Конфликтология
материал по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Вопросы педагогической конфликтологии относятся к слабо разработанным в отечественной теории. На протяжении десятилетий они рассматривались, как правило, в связи с рекомендациями о применении системы мер наказаний.
В последние годы появился ряд исследований, посвященных психологическим аспектам конфликтного взаимодействия учителя и учащихся. В этих работах подчеркивается необходимость глубокого и многостороннего профессионального анализа педагогических конфликтов, говорится об опасности упрощенного видения столь сложных реалий повседневной школьной жизни.
Актуальность изучения педагогических проблем, связанных с преодолением конфликтности учебно-воспитательного взаимодействия, обусловлена потребностями школы, процессами ее демократизации и гуманизации.
Длительное время в теории и практике конфликты в базальном общении «учитель - учащийся» оценивался односторонние, как нежелательные явления, следствие ошибочной линии поведения воспитателя, его недостаточной требовательности.
Собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе «учитель - учащийся», преодоление которых предполагает использование специфической технологии. Именно они являются самыми распространенными, именно их преодоление требует от учителя профессионального мастерства.
Конфликт - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в общественной жесткой форме.
Конфликтная ситуация является всегда экстраординарной, и перевод ее в русло продуктивного взаимодействия требует от педагога творческого подхода, высокой коммуникативной компетентности, преодоления стереотипов авторитарной педагогики.
Серьезные пробелы в развитии педагогической конфликтологии негативно сказываются на уровне профессионального мышления современного учителя, оборачиваясь неумением преодолевать естественно возникающие коммуникативные трудности. Думается, что наблюдающийся феномен массового отчуждения учащихся от школы и учителя, столь распространенные дидактогении и скулофобии в значительной мере объясняются принципиальным просчетами в регуляции межличностного общения.
При обострении межличностных противоречий, непослушании детей, нарушении школьного режима многие учителя не видят иного выхода, кроме применения шкалы наказаний.
Культура разрешения межличностных конфликтов имеет не только воспитательный, но и дидактическое значение. Так, зарубежные ученые связывают высокую результативность японской системы образования с умением учителей избегать прямых столкновений с детьми, находить в проблемных ситуациях компромиссные решения.
Конфликты в педагогической деятельности возникают достаточно часто. В зависимости от способа разрешения выделяют продуктивны (конструктивный) и деструктивный конфликт. Продуктивный - это такой, при разрешении которого происходит движение вперед. Конфликты могут быть внутриличностными, межличностными и межгрупповые; кратковременные и затяжные; явные и скрытые.
Нежелательные последствия конфликта: причинение воспитаннику глубокой психической травмы, провоцирование ответной грубости и агрессии, возникновение в поведении воспитанников негативистских действий, потеря авторитета учителем, снижение интереса к преподаваемому учителем предмету, школьная дезадаптация, усиление тенденций трудновоспитуемости у отдельных детей или групп.
Способы разрешения конфликта: проявление эмпатии, «третейский судья» (обращение к третьей стороне), двухсторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление, шутка, компромисс, принесение извинений, авансирование личности, прощение (как гласит африканская пословица: «Тот, кто умеет прощать, заканчивает ссоры»), поручительство, организация успеха в деятельности воспитанника, моральная переключение внимание, отсрочка и др.
В своей практике мне пришлось столкнуться с двумя конфликтными ситуациями, о способах разрешения которых я считаю возможным изложить в данной работе.
Первая ситуация заключалась в том, что в классе училась девочка, у которой явно просматривалось нежелание учиться, отсутствие мотивации к этому виду деятельности. При детальном рассмотрении ситуации оказалось, что девочкой была пропущена тема, которая оказалась существенно важной для дальнейшей учебы. Из-за непонимания материала, девочка утратила мотивацию к учению в целом. Классный руководитель обратил внимание учителя-предметника на специфику проблемы. А тот, в свою очередь начал давать ученице в качестве дополнительных заданий объективно легкие даже для ее уровня. Таким образом, ситуация разрешилась благодаря использованию учителем такого способа решения конфликтов, как организация успеха в деятельности воспитанника.
