Выступление «Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей»
материал

Наталья Иванова

Выступление  на родительском собрании «Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod._sobranie_edinstvo_semi_i_shkoly.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  «Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей»

педагог-психолог  Н.Д. Иванова

Ход собрания:

Семья и школа – это берег и море.

На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.

                                                                                      Л.А. Кассиль

ВЕДУЩИЙ:

     Почему сейчас так остро встаёт вопрос о единстве семьи и школы? Да, несомненно, школа даёт очень многое. Но все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Сила воздействия семьи на человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек всю жизнь не может от них освободиться.

   Но, к сожалению, приходиться констатировать и другое. Многие родители стали всё больше и больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на государственные учреждения (детский сад, школа) подменяя вакуум общения ложной любовью или желанием посытнее накормить, или приодеть. Вот и растут подчас дети сытыми, красиво одетыми, но бездуховными, недобрыми, завистливыми, ленивыми.

   Именно родители закладывают  основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка. Поэтому должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками единого педагогического процесса.

     В работах известного педагога В.А. Сухомлинского широко используется понятие «школьно-семейное воспитание», которое определяется единством школьного и семейного воспитания. Как личность ребенка едина, так и не может осуществляться раздельно школьное и семейное воспитание. 

 Семья как фактор социализации ребёнка

  В энциклопедии «Социология» предлагается следующее определение: «Социализация (от лат. socialis – общественный) – совокупность взаимосвязанных процессов и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта  социокультурных практик данного общества».

В отечественной науке наибольший вклад в исследование проблемы социализации внес И.С. Кон. В его работах представлены философские, социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические аспекты проблемы. С точки зрения И.С. Кона, «объем понятия "социализация" несколько шире, чем понятия "воспитание". Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества».

В социальной педагогике проблему социализации активно разрабатывает А. В. Мудрик. Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д.

Важнейший институт социализации – это семья. Она являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти. Ее качество определяется, как справедливо замечает А.В. Мудрик, рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, в учебе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.

Семья – один из основных факторов социализации не только для детей, но и для взрослых. От семьи во многом зависит физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается нравственно-психологическая атмосфера и отношения в семье. Роль семьи незаменима в процессе социального развития человека потому, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение семьи сказываются на его социальных притязаниях, помогают или мешают ему искать выход в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам и новым социальным условиям.

Современная семья переживает сложный этап эволюции, характеризующийся снижением ее социального статуса, сокращением воспроизводства, ростом числа разводов, уменьшением продолжительности семейной жизни. В условиях наступившего кризиса социальные проблемы современной семьи усугубляются.

Сферы социализации ребёнка

На вопрос о том, какой социальный институт ответственен за воспитание молодого поколения, большинство уверенно отвечают – семья и школа. В ситуации масштабного кризиса доверия между семьей и школой только понимание ими своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, не оппонента, а партнера, и практические действия в этом направлении могут дать положительный результат. Воспитание и социализация ребенка в школе происходят в трех сферах:

• в образовательном процессе школы: на уроках, факультативах, в кружках и секциях; в этой сфере позиция ребенка – ученик своих учителей;

• в общественной среде школы; общественная среда школы – это детско-взрослое управление школой, ученическое самоуправление, клубные объединения и т.п.; здесь ребенок занимает позицию члена детско-взрослой школьной общности, гражданина школы;

• во внешкольном социализирующем пространстве; здесь позиция ребенка –гражданин общества; осваивает он эту позицию, участвуя в социальных проектах школы, социальных акциях, детско-юношеских общественных объединениях и т.д.

