. Он считает конфликт исходной клеточкой социальной жизни. Таким образом, конфликт не является противоположностью порядка. «Мир не есть отсутствие конфликта. Конфликт есть неизбежная часть повседневной жизни — внутренний, межличностный, межгрупповой и международный конфликт. Мир состоит в созидательном общении с конфликтом. Мир есть рабочий процесс разрешения конфликтов таким образом, что обе стороны побеждают, исходом конфликта и его разрешения является увеличивающаяся гармония. Разрешение является мирным, если участники желают более полной кооперации и способны ее осуществлять». По мнению Р. Дарендорфа, использование применительно к конфликту термина «регулирование» гораздо точнее передает суть вопроса. Понятие «разрешение конфликта», по его мнению, вводит в заблуждение, поскольку «отражает социологически ошибочную идеологию, согласно которой полное устранение конфликта возможно и желательно». Р. Дарендорф предложил классификацию конфликтов, подробно рассмотрел условия успешного регулирования конфликтов, функционирование специальных институтов и процедурные аспекты регулирования конфликтов (примирение, посредничество, арбитраж). Интересна его мысль о том, что ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям. Данная точка зрения на роль конфликта в обществе стала преобладающей в современной западной конфликтологии.

Проблема конфликта пронизывает главные направления исследования (политику, религию и экономику) немецкого социолога М. Вебера. С его точки зрения, общество — это арена действия борющихся между собой статусных групп, каждая из которых имеет свои экономические интересы, амбиции, понимание мира и других людей. Такие коллективные образования, как государство, нация, семья не функционируют, не поддерживают себя; главное — это изучение сознательного поведения индивидов в обществе. С одной стороны, определенные конфликты, в основе которых находятся противоположные конечные ценности, не могут быть устранены никакой аргументацией, ибо они совершенно несовместимы друг с другом в мировоззренческом смысле, с другой стороны, это отнюдь не означает, что общество характеризуется постоянной нестабильностью. В своих исследованиях М. Вебер показал, что статусные группы могут становиться носителями культуры.

В концепции Э. Дюртсгейма и в теории его последователя Д. Трумена внимание сосредоточено на разработке механизмов индивидуализации и дисперсии (распыления) конфликтов. Согласно их воззрениям, конфликты возникают из-за различий в ориентации и деятельностных установках самих людей. Следовательно, разрешение конфликтов (арбитраж и баланс интересов) следует находить именно в отдельных индивидах.

Американский социолог Т. Парсонс рассматривает конфликт в первую очередь как «бедствие». Он считает, что дилемма частного и общего интереса, выбора между эмоциональной включенностью в совершаемое действие и эмоциональной нейтральностью, дилемма достижения результата деятельности и выполнения заданных правил действия, вопрос о конкретном способе удовлетворения потребностей — все это является основанием внутриличностных конфликтов, которые разрешаются на основе ценностных ориентаций личности.

При определенных условиях они могут превращаться в зоны социальной напряженности и в конфликты, разрешение которых требует более высокого уровня.

В середине 70-х годов XX в. на Западе появилась когнитивная концепция происхождения конфликтов (Л. Фестингер, Г. Магни и др.), согласно которой причина конфликтов кроется в противоречивости познавательных стратегий, используемых сторонами при решении обоюдозначимых проблем. Конфликт возникает при неоднозначной оценке ситуации разными людьми как несоответствие между тем, что человек знает, и тем, что он делает. Когнитивная концепция делает упор на изучение конфликтов в сфере сознания, мотивационная — в сфере предметной деятельности человека.

Существенными чертами названных концепций являются их эмпиризм и направленность в основном на субъективную сторону конфликтов. Изучается сам конфликт, но не выявляется его природа как обострение противоречий.

Среди основных направлений изучения конфликта в западной психологии следует особо выделить:

  • ? социометрическое (Дж. Морено);
  • ? динамическое (К. Левин);
  • ? психоаналитическое (3. Фрейд, К. Юнг, А. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм).

Практический интерес представляют первые два направления.