Вторая ситуация заключалась в том, что мальчик из класса активно вел себя на перерывах и часто являлся виновникам порчи мебели в классе. Когда пришло время распределить классные обязательства между учащимися, учитель назначил ответственным за мебель именно этого ученика. Таким образом, при решении этого конфликта был использован метод поручительства.
К основным формам конфликтного поведения школьников можно отнести: вызывающие действия и поступки (нарушение дисциплины, грубость, дерзость, непослушание, заведомая ложь); некорректное выражение несогласия; резкая критика действий и поступков педагога; скрытое противостояние (игнорирование педагогических требований, незаинтересованное отношение к учительскому мнению, уклонение от контактов, пропуск занятий); пассивный протест (молчание отчуждение, обида, слезы); провокационные действия и поступки («каверзные» вопросы, безобидные шалости и жестокие проделки с целью досадить педагогу).
Изучение реакций учителей на конфликтное поведение школьников показало, что внимание большинства поглощается прямыми противостоянием - дисциплинарными нарушениями, дерзкими выходками, непослушанием. В то же время не менее серьезные по своим последствиям формы конфликтного поведения - скрытый, пассивный протест ускользает из педагогического поля зрения. Равнодушие, игнорирование этих поведенческих реакций оборачивается потерей интереса детей к учению, отчуждению, отчуждением от учителя и школы.
Известно что инициатором педагогического конфликта может быть не только школьник, но и сам учитель. Его конфликтогенные проявления также отличаются разнообразием: грубость, попрание достоинства, накладывание ярлыков («тупица», «бездарник», «двоечник» и т. д.); публичная компрометация учащегося, разглашение доверительной тайны; неприятие критики в свой адрес; скрытое унижение личности (иронии, насмешки); пристрастное отношение, выделение «любимчиков» и «козлов отпущения»; обидное нарушение педагогического этикета (например, к одним ласковое обращение по имени, к другим - официальное по фамилии); прямой диктат («Я сказал, но ты не слушал…»); запугивание («Ты очень пожалеешь об этом!», «Я слов на ветер не бросаю, помни!»); демонстрация превосходства - интеллектуального, нравственного («Не понимаю, как можно не разбираться в элементарных вещах»); равнодушие к учебным успехам школьников; бойкотирование; лицемерие, расхождение слов и дел; использование третьих лиц (классного руководителя, родителей, администрации) для расправ; изоляция учащегося (перевод в другой класс, школу).
Приведенный перечень достаточно типичен конфликтогенных, т.е. протицирующих агрессивные реакции психологической защиты у детей, в своей сущности является выражением педагогического императива, нарушением принципов профессиональной этики, неумением строить учебно-воспитательное взаимодействие на ненасильственной равнопартнерской основе.
Как динамично протекающему процессу педагогическому конфликту свойственна определенная этапность:
- возникновение противоречия;
- его осознание;
- обострение;
- поиск способов урегулирования;
- разрешение.
Учителю бывает важно уловить уже первые признаки наметившихся дисгармонии во взаимоотношениях и понять его истоки. Это чрезвычайно ответственный этап, ибо исход наметившегося рассогласования, его трансформация в конфликт зависят от последующих реакций. Они могут обострить или перевести возникшие противоречия на рельсы мирного урегулирования.
Показателем невысокого профессионализма является восприятие конфликта как угрозы личному престижу и стремление любой ценой подавить его в зародыше. Педагогическая репрессивность загоняет межличностные противоречия школьников. От педагога требуется не избегать или подавлять конфликты, а управлять ими.
Успешное преодоление конфликта предполагает выбор адекватной технологии управления как единства стратегии и тактики.
Основными показателями конструктивного развития педагогических конфликтов являются:
- устранение объективных и субъективных причин;
- гармонизация общения на основе позиционного сближения сторон;
- повышение эффективности предметного взаимодействия за счет усиления положительной мотивации.
Для того, чтобы не допускать педагогических ситуаций, целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения:
1. В своих замечаниях обсуждайте конкретный поступок учащегося, а не его личность. Ваше представление о нем как о человеке оставьте при себе.
2. Говорите о своих наблюдениях, а не о своих мыслях по поводу увиденного.
3. Лучше всего обсуждать недавние поступки, не возвращаясь к прошлым и невыясненным претензиям.
