Детский аутизм. Проблемы интеграции и социальной адаптации детей с аутизмом в обучающую среду
методическая разработка

Сиваева Светлана Васильевна

Про детей с аутизмом хочется словами профессора, которая сама всю жизнь преодолевающая аутизм и достигшая успеха,  Темпел Грэндин – «аутисты – как антропологи на Марсе». В этой, на первый взгляд парадоксальной фразе заложен успех человека с аутизмом. Поиск упорядочения пространства и времени такого ученика, развитие коммуникации, социальности – это его путь к счастью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию: « Детский аутизм. Проблемы интеграции и социальной адаптации  детей с аутизмом в обучающую среду».

        В особой помощи нуждаются дети с аутизмом (от греч. – «сам»), имеющие сложные симптомы социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений. По статистике ранний детский аутизм в настоящее время  достаточно широко распространен (примерно 20 случаев на 10000 детей, один из 10 с умственной отсталостью). Для таких детей характерны уход в себя, отчужденность и отрешенность, наличие моторных и вербальных стереотипов, ограниченность интересов,  различные страхи, боязнь телесного и зрительного контактов, нарушения поведения и речи.

        Суть нарушения при аутизме заключается в том, что мозг у данного ребенка обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека.

        Первое описание раннего детского аутизма принадлежит Лео Каннеру (США), который в 1943 году сделал заключение о наличии особого синдрома и выделил наиболее характерные клинические черты этой категории детей. Ученые считают, что причиной аутизма являются органические нарушения ЦНС, обусловленные генетическими факторами, родовыми травмами, вирусными инфекциями у беременной женщины.

О.С. Никольская (1997) выделяет четыре основные группы детей с аутизмом:

  • К первой группе относятся дети с отрешенностью от внешней среды. Для них характерны наиболее тяжелые нарушения (нет потребности в контактах, нет стереотипных действий, отсутствуют навыки самообслуживания, полностью беспомощны). В условиях интенсивного психолого-педагогического сопровождения дети смогут ориентироваться в домашней обстановке и элементарно себя обслуживать.
  • Дети второй группы отвергают внешнюю среду. Они более контактны, но страх у них  сильнее, чем у детей других категорий, аффекты и протест вызывают изменения в поведении даже в привычной среде. Такие дети уходят от неприятных переживаний посредством аутостимуляции  (повторяющиеся движения: перебежки, бег по кругу, речевые стереотипии: повторение фраз, стихов, напевов, отвечают односложно или молчат). Болезненно привязаны к матери, не переносят ее отсутствие. При своевременно организованном психолого-педагогическом сопровождении дети этой группы могут быть подготовлены к обучению  по программам общеобразовательной или коррекционной школы.
  • В третью группу выделяют детей с замещением внешней среды. Их поведение ближе к психопатоподобному, возникают немотивированные вспышки агрессии. Эмоционально обеднены, но у них более развернутая речь, они лучше адаптированы к быту. При своевременном и правильно организованном психолого-педагогическом сопровождении они могут учиться в общеобразовательной школе вместе со сверстниками.
  • Дети четвертой группы характеризуются сверхтормозимостью окружающей средой. У них менее выражены аутистические признаки. Они усваивают поведенческие штампы, их настроение зависит от эмоциональных реакций окружающих людей (остро реагируют на резкие замечания, пугливы в контактах, пассивны, сверхосторожны, но любят природу, животных, поэзию). Нередко обнаруживают одаренность в какой-то области. Такие дети, как правило, обучаются в общеобразовательной школе.

        Таким образом, можно видеть, что категории детей с аутизмом отличаются большим разнообразием. Воспитание и обучение такого ребенка в семье вызывает большие сложности. Следует предполагать, что возникает необходимость интеграции ребенка  с аутизмом в социальную и обучающую среду здоровых детей. Интеграция в мир обычных детей требует терпения, понимания, осторожности. В школы интегрируются дети, относимые к третьей и четвертой группам, в центры  коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – дети первой и второй групп.

        Интеграция детей с аутизмом может быть возможной при условии, что окружающие с пониманием отнесутся к их странностям. Необходимо настроиться не на изменение поведения ребенка, а на  приспособление к его особенностям развития. Таким образом, первый шаг к интеграции – это признание права ребенка на особенность. Аутизм как первазивное (искаженное развитие, т.е. качественные нарушения в нескольких областях) нарушение располагается между умственной отсталостью и трудностями в обучении. Признание того, что аутизм – это не болезнь, означает, что ребенок нуждается в постоянном квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении,  которое позволит развить ребенка в рамках имеющихся параметров, подготовить его к взрослой жизни.

        Обратимся к содержанию педагогического сопровождения детей с аутизмом, к особенностям их обучения. Интеграция таких детей может начаться только после планирования пространства и создания условий для обучения. Лучше всего в классе  сначала обеспечить  детям максимальную защиту, т.е. создается адекватная предсказуемая обусловленная имеющимися  нарушениями среда. Это достигается посредством реализации принципа «пространственного планирования». Ученическое место с трех сторон ограничивается непрозрачными панелями, в виде «кабинки». Тогда ребенок,  смотря вперед, видит учителя и слушает его указания. Любые изменения и коррективы бесполезны и для ребенка болезненны. Организовав пространственную среду, педагог осваивает правила общения с таким ребенком. Требуется, чтобы он в своем поведении был спокойным и уравновешенным. Говорить следует не громко, кратко обращаясь к ребенку по имени. Важно установить контакт. Педагог терпелив и не торопит детей во время деятельности или ответа, он общается не только посредством речи, но и улыбкой, жестами, прикосновением….

