Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
рабочая программа по теме

Наталья Александровна Трофимова

программа направленна на формирование умения ориентироваться на листе бумаги,развитие произвольного внимания, его объем и концентрацию;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya programma.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная коррекционно-развивающая

программа для воспитанника 3 класса

Пояснительная записка.

    Исходя из структуры дефекта, с учетом возрастных особенностей и обучаемости актуальными будут являться задачи:

1.Формировать умения ориентироваться на листе бумаги, планировать алгоритм выполнения задания.

2. Развивать произвольное внимание, его объем и концентрацию; наглядно-образное мышление, память и мелкую моторику рук.

3. Воспитывать способность доводить начатое дело до конца, способствовать закреплению положительной мотивации к занятию.

Календарно-тематический план

индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

Дата

Темы занятий

Методы и приемы работы

Анализ каждого проведенного занятия

Наземный транспорт

Пассажир-

ский транспорт

Грузовой транспорт

Воздушный транспорт

Водный транспорт

Специальный транспорт

Транспорт

Методы обучения

Словесные: объяснение, вопросы.

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение.

Методы воспитания

по направленности: упражнение, поощрение;

По характеру деятельности: проблемно-ситуативные, стимулирования и торможения.

Методы обучения

Словесные: объяснение, вопросы.

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение.

Методы воспитания

по направленности: упражнение, поощрение;

По характеру деятельности: проблемно-ситуативные, стимулирования и торможения.

Методы обучения

Словесные: объяснение, вопросы.

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение.

Методы воспитания

по направленности: упражнение, поощрение;

По характеру деятельности: проблемно-ситуативные, стимулирования и торможения.

Методы обучения

Словесные: объяснение, вопросы.

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение.

Методы воспитания

по направленности: упражнение, поощрение;

По характеру деятельности: проблемно-ситуативные, стимулирования и торможения.

Методы обучения

Словесные: объяснение, вопросы.

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение.

Методы воспитания

по направленности: упражнение, поощрение;

По характеру деятельности: проблемно-ситуативные, стимулирования и

торможения.

Методы обучения

Словесные: объяснение, вопросы.

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение.

Методы воспитания

по направленности: упражнение, поощрение;

По характеру деятельности: проблемно-ситуативные, стимулирования и

торможения.

Методы обучения

Словесные: объяснение, вопросы.

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение.

Методы воспитания

по направленности: упражнение, поощрение;

По характеру деятельности: проблемно-ситуативные, стимулирования и торможения.

Планируемый результат.

Знания:

- о транспорте.

Умения:

- планировать совместно с педагогом деятельность, удерживать инструкцию до конца работы, анализировать и давать оценку своей деятельности;

- контролировать свое эмоциональное состояние;

- внимательно и аккуратно выполнять задания, добиваясь заданного результата;

- согласовывать слова в предложении, давать полный ответ.

Результат по итогам реализации программы.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, цветные карандаши, листы бумаги, предметные картинки, пиктограммы.

Тема: «Наземный транспорт».

Задачи:

  1. Закрепить знания о легковом автомобиле, его роли в жизни человека. Учить планировать деятельность давать адекватную оценку.
  2. Учить выделять существенные признаки.
  3. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши, картинки с изображением наземного транспорта- раскраски.

Коррекционные задачи

Ход занятия

Формирование умения осознавать свое эмоциональное состояние

Активизация внимания

Активизация прошлого опыта знаний, развитие речи

Снятие напряжения

Развитие мелкой моторики

Развитие речи, мышления, внимания

 

Психогимнастика «Рисуем настроение».

Выполни рисунок на тему «Мое настроение сейчас».

Сообщение темы. Сегодня мы с тобой узнаем, почему транспорт называют наземным, подробно познакомимся с легковым автомобилем.

Упражнение на внимание «Хлоп или топ?» Я буду называть разные вещи и предметы, а ты если услышишь транспорт - хлопнешь, если предмет не относится к транспорту – топнешь. Если ты услышишь названия транспорта, что ты сделаешь? А если это будет не транспорт?