4. Советы эффективнее оформлять в виде некоторых ожиданий насчет возможного поведения учащегося, в форме сообщения некоторой информации о вариантах действий. Например, тип: "Я ожидал, что ты придешь на мой урок или хотя бы поставишь в известность, что не получается".
5. Не старайтесь давить на учащегося словами и эмоциями. Главное - помочь понять, как его поступок воспринимается окружающими, одним из которых являетесь вы.
6. Бессмысленно говорить о том, на что человек в данное время повлиять не может. Лучше обсуждать то, что может быть исправлено.
7. Необходимо учитывать время, место и форму, в которой обсуждается поступок. Неудачно выбранная ситуация или способ изложения могут принести вред.
8. Обязательно помните о том, что большой процент успеха зависит от того, умеете ли вы уважать себя и своего ученика и хотите ли вы, чтобы он вас понял.
Одной из распространённых причин конфликтов наблюдаемых между педагогами и учащимися является критика. Учащиеся не любят критику: после неё у них, как правило, появляется желание действовать "назло". Но возможна критика, которая позволит не дойти до конфликта:
1. Критиковать учащегося в присутствии других людей лишь в исключительных случаях, когда испробованы все другие меры индивидуального воздействия.
2. Критика должна быть корректной, не унижающей достоинства личности.
3. Критику целесообразно использовать в сочетании с положительной оценкой.
4. Критиковать можно в том случае, если у вас есть эмоциональный контакт с учеником.
5. Надо больше всего опасаться перебора в критике. Любой человек привыкает ко всему, в том числе и к критике. Поэтому хороши такие замечания, в которых звучит минимальная сила осуждения, необходимая и достаточная для исправления личности.
6. Уместно говорить лишь о тех недостатках учащегося, которые вы видели собственными глазами. Любой человек не любит, когда его критикуют с чужих слов.
7. Критикуя учащегося, нельзя сравнивать его с другими членами коллектива, что-то делающими лучше. Разделение учащихся на "хороших" и "плохих" разобщает коллектив.
8. Критика должна вестись с позиции интересов дела.
Корректное общение между педагогом и учащимися подразумевает следующее:
1. Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него.
2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика к тому, чтобы он высказал свое отношение.
3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.
4. Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все «коммуникативное пространство».
5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.
6. Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я не прав!». правила поведения в конфликтных ситуациях.
Если же конфликтная ситуация все же возникла, то полезными для учителя могут оказаться следующие правила:
1. Работайте с конфликтами в момент их возникновения. Не ждите, пока они станут излишне поляризованными.
2. Найдите время для беседы с ребёнком.
3. Придумайте как можно больше вариантов решения. Отберите наиболее эффективные.
4. Будьте честны - нападайте не на личность, а на проблему.
5. Во время диалога воздерживайтесь от запугиваний, угроз или давления, чтобы не прийти к результату выигрыш-проигрыш. Раздражённый тон, личные выпады и оскорбления, унижение достоинства не способствуют решению вопроса, а загоняют его вглубь личности.
6. Следите за продолжительностью диалога. Если он затягивается, вы рискуете говорить сами с собой; если он прерывается раньше, чем ребёнок поймёт ваши слова, то он становится бессмысленным, проведённым для проформы.
7. Содержание разговора желательно сохранять в тайне. Сплетни только разожгут конфликт и отдалят успех.
8. Дайте знать, что понимаете детей.
Подводим итоги.
Педагогический конфликт возникает в разнообразных ситуациях общения как результат межличностных противоречий учителя и учащихся.
Его основными структурами компонентами являются субъект, объект, предмет, инцидент, конфликтные действия, поступки и отношения.
Профилактика конфликтогенности педагогического общения обеспечивает гармонизацией стиля учебно-воспитательного взаимодействия.
Педагогическая техника, ее компоненты.
Педагогическая техника - это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало».
Ю.П. Азаров утверждал, что, во-первых, развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.
Овладение педагогической техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.
Во-вторых, педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.
Так, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует мышление. Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера и т.п. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя в области педагогической техники проявляются одновременно. А самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств.
В-третьих, в процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.
Все сказанное подчеркивает, что педагогическая техника важнейший инструмент педагога.
Компоненты педагогической техники.
