Размышления о воспитании
статья по теме
Давно замечено, что какие бы реформы и модернизации ни намечались, ни проводились в области образования и воспитания, все они в конечном счете замыкаются на педагоге. Российское учительство – это золотой фонд нации, душа и мозг. Но педагог сейчас у нас на одном из последних мест в приоритетах, наиболее страдающий из интеллектуальной части общества человек и профессионал. Конечно, пока будет такое отношение, образование развиваться нормально не сможет.
Воспитание идет там, где есть идеалы. Без идеалов нет воспитания. Сейчас очень трудно ответить на вопрос: «Во что верить?». Создалась ситуация идеологического шока. Сегодня ни один человек не может сказать, куда мы идем, какую страну мы строим, какое государство.
Мы стоим на пороге нового этапа развития человечества. А каким оно должно быть?
Педагог привык работать на будущее, на завтрашний день.
А если неизвестно, каким он будет, то вроде бы и работать нечего. Вот в чем сложность!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmyshleniya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Размышления о воспитании.
« Учитель создает нацию» - это древнее изречение справедливо в наши дни как никогда раньше.
Государственная политика в области образования требует от педагога более высокого уровня профессионализма. Ведущим его компонентом является умение организовать общение, выстроить отношения с каждым студентом таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию.
Педагог в России всегда был, прежде всего, воспитателем. Воспитание и обучение – два важнейших неотъемлемых момента этого процесса. Повышение воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта воспитания – основное направление развития воспитания систем вариативного образования. Ведущей целью воспитания остается идеал личности, способный принимать решение в ситуации морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, своей страной и человечеством.
Главное в воспитании – создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности; ориентация детей на абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Взятые в самом общем виде, они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную основу воспитания.
Ведущая роль в воспитании принадлежит педагогу. Сегодня нужны психологи, социальные педагоги, психотерапевты, медики; необходимы психологическая и коррекционные службы для того, чтобы всесторонне изучить студента и разработать индивидуальные варианты воспитания и развития.
Сегодня подростки – самая страдающая часть общества. В подростковой среде внедряется идея социального расслоения, а мы в такой ситуации работать не привыкли. Богатые и бедные, очень богатые и очень бедные за одной партой – у нас просто нет опыта работы в такой ситуации.
Произошел разрыв межпоколенных связей. Воспитание держится как раз на передаче культуры, человеческого опыта из поколения в поколение, а этого нет. На кого ориентируются наши подростки? На звезд эстрады, потому что именно их средства массовой информации преподносят как современных героев. Каждый день по много часов по телевизору можно видеть карнавал. Подростки ориентируются на "карнавальный" образ жизни. А когда мы пытаемся сказать, что и работать надо, они смотрят на нас непонимающе и не верят нам.
Забвение детства - еще одна трагедия, свидетелями которой мы являемся. О детях перестали думать все, кроме педагогов и хороших родителей. И мы уже стесняемся говорить о том, что раньше все хорошее, лучшее отдавалось у нас детям. Об этом говорить уже бессмысленно, потому что этого нет.
Наша задача – задача профессионалов - состоит в том, чтобы убеждать, доказывать, держаться, стоять на своем.
Есть притча.
«Стоит лес. Он никому не нужен.
Стоит храм. Он никому не нужен.
Стою я – я тоже никому не нужен.
Что же делать ? Стоять!
Стоять на своем, если ты убежден !»
Главной задачей в воспитательной работе является решение вопросов нравственного становления личности:
- через формирование культуры общения;
- оказание помощи в определении смысла жизни;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого подростка;
- приобщение студентов к системе духовных, культурных ценностей нашего народа, края;
- воспитание трудолюбия, деловитости;
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;
- создание оптимальных условий для организации досуга (через кружки, секции, посещение театров, выставок)
- организацию работы с родителями, коррекцию семейного воспитания.
Основным показателем успешности проделанной работы должно служить не количество проведенных «мероприятий», а результат воспитания:
- повышение уровня воспитанности студентов;
- фактическое состояние приобретенных студентами знаний, умений, навыков, внутренних качеств, свойств, характеризующих его как личность.
Для эффективности воспитательной работы необходимо соблюдение трех главных условий:
- знание уровня, на котором находится работа в момент планирования;
- четкое представление об уровне, на который она должна быть поднята;
- выбор оптимальных путей и средств.
Все частные воспитательные задачи должны содействовать решению основной цели - развитию личности и подготовке ее к жизни.
Давно замечено, что какие бы реформы и модернизации ни намечались, ни проводились в области образования и воспитания, все они в конечном счете замыкаются на педагоге. Российское учительство – это золотой фонд нации, душа и мозг. Но педагог сейчас у нас на одном из последних мест в приоритетах, наиболее страдающий из интеллектуальной части общества человек и профессионал. Конечно, пока будет такое отношение, образование развиваться нормально не сможет.
Воспитание идет там, где есть идеалы. Без идеалов нет воспитания. Сейчас очень трудно ответить на вопрос: «Во что верить?». Создалась ситуация идеологического шока. Сегодня ни один человек не может сказать, куда мы идем, какую страну мы строим, какое государство.
Мы стоим на пороге нового этапа развития человечества. А каким оно должно быть?
Педагог привык работать на будущее, на завтрашний день.
А если неизвестно, каким он будет, то вроде бы и работать нечего. Вот в чем сложность!
Г.Н. Потапова,
преподаватель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Мои размышления о воспитании"
Однажды оглядите свой классИ попытайтесь представить себеВаших детей взрослыми людьми.Каким станет каждый из них?Не кем, а каким?Симон Соловейчик...
"Размышления о роли языка, национальных традиций в духовно-нравственном воспитании детй"
В статье говорится о взаимосвязи языка и внутреннего мира человека. Именно бережное отношение...
Статья-размышление по книге Ж..Ж..Руссо «Эмиль или о Воспитании»
Статья-размышление по книге Ж..Ж..Руссо «Эмиль или о Воспитании»...
Выступление на тему "Размышление о патриотическом воспитании"
Тема патриотического воспитания актуальна, поэтому важна преемственная связь учителей всех предметов в стремлении к действенному решению этой проблемы....
Размышления на тему "Основные принципы гуманного воспитания ребенка"
Данные советы предлагаются родителям в целях взаимопонимания со своим ребенком....
Статья "Мои размышления о семейном воспитании"
В данной статье затрагиваются вопросы о семье, её нравственных аспектах, значимости семейного воспитания с точки зрения учителя обществознания....
Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»
Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...