Взаимодействие школы со службами по социализации детей с ограниченными возможностями проживающих в семьях, которые находятся в трудной жизненной ситуации
статья по теме
Данная статья отражает работу школы, с различными организациями города, способствующую успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, которые проживают в семьях находящихся в трудной жизненной ситуации. Указаны основные направления, значение и результаты данной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие школы со службами по социализации детей с ограниченными возможностями проживающих в семьях, которые находятся в трудной жизненной ситуации
(из опыта работы)
Т.В. Наголюк
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29
г. Иркутск
Как часто мы сталкиваемся с данным фактом в современном обществе, несчастливая семья, семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации. Ситуации объективно нарушающей жизнедеятельность, с которой семья самостоятельно справится не может. И часто в таких семьях живут дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, нуждающиеся в помощи, поддержке, понимании, заботе. Семьи, в которых родители предпочли алкоголь, наркотики, жестокость не могут дать необходимой детям любви, заботы, полного социального обеспечения, дети в этих семьях предоставлены сами себе. Семьи с родителями не способными к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, малообеспеченные семьи тоже не способны в полной мере заниматься обучением детей. Родители в таких семьях не задумываются о сегодняшнем дне, не думают они и о будущем ребенка. И чаще всего в этих семьях рождаются дети с ОВЗ имеющие как внешние (физические) так и интеллектуальные отклонения. Посмотрев на статистику нашей школы можно увидеть, детей имеющих диагноз ЗПР более 40 %, такие детей воспитывается в семьях, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Задача школы помочь не только семье выбраться из ситуации, но и помочь каждому ребенку социализироваться, протянуть ему руку помощи, чтобы ребенок мог твердо стоять на ногах идя по жизни. Школа, пытаясь помочь детям, тесно сотрудничает с различными организациями, социальными службами. При работе с детьми из неблагополучных семей школа не замыкается только в своем пространстве, мы сотрудничаем, находим пути взаимодействия На примере нашей школы можно говорить о сотрудничестве со следующими организациями : ОГОУСПО «Иркутский региональный колледж педагогического образования»; ОТШ ДОСААФ; МОУ ДОД ДДТ№5; Спортивный клуб римской борьбы «Медведь»; Техникум речного и автомобильного транспорта (ПУ№44); ОГКУЦЗИ города Иркутска; Кафедра социальной педагогики и психологии ВСГАО; Благотворительный фонд Красноштанова; Департамент социальной защиты населения Ленинского округа; Отдел опеки и попечительства г. Иркутска; общешкольный родительский комитет; Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; городской реабилитационных центр; Подразделение по делам несовершеннолетних.
Взаимодействие, сотрудничество, помощь – помощь тем детям, о которых стали забывать собственные родители, помощь которую ребенку не может оказать его ближайшее окружение. Помощь так необходимая ребенку, а тем более, если этот ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей школе на каждого ребенка из семьи с трудной жизненной ситуацией заведен особый документ – для внутреннего пользования, «карта сопровождения». В этой карте отражается взаимодействие с различными организациями, направленное на улучшение материального положения, организации досуга и перспектив социализации после окончания школы. В карте указывается не только помощь, которая была оказана, но и источник, оказавший эту помощь. И с начала года карточки наших учащихся начинают наполнятся. Дети получают бесплатное питание, в этом нам помогает Департамент социальной защиты населения Ленинского округа. Не редко встречаются такие семьи родители в которых не могут найти денег для того чтобы подготовить ребенка к школе, дети приходят в школу не только без учебников, но даже без тетрадей и ручек. Школьная библиотека обеспечивает ребятишек учебниками, комиссия по делам несовершеннолетних выдает наборы канцелярских товаров. В карте сопровождения появляются новые записи. На основании справки о пособиях или заявления родителей об удаленности проживания от школы, дети вносятся в списки на получение бесплатного проездного билета.