По мнению Дж. Морено, межличностные конфликты возникают из-за эмоциональных предпочтений, антипатий между людьми. Он разработал метод быстрого, многократного и массового обнаружения и анализа картины взаимоотношений, психологического климата в коллективе. С помощью социометрического метода фиксируются эмоциональные предрасположения членов коллектива друг к другу, симпатии, антипатии, безразличие. Однако абсолютизация столкновения, предложение заменить социальные столкновения, объективные общественно-экономические причины конфликтов «социометрической революцией», организовать людей в соответствии с их взаимной симпатией или антипатией, свести причины всех конфликтов к психологическим помехам в коммуникациях вызывают справедливую критику теории Дж. Морено.

Существенное влияние на исследование конфликта оказали идеи немецкого психолога К. Левина, рассмотревшего понятие конфликта, механизм его возникновения, основные типы конфликтных ситуаций. Конфликт «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные, одновременно воздействующие силы примерно равной величины». По мнению К. Левина, основой конфликта являются психические состояния личности (фрустрация, напряженность, дискомфорт), отражающие степень неудовлетворенности объектами окружающей среды, на которые направлены потребности личности. Такой подход к конфликту основан на теории поля. «Жизненное пространство» — совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время. Единое психологическое поле охватывает и личность, и окружающих человека людей, и предметы. «Вокруг нас,— пишет К. Левин,— существует мир предметов, который обладает определенной валентностью». Валентность — это свойство объекта привлекать или отталкивать человека. Конфликт возникает тогда, когда нарушается равновесие между индивидом и средой, когда силовые поля предметов в психологическом пространстве человека пересекаются. В соответствии со своей концепцией К. Левин рассматривает три типа конфликтов:

  • 1) человек находится между двумя положительными валентностями примерно равной величины;
  • 2) человек находится между двумя примерно равными отрицательными валентностями;
  • 3) человек сталкивается с объектом, имеющим одновременно отрицательную и положительную валентность.

По мнению К. Левина, этими тремя ситуациями выбора может быть описан любой внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт он рассматривает как конфликт между собственными и вынуждающими силами, т.е. как возникновение объективного противоречия между собственными потребностями человека и внешней средой. Привлекательность теории конфликтов К. Левина заключается в том, что он связал внутренний мир человека и внешний мир. Внешние воздействия приводят человека в состояние внутриличност- ного конфликта, в свою очередь приводящего к определенной активности, которая может способствовать порождению межличностного конфликта.

Таким образом, взгляды ведущих зарубежных ученых, занимающихся проблемами конфликтологии, не оставались неизменными. В разные временные периоды они уделяли внимание различным аспектам социологической и психологической проблематики конфликта. Изучение концепций зарубежных исследователей позволяет признать их существенный вклад в развитие теории конфликта, в обоснование ряда интересных методологических подходов, которым конфликтология обязана своим успешным становлением.

Исследования отечественных ученых. В трудах отечественных ученых немало оригинальных теоретико-методологических находок, имеющих прямое отношение к рассматриваемой здесь проблеме. Их осмысление и соотнесение с наработками западных ученых, творческая адаптация к особенностям реальных условий жизнедеятельности России имеют важное научно-исследовательское значение. Несмотря на то что мировой опыт в области конфликтологии связывают, как правило, с научными разработками исследователей Запада, первые попытки в изучении конфликтов принадлежат России.

В 1930 г. была опубликована одна из первых работ по конфликтологии. Ее автор А.Р. Лурия рассмотрел конфликт как самостоятельное психологическое явление. В своей работе «Экспериментальные конфликты у человека» психолог выделил три типа конфликтов:

  • 1) конфликт, вызванный необходимостью выбора человеком одного из двух приятных вариантов жизненной ситуации;
  • 2) конфликт, вызванный необходимостью выбора между двумя приблизительно равными неприятными возможностями;
  • 3) конфликт, вызванный необходимостью выбора между приятным и неприятным вариантом жизненной ситуации.

А.Р. Лурия моделирован конфликты темпов и конфликты установок, опираясь на элементы метода «ошибок», который использован в своих физиологических опытах И.П. Павлов, а также разработал ряд экспе- риментапьных ситуаций для изучения внутриличностного конфликта.

