Куклотерапия в формировании правильного поведения старших дошкольников с аутизмом
методическая разработка по теме

Куклотерапия  представляется одной из «работающих»  технологий  в коррекционно – развивающем обучении детей  с аутистическим спектром нарушений.  С помощью технологии куклотерапии  в одинаковой степени  формируются и коммуникативные и социоэмоциональные навыки  детей.  Представленные  в конспектах  ролевые персонажи  учат детей  как надо и как не надо вести себя в социуме.  Примерные конспекты  предложенных занятий  можно в одинаковой степени использовать  в работе как с детьми с аутистическим спектром нарушений, так и с детьми, имеющими  интеллектуальные  и речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Куклотерапия в формировании правильного поведения

старших дошкольников с аутизмом

                                                                        

                                        Аннотация

Куклотерапия  представляется одной из «работающих»  технологий  в коррекционно – развивающем обучении детей  с аутистическим спектром нарушений.  С помощью технологии куклотерапии  в одинаковой степени  формируются и коммуникативные и социоэмоциональные навыки  детей.  Представленные  в конспектах  ролевые персонажи  учат детей  как надо и как не надо вести себя в социуме.  Примерные конспекты  предложенных занятий  можно в одинаковой степени использовать  в работе как с детьми с аутистическим спектром нарушений, так и с детьми, имеющими  интеллектуальные  и речевые нарушения.

                                                        

Сказка ложь, да в ней намек,

                                                        Добрым молодцам урок!

                                                        А.С. Пушкин.

Мы часто используем куклотерапию, как один из способов терапевтического подхода при взаимодействии с аутичными детьми.  Кукла – рукавичка, надетая на руку взрослого,  волшебным образом помогает строить более доверительные  и открытые отношения  ребенка с взрослым.  Дети с   большим желанием принимают и выполняют игровые задания, которые «приносит»  Кукла. Они  в большей степени демонстрируют успешность, потому что действуют для Куклы,   инициируют приветствия с персонажем Куклы, знакомятся с ней, прощаются, приглашают в гости.

Кроме того,  сказочная история опосредованно, без явного морализаторства способна намекнуть ребенку на то, как надо и не надо себя правильно вести в социуме.

Мы сами придумываем небольшой сюжет  для Куклы, которая прямо и косвенно оказывает воспитательное воздействие на поведение детей.

Взрослый выступает в роли режиссера, руководя действиями и персонажа и детей, решая при этом несколько важных задач.

1.Он учит детей, прежде всего, выражать заинтересованность в общении.   2.Шутит от имени персонажа, способствуя созданию атмосферы доброжелательности.

 3.Активизирует безынициативных детей.

 4.Постоянно создает ситуацию успеха, повышая тем самым уверенность  у детей.

 5.Делает более раскованными стеснительных, зажатых, необщительных детей.

    6.Помогает детям оценивать правильность или неправильность поведения персонажа.

«Именно  в куклотерапии  кукла раскрыла всю свою добрую магическую силу – проявила себя и лекарем, и воспитателем, и учителем» (О.Н. Капшук.)

Роль, которую отводит взрослый персонажу,  непродолжительна, так как ребенку  тяжело продолжительно находиться в эмоциональном контакте. Ребенок даже с легким аутистическим спектром нарушений  предпочитает эмоциональному  контакту и общению интеллектуальную деятельность, которая в меньшей степени его истощает. Поэтому мы придумываем небольшой сюжет с проблемной ситуацией, которая  направлена на преодоление  таких отрицательных качеств, как, жадность (Мышонок  Жадина), нежелание общаться (Медвежонок Бука), формирование доброжелательности (Кот Леопольд). Сочиняем простой сюжет, который доступен интеллектуальному и эмоциональному уровню детей. А потом дети в присутствии персонажа выполняют дидактические, речевые   игры;  демонстрируют, как они умеют танцевать и т.д.

Доступность взаимодействия с персонажем зависит от группы аутистического дизонтогенеза.  Практика показывает, что понять аспект социального взаимодействия могут с небольшой помощью взрослого старшие дошкольники 4 группы.  Для детей 3 группы в возрасте 6-7 лет доступно лишь в большей степени приветствие и прощание персонажа, беседы о том, «как тебя зовут?», «как зовут маму?», «сколько тебе лет?», несмотря на то, что отдельные навыки (чтение, счет) у  этих детей могут быть сформированы значительно выше, чем у детей 4-й группы.