В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:
- владение своим организмом (мимика, пантомимика);
- управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);
- социально - перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);
- техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:
- дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;
- технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.
Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.
Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице человека глаза - зеркало души. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.
Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.
Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д.
Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов.
Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.
Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); самовнушение и др.
Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно ј - Ѕ всего учебного времени. Поэтому процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.
Как бы ни была интересна и познавательна речь, считает И.Р. Калмыкова, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.
Кроме того, голос может способствовать профессиональной карьере человека, а может препятствовать ей.
Голос способен выражать мысли и чувства человека. В педагогической деятельности чрезвычайно важно говорить выразительно и просто, выступая с лекцией, докладом, декламируя стихи и прозу; владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, акцентируя значимые слова и выражения грамотно пользуясь ими в различных ситуациях. Голос - основное выразительное средство устной речи педагога, которым он должен уметь пользоваться в совершенстве. П. Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании. Владение голосом связано непосредственно с развитием фонационного (звукового), так называемого речевого дыхания. Это в свою очередь, дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство речи педагога, не только помогая в общении, но и воздействуя на чувства, мысли, поведение и поступки учеников.
Овладеть техникой речи - значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Педагогу нужно постоянно работать над дикцией, дыханием и голосом.
Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, физиологическую функцию. Одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono - звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Отличие фонационного дыхания от физиологического заключается в том, что вдох и выдох обычного дыхания осуществляются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза, а затем длинный звуковой выдох.
Существуют специальные упражнения, направленные на развитие дыхания. Цель упражнений по дыханию - не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас воздуха. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.
Дикция - это отчетливость и правильность произнесения, дельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе.
Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические (их исправлением занимаются логопеды) и неорганические (они поддаются исправлению путем упражнений), связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), нечетким произнесением согласных («каша во рту»).
Среди преподавателей встречаются люди, у которых голос поставлен самой природой, но это случается нечасто. Да и xopoший голос при отсутствии специальной тренировки с годами изнашивается.
Тренировать голос помогут скороговорки и упражнения, цель которых - отработка четкости и правильности произнесения звуков, активизация артикуляционного аппарата.
Несколько слов о гигиене голоса педагога. Как показывают, специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая.
Перенапряжение голосового аппарата, вызывающее нарушение голоса, обусловлено тем, что около 50 % рабочего времени педагог говорит, причем во время занятия громче обычного.
Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, четким, звучным. Работая над голосом, следует обратить внимание прежде всего на освобождение его от напряжения, совершенствование его лучших качеств. Существует глубинная связь между голосом и телом, поэтому в основе работы над голосом должно лежать речевое общение.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что педагогическая техника, представляющая комплекс умений, навыков и знаний, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.
И в заключение приведем слова А.С. Макаренко «Мастерство воспитателя не является каким - то особым искусством… но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта».
Условия эффективности педагогического внушения
Известный историк и психолог Б.Ф. Поршнев, изучая истоки человеческого общения и взаимодействия, пришел к выводу, что в своей исходной сути речь является способом внушения, самым мощным и могущественным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека, «всякий говорящий внушает». В основе внушения лежит доверие. Поэтому, защищаясь от внушения, человек очень осторожно, постепенно проявляет доверие к незнакомому, новому человеку, а уже со знакомыми людьми строит свои доверительные отношения в зависимости от опыта совместной с ними деятельности.
Главное, что отличает внушение от других видов влияния (убеждение, заражение, подражание), - это существенное снижение критичного отношения человека к поступающей информации. Конечно, жизнь учит каждого подвергать информацию анализу на достоверность, но все и всегда проверять невозможно. И все же, пытаясь избежать ошибок при выборе «либо верить, либо нет», мы требуем аргументации, но если мы к ней прибегаем, то налицо процесс убеждения. Однако нередко человек и не стремится проверить достоверность информации, проявляя изначальную доверчивость к источнику информации. Именно подобное доверительное расположение и служит основой, на которой строится внушение.
В своей педагогической деятельности учитель часто прибегает к внушению как воздействию на сознание. Б.Ф. Поршнев определяет внушение как полное, безоговорочное доверие, при котором слова говорящего с абсолютной необходимостью вызывают у слушающего те самые представления, образы, ощущения, которые изначально имелись в виду.
Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие. Следует заметить, что при весьма настойчивом воздействии может последовать совсем обратная реакция, не просто отказ, а противоположное решение. Есть менее, есть более внушаемые люди, но распространяется действие внушения практически на каждого.
Важно учитывать ряд факторов, которые оказывают влияние на эффективность воздействия внушением. Это, прежде, всего возраст. Каждое слово взрослого маленький ребенок воспринимает как абсолютную истину, усваивая необыкновенно прочно правила и нормы, первичные сведения о мире и людях. Внушаемость ребенка обратно пропорциональна его возрасту. «Доверие ребенка к хорошему педагогу поистине безгранично. Перешагнув порог школы, став вашим воспитанником, он безгранично верит вам, каждое ваше слово для него - святая истина» (Сухомлинский В. А.). С возрастом критичность повышается, но не в связи с биологическим ростом, а в связи с ростом объема знаний. Чем он больше, тем более широкий спектр информации подвергается сомнению. Старшеклассники гораздо чаще, чем младшие школьники, отвергают бездоказательную информацию. Пренебрежение аргументами в работе с ними может существенно подорвать авторитет педагога.
Внушаемость повышается или снижается в зависимости от функционального состояния организма. Больные или уставшие люди легче поддаются внушению, чем здоровые и бодрые. Бодрый человек собран, уставший расслаблен и рассеян. Состояние рассеянности способствует повышению внушаемости. Причина повышения внушаемости в состоянии утомления заключается в том, что нервное или физическое истощение снижает общий тонус коры головного мозга. К такому же результату приводит и переживание (даже недолгое) астенических чувств, таких, например, как страх или растерянность. Следует отметить, что внушаемость повышается не только при снижении тонуса, но и в состоянии чрезмерного возбуждения. У людей, находящихся во власти эмоций, блокируется не только критичность мышления, но и контроль за своим поведением. Бурным эмоциональным состоянием можно «заразиться».
Однако состояние здоровья и эмоциональный настрой - величины переменные. Существуют и более стабильные характеристики, определяющие склонность человека к внушению, - это его уровень критичности. Люди с низкой критичностью мышления как бы изначально предрасположены к внушению. Конечно, нельзя не признать, что многое будет определять ситуация, в которой осуществляется внушающее воздействие.
Личностные характеристики также обусловливают внушаемость человека. К этим личностным характеристикам относятся консерватизм и доверчивость. Люди консервативные, не гибкие дольше держатся за идеи, взгляды, которые приняли раньше, и в этой связи старые авторитеты имеют на них внушающее воздействие значительно более долгое время. Консерватизм как черта характера может просматриваться и у тех учащихся, кто не спорит, соглашается, кого чаще всего воспринимают как спокойных, основательных. Если брать диаду по Р. Кэттеллу «доверчивость - подозрительность», то недоверчивых можно определить по имеющемуся у них собственному мнению по многим вопросам, они, кстати, реже подвергаются обману. Они не любят, чтобы ими командовали, свою точку зрения высказывают прямо. Доверчивые, наоборот, легко соглашаются с другими, как правило, они не страдают от ревности и не стремятся к конкуренции. Стремление к соперничеству не свойственно доверчивым людям, поэтому они чаще идут на компромисс.
Эффективность внушения зависит не только от особенностей личности, на которую воздействуют, но и от особенностей самого человека. Главным условием, обеспечивающим успех внушения, является уверенность внушающего в безусловной истинности того, что он говорит. Сказанное твердо и уверенно воспринимается с большим доверием, нежели произнесенное скороговоркой, сбивчиво. Эффективность внушения также зависит от авторитета воздействующего. Авторитетному больше доверяют, ссылка на авторитет располагает к доверию. На эффективность внушения влияет и обстановка воздействия. Апартаменты директорского кабинета, например, больше располагают к внушению, нежели те же слова, но сказанные в коридоре. В то же время никакая атрибутика не поможет, если содержание внушения расходится с действительностью.
Существуют некоторые приемы внушения, позволяющие добиться большей его эффективности:
- если вы хотите внушить что-нибудь другому человеку, смотрите ему в глаза, держитесь спокойно;
- говорите властно, и ни в коем случае не проявляйте нервозность;
- ваши высказывания должны быть предельно понятными и желательно краткими;
- главный элемент, определяющий внушающую силу речи - интонация.
