Консультация "Что такое аутизм"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Дети с аутистическим спектром развития (РАС)
2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме. Крупнейшая в США научная организация «Autism Speaks» утверждает, что в мире 67 миллионов людей страдают этим заболеванием. Это практически, каждый 110-ый ребенок.
Аутистический спектр развития – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие могут говорить очень мало или не говорить вовсе. Этих детей легко узнать по взгляду "погруженному в себя", отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Это дети, которые не могут найти связь с внешним миром. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. При отсутствии лечения и коррекции многие аутичные дети не приобретут навыков общения и не смогут научиться правильно говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться от аутизма без какого-либо вмешательства. В такой ситуации вселяет надежду тот факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными.
Советы родителям ребенка с аутистическим спектром развития (РАС)
- Будьте логичны и последовательны. Если вы избрали определенную модель поведения с ребенком – придерживайтесь ее. Изменение вашего поведения приведет ребенка в растерянность и неблагоприятно скажется на его эмоциональном состоянии.
- Будьте терпеливы. Поведение вашего ребенка не изменится за один день или за неделю.
- Не наказывайте ребенка. Ребенок с аутистическим спектром развития (РАС), не способен провести параллель между плохим поведением и наказанием, поэтому просто не поймет, за что его ругают.
- Делайте с ребенком физические упражнения: они помогают снизить стресс и приносят положительные эмоции. Например, большинство детей с РАС любят прыгать на батуте.
- В течение дня устраивайте ребенку перерывы, во время которых он сможет побыть один. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок находился в безопасной обстановке и не мог себе навредить.
- Приобретенные ребенком новые навыки проявляются не сразу. Иногда ребенок, научившись определенному действию, не сразу может применить его в других областях своей жизни. Показывайте ребенку, в каких еще ситуациях он может использовать свои навыки.
- Постоянно повторяйте пройденное, чтобы ребенок не забывал полученные навыки и знания. В периоды стрессов и болезней ребенок может вернуться к своему первоначальному поведению.
- Разговаривайте с ребенком медленно, ясно и спокойно. Лучше использовать короткие предложения, в начале которых произносить имя ребенка, чтобы он понял, что обращаются к нему.
- Если ребенок затрудняется ответить вам словами, найдите другие способы общения, например, с помощью картинок или фотографий. Хвалите ребенка, когда он делает успехи. Это может быть словесная похвала, либо награждение любимой игрушкой, просмотром любимого мультфильма и т.д.
- - Ребенок с РАС, как и всякий другой ребенок - индивидуальность, поэтому нужно также учитывать специфические реакции ребенка и на их основе строить обучение;
- - Дети с РАС болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться постоянства.
- - Вырабатывать алгоритм действий. Если ребенок не понимает словестных инструкций, то можно использовать визуальные картинки с изображением того или иного действия или предмета.
- Необходимо заниматься каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты, начинать лучше с 5 минут и постепенно время занятий довести до 2-3 часов в день с перерывами;
Необходимо научить ребенка слову "стоп" - это может уберечь его от травм; сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать "стоп", со временем ребенок поймет, чего от него добиваются; - Дети с РАС обычно любят смотреть телевизор, но их необходимо ограничивать в этом.
Не нужно избегать общества других детей, желательно, чтобы такой ребенок посещал дошкольное образовательное учреждение, пусть не весь день, а 2-3 часа в день: - Необходимо отвлекать ребенка с РАС от бессмысленных, стереотипных движений, это можно сделать с помощью танцев, прыжков на месте;
- Как можно больше беседовать с ребенком, даже если он остается безучастным, нужно помнить, что он нуждается в общении даже больше, чем обычные дети;
Дети с РАС обычно любят качели, поощряя это увлечение, можно добиться лучшего развития вестибулярного аппарата;
- Необходимо соблюдать осторожность в общении ребенка и домашних животных; дело в том, что дети с РАС могут быть немотивированно агрессивны по отношению к животным, прежде чем завести домашнего любимца, можно подарить ребенку мягкую игрушку;
- Дети с РАС страдают скрытой пищевой аллергией, найдя аллерген и исключив его из рациона, можно добиться значительного улучшения в поведении ребенка.
- Положительный результат дает посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с РАС, именно там можно получить информацию о новых методах лечения и коррекции поведения.
Коррекционные методики, которые можно использовать в домашних условиях:
Занятия с карточками.
Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится инструкция:
Карточки могут быть следующие: "снять одежду", "надеть пижаму", "почистить зубы", "умыться", "сходить в туалет", "пойти спать" и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать "пора спать" и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия "гулять", "кушать", "читать", "рисовать".
Очень важно развивать мелкую моторику и тактильное восприятие.
Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.
Упражнение на развитие координации.
Необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.
Лепка - одна из важнейших коррекционных методик:
Во время занятий лепкой развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.
Нанизывание бус.
Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.
Пазлы.
Можно купить готовые паззлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4; со временем, количество частей паззла необходимо увеличивать.
Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений, к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Куклотерапия в формировании правильного поведения старших дошкольников с аутизмом
Куклотерапия представляется одной из «работающих» технологий в коррекционно – развивающем обучении детей с аутистическим спектром нарушений. С помощью технологии куклотер...
"ОСОБОЕ ДЕТСТВО" (ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА ВИДЕО, ПЕРЕДАЧ, ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ ОБ АУТИСТАХ, АУТИЗМЕ И ДРУГИХ ПРОБЛЕММАХ ЛИЦ С ОВЗ)
№п/пназвание аннотацияссылка1социальный ролик о детях с ОВЗЛюбовь Аркус - журналист, режиссер, автор готовящегося к прокату серьезного фильма об аутистах "Аут", обратилась в социальных сетя...
Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.
Выполнено логопедом Проскуриной М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...
Что такое аутизм? Рекомендации в коррекционной работе.
Что такое аутизм? Рекомендации в коррекционной работе....
Памятка "Что такое аутизм?"
2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме.Все мы созданы разными. И у каждого из нас есть свои особенности, но, не смотря, ни на что мы вместе: в школе, дома, на работ...
Детский аутизм. Проблемы интеграции и социальной адаптации детей с аутизмом в обучающую среду
Про детей с аутизмом хочется словами профессора, которая сама всю жизнь преодолевающая аутизм и достигшая успеха, Темпел Грэндин – «аутисты – как антропологи на Марсе». В...
Что такое «лицевая слепота» при аутизме?
С каждым из нас бывало, что мы никак не могли кого-то узнать. Мы помним, что знаем этого человека, но не можем понять, кто это, потому что встретили его в другом контексте: например, сейчас мы в...