ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
рабочая программа (6 класс) по теме
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Естественно, что не все категории детей-инвалидов могут обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы, но большая часть могут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_8_vida_obucheniya.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
«Рассмотрено» Руководитель МО Шевлягина О.В. /_____________/ Протокол № ___ от «30»_________ 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Астафурова Т.П. /_____________/ от «____»_______________ 2013 г. | «Утверждено» Директор МОУ СОШ №1 п. Пангоды Воротницкая А.И. /______________/ Приказ № ____ от «____»_______________ 2013 г. |
ПРОГРАММА
АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Разработчик программы Алиева Издаг Сулеймановна, социальный педагог, пед.стаж 15лет, Iкатег.
2013/2014 учебный год
Содержание программы:
- Паспорт программы …………………………………………………… 3
- Пояснительная записка ……………………………………………….. 4 – 9
- Научно-теоретическое обоснование. Содержание и механизм реализации программы……………………9-18
- Календарно-тематическое планирование……………………………….19-23
- Анализ результатов работы……………………………………………….23-24
- Список литературы…………………………………………………………25
|
|
Разработчики программы | Социальный педагог Алиева Издаг Сулеймановна |
Цель программы | Сформировать эффективную систему интегрированного включения детей-инвалидов в образовательную среду и социум с обеспечением успешной психологической адаптации и социализации |
| -Создать условия для обеспечения комплексной психолого-педагогической адаптации и социализации детей-инвалидов и их родителей в образовательном пространстве МОУ «СОШ №1п.Пангоды» - Обеспечить детей-инвалидов необходимым комплексом мероприятий для получения ими индивидуального уровня образования, соответствующего психофизиологическим особенностям обучающихся - Регулировать взаимоотношения родителей, детей и педагогов, способствуя формированию толерантности у всех взаимодействующих сторон образовательного процесса |
Сроки реализации программы | 2013-2014 г. |
Планируемые результаты | - увеличение количества и эффективности необходимых мероприятий, обеспечивающих комплексный подход к решению социализации детей-инвалидов - успешное интегрированное детей-инвалидов в образовательную среду, в социум; - успешная социально-психологическая адаптация детей-инвалидов и их семей; - совершенствованная школьная система выявления, учета и сопровождения детей-инвалидов; |
Пояснительная записка.
Программа разработана для учеников, обучающихся по индивидуальному учебному плану по специальной(коррекционной) программе 8 вида в условиях общеобразовательного учреждения, количество часов-70, из расчета 2 учебных часа в неделю.
В современном мире интеграция детей-инвалидов в массовые образовательные учреждения – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его основой является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к инвалидам с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.
Начавшийся в России в 90-тых годах интеграционный процесс в настоящее время приобрел признаки устойчивой тенденции, обусловленной, с одной стороны, демократическими преобразованиями в обществе, а с другой, реформами в сфере образования1вообще, и введение в действие новых ФГОС в частности.
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Естественно, что не все категории детей-инвалидов могут обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы, но большая часть могут.
Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы. Однако у всех детей-инвалидов независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного. У детей-инвалидов часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях. Хотя в настоящее время ситуация частично изменилась, но у детей-инвалидов по-прежнему проявляется нарушение способности включаться в нормальный процесс жизнедеятельности. Отклонения в развитии личности детей-инвалидов вызывают прежде всего нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка-инвалида часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда, причем у детей-инвалидов они зачастую имеют крайнюю степень выраженности: от экзальтации до полного притупления. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Как говорят данные многих психологических исследований, большинство детей-инвалидов имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть - адекватную и очень редко встречается самооценка завышенная.
Ребенок-инвалид в большей степени, чем здоровый ребенок, подвергнут влиянию ближайшего окружения; отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать. Особенности развития личности ребенка-инвалида и различные ограничения, которые вносит в его жизнь дефект, приводят к тому, что его самостоятельное обучение в условиях массовой общеобразовательной школы часто бывает затруднено. Мы предлагаем детям-инвалидам обучение в массовой общеобразовательной школе в обычных классах совместно со здоровыми детьми, но при условии социально-педагогической помощи данной категории детей.
Под социально-педагогической помощью ребенку-инвалиду мы понимаем комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, обусловленные инвалидностью, в ходе которого формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать.
Основная цель социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду – ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств.
Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам, обучающимся в условиях массовой общеобразовательной школы, обеспечивает возвращение ребенка, получившего инвалидность, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включение его в систему общественных отношений.