Отметим, что у аутичного ребенка крайне неравномерный уровень интеллектуального  развития. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи, песни, складывают слова и предложения из букв разрезной азбуки, но при этом не улавливают  простейшую логику в тексте, в заданном вопросе.

Другие же удивляют нас своей понятливостью во взрослых  житейских вопросах, но при этом  отличаются  крайним инфантилизмом, низким уровнем эмоционального развития, аттентивно-мнестическим снижением, затрудняющим усвоение учебного материала.

Если у умственно отсталого ребенка равномерно плохо все, у ребенка с ЗПР – мозаичность, проявляющаяся в неравномерности интеллектуальных функций, то у ребенка с аутизмом все неравномерно до парадоксальности. Некоторым детям легче дается  более сложное, чем легкое. Поэтому не все то, что доступно здоровым детям младшего возраста – сказки, кукольные персонажи, доступно детям с аутизмом даже в старшем дошкольном возрасте.

Приводимые в данной статье примерные конспекты занятий в одинаковой степени направлены  на формирование как коммуникативных так и социоэмоциональных навыков. Конспекты составлены в результате  коррекционной работы с детьми  3-4 группы,  посещающих   подгрупповые занятия 2-й год. Занятия может проводить в одинаковой степени и психолог, и  дефектолог и логопед.  Занятия проводятся в малой подгруппе детей (2-3 ребенка).

     

     Примерные конспекты психокоррекционных занятий  

                     с аутичными дошкольниками 6-7 лет

Занятие №1: «Если добрый ты»

    Пояснительная записка к занятию:

Ни для кого не секрет, что для аутичных детей характерно излишнее собственничество  и жадность.  Дети выхватывают друг у друга игрушки, не хотят делиться ими с другими.  Неумение уступать приводит к конфликтам.  Дети  жадничают и боятся показывать другим  детям и взрослым  свои игрушки, книжки,  рисунки.  А умение дарить свои рисунки  возможно только очень «продвинутым» детям.

Цели: Расширять представления о чувстве доброжелательности по отношению к окружающим,  воспитание  такого качества, как умение делиться с другими детьми игрушками, воспитание бережного отношения к чужим вещам, гармонизация эмоциональной сферы через спокойную музыку,  формирование коммуникативных навыков,  навыка умения выражать благодарность, развитие мышления.

Оборудование:  книга со сказками из мультфильмов,  кукла-рукавичка «Мышонок», набор  маленьких  игрушек и книжек - «малышек», магнитола, книга «Мультсборник».

1.Приветствие. Психолог (педагог) здоровается с детьми, выражает удовлетворение и радость от того  что,  видит каждого ребенка на занятии.

2. Речевая игра «Друзья»

В  нашей группе есть друзья:        держатся за руки

Дима, Роберт, Ваня, Я     показывают друг на друга и на себя,

Мы не в ссоре никогда     делают отрицательный жест

Дима, Ваня, Роберт, Я       головой и рукой,  держатся за руки

Все мы дружная семья     держатся за руки

Дима, Ваня, Роберт, Я      показывают друг на друга и на себя.        

С. Ихсанова.

1, и 2, и 3, 4 – мы цветочки подарили    пальчики «ходят» по столу

Маме, бабушке, сестренкам            загибают пальчики

Кате, Даше и Аленке,

А Полинке и Иринке

Подарили мы картинки,

Не забудем тете Маше

Показать рисунки наши       делают протягивающий жест двумя руками

           С.Ихсанова.

3.Беседа  по картинкам, на которых изображены дети, делающие добрые дела.

Психолог (педагог) задает вопросы. Например:  «Этот ребенок добрый или злой?»  «Какое у него лицо?»  «Какое хорошее, доброе  дело он делает?»   «А какое лицо  у другого человека (ребенка), которому сделали доброе дело?» (радостное, благодарное)  «Как вы догадались, что этот ребенок (человек) рад?  «Какие глаза у кошки (собаки), которую накормил хороший, добрый мальчик?»   «А вы добрые?»  

4. Чтение  сказки из мультсборника   Е. Каргановой   «Тошка».

Беседа.  Взрослый  спрашивает детей о том, каким был Тошка – добрым или злым!?  За что его любили звери!?  Каких больше любят, те, кто нас  окружают – добрых или злых;  добрых или жадных!?