Беседа. Наземный транспорт.

      В мире много разных машин. Назови, какие ты знаешь? Из них можно выделить особую группу – наземный транспорт. Как ты думаешь почему его так называют? Давай посмотрим чем он отличается от других (у него 4 колеса, есть салон, легковые могут перевозить пассажиров).

Физминутка

Потрудились – отдохнём

Потрудились – отдохнём,

(Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём.

(Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд,

(Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот.

(Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили,

(Ходьба на месте.)

И  улыбку подарили.

Пальчиковая гимнастика.

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

       Выбери на рисунке ту машину, с которой мы сегодня познакомились. Раскрась ее.

       Сегодня мы с тобой повторили транспорт , назови какой? Почему так его называют?

Как ты думаешь, ты сегодня хорошо поработал?

Мне очень понравилось, как ты работал на занятии, ответил на все мои вопросы, рисунок выполнил аккуратно.

   

Тема: «Пассажирский транспорт».

Задачи:

  1. Закрепить знания о видах пассажирского транспорта, их роли в жизне человека.
  2. Учить выделять существенные признаки. Расширять активный словарь, развивать мелкую моторику, восприятие изображения сложной формы.
  3. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям. Преодоление тревожности.

Оборудование: Карточки с заданиями; разрезные картинки; картинки с изображением различного транспорта.

Коррекционные задачи

Ход занятия

Преодоление тревожности  мотивация на занятии

Активизация внимания

Учить выделять существенные признаки

Развивать мышление

Снятие напряжения

Развитие восприятия сложной формы, мелкой моторики

Развитие речи, мышления.

  1. Психогимнастика «После дождя»

Жаркое лето. Только что прошел дождь. Представь, что ты осторожно ступаешь вокруг воображаемых луж. Стараясь не замочить ноги. Потом расшалившись прыгаешь по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны.

Сообщение темы: Сегодня мы с тобой узнаем, какой транспорт бывает для пассажиров.

Упражнение на внимание.

Подсчитай сколько машин на картинке? Сколько легковых?

  1. Чтение стихотворения.

Водитель умело автобус ведет,

Смотрит всегда на дорогу вперед

Порою в обгоны пускается ловко.

Спешит к пассажирам на остановку.

Мчится поезд много дней,

Везет он грузы и людей,

Стучат колеса, слышен свист

Ведет поезд машинист.

Беседа. Пассажирский транспорт. О каком виде транспорта эти стихотворения? Как ты догадался? Такой вид транспорта называют пассажирским? Зачем он нам нужен?

Физминутка

Я иду и ты идёшь

Я иду и ты идёшь – раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

Я пою и ты поёшь – раз, два, три.

(Хлопаем в ладоши.)

Мы идём и мы поём – раз, два, три.

(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живём – раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

Упражнение «Собери картинку».

Упражнение «Лабиринт». Помоги машине доехать до гаража.

  1. Вопросы для закрепления.

С каким видом транспорта, мы сегодня познакомились? Почему его так называют? Зачем он нужен человеку?

Как ты думаешь, ты сегодня хорошо поработал на занятии? С каким транспортом мы сегодня познакомились? На следующем занятии мы познакомимся с грузовым транспортом.

 

Тема: «Грузовой транспорт».

Задачи:

  1. Закрепить знания о грузовом автомобиле, его роли в жизни человека. Учить планировать деятельности, давать адекватную оценку.
  2. Учить выделять существенные признаки, формировать устойчивость внимания, расширять активный словарь.
  3. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям. Преодолевать тревожность и напряжение.

Оборудование: Картинка-раскраска; разрезные картинки.

Коррекционные задачи

Ход занятия

Преодоление тревожности и напряженности

Активизация внимания

Развитие мелкой моторики

Учить выделять существенные признаки

Развитие мышления, внимания

Снятие напряжения

Развитие восприятия сложной формы

Активизация внимания

Формирование адекватной самооценки

I.Психогимнастика «Солнышко»

Отгадай мою загадку: «Светит, сверкает, всех согревает» что это? (солнце)

Представь, что солнышко согревает твое лицо руки, тебе приятно.

