Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни для обеспечения успешной социализации обучающихся
статья на тему
В статье отражена система работы педагогического коллектива во главе с директором по созданию здоровьесберегающей среды образования с использованием передовых образовательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_direktora.docx | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни
для обеспечения успешной социализации обучающихся
(Орлов В.Ф., директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»
на республиканском семинаре педагогических работников образовательных организаций Республики Татарстан)
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, обучающихся и населения, формирования у них культуры здоровья – одна из самых актуальных на сегодняшний день в России. Она имеет стратегический характер, поскольку снижение духовного и физического потенциала нации ведёт к ослаблению ресурса экономического развития страны и утрате национальной безопасности.
Сохранение и укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной творческой жизни, улучшение качества жизни во многом зависит от формирования у обучающихся мотивации и создания условий к ведению здорового образа жизни.
По данным ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Российской академии медицинских наук, состояние здоровья современных школьников за период обучения в основной школе ухудшается. Так количество абсолютно здоровых школьников снизилось с 4,3% до 0,7%; численность учащихся, имеющих только функциональные отклонения (II группа здоровья), уменьшилось с 44,5% до 32,8%. Возросло количество детей страдающих хроническими заболеваниями в стадии компенсации (III группа здоровья) с 51,3% до 62,5% и хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (IV группа здоровья) с 0 до 4%.
По статистике, в структуре заболеваемости детского населения пять первых ранговых мест принадлежат заболеваниям органов дыхания, пищеварительной системы, нарушениям слуха и зрения, а также последствиям травматизма.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда содержит факторы риска нарушений здоровья, которые создают у школьников постоянные стрессовые нагрузки, способствуют развитию хронических болезней.
Наша школа почти 20 лет, (с 1998 года), работает в области здоровьесбережения учащихся. В 2009 году мы приняли новую редакцию программы «Здоровье». В программе обозначены:
- кадровые ресурсы;
- методические;
- материально-технические;
- информационные.
Цель программы «Здоровье»:
- Предотвратить развитие начальных форм патологии у детей.
- Повысить сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
- Устранить ряд учебных факторов риска для поднятия уровня работоспособности и повышения продуктивности обучения.
В школе созданы условия для сохранения и укрепления
здоровья обучающихся, суть которых заключается в ряде необходимых компонентов:
- соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса;
- проведение физкультурно-оздоровительной работы;
- соблюдение рационального режима дня школьников;
- организация квалифицированной медицинской и психологической помощи школьникам;
- мониторинг состояния здоровья учащихся;
- организация качественного горячего питания детей;
- организация работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ среди учащихся, педагогов, родителей.
Для достижения поставленных целей мы начали с подготовки кадровых ресурсов. В нашей школе есть педагог-валеолог, педагог- психолог, 20 классных руководителей прошли курсы АНО «Межрегионального центра обучению здоровью» «Интерактивные методы в обучении здоровью». Полученные знания активно применяют на своих уроках. Для проведения тематических классных часов, бесед, декад приглашаются родители-медики, врач наркологического диспансера Жукова И.В., специалисты центра профилактики (Сундукова Р.Ф.) и врачи ДГБ № 2.
Педагог-психолог проводит коррекционную работу по программам: «ИБИС» - игровое биоуправление и саморегуляция, «Тренинг готовности к экзаменам».
В 2009 году школа успешно прошла лицензирование медицинского кабинета. Наш медицинский кабинет оснащен компьютером и всем необходимым оборудованием, инструментарием и материалом для оказания своевременной медицинской помощи.
В медицинском кабинете по назначению врача можно принимать сеансы ингаляции, как восстановительное лечение или профилактическое лечение хронических заболеваний носоглотки. А в период адаптации ученики 1-х классов принимают витамины «Ревит», также во время эпидемии ОРВИ, гриппа ученики начальной школы принимают витамины, а учебные классы всей школы дезинфицируются раствором настойки эвкалипта, луком, чесноком.
С целью профилактики нарушения осанки для учащихся начальной школы педагогом-валеологом проводятся занятия лечебной физкультуры. Кабинет ЛФК оснащен шведской стенкой, массажной кушеткой, музыкальным центром, люстрой Чижевского и спортивным инвентарем, а также тремя велотренажерами. Для профилактики вирусных инфекций во время занятий ЛФК проводится сеанс аэрофитотерапии с помощью ультразвукового ингалятора «Вулкан- 1-1» с применением настойки эвкалипта.
В 2014 году мы открыли диагностический кабинет, где имеется аппарат Армис. С его помощью можно не только снимать антропометрические показания у учащихся, но измерить давление, снять кардиограмму и т.д. Это позволяет проводить мониторинг состояния здоровья детей и взрослых.