5. Игра с мячом «Игрушка - не игрушка»

Взрослый катит мяч,  каждому ребенку с различными словами,  ребенок должен ответить – «игрушка», «не игрушка».  Например:  «мячик - игрушка», «книга – не игрушка».

6. Сказкотерапия  с элементами ролевой игры «Жадина». 

Взрослый  вытаскивает куклу-рукавичку «Мышонок» и говорит:  «Ребята,  у нас в шкафчике поселился мышонок. Давайте познакомимся с ним  и попробуем с ним поговорить».  Дети по очереди здороваются с «Мышонком»  за лапку. Взрослый, обращаясь к детям: «Давайте узнаем, что он держит в своем  мешке?!»  Далее, обращаясь к «Мышонку»:  «Мышонок, Мышонок, расскажи и покажи нам, что у тебя там, в мешочке интересного!?»  

Мышонок отвечает: «Никому не покажу,  все с собою унесу!»

Взрослый говорит, обращаясь к детям:  «Вот это  Мышонок!  Как говорят  про таких детей, которые никому ничего не хотят показать и давать!?»         Дети:  «Про таких детей говорят жадина!»

Взрослый: «Правильно ребята.  Про таких детей даже дразнилку придумали!   Вы ее знаете!?»

Дети: «Да!   Таких детей называют  Жадина - Говядина!»

Мышонок: «Ой, это не про меня!  Я не хочу, чтобы меня дразнили Жадиной, да еще и  Говядиной!»

Взрослый:  «Если ты не хочешь, быть жадиной и не хочешь, чтобы тебя так дразнили, надо  показывать  другим свои игрушки и книжки, а также  разрешать другим  поиграть с твоими игрушками и посмотреть твои книжки.  Так ты покажешь их нам!?  Мы только посмотрим, поиграем с ними немножко и вернет тебе все назад!»

Мышонок:  «Да, да, смотрите и играйте. Я не жадина и не говядина!»

Взрослый, обращаясь к «Мышонку»:  «Спасибо тебе, Мышонок!»

Взрослый, обращаясь к детям: «Ребята, мы с вами очень аккуратно поиграем с игрушками, а также посмотрим книжки, которые принес собой «Мышонок».  А потом вернем ему все назад.  Ведь чужие вещи нужно обязательно возвращать».

7. Недирективная игротерапия, в ходе, которой, Взрослый  разрешает детям поиграть с игрушками, посмотреть книжки.

8. Коммуникативный тренинг.  Взрослый  просит каждого ребенка  поблагодарить «Мышонка»  за игрушки и  книжки и сказать о том, что они им очень понравились.  Взрослый, обращаясь к детям: «Ребята, давайте,  предложим «Мышонку» посмотреть, как мы умеем с вами танцевать!»

9.Танцевальная  терапия.  Танец  на песню «Если добрый ты» из  мульфильма  «День рождения кота Леопольда»

Взрослый берет одного ребенка в напарники,  а двое других детей образуют самостоятельную пару.

Музыка Б. Савельева. Слова  М. Пляцковского.

Дети   ходят в парах  под музыку, раскачивая руками

Дождик босиком по земле прошел

Клены по плечам хлопал…

Если ясный день, это хорошо,

А когда наоборот – плохо. (2 раза)

Слышишь, как звенят в небе высоко,   держатся в паре за руки

Солнечных лучей струны                 кружатся

Если добрый ты, то всегда легко     кружатся

А когда наоборот – трудно. (2 раза)  в другую сторону

С каждым поделись радостью своей  ходят друг с другом в паре

Рассыпая смех звучно…

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот – скучно! (2 раза)

10. Прощание с «Мышонком»

         Психолог (педагог), обращаясь к детям: «Давайте попрощаемся все с «Мышонком», подарим ему на прощание картинку (наклейку) и пригласим его еще раз к нам в гости!»

11.Прощание. 

       Занятие  №2: «Мы не в ссоре никогда!»

