Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях ФГОС
консультация
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя - логопеда с родителями в процессе коррекционного обучения с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС.
Обобщение опыта работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями в коррекционном процессе в условиях ФГОС.
Викулина О.Н., учитель – логопед,
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЕЛЕНОГОРСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Аннотация. В статье раскрываются проблемы во взаимодействии учителя – логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи, рассмотрены эффективные формы взаимодействия учителя – логопеда и родителей, представлена программа родительского клуба «Мы – вместе!»
Ключевые слова: дети с ОВЗ, семья, взаимодействие учителя – логопеда с родителями, традиционные и современные формы взаимодействия с родителями, нарушение речи, коррекционно – логопедическая работа.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.
Семья - первоисточник и образец межличностных отношений ребёнка и матери, а родители образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской федерации» одной из основных задач, стоящих перед школьным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».
Разработан новый государственный образовательный стандарт, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью учреждения, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе.
В чём состоит трудность работы учителя-логопеда с родителями детей, обучающихся в нашей школе? Дело в том, что, во-первых, речевое нарушение, даже будучи достаточно серьёзным, не является первичным в структуре дефекта ребёнка с умственной отсталостью. На первый план выходят интеллектуальные нарушения, трудности в освоении учебного материала, отставание познавательных интересов. Многих родителей волнуют проблемы с обучением, и они мало внимания обращают на речь, зачастую не понимая, что без сформированных речевых навыков (звукопроизносительных, лексических, грамматических) нет и не может быть полноценного обучения. Логопедическая работа кажется некоторым родителям чем-то несущественным, неважным, не особенно нужным, потому что часто они просто не слышат недостатков речи своих детей или не придают нарушениям речи серьезного значения.
Во-вторых, логопеду в коррекционной школе организовать работу с родителями сложно ещё и потому, что работать приходится с учащимися разных классов, отличающихся как по возрасту, так и по речевым нарушениям. Естественно, что и непосредственно с родителями в такой ситуации общаться сложнее.
В-третьих, огромное многообразие нарушений письменной речи у детей с умственной отсталостью диктуют специалисту-логопеду необходимость заниматься поддержкой формирования процессов чтения и письма, начиная буквально с первых дней пребывания в школе, что тоже не всегда получает поддержку у родителей.
Ребёнок поступает в первый класс коррекционной школы после прохождения процедуры обследования на ПМПК, часто потерпев неудачу при обучении в массовой школе. Для родителей это серьёзное испытание. Им бывает трудно примириться с тем, что их ребёнок имеет особые образовательные потребности, что он не такой, как все. На этом этапе роль учителя-логопеда поистине неоценима: именно логопед может доходчиво объяснить родителям, что их ребёнок, прежде всего, нуждается в помощи и если он эту помощь получит, то сможет адаптироваться в жизни и занять в ней своё место. Вот поэтому работа с родителями имеет приоритетное значение в нашей педагогической деятельности. Ведь задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития их ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Основная задача на начальных этапах работы с родителями – формирование и стимуляция заинтересованного, активного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Для этого обосновывается необходимость логопедической работы, объясняется родителям, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык-это орудие мышления и познания, а речь-способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь – значит, повышается уровень развития мышления.
Я попробовала систему работы с родителями, которая включает в себя:
- выступления учителя-логопеда на родительских собраниях;
- проведение индивидуальных консультаций логопеда;
- проведение открытых занятий и логопедических утренников;
- проведение практикумов и тренингов, направленных на обучение родителей приемам коррекции речи детей;
- информационные стенды;
- выпуск памяток и методичек для родителей по развитию и коррекции речи детей.
- анкетирование.
Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по самозаписи родителей в удобный день. На этих консультациях мы с ребенком демонстрируем успехи в преодолении дефекта, я объясняю, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения.
Планируя логопедическую работу с детьми и их родителями, всегда следую дидактическим принципам и методам педагогики: принцип наглядности – использование наглядного материала на каждом этапе взаимодействия; принцип доступности – вся информация для родителей должна быть максимально доступной и понятной; принцип систематичности и последовательности – от простого к более трудному, принцип учёта индивидуальных особенностей – информирую и напоминаю родителям о речевых нарушениях имеющихся у детей, о темпераменте ребёнка, о необходимом благоприятном психологическом климате, о действенных приёмах мотивационной заинтересованности, как родителей, так и детей. Очень важно помнить педагогу о социальных запросах родителей в коррекционном процессе с детьми.