Социально-педагогической помощью ребенку-инвалиду в условиях массовой общеобразовательной школы, на наш взгляд, являются следующие компоненты: диагностический, консультационный, практический, прогностический и социально-реабилитационный.
- диагностический компонент представляет собой изучение личности ребенка-инвалида и его взаимоотношений со средой.
Реализация диагностического компонента социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду предполагает: изучение личности самого ребенка, состояние его интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер. В процессе диагностики изучаются возможности и имеющиеся у ребенка способности, особенности течения его заболевания, степень влияния имеющегося дефекта на общий уровень развития и восприятие своего «Я», а также особенности его взаимоотношений с ближайшим окружением, положение в семье и возможности включения в детский коллектив. Проведенное комплексное диагностическое исследование позволяет выделить основные затруднения, которые испытывает ребенок в отношении восприятия себя и имеющегося дефекта, дать общую характеристику развития его личности и отношений с окружающей средой.
- консультационный компонент социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду представляет собой организацию консультирования данной категории детей.
- консультации детей-инвалидов должны носить индивидуальный характер, они направлены на преодоление тех затруднений, которые испытывает ребенок.
- практический компонент предполагает выбор и реализацию конкретных мер, средств и форм социально-педагогической помощи детям-инвалидам.
Реализация практического компонента включает несколько этапов:
1) подготовительный - на данном этапе осуществляется подготовка ребенка-инвалида и членов его семьи к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы.
2) вторым, или основным этапом реализации практического компонента является этап решения возникающих в процессе обучения проблем. У здорового ребенка начало обучения в школе – это определенный кризис, который в литературе принято называть «кризисом первых недель обучения». Для ребенка – инвалида адаптационный период больше по времени и сопряжен с дополнительными трудностями. Ему необходимо научиться самостоятельно решать проблемы, возникшие в результате того или иного дефекта, научиться вместе со здоровыми детьми включаться в разнообразную деятельность, находить ей альтернативу, если ограничения, заданные дефектом, не дадут ему возможности ее выполнения.
3) следующий этап реализации практического компонента социально-педагогической помощи детям-инвалидам – это этап сопровождения ребенка в процессе его обучения в школе.
Социально-педагогическое сопровождение – это процесс своевременной помощи ребенку на основе постоянного отслеживания изменений в процессе его развития, адаптации его в детском коллективе и развития компенсаторных механизмов. Основная функция социально-педагогического сопровождения –помощь ребенку-инвалиду и его семье в решении проблемных ситуаций.
следующим компонентом социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду в условиях массовой общеобразовательной школы является прогностический компонент.
Прогнозирование – это определение потенциальных возможностей ребенка к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы. При прогнозировании таких возможностей специалист должен изучить особенности дефекта, имеющиеся у ребенка-инвалида, влияние его последствий на его жизнедеятельность и тенденции развития последствий дефекта.
еще одним компонентом социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы является социально-реабилитационный компонент.
Социальная реабилитация - это целенаправленный процесс возвращения ребенка, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий, а также комплекса педагогических средств, направленных на целостное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей.
Социальная реабилитация – это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка-инвалида. Социально-реабилитационный компонент помощи детям-инвалидам реализуется на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, которые разрабатываются совместно: медицинский работник - социальный педагог, педагог-психолог – классный руководитель – ребенок – родители.
Актуальность. Основания для разработки программы
Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребенок –инвалид.
В настоящий момент в МОУ СОШ№1 п. Пангоды из 668 учащихся, обучаются 5 детей-инвалидов, а также 8 детей с ОВЗ (имеющих заключение ПМПК). При условии создания в школе полноценной безбарьерной среды все дети смогут чаще посещать занятия и внеурочные мероприятия в школе, что позволит им быть более адаптированными и социализированными в обществе.
Социологический опрос, проведенный в апреле 2012 года, в котором было опрошено 184 учащихся начальных классов, 229 учеников средней и старшей школы, 7 представителей администрации школы, 37 педагогов, 352 родителя учащихся школы, 2 представителя обслуживающего персонала показал:
- 69% учащихся школы не имеют опыта общения с инвалидами, но готовы обучаться с этими детьми в одном классе;
- 73% будут стараться оказывать им моральную поддержку, помощь в учебе, передвижении;
- 58% родительской аудитории также не имеют опыт общения с инвалидами, но готовы к тому, что данное ОУ будут посещать и дети-инвалиды;
- 35% опрошенных, испытывают потребность в особых знаниях и умениях при работе с детьми – инвалидами, считают, что для работы с детьми данной категории нужна специальная профессиональная переподготовка;
Администрация школы и педагоги готовы к принятию детей-инвалидов в нашем учреждении, готовы к оказанию им моральной поддержки, помощи в учебе и развитии.