        При работе с детьми при аутизме, английские ученые Лорна Винг и Джудит Голд (2000) считают важным реализация принципа создания видимости времени. Так как качественные изменения при аутизме обуславливают нарушения в ощущении времени, возникает задача сделать время зримым. Здесь необходима практическая помощь ребенку, чтобы он смог проследить смену событий. В этих целях поэтапно вводятся символы. Символы позволяют планировать время – ребенок  работает по плану, выраженными значками. В результате он знает, чем будет заниматься,  каков его распорядок работы, чем завершиться деятельность. Следует отметить, что люди с аутизмом имеют потребность в планировании в течение всей жизни.

        Не менее важным в педагогической работе является принцип визуализации, т.к. аутизм сказывается на качестве общения. У этих детей часто наблюдается эхолалия (постоянное повторение слов), оно не является бессмысленным!!! Это искаженное средство коммуникации !!!Считается что при аутизме у детей есть потребность общаться, но они не умеют этого делать… В обучении  следует учитывать что они отчаянно стремятся к коммуникации но как это сделать они тоже не знают… Педагог исходит из того что суть  коммуникации не в словах. Коммуникация ведется не только на вербальном уровне,  но и с использованием коммуникативных карточек с рисунками символами. При визуальном способе коммуникации с особенными детьми  можно достичь понимания, их мышление становится более гибким, они включаются в совместную деятельность. Визуальные средства повышает самостоятельность школьников, помогают избежать пассивности. Ребята приобретают функциональные навыки благодаря использованию этих средств.

        Количество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети при аутизме велико. Как известно, при аутизме дети выпадают из социального взаимодействия, т.к. они не понимают эмоций окружающих людей. Более того, для аутичных детей характерны стереотипные повторяющиеся действия, которые приобретают ритуальный устойчивый характер. Ритуальные действия таких детей обращают на себя внимание несуразностью. Термином «стереотипное поведение» указывают на легкую форму нарушения, а термин «ритуальное поведение» означает, что нарушение приняло сложную устойчивую форму. Люди совершают ритуальные действия часто в стрессовых ситуациях. Это приносит успокоение. Стереотипное поведение при аутизме – это реакция организма на тревогу и стресс. Педагог не должен пытаться помешать, ребенку выполнять ритуальные действия, необходимо выяснить причины таких действий,  как часто они возникают,  что им предшествует. Профилактика ритуального поведения – это не запреты на такие действия,  не объяснение их несуразности,  а предупреждение стрессов,  изменение событий устранение их отрицательных последствий. Если жизнь детей с аутизмом сделать легче и понятнее, а в этом может помочь ее структурированный и организованный характер то ритуальные действия начнут уменьшаться.

        Уровень социальных навыков в адаптированных и неадаптированных ситуациях значительно отличается. Приоритеты программ социальной адаптации устанавливаются педагогом и родителями вместе. Только координированные усилия разных специалистов смогут оказать действенную помощь ребенку в его адаптации. Безусловным является признание, что развитие социальных навыков  является частью школьной программы. В процессе обучения обрабатываются навыки самообслуживания и ведения домашнего хозяйства. Главным критерием эффективности обучения является функциональность учебных навыков,  их включенность в действительность, практическая значимость. Если учебные навыки недостаточно функциональны, то их применение в повседневной жизни будет крайне ограниченным.

        Рассмотрим  предпосылки успешной образовательной интеграции при аутизме. Т. Питере называет отправной точкой обучения детей с аутизмом обеспечение «обратной интеграции». Это означает признание особых прав детей и необходимости обеспечения среды с максимальной защитой. Каждый день для такого ребенка – это борьба с реальностью, которая для него похожа на калейдоскоп. Обратная интеграция подразумевает, что специалисты должны попытаться войти в мир ребенка, помочь ему в его нуждах и ни в коем случае не переносить на него модели из своей жизни. Обучение аутичного ребенка не исцелит его, не избавит от аутизма, но даст ему достойную жизнь. Необходима оптимальная интеграция, в которой существует баланс между миром обычных людей и миром лиц с аутизмом. Самые важные шаги к адаптации делают окружающие люди…  Социальная активность, владение навыками социального взаимодействия являются наиболее трудными.

        В заключении хочется словами профессора, которая сама всю жизнь преодолевающая аутизм и достигшая успеха,  Темпел Грэндин – «аутисты – как антропологи на Марсе». В этой, на первый взгляд парадоксальной фразе заложен успех человека с аутизмом. Поиск упорядочения пространства и времени такого ученика, развитие коммуникации, социальности – это его путь к счастью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Общая характеристика социальной адаптации детей с проблемами в развитии."

            Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект привод...

Проблема социальной адаптации детей-сирот в условиях детского дома.

в статье описываются причины низкой  социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и социально-педагогическая работа по данному направлению...

Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возроста в условиях школы - интерната"

В данной работе описанны проблемы адаптации к условиям проживания в школе - интернате детей из числа кочевых семей...

Проблемы социальной адаптации детей-сирот и факторы, препятствующие успешной социализации

Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, не соответствует тому потенциалу, на который способны подростки выпускники детского дома, ...

Формирование диалогической речи, как одно из направлений интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями речи.

Краткое содержание: представленные в данном пособии методические рекомендации направлены на создание системы работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у учащихся с недостатками слух...

Статья «Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связаны и...