Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Развитию связной речи» для школ VIII вида.
методическая разработка (5 класс) на тему

Онипченко Олеся Владимировна

 

Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она базируется на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения, окружающей действительности и познания мира. В основе программы лежит психологический подход к речевой деятельности как многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический компоненты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Старолеушковской Краснодарского края

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа

по «Развитию связной речи»

для школ VIII вида.

                 

Составила учитель-логопед: Онипченко Олеся Владимировна

Пояснительная записка.

Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она базируется на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения, окружающей действительности и познания мира. В основе программы лежит психологический подход к речевой деятельности как многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический компоненты.

Данный курс является коррекционно – направленным: наряду с развитием общих способностей предлагается проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи и обогащению словарного запас учащихся с ОВЗ, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

Основной принцип коррекционно – развивающего обучения учащихся  с ограниченными возможностями здоровья – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы.

В занятия включены материалы по:

  • формированию слогового анализа и синтеза слов;
  • формированию умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;
  • формированию умения анализировать предложения;
  • формированию умения обозначать границы  предложения на письме;

  • формированию умения самостоятельно составлять развёрнутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать;

  • формированию умения и навыка построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов;

  • формированию умения работать с деформированными предложениями, текстами;

  • формированию умения определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного;

  • формированию умения анализировать тип текста, выделять характерные признаки повествования, описания, рассуждения;

  • развивать умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения;

  • совершенствовать приёмы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана;

  • формирование умения последовательно пересказывать, опираясь на составленный план.

Задачи: создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития.

Особенности занятий: календарно-тематическое планирование курса занятий «Развитие речи» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий – развитие связной речи. Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество

закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.

Продолжительность занятия 20-25 минут два раза в неделю.

Направления работы:

  •  Формирование практических  речевых умений и навыков;
  •  Формирование навыков речевой коммуникации;
  • Развитие фонематических процессов;
  • Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
  •  Развитие умения последовательно излагать суть выполняемого задания;
  •  Формировать умение отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию;
  •  Формирование умения самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться  выяснить и объяснить их значение (первый опыт использования различных видов словарей);
  •  Обогащение активного и пассивного словарного запаса, через определение смысловых связей между словами и преодоление неправильного, неточного употребление слов, предупреждение морфемного аграмматизма, дисорфографии.

Примерное тематическое планирование коррекционной работы по формированию связной речи.

Всего 68  часов  в неделю 2 часа

№п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная (авторская) программа

Рабочая программа по классам

1.

2.

3.

4.

5.

Обследование устной речи.

Устная связная речь.

Лексика.

Предложение.

Текст.

8

20

15

14

11

Список литературы:

1. Гордилова В. И., Кудрявцева м. З Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384 с. – (Коррекционная педагогика).

2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г.  Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.

3. Лайло В. В. Изучение алфавита и развитие восприятия. – М., 2000.

4. Лайло В. В. Повышение грамотности и развитие мышления. – М., 2001.

5. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.

Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.     Задачи программы состоят в...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования

Конспект предназначен для использования в работе логопедов, дифектологов и воспитателей коррекционных учреждений....

Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования

Конспект предназначен для использования в работе логопедов, дифектологов и воспитателей коррекционных учреждений....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.

Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности  обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.

Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности  обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку 11 класса школы 8 вида

Представленная рабочая программа по русскому языку для учащихся 11 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой умственной отсталостью....

КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»

Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи....


 

Комментарии

Мастер Людмила Викторовна

Коллега, спасибо большое за интересный и полезный материал.