Данная программа направлена на то, чтобы дети, нуждающиеся в особом внимании, осуществляли свое право на участие в общественной жизни и вели достойную жизнь в будущем, и это, на наш взгляд, позволит изменить сложившееся в обществе отношение к ним.
Образование детей инвалидов в условиях общеобразовательной школы №1 п. Пангоды базируется на идее принятия индивидуальности каждого отдельного ученика и следовательно, обучение и воспитание организовано таким образом чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка. Ребенок рассматривается как человек, ценность которого не зависит от его способностей и достижений. Каждый способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным, ведь люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений, эти дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. От этого жизнь ребенка становится разнообразной, а разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В условиях общеобразовательной школы специалисты оказывают детям –инвалидам всестороннюю помощь. Педагоги стремятся к тому, чтобы эти дети получили полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.
Организованный учебно-воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении помогает раскрывать каждого такого ученика с помощью глубокого, точечного индивидуального подхода, через индивидуальную образовательную программу, индивидуальный учебный план.
Психолого-педагогическая служба образовательного учреждения учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику, учителям и родителям для достижения успеха. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Педагогический коллектив разрабатывает философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику. В процесс создания инклюзивной школы включены все участники образовательного процесса: администрация школы, педагоги, вспомогательные службы, медицинские работники и родители обучающихся.
Для полноценного развития ребенка – инвалида недостаточно только присутствие в школе, важно фокусирование не на целях, а на действиях. Часто дети с особыми образовательными потребностями признаются необучаемыми, педагоги массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей - инвалидов в процесс обучения в классах, а родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
В МОУ СОШ№ 1п.Пангоды все ученики равны в школьном сообществе, они имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. Работники, вовлеченные в процесс образования, обучаются стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников. Разрабатываемые учреждением индивидуальные образовательные программы учитывают потребности каждого ученика, а семьи активно участвуют в их разработке и реализации.
В ходе реализации данной программы у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса. Индивидуальная помощь, оказываемая ребенку, не отделяет и не изолирует его. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков.
Существование обычных школ с установкой на инклюзию – самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования. Однако главная задача состоит в том, чтобы сделать все школы и учреждения более дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями.
I.Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов, в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.
Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:
- информирование и консультирование инвалида и его семьи;
- “адаптационное” обучение инвалида и его семьи;
-обучение инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;
- обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;
- адаптацию жилья инвалида к его потребностям.
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития.
Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача – помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.
I.РАЗДЕЛ. Учитывая, выше сказанное для формирования навыков независимости и самостоятельности в повседневной жизни составлен план индивидуально-коррекционных развивающих занятий в количестве (26 часов):
Занятие 1. Тема: «Игры на знакомство и важные аспекты жизнедеятельности семьи и социально-значимые умения».
Цель и задачи: сформировать представление о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи.
- называть себя (фамилию, имя, отчество), адрес;
- называть членов семьи: отца, мать, брата, сестру, бабушек, дедушек;
- определить собственную роль в семье (сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра);
Занятие 2. Тема: «Обучение навыкам персонального ухода» (соблюдение личной гигиены).
Цель и задачи: закрепить знание детей о гигиенических нормах и культуре поведения.
- научить детей составлять режим дня;
- развивать кругозор;
- сформировать четкую схему действия умывания ДЕВИЗ: «Я САМ!», «Я УМЕЮ!», «Я НАУЧИЛСЯ!»
Занятие 3. «В гостях у Мойдодыра».
Занятие 4. Уход за телом «Чистота – залог здоровья».
Занятие 5. Беседа 2 «Как ухаживать за руками и ногтями».
Занятие 6. Тема: «Одежда»
Цель и задачи: дать представления и знания об одежде.
- назначение одежды;
- названия предметов одежды;
- виды одежды;
- уход за одеждой;
- умение самостоятельно одеваться.
Занятие 6. «История нашей одежды».
Занятие 7. «День большой стирки».
Занятие 8. «День большой стирки».
Занятие 9. «А теперь давай гладить!».
Занятие 10. «Узелок и бантик. Учимся завязывать шнурки».
