Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.
методическая разработка (5 класс) на тему
Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида.
У умственно отсталых школьников процесс овладения чтением протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями. В процессе овладения чтением умственно отсталые учащиеся проходят те же этапы (овладение звуко-буквенным обозначением; послоговое чтение; становление синтетических приёмов чтения; синтетическое чтение), что и в норме, гораздо дольше, чем здоровые школьники. Ступени овладения чтением у них растянуты во времени, а промежутки между ними более продолжительные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustraneniyu_narusheniy_chteniya.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Старолеушковской Краснодарского края
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа
по «Устранению нарушений чтения»
для школ VIII вида.
Составила учитель-логопед: Онипченко Олеся Владимировна
Пояснительная записка.
Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида.
У умственно отсталых школьников процесс овладения чтением протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями. В процессе овладения чтением умственно отсталые учащиеся проходят те же этапы (овладение звуко-буквенным обозначением; послоговое чтение; становление синтетических приёмов чтения; синтетическое чтение), что и в норме, гораздо дольше, чем здоровые школьники. Ступени овладения чтением у них растянуты во времени, а промежутки между ними более продолжительные.
Данный курс является коррекционно – направленным: на формирование психологической базы чтения (развитие зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности) и формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя речи, а также на развитие умения правильно и быстро читать слова различной слоговой структуры.
Основной принцип коррекционно – развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы:
1.Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений.
2. Принцип качественного и количественного анализа результатов обследования ( качественный для построения коррекционной работы; количественный – для отслеживания динамики коррекционной работы).
3. Принцип системности ( в коррекционной работе воздействовать на все компоненты речи).
4. Принцип комплектности ( комплексное медико – педагогическое воздействие на ребёнка. Тесная взаимосвязь всех участников коррекционного процесса).
5. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (выбор коррекционных методик осуществляется с учётом индивидуальных особенностей ребёнка).
Задачи: создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития.
Особенности занятий: календарно-тематическое планирование курса занятий является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий –устранение нарушений чтения. Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.
Продолжительность занятия 20-25 минут два раза в неделю.
Направления работы:
- Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем);
- Развитие зрительного гнозиса и синтеза;
- Развитие умения правильно и быстро читать слова различной слоговой структуры.
Содержание программы
Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков: уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слога;
Определение наличия и места в слове (начало, середина, конец); определение места звука по отношению к другим (какой по счёту звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове); выделение его из предложения, текста.
Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане: уточнение артикуляции и звучания дифференцированных звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; определение наличия и места звуков в слове; определение их места по отношению друг к другу и другим звукам; выделение дифференцируемых звуков из предложения, текста.
Примерное тематическое планирование коррекционной логопедической работы по устранению нарушений чтения.
Всего 102 часа в неделю 3 часа
№п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная (авторская) программа | Рабочая программа по классам | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Фронтальное обследование. Гласные ударные и безударные. Слова с буквами «И» и «Й». Слова с гласными второго ряда в начале слова. Согласные глухие и звонкие. Согласные артикуляторно сходные. Согласные свистящие и шипящие. Дифференциация согласных звуков. Согласные твёрдые и мягкие. Дифференциация букв отличающихся элементом: А – Д; А – Л; А – Д – Л; К – Ж; З – В; Г – Б. Дифференциация букв, состоящих из одинаковых элементов, по разному расположенных в пространстве: И – Н; Н – П; И – П; Ь – Р; Г – Т. Чтение слов различной слоговой структуры. | 12 2 1 1 4 1 2 5 4 12 10 48 |
Список литературы:
1. Гордилова В. И., Кудрявцева м. З Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
3. Лайло В. В. Изучение алфавита и развитие восприятия. – М., 2000.
4. Лайло В. В. Повышение грамотности и развитие мышления. – М., 2001.
5. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Развитию связной речи» для школ VIII вида.
Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она ...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.
Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков» для школ VIII вида.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...
Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"
В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....
Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку 11 класса школы 8 вида
Представленная рабочая программа по русскому языку для учащихся 11 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой умственной отсталостью....