Что такое «лицевая слепота» при аутизме?
статья

Кожевникова Ольга Николаевна

 С каждым из нас бывало, что мы никак не могли кого-то узнать. Мы помним, что знаем этого человека, но не можем понять, кто это, потому что встретили его в другом контексте: например, сейчас мы впервые видим его без формы или не в том месте, где мы обычно его встречали. Ситуация неловкая, но почти неизбежная в течение жизни.

Но что бы вы чувствовали, если бы это происходило с вами постоянно? Если бы вы могли пройти мимо собственных родителей, не узнавая их, потому что встретили их на улице, а не дома? В таком мире каждый день живут люди с так называемой лицевой слепотой (прозопагнозией). Ее тяжелые формы могут приводить к избеганию социальных ситуаций, проблемам в отношениях, тревожности и даже клинической депрессии.

Именно в таком мире живут некоторые люди с расстройствами аутистического спектра, что наглядно демонстрируют их рассказы о собственном опыте.

Гунилла Герланд, у которой диагностирован синдром Аспергера, в своей книге «Настоящий человек — жизнь вовне» описывает, что она не видела лиц у других детей. Она не одинока в своем опыте. Донна Уильямс рассказывает, как «совершенно незнакомые люди» улыбались и махали ей рукой, называя ее по имени. Другие аутичные люди говорят, что они видят лишь отдельные части других людей, например, лысину, бороду или серьги, что объясняет, почему некоторые дети так сосредоточены на таких деталях.

Ранее считалось, что лицевая слепота или прозопагнозия является крайне редким расстройством, однако теперь известно, что в той или иной степени она есть у одного человека из 50. Хотя она может быть следствием травмы мозга, у некоторых детей есть так называемая врожденная прозопагнозия.

Врожденная прозопагнозия часто бывает у нескольких членов одной семьи, и считается, что она особенно часто встречается у людей с расстройствами аутистического спектра. Предполагается, что это связано с недостаточным развитием некоторых участков мозга, отвечающих за зрительное восприятие. Вероятно, со временем новые исследования смогут определить более точные причины этого состояния.

Лицевая слепота в школе может стать источником очень большого стресса для ребенка. Он не сможет различать других учеников (даже тех, кто все время сидит рядом с ним), может путать одного человека с другим, а игровая площадка может его пугать. Ему также будет трудно правильно «читать» мимику и язык тела, а потому ему будет еще сложнее отличить друга от недруга. К сожалению, проблема еще больше осложняется из-за того, что другие дети могут воспринимать его как надменного или недружелюбного — им может казаться, что ребенок специально игнорирует их. Это же может сделать его мишенью для травли.

Неудивительно, что многие такие дети постепенно учатся ориентироваться не на лица, а на другие признаки, чтобы различать людей. Например, это может быть запах, одежда, движения или бросающаяся в глаза примета вроде родинки, татуировки, бороды и так далее.

Вот несколько полезных советов для помощи ребенку с лицевой слепотой:

— Объясните ребенку и тем, кто часто контактирует с ним, что такое лицевая слепота.

— Попросите педагогов ребенка представляться по имени, когда они обращаются к нему.

— Если это возможно, попросите план того, как сидят ученики класса, и список учеников с фотографиями.

— Если в школе нет формы, то это уменьшает возможные проблемы.

— Всегда представляйте людей по имени, даже если ребенок уже встречался с ними.

— Подсказывайте ему, как он может различать людей, используя те особенности, которые реже всего меняются, например, голос и акцент, телосложение, походка и осанка, определенный стиль в одежде, шляпы, пальто и обувь — их реже меняют.

— Если вы или кто-то из близкого окружения ребенка значительно изменил внешность, например, цвет волос или прическу, то по возможности предупредите его заранее.

— Если у вас нет никаких особых примет, то носите определенный значок, заколку или брошь, по которым вас легко можно узнать.

— Научите ребенка говорить «Извините, я вас не узнаю» в случае необходимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое «лицевая слепота» при аутизме?

 С каждым из нас бывало, что мы никак не могли кого-то узнать. Мы помним, что знаем этого человека, но не можем понять, кто это, потому что встретили его в другом контексте: например, сейчас мы впервые видим его без формы или не в том месте, где мы обычно его встречали. Ситуация неловкая, но почти неизбежная в течение жизни.