Большое значение в 30—40-е годы XX в. имели научные труды одного из теоретиков советской педагогики А. С. Макаренко. В основных положениях его работ нашли отражение глубокие педагогические, психологические и социально-философские мысли. С точки зрения конфликтологии интерес вызывают основные принципы развития личности, на которых построена вся система воспитания педагога. Это «закон движения коллектива», «система перспективных линий» (или «организация завтрашней радости»), которую А.С. Макаренко считал истинным стимулом человеческой жизни. Основанный на глубоком знании детской психологии, один из приемов коллективного действия — «метод взрыва» — впервые был разработан А.С. Макаренко. «„Взрывом" я называю доведение конфликта до последнего предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволюции, ни для какой тяжбы между личностью и обществом»,— писал он.

Психологическим содержанием «метода взрыва» явилась ставка на быстрейшее и коренное изменение «дефективного» сознания, на рождение перспективных устремлений в результате перестройки мотивов. А.С. Макаренко считал, что в коллективе бывает очень много разных степеней конфликтности, от близких к пределу противоречий до мелких трений. «Взрывной маневр» — вещь очень болезненная и педагогически трудная, а потому не следует постоянно нервировать и утомлять коллектив. Необходимо выбирать из общей цели конфликтных отношений самое яркое и убедительное. Эмоциональное внушение коллектива, выражение конфликта в различных формах (в формах отношения коллектива, осуждения и др.) является, по мнению

A. С. Макаренко, тем «категорическим императивом», в результате которого личность действительно взрывает в себе очень многие искаженные представления и формирует новые.

В 1950—1960 гг. разработка проблемы конфликта носила разрозненный, фрагментарный и преимущественно прикладной характер. В эти годы в центре внимания исследователей находился внутрилич- ностный конфликт.

Для конца 60-х годов характерно выделение конфликта как важного и относительно самостоятельного объекта изучения.

Среди научных работ, центральной проблемой которых является проблема личности, выделяются труды известного психолога

B. С. Мерлина, который считал, что психологические конфликты являются одной из специфических форм развития личности. Они (конфликты) возникают только при неудовлетворении системы мотивов достаточной степени широты, а исход психологических конфликтов и пути восстановления личности зависят от иерархии этих мотивов.

Большой интерес представляют методы и принципы исследования свойств личности, описанные В.С. Мерлиным и имеющие непосредственное значение для теории и практики воспитания нового человека. Как пишет В.С. Мерлин, такой метод, как формирующий воспитательный и психотерапевтический эксперимент успешен при решении каких-либо психологических конфликтов, например, в школе при острых проявлениях дефектов поведения. Перед педагогом стоит задача помочь человеку в решении конфликта и в восстановлении его личности. Разрешается эта задача посредством специфических индивидуальных приемов воздействия и условий эксперимента. Успех достигается в том случае, если воспитанник осознает отрицательные стороны своей личности как существенные и будет активно стремиться преодолеть их с помощью педагога или психолога.

Необходимым условием применения «клинического метода», по мнению В.С. Мерлина, является самонаблюдение, т.е. словесный отчет, через который происходит раскрытие субъективных переживаний воспитанника, способствующий его самооценке. Исследуя личность, важно понять, каким человек хочет казаться и каков он на самом деле.

К середине 70-х годов произошел переход к исследованию межличностных конфликтов и конфликтов в отдельных коллективах. Поскольку считалось, что в социалистическом обществе отсутствуют объективные условия для возникновения конфликтов, внимание в основном было сосредоточено на социально-психологической характеристике межличностного взаимодействия в рамках группы или коллектива, влиянии конфликта на жизнедеятельность личности и коллектива.

Одной из первых отечественных работ, в которой признавалась закономерность существования конфликтных взаимоотношений в коллективе, а следовательно, необходимость в поиске их конструктивного разрешения, была книга российского ученого В.М. Шепеля «Руководитель и подчиненный. Конфликтные ситуации и их решение». В ней были рассмотрены три группы конфликтных ситуаций, связанные:

  • 1) с этикой взаимодействия;
  • 2) педагогикой действия;
  • 3) психологией конфликта.