Занятие 11. Поле чудес на тему: «Одежда и обувь».
Занятие 12. Тема: «Ремонт и уход за одеждой»
Цель: научить правильно ухаживать за одеждой и ремонтировать ее.
Занятие 13. «Техника безопасности при работе с ножницами, иглами и булавками».
Занятие 14. «Заплатка».
Занятие 15-16. «Оторвалась пуговица!»
Занятие 17-18. Практическая часть.
Занятие 19. Тема: «Жилой дом»
Цель: дать представление и знания о видах жилищ.
Занятие 20. Беседа «Жилище».
Занятие 21. «Уроки Золушки».
Занятие 22. Тема: «Транспорт»
Цель и задачи: Дать ребенку представления и знания о транспорте
- повторить правила дорожного движения, закрепить знания и навыки;
- углублять знания детей о работе светофора, т.е. о сигналах: красный, желтый, зеленый;
- закреплять знания правил для пешеходов в играх и инсценировках;
- расширять знания детей об улице (части дороги);
- развивать внимание, наблюдательность, речь.
Занятие 23. Беседа «Транспорт».
Занятие 24. «Светофор».
Занятие 25. «Итоговое занятие по правилам дорожного движения».
Занятие 26 .Обучение ребенк- инвалида пользованию техническими средствами проводится по необходимости с приглашением учителя технологии.
Информирование и консультирование инвалида и его семьи по вопросам реабилитации, по мерам социальной поддержки проводится при обращении в Центр, при необходимости дается юридическая консультация.
II.РАЗДЕЛ. Занятия по технологии «Основы кулинарии».Домоводство.
Дети с ограниченными возможностями здоровья наиболее остро ощущают неуверенность и дискомфорт на кухне. Они не могут сориентироваться в разнообразии продуктов, в использовании столовых и бытовых приборов. Заниженная самооценка не позволяет им проявить свои творческие способности в кулинарии. Очень важно чтобы в семье дети имели определенные обязанности, отвечали за их выполнение. Выполнение определенного задания позволяет воспитать чувство ответственности, уверенности в своих силах.
Для детей - инвалидов кулинария должна быть занимательной, содержать элементы игры. Домашняя кухня как источник вдохновения может стать основным полем этой игры, где для детей совершаются настоящие открытия, и чудеса. На кухне ребенок может почувствовать себя умелым и ловким, он испытывает удовольствие от самого факта соучастия в процессе приготовления пищи, сервировки стола.
Цель: обучение навыкам самообслуживания на кухне, приготовления пищи.
Задачи:
- научить детей правильно как правильно обращаться с режущими инструментами;
- учить и закреплять навыки работы с различными электробытовыми приборами;
- формировать в ребенке уверенность в своих силах;
- учить культуре поведения за столом;
- воспитывать внимательное отношение к своему труду и труду других людей
- воспитывать чувство взаимопомощи;
- пополнять знания о кулинарных традициях, интерес к богатому наследию русской и мировой культуры.
В процессе реабилитации дети в кулинарном классе учатся:
- пользоваться бытовыми электрическими приборами (чайник, плита, духовая печь, микроволновая печь, мясорубка, комбайн, миксер, соковыжималка);
- готовить первые, вторые блюда, салаты, бутерброды, чаи, компоты, канапе, варенье и т.д.;
- правильно сервировать стол;
- научит определять продукты из которых приготовлено блюдо (дигустация);
- экономно и бережно обращаться с продуктами питания.
Учитывая, выше сказанное для формирования навыков самообслуживания по кулинарии, составлен план индивидуально-коррекционных развивающих занятий в количестве (20 часов):
- Экскурсия на кухню. Бытовые эл. приборы.
- Техника безопасности на занятиях по кулинарии. Выпечка (хворост).
- Продукты питания. Приготовление винегрета.
- Значение питания в жизни человека. Первичная обработка овощей. Приготовление жареной картошки.
- «За столом красиво». Правила сервировки. Практикум «Столовое белье».
- «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты». Практикум «Фруктовый салат». Простая нарезка овощей.
- На скорую руку. Бутерброды, канапе…
- Рождение сказки. Мастер класс «Свекольная роза». «Карвинг – резная работа, резной орнамент по овощам и фруктам».
- Главное блюдо обеда (первые блюда). Практикум «Овощной суп».
- Детский праздник. Украсим стол для детей - обед, ужин.
- Изделия из круп. Игра «Работа для Золушки». Практикум «Каша из топора».