                Пояснительная записка к занятию:

У аутичных детей  отмечается повышенная конфликтность. Ребенок может ударить, ущипнуть, укусить другого ребенка. В коллективе дети часто соперничают друг с другом. При многообразии имеющихся игрушек почти каждый хочет взять (отобрать) именно то, что только что выбрал другой. На подгрупповых занятиях они начинают необоснованные споры из-за выбранного цвета стула, мячика, музыкального инструмента; из-за тематики картинки. Взрослым необходимо постоянно контролировать  взаимодействие  детей, внося коррективы во взаимоотношения.  Беседы о товариществе и дружбе не всегда приносят плоды для эгоцентричного, упрямого, своевольного, неподчиняемого, агрессивного  ребенка. Необходимо многократное и постоянное  напоминание  правил поведения и отношений  друг с другом.

Цели: Расширять представления о доброжелательности по отношению к окружающим,  противопоставление таких черт, как дружба - ссора, формирование умения различать и выражать  эмоции: злость, доброта;  отреагирование агрессивности через подвижную игру, гармонизация эмоциональной сферы через спокойную музыку, формирование коммуникативных навыков.

Оборудование:  «Большая книга сказок для самых маленьких», пиктограммы, зеркала, игрушка «кот – Леопольд», магнитола.

1.Приветствие.

2.Речеавя игра «Мы не в ссоре никогда»

Раз, и два, и три, четыре,                        загибают пальчики,

В группе все мы подружились                держатся за руки,

Дружим: Витя, Коля, Я                                показываю друг на друга,

Мы не в ссоре никогда                        делают отрицательный жест

                                                        головой и  пальчиком

                                                        С.Ихсанова.

3. Беседа «О дружбе и ссоре».

Психолог (педагог): «Дети, что значит быть дружными!?»  

Дети: «Значит не драться, не обижать других, не отбирать игрушки, не жадничать и т.д.»

Психолог (педагог): «Правильно!  А вы  дружные!? Есть среди вас драчуны!? Есть  среди вас жадины!?»

Дети: «Нет!»

Психолог (педагог): «А что означает ссориться!?»

Дети: «Это значит драться, щипаться, отбирать  игрушки и книжки».

Взрослый: «Правильно, ребята. А после ссоры необходимо помириться.  Давайте вспомним нашу с вами  игру, которая помогает нам мириться после ссоры».

Мирись, мирись,                                дети в  парах сцепляются друг

Больше не дерись!                        с другом мизинчиками 

Мы не будем драться,                        делают отрицательный жест

Не будем мы кусаться!                        головой и указательным пальцем

По мотивам детского фольклора

4. Чтение  сказки «Кот и пес» с опорой на картинки.

Текст  взят из  «Большой книги сказок для самых маленьких». Составитель А.Е. Польский. Минск;  Харвест, 1998.

Пошел как-то коричневый песик прогуляться на лужайку.  А в это время на лужайку пошел погулять и серый котик.  

Встретились песик с котом, замерли, шерсть дыбом встала. Котик зашипел, а песик  принялся громко рычать.

Кинулись они в драку. Пес котика укусить старается, а кот  себя в обиду не дает, острыми когтями царапается.

Тут на шум прибежала девочка Катя и закричала: «Как вам не стыдно! Надо дружить, а не драться!»

Хорошенько пристыдила Катя драчунов, и они бросились обнимать друг друга, пожали друг другу лапы и решили дружить.

С тех пор песик с котиком стали большими друзьями и уже никогда не ссорились.

5.Упражнение  с пиктограммами.  Взрослый предлагает  детям отобрать сначала   пиктограммы со злыми лицами, а потом с  добрыми, улыбающимися.

6. Игра-упражнение «Зеркало».

Взрослый предлагает  детям  выражать различные эмоции,  глядя на пиктограммы.

7. Подвижная игра «Мыши  водят хоровод».

Игра повторяется несколько раз, чтобы все дети подгруппы (2-3 человека) были в  ролях  «мышей» и «кота».

Мыши водят хоровод,                        идут в круге,

На лежанке дремлет кот,     Ребенок - «кот»  сидит в круге,

Тише, мыши, не шумите  «грозят пальчиком»,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод. Ребенок - «кот»  «разбивает» руками хоровод.

Полная хрестоматия  для дошкольников.  Астрель, Москва,2010.

8. Коммуникативный тренинг «Кот Леопольд»

Взрослый  незаметно для детей достает игрушку «Кот Леопольд» и говорит, обращаясь к детям: «Ребята, давайте жить дружно!».

Взрослый: «Ой, ребята!  Давайте поздороваемся все с Леопольдом!»

Дети по очереди здороваются с Леопольдом.  