Как сегодня эти сферы соотнесены друг с другом? В нынешней школе явно перевешивает первая сфера, и мы сталкиваемся с тенденцией, которую можно назвать экспансией учебности – переносом учебных форм и учебного содержания и на общественную среду школы, и на внешкольное пространство. Процветает «заурочивание» воспитания. На жесткие социальные вызовы, идущие в школу извне, она реагирует в той же «учебной» логике. Но сегодня школе надо настойчиво предлагать и всемерно помогать в проработке иной стратегии развития воспитания – втягивания, осмысленного включения социальности в образование. Воспитательная стратегия втягивания социальности в образование требует особых организационных форм – детско - взрослых социальных проектов, которые должны проводиться не эпизодически, а системно; включения школьного сообщества в продуктивную коммуникацию с другими общественными субъектами. Очевидно, что если школа выходит на проблемы воспитания таким образом, то она находит и настоящие задачи воспитания и социализации, и ресурсы, и партнеров. И понятно, что самым близким и потому ключевым партнером здесь выступает  семья. В сфере воспитания партнерство со школой интересует родителей с точки зрения приобретения системных и главное – «живых», некнижных психолого-педагогических знаний; улучшения детско-родительских отношений, повышения родительского авторитета; стимулирования собственного личностного роста как взрослых людей. В свою очередь, школа обращается к ресурсам семьи для развития инфраструктуры воспитательного процесса, повышения учебной мотивации учащихся, преодоления кадрового и компетентностного дефицита в сфере воспитания за счет мастерства и опыта отдельных родителей.

Для запуска социального партнерства школы и семьи необходимы:

• создание «переговорной площадки», удобной для обеих сторон;

• выявление оснований партнерства, то есть взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон;

• инвентаризация организационноструктурных форм социального партнерства школы и семьи и выбор из них наиболее приемлемых для конкретных участников;

• формирование нормативноправовой базы социального партнерства на уровне образовательного учреждения, фиксация в договорной форме целей, задач, принципов взаимодействия;

• формирование управляющей системы социального партнерства;

• разработка и реализация программ, планов, проектов партнерского взаимодействия.

Партнерское взаимодействие семьи и школы может принимать разные формы: софинансирование, предоставление услуг (образовательных, информационных, технических), разработка совместных социальных, культурных проектов, совместная управляющая деятельность (попечительские, управляющие советы школ), экспертиза. Так, например, во многих школах родители участвуют в аттестации образовательных учреждений, в приемке школ к новому учебному году, выдвигают свои критерии оценки работы учителей и школьной администрации, проводят экспертизу платных образовательных услуг – их уместности и качества. Если школа сможет сделать их своими партнерами, она не только продвинется сама, но и внесет серьезный вклад в модернизацию страны. И не когдато завтра, а уже сейчас.

Родители — главные воспитатели своих детей

    Многие родители, приводя своего ребенка в 1-й класс, думают: “Мы его воспитали до школы, а теперь задача школы – воспитывать моего ребенка, научить его читать, писать, считать, уважать старших, заботиться о младших, быть хорошим товарищем для одноклассников”. Когда этого не происходит, то они начинают обвинять учителей, в том, что они не смогли привить любовь к учебе, к людям. Обвиняя всех в бедах своего ребенка, они забывают предъявить обвинение в первую очередь себе. Ведь каждый ребенок идет в школу из семьи, где были заложены свои принципы, жизненные устои, которая либо смогла, либо нет, привить ребенку начальные навыки общения со сверстниками, взрослыми людьми, сформировать желание учиться.

    Родители должны вести своего ребенка с 1-го по 11 класс “за руку”. Это значит не водить ребенка за руку в школу в буквальном смысле, а направлять всю его деятельность, знать его успехи, неудачи в школе, поддерживать его во всех начинаниях, убеждать, что он не прав, и доказывать его неправоту. Нужно учить своих детей общению не только с членами своей семьи, но и одноклассниками, другими взрослыми. То, как умело могут делать это наши дети, напрямую зависит от умелого воспитания ребенка в семье.