- Кулинарная сказка (Печенье без выпечки).
- Пейте дети молоко. Дегустация продуктов, приготовленных на основе молока.
- Изделия из теста (блины). Практикум «Солнце в сковороде».
- Выпечка блинчиков.
- Фруктовый коктейль.
- Откуда пришел чай? Мастер – класс «У самовара я и моя семья».
- Ее Величество – Капуста. Практикум «Ленивые голубцы».
- Дела домашние (домоводство). Кухонный инвентарь и уход за ним.
- Экскурсия в кафе. Праздник в семье.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ МОЖНО НАЗВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ:
1) развитие психологических функций памяти, мышления, воображения, внимания
2) формирование самостоятельности:
-умение организовать свое рабочее место во время занятий по коррекции основных познавательных процессов и арт-терапии;
-правильно держать лист при рисовании, карандаш, кисть и т.д.
-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
-пользоваться акварельными и гуашевыми красками для рисования;
-передавать по схеме правильно фигуру человека, его лицо
-делать простейшие поделки из пластилина / и других пластических материалов/
-убирать за собой рабочее место без посторонней помощи.
3) развитие умения выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей
В СОДЕРЖАНИЕ занятий по коррекции ОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ входит: развитие памяти, внимания, мышления, речевых умений. Это происходит через упражнения: «Беспорядок на кухне»; «Строительство дома»; «Почтовый ящик»; «Продолжи ряд слов», «Найди отличие»; «Найди игрушку»; «Снежное поле», «Запоминаем вместе». Видами занятий являются: 1) развивающие, 2) закрепляющие.
Само занятие делится на две части: а) развивающую (или закрепляющую) основные познавательные процессы; б) игровую (когда дети имеют возможность поиграть в «свои любимые игрушки»), получив, таким образом, награду за усердие в первой части занятия.
МЕТОДАМИ психологической работы являются коррекционные, развивающие занятия с детьми-инвалидами.
ПОКАЗАТЕЛЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ занятий по коррекции основных познавательных процессов наряду с улучшением памяти, внимания, мышления, является приобретение самостоятельности при выполнении элементарных действий с материалами работы и по подготовке места работы и уборки его за собой (о САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ подробнее в ЗАДАЧАХ).
При работе с детьми-инвалидами возможны мелкие нарушения дисциплины: проявления утомления, отвлечения. Разговоры во время занятия. В отдельных случаях ребенку можно позволить заняться чем-то другим, отдохнуть, покинуть комнату для занятий. Эти особенности данной категории детей необходимо обговаривать с воспитателями и родителями.
Кроме указанного выше, следует помнить, что у каждого ребенка-инвалида есть свои особенности во внешне похожих нарушениях. Это требует составления и индивидуальных планов занятий.
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИЕЙ ОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
1. Дети должны заниматься за удобными столами и стульями, которые легко моются, с хорошим освещением.
2. Демонстративная доска для наглядности и объяснений.
3. Шаблоны для рисунков, аппликаций и т.д.
4. Карандаши (цветные и простые).
5. Резинки.
6. Фломастеры.
7. Гуашевые и акварельные краски (не менее 12 цветов).
8. Кисти разного размера «Белка» или «Пони» №3-6.
9. Клей синтетический ПВА, или клей-карандаш (те, которые меньше проливаются).
10. Бумага (белая и цветная, а также белая ксероксная).
11. Ножницы.
12. Развивающие игры на пазловой основе из серии «Играя, учись!»
авторы: Евсеев М.Ю., Евсеева ЕЛ. «Мои первые буквы», «Мои первые часы»,«Азбука», «Ассоциации», «Фигуры и цвет» и т.д.
13. Клеенки и газеты для содержания столов в чистоте.
14. Ватманская и альбомная бумага размером А 4, А 3, А 2.
15. Бумага для ксерокса (не менее 500 листов в месяц).
16. Салфетки для работы с клеем.
17. Баночки для воды.
18. Клеенки (или досочки) для работы с пластилином.
19. Тетради в клеточку.
20. Пластмассовые цветные геометрические фигуры.
21. Ксерокопии упражнений для подготовки к школе.
Цель занятий:
1. Определение уровня развития мелкой моторики.
2. Владение карандашом, ножницами, кисточкой.
3. Умение распознавать и выделять цвета.
4. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: - 2 листа ватмана
- цветные карточки: красные, синие, зеленые, черные
- мяч. Бумага, цветные карандаши
- карточка с нарисованным беспорядком на кухне
- ножницы, клей, кисти
III.РАЗДЕЛ Учитывая, выше сказанное, для познавательных процессов, улучшением памяти, внимания, мышления, является приобретение самостоятельности при выполнении элементарных действий с материалами работы и по подготовке места работы и уборки его за собой, составлен план индивидуально-коррекционных развивающих занятий в количестве (24 часа).
- Подделка к Новому году.
- Изготовление снежинок.
- Изготовление гирлянд.
- Изготовление фонариков.
- Объёмная аппликация.
- Подделка к 23-Февраля.
- Поздравительная открытка
- Аппликация из бумаги.
- Аппликация из бумаги.
- Аппликация из ткани.
- Аппликация из ткани.
- Подделка ко дню 9-Мая.
- Подделка ко дню 9-Мая.
- Подделка из крупы-риса.
- Подделка из крупы-гречки «Девочка с собачкой».
- Подделка из крупы- макароны.
- Подделка из бисера.
- Бисероплетение.
- Подарок маме из бисера.
- Подделка ко дню Учителя!
- Подделка ко дню Учителя! Поздравительная открытка.
- Подделка из бумажных цветов.
- Изготовление листьев.
- Открытка другу.
Мероприятия по социально-средовой ориентации включают: социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, экстренную (по телефону) психологическую и медико-психологическую помощь; обучение: общению, социальной независимости, навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом; оказание помощи в решении личных проблем
Социокультурная реабилитация
Дети инвалиды обладают заниженной самооценкой, застенчивы, замкнуты, имеют малый опыт адекватного социального поведения, в связи с чем у них возникают проблемы в социуме.
И если мальчишки и девчонки, вернувшись домой, с восторгом рассказывают друзьям и родителям о том, как здорово было в отделении, - значит, воспитатели и педагоги-организаторы со своей нелёгкой задачей справились. На период реабилитации детям с ограниченными возможностями здоровья с целью сплочения коллектива, развития кругозора, формирования толерантного отношения друг другу проводятся познавательно-развлекательные мероприятия, соответствующие календарным датам и времени года. В данной программе представлены разработки мероприятий на 19 дней с учётом таких видов нарушений и ограничений в состоянии здоровья как двигательные, умственные (лёгкой и средней степени), речевые, слуховые, зрительные.
Календарно-тематическое планирование по специальной(коррекционной)
программе 8 вида в условиях общеобразовательного учреждения в
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
на 2013/2014 учебный год
№ | Дата проведений | Тема занятий | Цель и задачи |
1 | Тема: «Игры на знакомство и важные аспекты жизнедеятельности семьи и социально-значимые умения Цель и задачи: сформировать представление о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи. | - определить собственную роль в семье (сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра); - называть себя (фамилию, имя, отчество), адрес; | |
2 | Занятие 2. Тема: «Обучение навыкам персонального ухода» (соблюдение личной гигиены). | Цель и задачи: закрепить знание детей о гигиенических нормах и культуре поведения. | |
3 | «В гостях у Мойдодыра». | - научить детей составлять режим дня; | |
4 | Уход за телом «Чистота – залог здоровья». | - развивать кругозор; | |
5 | Беседа 2 «Как ухаживать за руками и ногтями». | - сформировать четкую схему действия умывания. ДЕВИЗ: «Я САМ!», «Я УМЕЮ!», «Я НАУЧИЛСЯ!» | |
6 | Занятие 6. Тема: «Одежда» «История нашей одежды». | Цель и задачи: дать представления и знания об одежде. | |
7 | «День большой стирки». | - назначение одежды; | |
8 | «День большой стирки» | - названия предметов одежды; | |
9 | «А теперь давай гладить!». | - виды одежды; | |
10 | «Узелок и бантик. Учимся завязывать шнурки». | - уход за одеждой; | |
11 | Поле чудес на тему: «Одежда и обувь». | - умение самостоятельно одеваться. | |
12 | Занятие 12. Тема: «Ремонт и уход за одеждой» | Цель: научить правильно ухаживать за одеждой и ремонтировать ее. | |
13 | «Техника безопасности при работе с ножницами, иглами и булавками». | знать правила техники безопасности и уметь применять их в быту. | |
14 | «Заплатка». | научиться ремонтировать одежду | |
15-16 | «Оторвалась пуговица!» | научиться пришить пуговицу | |
17-18 | Практическая часть. Пришивание пуговиц | научиться пришить пуговицу | |
19 | Занятие 19. Тема: «Жилой дом» | Цель: дать представление и знания о видах жилищ. | |