Организация физкультурно-оздоровительной работы является важным фактором здоровьесберегающей деятельности в современной школе. Спортивные залы – большой и малый, зал хореографии, 2 спортивные площадки, футбольное поле, хоккейный корт – это все для проведения уроков физкультуры, кружков и спортивных секций для профилактики нарушения осанки, гиподинамии и укрепления здоровья учащихся. Занятия проводятся учителями физкультуры, тренерами ДЮСШ-1. В школе уже стало традицией проводить День Здоровья с походом в лес, «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты», принимать активное участие в спортивных мероприятиях, как для учащихся, так и педагогов. В 2014 году в школе был проведен капитальный ремонт (35 млн. руб.). Это позволило создать более комфортные условия для обучения школьников.
Классы оснащены необходимым оборудованием, соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям. Ведется контроль за соблюдением всех режимных моментов – утренняя зарядка, физкультминутки, горячее питание (в начальной школе- 2-х разовое + молоко), проветривание, влажные уборки, освещенность.
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важнейших условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.
Школьное меню подверглось основательному регламенту. Теперь в школах формируется примерное двух недельное меню, в котором не допускается повторение одних и тех же блюд в один и тот же день или в последующие 2-3 дня. Меню разрабатывается в соответствии с потребностью детей разных возрастных групп в питательных веществах и калорийности суточного рациона. Правильно организованное питание школьника является залогом его успеваемости и здоровья. По итогам прошлого учебного года охват горячим питанием школьников на территории города Нижнекамска составил 90%, в Нижнекамском районе- 100%, а в нашей школе – 93%.
Общая заболеваемость по школе
Показатели | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Общая заболеваемость | 53,6 | 66,8 | 53,6 | 57,7 | 58,9 |
Индекс здоровья | 55 | 62 | 66,7 | 65 | 67,8 |
По группам здоровья
Группа здоровья | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
I | 10,6% | 10,1% | 7,8% | 8,2% | 10,5% |
II | 75,8% | 78% | 77,1% | 81,1% | 78,8% |
III | 13,2% | 11,6% | 14,3% | 9,9% | 10% |
IV | 0,4% | 0,3% | 0,8% | 0,8% | 0,7% |
По отдельным видам заболеваний
Заболевания | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Заболевания ЖКТ | 3,2% | 4,6% | 4,8% | 4,5% | 3,7% |
Заболевание органов дыхания | 0,4% | 1,0% | 3% | - | 2,6% |
Нарушение зрения | 16,7% | 13% | 8,7% | 11% | 9,4% |
Нарушение осанки | 12,4% | 11,7% | 12,4% | 10,6% | 10,4% |
ОРЗ | 18,6% | 30,3% | 31% | 29,5% | 41% |
По видам заболеваний учащихся 4-ой параллели за три года,
2014-2015 учебного года
4А класс | 4Б класс | 4В класс | 4Г класс | ||||||||||||||
1кл | 2кл | 3кл | 1кл | 2кл | 3кл | 1кл | 2кл | 3кл | 1кл | 2кл | 3кл | ||||||
Нарушение зрения | 2 | 2 | 2 | 2 | 6 | 6 | 2 | 2 | 1 | 5 | 5 | 1 | |||||
Нарушение осанки | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | |||||
ОРЗ, ОРВИ | 2 | 3 | 0 | 7 | 10 | 9 | 2 | 3 | 5 | 1 | 10 | 9 |
По видам заболеваний учащихся 2-ой параллели за два года,
2014-2015 учебного года
Заболевания | 2А класс | 2Б класс | 2В класс | |||
2013 | 2014 | 2013 | 2014 | 2013 | 2014 | |
органов пищевания | 2 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 |
органов дыхания | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
нарушение зрения | 6 | 4 | 2 | 3 | 0 | 0 |
нарушение осанки | 3 | 3 | 0 | 2 | 0 | 0 |
По видам заболеваний учащихся 1-ой параллели,
2014-2015 учебного года
Заболевания | 1 А | 1 Б | 1 В |
органов пищевания | 2 | 0 | 0 |
органов дыхания | 0 | 0 | 0 |
нарушение зрения | 2 | 0 | 0 |
нарушение осанки | 1 | 0 | 1 |
Мониторинг эмоционального состояния учащихся
В процессе внедрения системы В.Ф.Базарного проводилась диагностика эмоционального состояния учеников при помощи методики М.Люшера. Для анализа использовался показатель СО (суммарное отклонение от аутогенной нормы). Этот показатель нервно-психического благополучия человека. Чем меньше становится СО, тем ниже его нервно-психическая напряженность, выше оптимистический настрой, самоконтроль. В экстремальных ситуациях
- лучше мобилизация сил и сосредоточенность на выполнении различных задач.