Расслабление.

Подул холодный ветер, тебе холодно

Напряжение

Опять засверкало солнышко

Расслабление

Сообщение темы: Сегодня мы с тобой узнаем, еще один вид наземного транспорта – грузовой автомобиль.

Упражнение на внимание.

Раскрась только те машины, которые мы с тобой изучали.

II. Беседа. Грузовой автомобиль.

В мире много разных машин. Назови, какие ты уже знаешь? Как ты думаешь почему грузовой автомобиль так называется. Давай посмотрим, чем он отличается. У него есть кабина, где сидит водитель и кузов, куда можно положить груз.

Физминутка.

Постовой стоит упрямый

Людям машет: не ходи!

Здесь машины едут прямо

Пешеход, ты погоди

Посмотрите: улыбнулся

Приглашает нас идти

Вы, машины, не спешите

Пешеходов пропустите.

Упражнение «Собери картинку». Здесь много разных изображений собери ту машину, которую мы сегодня изучали.

  Упражнения на внимание. «Хлоп или топ?» Я буду называть разные вещи и предметы, а ты если услышишь грузовой транспорт - хлопнешь, если предмет не относится к грузовому транспорту – топнешь. Если ты услышишь названия грузового транспорта, что ты сделаешь? А если это будет не транспорт?

III.Вопросы на закрепление. Сегодня мы с тобой повторили транспорт, назови какой? Почему его так называют? Зачем он нужен людям?

Оценка деятельности.

Как ты думаешь, ты сегодня хорошо поработал на занятии? Правильно назвал транспорт, ответил на вопросы. С каким транспортом мы сегодня познакомились?

 

Тема: «Воздушный транспорт».

Задачи:

  1. Закрепить знания о воздушном транспорте, его роли в жизни человека. Учить планировать деятельности, давать адекватную оценку.
  2. Учить выделять существенные признаки, формировать устойчивость внимания, расширять активный словарь.
  3. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям. Преодолевать тревожность и напряжение.

Оборудование: карточки с заданиями;

Коррекционные задачи

Ход занятия

Преодоление тревожности и напряженности

Активизация внимания

Развитие мышления

Учить выделять существенные признаки

Снятие напряжения

Развитие зрительной ориентировки

Развитие мелкой моторики

Психогимнастика. «Игра с песком»

      Сядь удобно. Обопрсь на спинку стула. Закрой глаза. Представь, что ты на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набери в руки воображаемый песок.(Вдох) Сильно сжав пальцы в кулак, удержи песок в руках (задержать дыхание). Посыпь колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Урони обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Немножко спокойно посидим.

    Сообщение темы: Сегодня мы с тобой узнаем, еще один вид транспорта – воздушный.

Отгадай загадки:

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками…

(троллейбус)

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

                                                                     (автобус)

Мы стоим на остановке,

Мы поедем за обновкой.

Рельсы есть, ты не зевай,

К нам спешит большой…

                                              (трамвай)

Сам не едет, не идет.

Не поддержишь – упадет.

А педали пустишь в ход-

Он помчит тебя вперед.

                                                (велосипед)

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(мотоцикл)

II. Беседа. Воздушный транспорт.

Как ты думаешь, почему этот транспорт так называется? Какой воздушный транспорт ты знаешь? Давай посмотрим чем он отличается от другого транспорта. Он летает в воздухе, перемещается быстрее. Так же перевозит грузы и людей.

Физминутка.

  Руки ставим мы вразлет: (руки в стороны)
Появился самолет
(«полетели» как самолеты),
Мах крылом туда – сюда  
(наклоны влево - вправо),
Делай "раз" делай "два"
(повороты влево - вправо).
Раз и два, раз и два  (
хлопаем в ладоши)!
Руки в стороны держи  
(руки в стороны)!
Вправо, влево посмотри (
повороты влево - вправо).

Упражнение «Что лишнее?»

Как ты думаешь, что здесь лишнее? Почему? Как назвать одним словом остальные предметы?