Взрослый, обращаясь к детям: «Ребята,  а какой кот!?  Добрый или злой!?»

Дети: «Добрый!»

Взрослый:  «Ребята, скажем громко  вместе с Леопольдом «давайте жить дружно!»

Взрослый приглашает  детей   станцевать  танец для гостя  «Леопольда».

9. Танцевальная  терапия.  Танец  на песню «Если добрый ты» из  мульфильма  «День рождения кота Леопольда».

10. Прощание с «Леопольдом»

 Взрослый, обращаясь к детям: «Давайте попрощаемся все с «Леопольдом» и пригласим его еще раз к нам в гости!»

 11.Прощание. 

Занятие№3: «Давайте жить дружно!»

Цели: Обучение навыкам правильного поведения через дидактическую и ролевую игру,  закрепление коммуникативных навыков, высвобождение агрессии через экспрессивную игру,  формирование навыков различения и выражения эмоциональных состояний.

Оборудование: дидактическая игра: «Что такое хорошо, что такое плохо»,  зеркала,  игрушка - медвежонок, магнитола с фонограммой песни  «Все мы делим по полам» на  музыку  В. Шаинского, слова М. Пляцковского, бумага, карандаши.

1.Приветствие. Психолог (педагог) здоровается с детьми, выражает удовлетворение и радость от того  что, что видит каждого ребенка на занятии.

2. Речевые  игры:  «Друзья»,  «Мы не в ссоре никогда».

3. Беседа по сказке «Кот и пес» с опорой на картинки.

Взрослый задает вопросы. Например»: «Какого цвета была шерсть у песика, а у  котика?» «Что они делали, когда встретились?» «Кто прибежал к ним на помощь?»  «Как звали девочку?» «Что она им сказала?»  «Что сделали песик и котик, когда помирились?»  «Кем стали песик и котик?»

4.Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»

Взрослый  раздает детям  части картинок (пазлов),  на которых изображено  правильное (хорошее) или неправильное (плохое) поведение детей.   Потом, как в игре в лото, показывает другую часть  картинки и спрашивает:   «Кому это подходит?»   Дети должны  соотнести показанную взрослым часть  и объяснить ситуацию, получившуюся в результате сложения частей пазлов.   Например: «Этот мальчик плохой. Он обижает девочку».   Или:  «Эта девочка хорошая. Она  кормит собачку».

Затем дети меняются друг с другом  картинками.  

     5. Куклотерапия с элементами ролевой игры  «Медвежонок Бука».

Взрослый   говорит, что у него в шкафчике живет  очень странный  медвежонок, достает из шкафчика  игрушку и показывает ее детям.  Затем  взрослый  предлагает детям поздороваться с медвежонком.  

Каждый  ребенок здоровается  с медвежонком,  на что медвежонок только отворачивается  и  нехотя  издает «Уууу»,  или «Бууу».  

Взрослый, обращаясь к детям:  «Ну и медвежонок, ребята!»

Затем, обращаясь к «медвежонку», говорит: «Медвежонок, ты не умеешь разговаривать!?»

«Бука», отвернувшись:  «Бууу».

Взрослый, обращаясь к детям: «Ребята, наверное, у него плохое настроение!»

Взрослый: «Медвежонок, ребята очень хотят с тобой познакомиться, а ты все «Бу», да «Бу»   Может, скажешь нам что-нибудь!?».

«Межвежонок»:   «Бу-бу-бу-бу-бу-бу. Никому ничего не скажу.  Бу.»

Взрослый, обращаясь к детям: «Ой, ребята,  я, кажется, догадалась, что случилось с нашим мишкой!   В него,  наверное, поселился   Злюка-Бука.  А я знаю, что надо сделать, чтобы спасти нашего мишутку!  Есть одно волшебное стихотворение!»

Злюка-Бука, выходи!                        дети  громко топают ногами,

Злюка-Бука, уходи!                             

Бука-Злюка, убирайся                                громко стучат кулачками

К  «Мишке» ты, не возвращайся                по столу.           

С.   Ихсанова.

Взрослый:  «Давайте, ребята, проверим,  помогло  мишке наше стихотворение!?»

«Медвежонок»  оживляется, поворачивается к детям, начинает с каждым здороваться.  Потом говорит:  «Меня раньше звали Букой.  Я ни с кем не хотел здороваться и разговаривать».