Анализируя конкретные типовые ситуации, возникающие в практике руководства хозяйственных организаторов и производственных коллективов, В.М. Шепель выработал основные теоретические принципы и логику практического решения конфликтных ситуаций.

Современная конфликтология — это учение, которое сложилось благодаря научному аппарату, разработанному в последние десятилетия такими видными специалистами, как А.Я. Анцупов, А.И. Донцов, Е.М. Дубовская, Р.Л. Кричевский, В.Н. Кудрявцев, Э.А. Орлова, Л.А. Петровская, Л.Б. Филонов. Появились научные труды методологического и теоретического характера, основанные на осмыслении накопившегося эмпирического материала.

В 80-е годы доминировало изучение межличностного конфликтного взаимодействия, его сущности, поведения конфликтующих сторон, получила признание субъективно-объективная природа конфликтов. Для этого периода характерно дифференцированное изучение конфликтов и поиск их оптимальных решений в различных сферах человеческой деятельности.

В конце 80-х и 90-х годов наблюдается резкий качественный скачок в исследовании проблем конфликтологии. Этот период характеризуется формированием различных подходов к изучению конфликтов, одновременно разработкой общей теории конфликтов и вниманием к проблеме прикладного характера, оказанием помощи в разрешении конфликтных ситуаций на практике. В центре внимания исследователей — управление конфликтом, включающее анализ вопросов, связанных с предупреждением, диагностикой, прогнозированием, контролированием ситуации, оптимизацией взаимодействия участников, повышением социально-психологической компетентности в общении.

В 90-е годы предприняты попытки междисциплинарного изучения конфликтов, по-прежнему актуальной остается задача синтеза информации смежных областей знания, изучение методологических, теоретических и практических проблем конфликтологии.

В своих исследованиях А.Я. Анцупов обосновывает необходимость междисциплинарного подхода к исследованию конфликта, поскольку отсутствие междисциплинарных связей приводит к тому, что представители многих наук не видят свой предмет в объекте исследования, происходит многочисленное дублирование, предпринимаются попытки распространить знания, полученные в одной науке, на конфликт в целом. По мнению А.Я. Анцупова, формирование конфликтологии, во-первых, возможно, поскольку в основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Во-вторых, создание конфликтологии необходимо, поскольку изучение конфликта одной наукой неизбежно приводит к потере целостного представления о нем, утрате ряда его сущностных черт. Методологическим центром работы А.Я. Анцупова является выявление подходов к изучению конфликтов, учет которых, по его мнению, повышает результативность работы конфликтолога. Он выявил следующие пять подходов:

  • 1) междисциплинарный;
  • 2) системный;
  • 3) личностно-социально-деятельностный;
  • 4) эмпирический;
  • 5) ситуационный.

Одной из последних фундаментальных работ в области конфликтологии являются исследования академика А.Г. Здравомыслова в области проблем социологии конфликта, его природы, движущих сил, мотиваций, сферы развертывания конфликтов.

Рассматривая основной вопрос социальной философии, остающийся актуальным на протяжении развития всей истории общественной мысли и заключающийся в обосновании приоритета индивида или общества, А.Г. Здравомыслов пишет, что человек как бы «обречен на сотрудничество с другими людьми», поскольку лишь в общении и совместной деятельности он становится личностью. Однако, став взрослым и самостоятельным, он понимает, что «его интересы не совпадают с интересами других людей». Между ними возникают отношения соперничества, конкуренции, «несовместимости позиций», т.е. конфликт. И этот конфликт, по мнению А.Г. Здравомыслова, следует рассматривать как вполне нормальное социальное явление, как своеобразную социальную «клеточку» жизни, где накапливается отрицательная или положительная энергия поведения и энергия деятельности субъектов.