Упражнение «Раскрась по цыфрам».

Оценка деятельности.

Как ты думаешь, ты сегодня хорошо поработал на занятии? Правильно назвал транспорт, ответил на вопросы. С каким транспортом мы сегодня познакомились?

Тема: «Водный транспорт»

Задачи:

  1. Закрепить знания о водном транспорте, его роли в жизни человека. Учить планировать деятельность давать адекватную оценку.
  2. Учить выделять существенные признаки.
  3. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

Оборудование: пиктограммы; карточки с заданиями;

Коррекционные задачи

Ход занятия

Снятие напряжения

Активизация  внимания.

Активизация прошлого опыта

Снятие напряжения

Развитие зрительно-моторной координации

Коррекция ориентировки на листе бумаги

Развитие речи, мышления

I.     С каким из нарисованных лиц у тебя сейчас совпадает настроение больше всего?

Сообщение темы: Сегодня на занятии мы познакомимся с водным транспортом.

Упражнение «Найди ошибки художника».

II.Беседа: Водный транспорт.

Какой водный транспорт ты знаешь? Как ты думаешь, какой главный признак у него? Чем он похож на другие виды транспорта? Водный транспорт так же перевозит людей и грузы, самый главный человек на борту – капитан.  

Ты, наверное, устал, давай не много отдохнем. Физминутка.

ТЕПЛОХОД.

От зелёного причала,

Оттолкнулся теплоход. Раз, два.

Он назад шагнул сначала. Раз, два.

А потом шагнул вперёд. Раз, два.

А потом поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Упражнение «Соедини линией». Соедини одной линией весь водный транспорт.

Упражнение «Штриховка»

Упражнение «Кораблики». Распредели кораблики, по размеру начиная от самого маленького.

III.С каким видом транспорта мы сегодня познакомились? Где он передвигается? Что тебе сегодня понравилось на занятие больше всего? Что трудного было на занятии?

Молодец, мне очень понравилось, как ты сегодня работал.

Тема: «Специальный транспорт».

Задачи:

  1. Закрепить знания о специальном транспорте. Его назначение.
  2. Развивать наблюдательность, память, мышление, речь.
  3. Воспитывать стойкий интерес к занятиям.

Оборудование: штриховки; разрезные картинки.

Коррекционные задачи

Ход занятия

Преодоление тревожности и напряжения, мотивация на занятие.

Активизация внимания.

Развитие мелкой моторики

Развитие восприятия фигуры сложной формы

Снятие напряжения

Развитие мелкой моторики, цветовосприятия

Развитие связной речи, памяти.

I.Психогимнастика «Улыбка»

Выполни следующие движения:

Подними брови вверх, сдвинь их к переносице, крепко зажмурь глаза, а теперь широко открой их. Надуй щеки, а теперь что есть сил втяни их. Сложи губы трубочкой, вытяни их вперед, а теперь УЛЫБНИСЬ!

II.Чтобы узнать нашу сегодняшнюю тему занятия, нужно расставить буквы по цветовому ключу.

Правильно тема нашего занятия «Специальный транспорт»

Беседа: Как ты думаешь, какой транспорт относится к специальному? Почему его так назвали? А зачем вообще нужен транспорт милиционерам, врачам, пожарникам?

Специальный транспорт нам очень нужен, с его помощью спасают не один десяток людей каждую минуту. К специальному транспорту так же относятся ремонтные машины. Они так же важны для человека.  

Пальчиковая гимнастика:

«О левой и правой руке»

Смотрите-ка, вот две руки:

Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть -

И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –

И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)

В носу умеют ковырять –

И правая, и левая! (хм. ковыряем в носу по очереди каждой рукой)

А если кто-то завопит,

И правая, и левая

Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)

С руками я всегда дружу –

И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –

И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)

Упражнение «Собери картинку». Что за картинка у тебя получилась? К какому виду транспорта относится вертолет? Как ты думаешь, почему на нем красный крест? Это медицинский вертолет, он так же относится и к специальному транспорту. Ты, наверное, устал, давай не много отдохнем.