Но что бы вы чувствовали, если бы это происходило с вами постоянно? Если бы вы могли пройти мимо собственных родителей, не узнавая их, потому что встретили их на улице, а не дома? В таком мире каждый день живут люди с так называемой лицевой слепотой (прозопагнозией). Ее тяжелые формы могут приводить к избеганию социальных ситуаций, проблемам в отношениях, тревожности и даже клинической депрессии.

Именно в таком мире живут некоторые люди с расстройствами аутистического спектра, что наглядно демонстрируют их рассказы о собственном опыте.

Гунилла Герланд, у которой диагностирован синдром Аспергера, в своей книге «Настоящий человек — жизнь вовне» описывает, что она не видела лиц у других детей. Она не одинока в своем опыте. Донна Уильямс рассказывает, как «совершенно незнакомые люди» улыбались и махали ей рукой, называя ее по имени. Другие аутичные люди говорят, что они видят лишь отдельные части других людей, например, лысину, бороду или серьги, что объясняет, почему некоторые дети так сосредоточены на таких деталях.

Ранее считалось, что лицевая слепота или прозопагнозия является крайне редким расстройством, однако теперь известно, что в той или иной степени она есть у одного человека из 50. Хотя она может быть следствием травмы мозга, у некоторых детей есть так называемая врожденная прозопагнозия.

Врожденная прозопагнозия часто бывает у нескольких членов одной семьи, и считается, что она особенно часто встречается у людей с расстройствами аутистического спектра. Предполагается, что это связано с недостаточным развитием некоторых участков мозга, отвечающих за зрительное восприятие. Вероятно, со временем новые исследования смогут определить более точные причины этого состояния.

Лицевая слепота в школе может стать источником очень большого стресса для ребенка. Он не сможет различать других учеников (даже тех, кто все время сидит рядом с ним), может путать одного человека с другим, а игровая площадка может его пугать. Ему также будет трудно правильно «читать» мимику и язык тела, а потому ему будет еще сложнее отличить друга от недруга. К сожалению, проблема еще больше осложняется из-за того, что другие дети могут воспринимать его как надменного или недружелюбного — им может казаться, что ребенок специально игнорирует их. Это же может сделать его мишенью для травли.

Неудивительно, что многие такие дети постепенно учатся ориентироваться не на лица, а на другие признаки, чтобы различать людей. Например, это может быть запах, одежда, движения или бросающаяся в глаза примета вроде родинки, татуировки, бороды и так далее.

Вот несколько полезных советов для помощи ребенку с лицевой слепотой:

— Объясните ребенку и тем, кто часто контактирует с ним, что такое лицевая слепота.

— Попросите педагогов ребенка представляться по имени, когда они обращаются к нему.

— Если это возможно, попросите план того, как сидят ученики класса, и список учеников с фотографиями.

— Если в школе нет формы, то это уменьшает возможные проблемы.

— Всегда представляйте людей по имени, даже если ребенок уже встречался с ними.

— Подсказывайте ему, как он может различать людей, используя те особенности, которые реже всего меняются, например, голос и акцент, телосложение, походка и осанка, определенный стиль в одежде, шляпы, пальто и обувь — их реже меняют.

— Если вы или кто-то из близкого окружения ребенка значительно изменил внешность, например, цвет волос или прическу, то по возможности предупредите его заранее.

— Если у вас нет никаких особых примет, то носите определенный значок, заколку или брошь, по которым вас легко можно узнать.

— Научите ребенка говорить «Извините, я вас не узнаю» в случае необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материаловедение, 5 класс. "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны"

Поурочный план. Урок №4 "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны", 5 класс...

Занятие кружка:"Лоскутное шитье"(составление лицевой поверхности прихватки)

Это кружковое занятие в коррекционном классе.На первом плане коррекционно-развивающие цели 1.Развитие познавательных интересов. 2.Развитие мелкой моторики руки.3.Совершенствование прострвнственных пре...

Технологическая карта урока "Обработка лицевой стороны прихватки".

Технологическая карта урока.Данные об учителе:Лисичкина Зинаида Александровна., имеющаяся  высшая категория и подтверждаемая высшая категория, МОУ СОШ №( им В.Т. Степанченко г. Ржев.Предмет: техн...

Лицевые счета класса

Здесь размещены лицевые счета ваших детей...

Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Цели урока. Познакомить учащихся с признаками определения лицевой и изнаночной сторон ткани; ...

Определение лицевой и изнаночной стороны материала. Свойства тканей.

Методическая разработка урока " Определение лицевой и изнаночной стороны материалов. Свойства тканей."  Урок построен на принципах системности,последовательности в обучении и применении полученны...