Располагая к себе человека, используют доверительную интонацию, а чтобы вызвать недоверие к кому-либо, прибегают к пренебрежительному тону;
- ключевые слова или фразы, выражающие основную мысль, произносятся акцентировано;
- для создания требуемого настроения бывают важны не только слова, но и умело выдержанные паузы;
- к важным элементам внушения относятся также мимика и жесты.
Однако нужно помнить, что злоупотреблять внушением нельзя. Если человек принимает не опирающуюся на факты информацию как достоверную, то отказаться потом от сложившейся точки зрения чрезвычайно трудно. Внушенная информация прочно входит в сознание человека. Переубедить человека можно тогда, когда в его сознании происходит процесс замещения одних аргументов другими. А когда этих аргументов вовсе не было, процесс замещения становится большой проблемой.
В педагогической деятельности внушение играет свою роль. Правильно организованное внушение опосредованно стимулирует сознательную активность школьников. Различные виды внушения обогащают арсенал средств педагогического воздействия, дают учителю возможность наиболее тонко и тактично осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
Общими условиями эффективности педагогического внушения являются:
- содержание учебного материала;
- обстановка;
- отношение самого педагога к тому, что он внушает уверенность в успехе;
- отношение учеников к учителю (его авторитет);
- учет возрастных особенностей;
- учет индивидуальных качеств и состояний детей на момент внушения;
- владение учителем техникой внушения;
- создание условий для реализации обусловленных внушением качеств.
Виды внушения.
1. В зависимости от источника внушающего воздействия различают:
- внушение - действие, производимое другим человеком,
- самовнушение - объект внушения совпадает с его субъектом.
2. В зависимости от состояния субъекта внушения различают:
- внушение в состоянии бодрствования,
- внушение в состоянии естественного сна,
- внушение в гипнотическом состоянии.
3. В зависимости от наличия или отсутствия у внушающего цели воздействия и осознанного применения усилий для ее достижения различают:
- преднамеренное,
- непреднамеренное.
4. По результатам внушающее воздействие может быть:
- положительным,
- отрицательным.
5. В зависимости от содержания различают:
- открытое внушение,
- закрытое (косвенное или опосредованное).
В педагогической практике используют достаточно часто преднамеренное открытое внушение, которое может реализоваться через команды, внушающие наставления, приказы
Кроме прямого педагогического внушения, большое значение в практике школы имеет и косвенное внушение, которое подается в виде раскрытия какого-то внешне нейтрального по отношению к происходящим событиям факта или описания какого - либо случая. Косвенное внушение рассчитано на безоговорочное, некритическое принятие информации, но в этом случае позиция учителя не навязывается ученику, она не затрагивает его самолюбия, а потому сообщаемая информация не отвергается до того, как она понята и принята учеником.
Различают следующие формы косвенного внушения: намек, внушающее косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение.
Таким образом, в педагогической деятельности использование внушения возможно, но при этом необходимо соблюдать ряд требований, условий и использовать различные формы внушения в их сочетании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ И УЧЕБЫ АКТИВА ПО ТЕМЕ: "КОНФЛИКТОЛОГИЯ. ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРИОБРЕТЕНИЮ ДЕТЬМИ БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ...
Конфликтология. Способы разрешения и предупреждения конфликтов
Конфликт - динамически сбалансированное воздействие, осуществляемое двумя или более субъектами на основе несовпадения интересов, целей, методов и способов их достижения....
Занятие по конфликтологии в коррекционной школе (YIII вид)
Разработка занятия по конфликтологии для старших классов коррекционной школы (YIII вид)...
Программа элективного курса "Давай договоримся! Основы конфликтологии"
Программа развивающего курса «Давай договоримся!», призвана помочь учащимся методам бесконфликтного общения. Как бы хорошо не был воспитан и обучен ребенок, к какому социальному статусу бы он не прин...
Программа по конфликтологии для 8 класса
Программа расчитана на учащихся 8 класса....
Конфликтология
КОНФЛИКТОЛОГИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕКонфликтология — теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин конфликтов, разработка методов их практич...