20 | Беседа «Жилище». | уметь убирать за собой, посуду, одежду | |
21 | «Уроки Золушки». | уметь убирать свои вещи по определённым местам. | |
22 | Занятие 22. Тема: «Транспорт» | - развивать внимание, наблюдательность, речь. | |
23 | Занятие 23. Беседа «Транспорт». | - закреплять знания правил для пешеходов в играх и инсценировках; | |
24 | Занятие 24. «Светофор». | - расширять знания детей об улице (части дороги); | |
25 | Занятие 25. «Итоговое занятие по правилам дорожного движения». | - углублять знания детей о работе светофора, т.е. о сигналах: красный, желтый, зеленый; | |
26 | Занятие 26 .Обучение ребенк- инвалида пользованию техническими средствами проводится по необходимости с приглашением учителя технологии | Информирование и консультирование инвалида и его семьи по вопросам реабилитации, по мерам социальной поддержки проводится при обращении в Центр, при необходимости дается юридическая консультация. | |
ИТОГО:26часов | |||
II РАЗДЕЛ Формирование навыков самообслуживания по кулинарии, план индивидуально-коррекционных развивающих занятий (20 часов): Занятия по технологии «Основы кулинарии».Домоводство. | |||
27 | Экскурсия на кухню. Бытовые эл. приборы. | - знать бытовые приборы | |
28 | Техника безопасности на занятиях по кулинарии. Выпечка (хворост). | - уметь пользоваться бытовыми электрическими приборами ( плита) | |
29 | Продукты питания. Приготовление винегрета | - уметь пользоваться (чайник, плита, | |
30 | Значение питания в жизни человека. Первичная обработка овощей. Приготовление жареной картошки. | -уметь чистить картофель, нарезать овощи | |
31 | «За столом красиво». Правила сервировки. Практикум «Столовое белье». | -уметь пользоваться вилкой,ложкой | |
32 | «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты». Практикум «Фруктовый салат». Простая нарезка овощей | Знать понятия «овощи», «фрукты» | |
33 | На скорую руку. Бутерброды, канапе… | - уметь приготовить бутерброд | |
34 | Салат из овощей и фруктов. | -уметь приготовить салат (помидоры,огурцы) | |
35 | Главное блюдо обеда (первые блюда). Практикум «Овощной суп». | -знать разновидность супов. | |
36 | Детский праздник. Украсим стол для детей - обед, ужин. | -уметь правильно сервировать стол; | |
37 | Изделия из круп. Игра «Работа для Золушки».Практикум «Каша из топора». | - уметь приготовить кашу из гречки | |
38 | Кулинарная сказка (Печенье без выпечки). | -знать разновидности веченья; | |
39 | Пейте дети молоко. Дегустация продуктов, приготовленных на основе молока. | - научит определять продукты из которых приготовлено блюдо (дигустация); | |
40 | Изделия из теста (блины). Практикум «Солнце в сковороде». | - научит определять продукты из которых приготовлено блюдо (дигустация | |
41 | Выпечка блинчиков. | -знать состав блюда; | |
42 | Фруктовый коктейль. | - экономно и бережно обращаться с продуктами питания. | |
43 | Откуда пришел чай? Мастер – класс «У самовара я и моя семья». | готовить первые, вторые блюда, салаты, бутерброды, чаи, компоты, канапе, варенье и т.д.; | |
44 | Ее Величество – Капуста. Практикум «Ленивые голубцы». | - знать блюда из капусты, приготовить салат | |
45 | Дела домашние (домоводство). Кухонный инвентарь и уход за ним. | - знать предназначение принадлежностей. | |
46 | Экскурсия в кафе. Праздник в семье. | ||
ИТОГО:20часов | |||
III.РАЗДЕЛ. План индивидуально-коррекционных развивающих занятий по улучшения познавательных процессов, памяти, внимания и мышления Работа с бумагой, крупами,пластилин (24 часа). | |||
47 | Подделка к Новому году. | Развитие памяти и внимания | |
48 | Изготовление снежинок. | Определение уровня развития мелкой моторики. Развитие памяти и внимания. | |
49 | Изготовление гирлянд. | Умение распознавать и выделять цвета. | |
50 | Изготовление фонариков. | ||
51 | Объёмная аппликация. | Определение уровня развития мелкой моторики. | |
52 | Подделка к 23-Февраля. | Владение карандашом, ножницами, кисточкой. | |
53 | Поздравительная открытка к 23-Февраля | Владение карандашом, ножницами, кисточкой. Умение распознавать и выделять цвета. Развитие памяти и внимания. | |
54 55 | Аппликация из бумаги. | Умение распознавать и выделять цвета. | |
56 57 | Аппликаия из ткани. | Владение карандашом, ножницами,мелом. Умение распознавать и выделять цвета. Развитие памяти и внимания. | |
58 59 | Подделка ко дню 9-Мая. | Владение карандашом, ножницами, кисточкой. Умение распознавать и выделять цвета. Развитие памяти и внимания. | |
60 | Подделка из крупы-риса. | Владение карандашом, ножницами, кисточкой. | |
