Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Развитию связной речи» для школ VIII вида.
методическая разработка (5 класс) на тему
Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она базируется на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения, окружающей действительности и познания мира. В основе программы лежит психологический подход к речевой деятельности как многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический компоненты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Старолеушковской Краснодарского края
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа
по «Развитию связной речи»
для школ VIII вида.
Составила учитель-логопед: Онипченко Олеся Владимировна
Пояснительная записка.
Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она базируется на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения, окружающей действительности и познания мира. В основе программы лежит психологический подход к речевой деятельности как многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический компоненты.
Данный курс является коррекционно – направленным: наряду с развитием общих способностей предлагается проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи и обогащению словарного запас учащихся с ОВЗ, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.
Основной принцип коррекционно – развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы.
В занятия включены материалы по:
- формированию слогового анализа и синтеза слов;
- формированию умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;
- формированию умения анализировать предложения;
- формированию умения обозначать границы предложения на письме;
- формированию умения самостоятельно составлять развёрнутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать;
- формированию умения и навыка построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов;
- формированию умения работать с деформированными предложениями, текстами;
- формированию умения определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного;
- формированию умения анализировать тип текста, выделять характерные признаки повествования, описания, рассуждения;
- развивать умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения;
- совершенствовать приёмы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана;
- формирование умения последовательно пересказывать, опираясь на составленный план.
Задачи: создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития.
Особенности занятий: календарно-тематическое планирование курса занятий «Развитие речи» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий – развитие связной речи. Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество
закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.
Продолжительность занятия 20-25 минут два раза в неделю.
Направления работы:
- Формирование практических речевых умений и навыков;
- Формирование навыков речевой коммуникации;
- Развитие фонематических процессов;
- Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
- Развитие умения последовательно излагать суть выполняемого задания;
- Формировать умение отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию;
- Формирование умения самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснить и объяснить их значение (первый опыт использования различных видов словарей);
- Обогащение активного и пассивного словарного запаса, через определение смысловых связей между словами и преодоление неправильного, неточного употребление слов, предупреждение морфемного аграмматизма, дисорфографии.
Примерное тематическое планирование коррекционной работы по формированию связной речи.
Всего 68 часов в неделю 2 часа
№п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная (авторская) программа | Рабочая программа по классам | ||
1. 2. 3. 4. 5. | Обследование устной речи. Устная связная речь. Лексика. Предложение. Текст. | 8 20 15 14 11 |
Список литературы:
1. Гордилова В. И., Кудрявцева м. З Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
3. Лайло В. В. Изучение алфавита и развитие восприятия. – М., 2000.
4. Лайло В. В. Повышение грамотности и развитие мышления. – М., 2001.
5. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.
Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста. Задачи программы состоят в...
Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования
Конспект предназначен для использования в работе логопедов, дифектологов и воспитателей коррекционных учреждений....
Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования
Конспект предназначен для использования в работе логопедов, дифектологов и воспитателей коррекционных учреждений....
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.
Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.
Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....
Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку 11 класса школы 8 вида
Представленная рабочая программа по русскому языку для учащихся 11 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой умственной отсталостью....
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»
Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи....
Комментарии
Коллега, спасибо большое за
Коллега, спасибо большое за интересный и полезный материал.