Таким образом, отечественный опыт исследований в области конфликтологии претерпел в своем развитии ряд существенных изменений. Их эволюция связана прежде всего с разными точками зрения на конфликт в различные периоды. От понимания конфликта как естественного, неизбежного явления российские ученые пришли к рассмотрению конфликта как способа разрешения противоречий (в том числе в межличностном взаимодействии), как средства развития личности и коллектива; от негативного восприятия конфликта — до необходимости в ряде случаев специального развития противоречий в конфликт.

На смену разрозненным, фрагментарным работам преимущественно прикладного характера в первой половине XX в. пришли серьезные научные труды методологического и общетеоретического плана. Отечественная конфликтология внесла существенный вклад в формирование различных подходов к изучению конфликта, в поиск оптимальных решений конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, а также качественно изменила научные разработки проблем внутриличностного и особенно межличностного конфликтов. И наконец, огромна роль отечественных изысканий в принятии междисциплинарного подхода к проблемам конфликта и формировании конфликтологии как самостоятельной науки.

Исследования отечественных и зарубежных ученых приводят к пониманию уникальности и универсальности конфликтологии как науки, которая интегрирует в себе знание многих дисциплин. Конфликтология тесно связана с такими науками, как философия, социология, социальная экология, общая психология и отраслевые психологические науки, правоведение, этика, педагогика и другими важными научно-прикладными областями знания.

Конфликтология берет начало в философии, которая является основой всех знаний, базой духовной культуры вообще. Каждый человек должен обладать культурой, видеть общую философию жизни, иметь большие жизненные цели как важный компонент смысла жизни. Конфликт как инструмент общения представляет собой баланс между личностью и ситуацией, а потому должен вписываться в общую жизненную философию, которая играет значительную роль в формировании важнейших составляющих личности — мировоззрения и характера.

Для общего понимания конфликта крайне важными являются научные работы в области социального конфликта как факта предельного обострения социальных противоречий, в котором сталкиваются различные социальные общности.

Огромный потенциал для исследования конфликтов предоставляют общая психология и такие отраслевые психологические науки, как возрастная и педагогическая психология, управленческая, инженерная, военная, юридическая психология и др.

Для понимания сущности конфликтных ситуаций важны знание и умение анализировать психические состояния человека, типологические особенности нервной системы, темперамент с целью учета возможных реакций субъектов и всех участников конфликта, знание закономерности развития личности на разных этапах онтогенеза, а также психологии общения. Актуальным является метод психоанализа (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

Большой вклад в понимание психологии личности и ее поведения в конфликтных ситуациях внесли работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, интересна работа П.Ф. Каптерева о моральном закаливании детей.

В последние десятилетия появился целый ряд работ в области социальной психологии и психологии управления, основное внимание в которых сосредоточено на межличностных и межгрупповых конфликтах.

Особое значение исследователи придают конфликтам на производстве, где взаимодействующими сторонами выступают системы «человек — человек», «человек — машина», «человек — знаковая система». Разработчики социологии производственных конфликтов, управленческой психологии утверждают, что конфликт при определенных условиях может как стимулировать самоорганизацию системы, так и приводить к ее развалу. Определенная стратегия и практика борьбы конфликтующих сторон, методы управления конфликтами формировались столетиями. Многие ученые обращаются к социальнопсихологической природе производственных конфликтов (Н.В. Гришина, Г.С. Смирнов, А.К. Зайцев, А.А. Свенцицкий, В.В. Бойко, А.Г. Ковалев и др.), ряд исследователей считают, что данную проблему целесообразно рассматривать во взаимосвязи с инновационными процессами. Изучая механизм и этапы инновационного процесса на предприятии, можно, в частности, спрогнозировать конфликтные ситуации, их участников, характер протекания конфликтов, определить потенциальные зоны и источники конфликтов (Г.В. Щекин, Н.В. Гришина).

Методы разрешения конфликтов, культура и стратегия поведения в конфликтных ситуациях тесно связаны с соблюдением прав человека, признания приоритета общественных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В связи с этим необходимы не только познания в области правоведения, но и развитое правосознание.