Взрослый: «Мишка,  тебе, наверное, не нравилось твое имя Бука!»

«Медвежонок»:  «Да, мне очень не нравилось мое имя!  Я не хочу больше, чтобы меня называли Букой!»

Взрослый: «Ребята, давайте придумаем   мишутке  новое имя!»    Дети  помогают взрослому придумывать различные имена  и останавливаются на  имени «Топтыжка».

6. «Зеркало»   Взрослый предлагает детям сделать  в зеркале  «Буку»,   улыбку   Кота Леопольда,   злые глаза   Серого Волка.

Затем взрослый предлагает  детям и «Топтыжке»   прослушать хорошую песню.

7. Музыкотерапия. Прослушивание  песни «Все мы делим по полам» на  музыку  В.  Шаинского, слова М. Пляцковского. 

Как положено друзьям,

Все мы делим пополам,

И дождинки, и снежинки,

Пополам, пополам, пополам-лам-лам,

И дождинки, и снежинки,

Пополам, пополам, пополам-лам-лам.

Как положено друзьям,

Все мы делим пополам,

И смешинки, и слезинки,

Пополам, пополам, пополам-лам-лам,

И смешинки, и слезинки,

Пополам, пополам, пополам-лам-лам.

Как положено друзьям,

Все мы делим пополам,

Приключенья, огорченья,

Пополам, пополам, пополам-лам-лам,

Приключенья, огорченья,

Пополам, пополам, пополам-лам-лам.

Как положено друзьям,

Все мы делим пополам,

Даже песню делим честно

Пополам, пополам, пополам-лам-лам,

Даже песню делим честно

Пополам, пополам, пополам-лам-лам.

7. Арттерапия.  Взрослый   предлагает детям   нарисовать  доброго и веселого медвежонка. Разрешает забрать рисунки домой.

8.Прощание с «Топтыжкой»

         Взрослый, обращаясь к детям: «Давайте попрощаемся все с «Топтыжкой» и пригласим его еще раз к нам в гости!»

9.Прощание. 

                                      Литература:

1. Ихсанова С.В – Формирование речевых и коммуникативных навыков у дошкольников с РДА в процессе игры. – Армавирский  филиал ГОУ Краснодарского края ККИДППО, Армавир, 2010.

2. Ихсанова С.В.–Особенности формирования социоэмоциональных и коммуникативных навыков у старших дошкольников с аутизмом. - Материалы Всероссийской научно – практической конференции 6-7 октября в сборнике «Психологическое развитие современного человека в аспекте клинической психологии». ЧелГу, 2011.

3. О.Н. Капшук. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя, Ростов – на – Дону; Феникс, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильного дыхания у дошкольников на занятиях по плаванию

В статье говорится о сочетании плавания и специальной «водно-дыхательной» гимнастики. О значимости дыхательных упражнений для дошкольников на занятиях по плаванию....

Доклад «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников»

Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания....

Формирование правильного произношения у дошкольников с системным недоразвитием речи

В статье рассматриваются направления и этапы работы над произношением у дошкольников с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа для дошкольников "Формирование правильного произношения"

Рабочая программа для дошкольников "Формирование правильного произношения"...

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников...

Консультация для педагогов и родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников"

Консультация для педагогов и родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников"...

Мастер-класс для родителей "Способы формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Мастер-класс дл родителей "Способы формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"...


 

Комментарии

Уважаемая Светлана Васильевна!!!!Посмотрела ваши издания.Да, чтобы издать книжечку или любую брошюрку - нужно столько через себя пропустить, осознать и понять!!!.Аутичные дети - это особый разговор. И не секрет, что их становится с каждым годом больше и больше. Я не держала ваше издание в руках, но уже искренне рада за то, что вы разработали и создали такое пособие.У меня к вам вопрос: книжечка эта прошла рецензирование или вы свою разработку отпечатали без рецензентов??? Спасибо вам огромное.

Спасибо большое за ваш отклик! Нет, рецензии у меня не было. Редактор, которая принимала мою рукопись, специалист (дефектолог, логопед). Но в разных издательствах по-разному принимают. Некоторые издательства при рассмативании рукописи консультируются со специалистами. Некоторым издательствам непринципиально - есть рецензия, или нет. Спасибо вам еще раз! Успехов вам в вашем творчестве!