61 | Подделка из крупы-гречки «Девочка с собачкой». | Владение карандашом. Умение распознавать и выделять цвета. Развитие памяти и внимания. | |
62 | Подделка из крупы- макароны. | Развитие памяти и внимания. | |
63 64 65 | Подделка из бисера. Бисероплетение. Подарок маме из бисера. | Определение уровня развития мелкой моторики. Умение распознавать и выделять цвета. Развитие памяти и внимания. | |
66 | Подделка ко дню Учителя! | Развитие памяти и внимания. | |
67 | Подделка ко дню Учителя! Поздравительная открытка. | Определение уровня развития мелкой моторики. | |
68 | Подделка из бумажных цветов. | Умение распознавать и выделять цвета. | |
69 | Изготовление листьев | Владение карандашом, ножницами, кисточкой. | |
70 | Открытка другу. | ||
ИТОГО:24 часа | |||
ВСЕГО: 70 часов |
Анализ результатов работы подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сделать следующие выводы:
1. Инвалидность – это процесс, обусловленный действием последствий дефекта, вызывающий изменения и особенности развития личности инвалида, характеризующийся нарушением его социальных связей как с обществом в целом, так и с определенными группами людей. Процесс динамический, изменяющийся.
2. Компенсация дефекта – это деятельность специалистов, направленная не на дефект сам по себе, а на работу с ребенком-инвалидом в целом как с личностью, на развитие его как личности, способной адаптироваться в различных социальных условиях и уравновесить уровень своих притязаний и потребностей с имеющимися способностями.
3. Под социально-педагогической помощью ребенку-инвалиду мы понимаем комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, обусловленные инвалидизацией, в ходе которого формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать. Основная цель социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду – ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств. Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам, обучающимся в условиях массовой общеобразовательной школы, обеспечивает возвращение ребенка, получившего инвалидность, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включение его в систему общественных отношений.
4. Компонентами социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду в условиях массовой общеобразовательной школы, на наш взгляд, являются следующие: диагностический, консультационный, практический, прогностический и социально-реабилитационный.
5. Функциями социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы являются: компенсаторная, стимулирующая, развивающая, коррекционная.
6. Процесс оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам базируется на следующих принципах: персонификации помощи, мотивации, сотрудничества и взаимодействия, развивающей среды.
7. Процесс оказания социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду в массовой общеобразовательной школе будет способствовать его нормальной адаптации в детской группе и соответствующему возрасту
усвоению учебного материала при следующих условиях:
- формирование у ребенка понимания своего дефекта и действия его последствий как иной, чем у здоровых детей, путь развития и участия в жизнедеятельности;
- ориентация в его ходе на субъектное включение ребенка и его семьи в данный процесс;
- создание специальной развивающей среды как формы жизнедеятельности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы
Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
принципы педагогической поддержки:· принцип компетентности;· принцип взаимосвязи в работе специалистов;· принцип взаимодействия с родителями;· принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми фо...
Проект «Школа доброты» по социализации детей-инвалидов
На сегодняшний день в Верхневилюйском улусе насчитывается более 200 детей – инвалидов, из них на индивидуальном обучении учится 56 учащихся. В нашей школе учится 17 детей- инвалидов, из них на и...
Возможности дистанционного образования детей-инвалидов как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы
В ближайшем будущем дистанционное образование позволит детяс с ограниченными возможностями здоровья, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий по...
Презентация "Социализация детей - инвалидов на уроках математики в условиях дистанционного образования."
В презентации показаны несколько примеров, которые помогут учителю создать благоприятные условия на уроке для социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов....
Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.
Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законом «Об...