    Ни школа, ни учителя, ни инспектор по делам несовершеннолетних не заменят родителей. Мы должны знать все о своем ребенке: с кем он дружит, куда уходит, чем занимается вне дома. Если ребенок не идет на контакт с родителями, отмалчивается, замыкается в себе, то надо бить тревогу. Сначала нужно попытаться самим выяснить причину такого поведения ребенка, если нужно, подключить классного руководителя, выяснить, не является ли негативное поведение ребенка следствием школьных проблем; постараться выявить причину проблемы и разрешить ее так, чтобы не пострадало детского “Я”. Это не разбило бы веру ребенка в справедливость, не укрепило мысль, что взрослые – черствые, бездушные люди. Конечно, все это можно делать в, так называемых, “благополучных семьях”, где нет пьянства, наркотиков и других кошмаров. Гораздо сложнее что-то исправить в тех семьях, где нужно объяснять прописные истины об ответственности за воспитание детей самим родителям.

    Каждый родитель сегодня очень обеспокоен тем, что его дети могут попасть под влияние наркотиков, алкоголя, чтобы не стали на путь совершения правонарушений. Я думаю, этого не случится в тех семьях, где детей учат быть личностью. Противостоять негативной среде, учат не стесняться сказать “нет” даже своим ровесникам, мнением которых подростки особенно дорожат.

    На фоне относительного благополучия в семье мы часто забываем о том, что улица сильнее любого воспитателя, и, как это часто бывает, сильнее родителей. Беда часто не обходит многие семьи. И в первую очередь здесь страдают дети из неблагополучных семей, так называемые, “трудные” дети. Они есть в каждом классе, в каждой школе. Если в доме нет понимания между родителями, то дети идут на улицу. А там найдутся друзья, которые выслушают их, помогут “добрым советом”, и напоят, и накормят, и денег дадут. Но за это участие детям часто приходится расплачиваться здоровьем, своим телом, а иногда и своей жизнью. Счастье не живет в таких семьях.

    Самое страшное то, что в разряд “трудных” детей очень часто попадают дети из семей, в которых родители ведут здоровый образ жизни. Почему так получается? Ответить на этот вопрос очень трудно и не всегда возможно. У родителей свои критерии в воспитании детей, свое отношение к понятию “воспитание” вообще. Часто они думают: “Я его обуваю, одеваю, кормлю, даю деньги на карманные расходы. Что ему еще нужно?”. У других – финансовые проблемы, родители не могут дать ребенку даже минимума, не могут объяснить ему, что трудности нужно уметь преодолевать. Ребенок замыкается в себе, чувствует определенный комплекс неполноценности. Иногда он идет добывать эти недостающие деньги самостоятельно и не всегда честным путем. В таких семьях нарушено общение с детьми, бывает, что вообще сводится до минимума. Нарушаются эмоциональные связи между родителями и детьми. Все это способствует тому, что дети отдаляются от своих родителей. Проблем в нашей сегодняшней жизни много. Родителям нельзя опускать руки, пеняя на то, какие у них трудные и непонимающие дети. Нельзя перекладывать на наших детей ответственность за то, в чем они не виноваты. Нужно терпеливо учить их преодолевать трудности, а не пасовать перед ними.