Командный дух, неформальное общение, выезды, новые знакомства, развитие коммуникативной компетентности так необходимой для подростков все это способствует социализации обучающихся. Многие обучающиеся нашей школы находят это в танцах. Большое количество детей с ОВЗ занимаются в хореографическом коллективе нашей школы Любо Дорого под управлением профессиональных педагогов. Вот только не всегда есть средства для того чтобы отвезти детей на выступление, купить новые костюмы, Благотворительный фонд Красноштанова взаимодействуя с нашей школой неоднократно нам в этом помогал. Дети, живущие в неблагополучных семьях не имеют возможности, заниматься, чем либо, наполнять свой досуг. Дом творчества на базе школы, организует кружковую деятельность. Кружки разнообразные это и хореография и бисероплетение, ребенок может выбрать кружек относительно своим интересам, что помогает ему развиваться в определенной деятельности, детям проще находить общий язык друг с другом.
Важным направлением при работе с детьми с ОВЗ из семей находящихся в трудной жизненной ситуации является профилактика безнадзорности и правонарушений. Взаимодействуя с ПДН удается предупредить правонарушения, остановить на начальных этапах безнадзорность. Тесно взаимодействуя с подразделением по делам несовершеннолетних школа выявляет детей способных совершить или совершивших правонарушение, проводит работу, при необходимости ставит на учет, курирует семьи и учащихся, состоящих на учете.
Для того чтобы оградить наших детей от правонарушений, дать представление о том как правильно вести себя в той или иной ситуации инспектором ПДН проводятся профилактические беседы на правовые темы. Так же школой совместно с ПДН ведется выявление выпускников 9 классов не занятых после окончания школы, с данными ребятами проводится работа, помощь в устройстве;
Взаимодействуя с органами опеки и попечительства удается улучшить обстановку в семьях находящихся в трудной жизненной ситуации в которых проживают опекаемые дети с ОВЗ. Два раза в год школой составляются акты жилищно-бытовых условий проживания опекаемого ребенка. В случае выявления неблагополучия, жестокого обращения, невыполнения опекуном своих обязанностей на основе актов и дополнительной информации, органы опеки проводят необходимую работу с опекуном. В течении года так же ведется работа с опекаемыми обучающимися школы и их законными представителями и при необходимости информация для дальнейшей работы отправляется в органы опеки и попечительства.
С целью социализации и ранней профессиональной подготовки учащихся детям предоставляется возможность параллельно со школой обучатся в техникуме речного и автомобильного транспорта (ранее ПУ44), получать профессиональное образование, мальчикам электросварщика, девочкам повара.
Школа способствует развитию, социализации детей, пытается защитить их от агрессивных нападок окружающего мира, и если не все в порядке дома мы пытаемся создать благоприятные условия в школе, накормить, по возможности дать необходимую одежду, обеспечить учебниками, канцелярией, объяснить, как можно делать, а как нельзя. Конечно, в одиночку школа с этим не справится, взаимодействуя с организациями и структурами, чья деятельность направлена на помощь детям, наши попытки улучшить жизнь детей с ОВЗ проживающих в семьях находящихся в трудной жизненной ситуации, становятся намного действеннее. Виден результат, увеличивается количество детей питающихся бесплатно; ежегодно с учета школьного, учета ПДН и КДН и ЗП снимаются семьи; находясь под постоянным контролем со стороны школы и ПДН, родители с большей ответственностью подходят к исполнению родительских обязанностей. Взаимодействие, оказание помощи друг другу, а в первую очередь помощи детям, это огромный вклад в образование, воспитание, и дальнейшую жизнь наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...
Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из опыта работы по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...
Мастер-класс: «Создание информационных буклетов в работе с семьями и детьми в трудной жизненной ситуации»
Цель: Создание текстового документа на основе шаблона (буклета) на тему телефон доверия...
Тема: Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки биологии в коррекционной школе 8 вида.
Выступление на семинаре. Социализация детей через уроки биологии....
Работа с семьями, дети которых находятся в трудной жизненной ситуации
проект работы с родителями...
4.2. Работа с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением (далее-сложные дети)
Справка, копии дипломов...
Культурно-образовательная среда школы – основа успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Особую значимость приобретает организация культурно-образовательного пространства школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание культурно-образовательного пространства школы дает во...