Измерения по методике М.Люшера проводились ежемесячно в экспериментальных (обучающихся по системе В.Ф.Базарного) и контрольных (обучающихся по традиционной системе) классах.
Категория | Класс | СО1 | СО2 | Положительная динамика состояния | Примечание |
Экспериментальный | 1а | 15,3 | 14,8 | + 0.5 | 1 год обучения по системе В.Ф.Базарного |
3а | 19,4 | 11,3 | + 8,1 | 3 года обучения по системе В.Ф.Базарного | |
4а | 16,1 | 12,2 | + 3,9 | 2 года обучения по системе В.Ф.Базарного | |
Контрольный | 1б | 12,3 | 16 | - 3,7 | |
1в | 14,1 | 14,3 | - 0,2 | ||
3б | 10 | 11 | -1 | ||
3в | 16,8 | 18,1 | - 1,3 | ||
3г | 19,8 | 21,2 | - 1,4 | ||
4б | 12,9 | 22,1 | - 2,3 | ||
4 в | 17,8 | 17,9 | - 0,1 |
Рис.1 Снижение отклонения от аутогенной нормы по эмоциональному показателю в экспериментальных классах
Рис.2 Повышение отклонения от аутогенной нормы по эмоциональному показателю в контрольных классах
Результаты обследования учащихся констатируют стойкое улучшение эмоционального состояния в экспериментальных классах и отсутствие этой тенденции в остальных классах.
С 2009 года наша школа является «Школа, содействующая здоровью, золотого уровня». В 2011 году стала победителем республиканского конкурса «Путь к здоровью» и получила Диплом МОиН Республики Татарстан. Одновременно школе был присвоен статус экспериментально- стажировочной площадки по распространению опыта общеобразовательных учреждений, активно внедряющих современные здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии на территории РТ, в том числе технология доктора В.Базарного. С 01 октября 2013 года школа стала федеральной стажировочной и базовой площадкой в системе образования Республики Татарстан.
Сегодня по технологии Базарного работают три класса начальной школы, на следующий год их будет четыре, по одному в каждой параллели. А в 5-8-х классах планируется внедрение элементов технологии Владимира Филипповича Базарного, которые не требуют больших материальных затрат: массажные коврики для ног, различные физкультминутки, офтальмологический тренажер «Зевс», сенсорные кресты и держалки и др.
Технология раскрепощенного развития В.Ф.Базарного получила признание уже в 80-90-ых годах. С момента поступления в школу общая двигательная активность ребенка снижается почти на половину, и степень этого снижения нарастает от младших классов к старшим. За основу своей методики Базарный В.Ф., доктор медицинских наук, профессор и врач, взял принцип сенсорно-моторной активности человека. Именно двигательной активности, как наиболее сильному физиологическому раздражителю, стимулирующую нормальную жизнедеятельность, отводится основная роль в полноценном становлении и развитии потенциалов организма.
В.Г.Белинский писал: «Без здоровья невозможно и счастье». И каждый из нас мечтает о том, чтобы наши дети были счастливыми, веселыми и здоровыми. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...
Доклад «Система формирования культуры здоровья, устойчивых навыков здорового образа жизни».
Из опыта работы школы над проблемой организации учебно-воспитательного процесса, сохраняющего здоровье и способствующего нормальному развитию детей....
Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, формирование понятия "здоровый образ жизни" у обучающихся"
Сообщение зачитано на городском семинаре учителей физической культуры, который проходил на базе нашей школы. Помимо сообщения учителем был дан урок на тему "Подвижные игры", который имеется в данном п...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Роль семьи и «умных гаджетов» в формировании культуры здоровья и пропаганде здорового образа жизни
За воспитание ребенка, а также за формирование здорового образа жизни должна отвечать семья, а педагоги могут только помочь и направить.Сегодня у детей большая проблема в школе (и на уроках, и на допо...
Программа формирования культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.
Система здоровьесбережения в школе работает тогда, когда все члены коллектива учителей, родителей и учащихся единодушно ее поддерживают и внедряют. Для этого нужна единая организационная программа и р...
Создание условий по обеспечению охраны и укреплению физического и психического здоровья обучающихся на уроках литературы.
В данной статье описываются условия по обеспечению охраны и укреплению физического и психического здоровья обучающихся на уроках литературы. Для того чтобы в образовательном учреждении психологическа...