    Чтобы этого не произошло, родители должны как можно больше времени находиться со своими детьми, бывать вместе на природе, приобщать к проблемам семьи, не делать из них лишь пассивных наблюдателей того, как их родители стоически “бьются” над жизненными проблемами. Нужно помогать решать им школьные и личные проблемы, уметь выслушать детей, дать совет. Мы должны воспринимать ребят такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками. Воспитание ребенка в семье должно быть бережным, тактичным, требующим от родителей большого терпения и выдержки. Настойчивость в достижение цели воспитания – основное качество родителя. Неуверенный в себе родитель – враг своему ребенку.    Отношения в семье, отношения с детьми – так хочется найти взаимопонимания и любви! Сколько перечитано, пересмотрено, а ответы так и не найдены… Это не рецепт, а просто рассуждение, призванное напомнить, что дети есть дети и именно этим они и отличаются от взрослых. Всегда ли мы об этом помним? Сейчас мы уже не ведем речь о родительском или учительском авторитете, основанном на страхе, но вся ребячья жизнь ограничена узкими рамками. Ребятишки вынуждены постоянно сдерживать свои желания, фантазии, речь. В школе – «сиди, не разговаривай, смотри, слушай». Дома родители пришли с работы, им необходимо сделать домашние дела, отдохнуть, и слышится – «не трогай, отойди, мне некогда, не мешай». Вот и получается, что среда обитания взрослого и ребенка не предполагает взаимного творчества, интереса. А ребенку претит всяческая косность, пресность, серость, скука. В особенности скука. Они смотрят на мир широко открытыми глазами. Для них в    диковинку все, что для нас естественно. Весь мир для них полон волнующих тайн и открытий. Войдем ли мы в этот мир или останемся по разные стороны? Станем ли друзьями нашим детям на пути открытий? Головы наши « забиты» делами и заботами, сердца – тревогами и огорчениями…Нужно остановиться в суете нескончаемых дел! Найти удовольствие в волнующей любознательности вашего ребенка и более того – подкрепить в нем тягу к знаниям, фантазиям, играм, интересам. Заставьте свои глаза не только смотреть, но и видеть, а душу – с детским изумлением и восторгом откройте навстречу тайнам прошлого и настоящего. Не стоит отрекаться от ребенка в самом себе – от того ребенка, которым вы были когдато, и тогда у вас будет больше общего со своими детьми. Творить! Мастерить! Считаться с тонкой, ранимой душой ребенка! Видеть и понимать его богатый внутренний мир, его стремление к играм и забавам, тягой к соперничеству и приключениям – вот залог прочного успеха воспитания. Желаем вам удачи на этом сложном интересном пути!

    Чтобы подвести своеобразный итог нашему разговору, необходимо еще раз выделить самые важные моменты:

1. Общество, в котором мы живем, состоит из людей. И от того, какие это люди, будет зависеть вся наша жизнь. Эта жизнь будет или цивилизованной, или мы будем жить в зверинце. А значит, на эту тему говорить надо. И школа здесь должна оставаться островами культуры, как бы жизнь не менялась.

2. Школа никогда ничего не может сделать одна, потому что дети большую часть своего времени проводят в семьях, а, значит, мы  доносим до вас, родителей важность правильного воспитания ребенка, ибо это прежде всего надо самим детям.

3. Как это сделать? Может быть, не все и получится, но что-то делать надо. И прежде всего обеспечивать интерес к обучению, чтобы дети в школу шли с желанием. И обеспечивать досуг ребят должны и школа, и родители.

   Закончить родительское собрание  хочу словами: «Успешное взаимодействие и сотрудничество семьи и школы в деле сопровождения и поддержки развития индивидуальности ребёнка значительно ускоряет процесс социализации. Школа и семья – союзники».  

   Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети – это не только наше будущее, но и наше настоящее.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция речевого развития учащихся II ступени обучения, интеграция в массовую школу как основа успешной социализации детей с нарушениями речи"

Работа  Затеевой Натальи Викторовны, заместителя директора по учебной работе, учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №215 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по формированиюздоровьесберегающе...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

Взаимодействие школы со службами по социализации детей с ограниченными возможностями проживающих в семьях, которые находятся в трудной жизненной ситуации

Данная статья отражает работу школы, с различными организациями города, способствующую успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, которые проживают в семьях находящихся в труд...

Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни для обеспечения успешной социализации обучающихся

В статье отражена система работы педагогического коллектива во главе с директором по созданию здоровьесберегающей среды образования с использованием передовых образовательных технологий...

успешная социализация детей в сотрудничестве семьи и школы

Семья и школа - это берег и море.. успешность достижений ребенка зависит от того. кто и как влияет на его воспитание и развитие. Как сделать общение с родителями живым?... Вместе с родителями мы много...

Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребенка

Выступление на МО классных руководителей 2018-2019 уч.года...

Культурно-образовательная среда школы – основа успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особую значимость приобретает организация культурно-образовательного пространства школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание культурно-образовательного пространства школы дает во...