Конфликтология играет огромную роль в общей парадигме человековедения. Как наука о конфликтах, она располагает набором человековедческих знаний, умений и навыков, технологически способствующих предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций. К ним, в частности, относятся искусство индивидуальной работы с личностью, технология личного обаяния, владение различными «ключами» коммуникационного общения, специальные методы организации собственной психики, приемы снижения уровня эмоциональной напряженности и тревожности. Конфликтология способствует познанию внутренних пружин образа мысли людей и внешних стимуляторов их поведения, помогая тем самым выявить подлинные причины конфликтов и условия их возникновения. Воспитание в личности эмпатии, рефлексии, создание благоприятного морально-психологического климата социума также является одной из важных задач конфликтологии. Искусство взаимного понимания — это наиболее важное в человеческих отношениях искусство, которое может способствовать возникновению высшей гуманности.

Исследованием конфликта занимаются многие науки, и получение инструментальных, системных знаний о конфликтах невозможно без синтеза информации смежных областей знаний, без интеграции значительного числа различных наук. Как писал В.И. Вернадский, проблемы, вышедшие за пределы одной науки, неизбежно создают новые области знания. Это относится и к такой гуманитарной отрасли знания, как конфликтология.

ДРУЗЬЯ ССЫЛКА В ZOOM В НАШЕЙ БЕСЕДЕ В ВК. ВСЕХ ЖДУ В 16.45!!!!!!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konfliktologiya.ppt496 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы конфликтологии и эффективные способы предупреждения конфликтов

Слайд 2

Конфликт ( от лат. с onflictus – столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. (Психологический словарь, Л.А. Карпенко)

Слайд 3

Конфликтная ситуация – это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это ещё не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определённое время не осознаваться участниками взаимодействия. Инцидент - это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличия объективного противоречия в их интересах и целях. То есть, инцидент – это осознание конфликтной ситуации.

Слайд 4

Источником (причиной) возникновения конфликта являются противоречия: - целей, интересов, позиций; - мнений, взглядов, убеждений; - личностных качеств; - межличностных отношений; - знаний, умений, способностей; - функций управления; - средств, методов деятельности; - мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; - понимания: интерпретации информации; - оценок и самооценок.

Слайд 5

«Яблоко и червячок»

Слайд 6

Примеры ответов: Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» Избегание: «Вон, посмотри, какая симпатичная груша!» Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!» Приспособление: «Такая, видно, у меня доля тяжкая!» Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Слайд 7

Избегание (не хочу участвовать в этом, не могу повлиять на ситуацию и т.п.); Приспособление (подстроится под партнёра); Соперничество; Компромисс (частично удовлетворяем мои интересы, частично – интересы партнёра); Сотрудничество Стратегии поведения в конфликте

Слайд 8

Структура конфликта, конфликтной ситуации

Слайд 9

Динамика конфликта

Слайд 10

Выделить суть проблемы; 2. Посмотреть на проблему со стороны; 3. Поставить себя на место другого участника конфликта - что бы Вы сделали в данной ситуации; 4. Найти конструктивное решение проблемы, которое будет оптимальным для Вас и для другого. Алгоритм действий в конфликтной ситуации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ И УЧЕБЫ АКТИВА  ПО ТЕМЕ: "КОНФЛИКТОЛОГИЯ. ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРИОБРЕТЕНИЮ ДЕТЬМИ БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ...

Конфликтология. Способы разрешения и предупреждения конфликтов

Конфликт - динамически сбалансированное воздействие, осуществляемое двумя или более субъектами на основе несовпадения интересов, целей, методов и способов их достижения....

Конфликтология

Вопросы конфликтов на уроках...

Занятие по конфликтологии в коррекционной школе (YIII вид)

Разработка занятия по конфликтологии для старших классов коррекционной школы (YIII вид)...

Программа элективного курса "Давай договоримся! Основы конфликтологии"

Программа развивающего курса «Давай договоримся!», призвана по­мочь учащимся методам бесконфликтного общения. Как бы хорошо не был воспитан и обучен ребенок, к какому социальному статусу бы он не прин...

Программа по конфликтологии для 8 класса

Программа расчитана на учащихся 8 класса....