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Упражнение «Штриховка». Заштрихуй рисунок нужным цветом. Что это за транспорт?

III.О каком виде транспорта мы сегодня говорили? Назови, что к нему относится? Почему на нашем вертолете был красный крест? С какой машиной ты еще сегодня познакомился? Для чего она нужна?

Отлично, ты справился со всеми моими заданиями, ответил на все вопросы.  

Тема: «Транспорт».

Задачи:

  1. Закрепить полученные ранее знания по теме транспорт. Учить выделять существенные признаки.
  2. Развивать связную речь, память, логическое мышление.
  3. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, умение адекватно себя оценивать.

Оборудование: предметные картинки; картинки-раскраски по цифрам.

Коррекционные задачи

Ход занятия

Преодоление тревожности и напряжения, мотивация на занятие

Развитие логического мышления, памяти

Развитие мелкой моторики

Развитие зрительно-моторной координации

Снятие мышечного напряжения

Развитие слухового внимания

Активизация внимания, памяти

Снятие зрительного утомления

Развитие произвольного внимания, Развитие связной речи, памяти.

I.Психогимнастика «После дождя»

Жаркое лето. Только что прошел дождь. Представь, что ты осторожно ступаешь вокруг воображаемых луж. Стараясь не замочить ноги. Потом расшалившись ,прыгаешь по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны.

Сообщение темы: сегодня мы с тобой поговорим о транспорте, вспомни все виды транспорта, которые мы с тобой изучали на прошлых занятиях.

Первое задание «Реши задачку»

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.
Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
По какой дороге ехала легковая машина?
А грузовая?

К какому виду транспорта относятся обе машины?

Пальчиковая гимнастика

«Считалочка»

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох как весело играть!

Руки вверх подними,

На пальчики посмотри,

Шире руки разведи!

А потом их опусти!

        Упражнение «Соедини по цифрам». Соедини все цифры, и ты узнаешь, на чем едет мальчик.

К какому виду транспорта относится вертолет? Что ты о нем знаешь?

Ты, наверное, устал, давай не много отдохнем.

Физминутка.

Руки ставим мы вразлет: (руки в стороны)
Появился самолет
(«полетели» как самолеты),
Мах крылом туда – сюда  
(наклоны влево - вправо),
Делай "раз" делай "два"
(повороты влево - вправо).
Раз и два, раз и два  (
хлопаем в ладоши)!
Руки в стороны держи  
(руки в стороны)!
Вправо, влево посмотри (
повороты влево - вправо).

        Упражнение на внимание «Хлоп или топ?» Я буду называть разные вещи и предметы, а ты если услышишь транспорт - хлопнешь, если предмет не относится к транспорту – топнешь. Если ты услышишь названия транспорта, что ты сделаешь? А если это будет не транспорт?

Игра «Вспомни, что здесь было»

Тебе нужно будет внимательно посмотреть и запомнить, какие картинки  лежат перед тобой на столе. Затем ты закрываешь глаза, а в это время я что-то убираю. Когда ты откроешь глаза, тебе надо будет вспомнить что было и чего не стало.

Но сначала давай сделаем гимнастику для глаз:

«Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло.

(Посмотреть вправо-влево, вверх-вниз.)

 Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких — две штучки,  

тяжелых — три тучки.

(Закрыть глаза ладонями.)

Солнце на небе вовсю засияло.

(Поморгать.)

Повтори, что нужно сделать.

III. Оценка деятельности.

Как ты думаешь, ты сегодня хорошо поработал на занятии? Правильно назвал транспорт, ответил на вопросы. Что тебе понравилось на занятие? А что было трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа "Воспитание честности"

Ожидаемый результат программы:Формирование навыков и привычек нравственного поведения.Обогащение эмоционального мира воспитанниц и формирование у них нравственных чувств.Формирование у воспитанн...

Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.

Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.     Задачи программы состоят в...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Развитию связной речи» для школ VIII вида.

Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она ...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.

Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности  обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.

Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности  обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...