Очень важно для определения перспективы развития ребёнка - знать и «завтрашний день развития», он определяется измерением зоны ближайшего развития.
Родители должны иметь чёткое представление о нарушении речи своих детей и о психологических особенностях ребёнка с общим недоразвитием речи или фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В индивидуальной беседе с родителями в доступной форме объясняю о имеющихся отклонениях в развитии, выявленных в процессе диагностики.
Важно донести до родителей, что для решения основных задач профилактики и коррекции, вся окружающая ребенка социальная среда должна быть «развивающей», то есть она должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений, в ней должны присутствовать объекты способные привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности и т. п. Большую помощь в этом могут оказать тщательно подобранные «развивающие» игры. И, безусловно, совершенно незаменимую роль в этом отношении играет теплое эмоциональное общение с ребёнком.
Из личного опыта работы считаю, что одно из самых действенных приёмов взаимодействия являются родительские собрания – практикумы с участием детей и родителей, родительские собрания-тренинги для развития педагогических способностей и умений родителей, показ открытых занятий для родителей, проведение пятнадцатиминуток для родителей «Мама, поиграй вместе с нами». Данные направления в работе с родителями реализуются на родительских собраниях, в дни открытых дверей, в дни работы учителя-логопеда во второй половине дня. Цель данного взаимодействия – формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-медико-педагогическими знаниями и умениями по профилактике и коррекции речевых нарушений; вовлечение родителей в воспитание своих детей; включение семьи в образовательный процесс с учётом социальных запросов родителей; поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях; установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
В нашей школе разработана программа родительского клуба «Мы – вместе!», в которой принимают участие не только учителя – логопеды, но и другие специалисты школы.
Результаты анкетирования родителей по выявлению их запроса на индивидуальное психологическое консультирование, групповую работу, направленные на улучшение их собственного психологического состояния, показали, что 53% опрошенных родителей не высказывают потребности в психологической работе лично с ними.
Для родителей, имеющих запрос на работу с психологом, групповая форма работы оказалась более востребованная, чем индивидуальная. Наибольший процент из них (68%) предпочли целью занятий обучение взаимодействию с ребенком, 54% желают общаться с родителями детей, имеющих схожие проблемы, для обмена опытом и оказания взаимопомощи друг другу.
Многоаспектность проблем больного ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.
При составлении программы деятельности родительского клуба «Мы вместе» учтены как запросы родителей, так и объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических.
Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.
Цель деятельности:
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического просвещения;
- Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
- Обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
Задачи
- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
- расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении умственно отсталого ребенка;
- познакомить родителей со специальными коррекционными приемами, необходимыми для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;
- познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;
- формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами учреждения, участию в создании единого воспитательного пространства «школа-интернат – семья»;
- мотивировать родителей на обращение за психологической помощью лично для себя, на участие в психологических тренингах;
- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Программа рассчитана на родителей, дети которых обучаются в КГБОУ «Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат». Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, сиблингов ребенка-инвалида и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
Срок реализации программы – 1 учебный год (затем она может быть продолжена).
Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в месяц (8-9 встреч)
Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа. Состав группы: 8-12 человек. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и сформировать мотивацию у родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч родителей, кратким описанием структуры занятия, перечнем методов и приемов для реализации тематики занятий, примерным планом содержания каждого занятия.
В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.
Анализируя результаты работы за год, я убедилась в правильности выбора направленности коррекционного процесса работы – тесного взаимодействия с родителями и в правильности выбора средств, методов и приёмов работы с ними. Усовершенствование традиционных методов и приёмов работы с родителями, позволило сделать коррекционную работу максимально результативной.
На основании данных показателей можно сделать вывод о том, что работа с родителями является одним из приоритетных направлений в коррекционном процессе и строится на чёткой, организованной системе взаимодействия. Эффективная организация мер по коррекции речи позволило родителям сознательно обеспечить рациональный психологический режим коррекционного процесса, понимание возрастных и индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности ребёнка.
Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.
Родители – главные помощники учителя-логопеда.
Библиографический список.
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: «Детство-пресс», 2003.
- Бабина Е. И. Организационные формы сотрудничества логопеда и родителей. Сборник «Инновации в логопедическую практику». Составитель Громова О.Е. Линка-пресс, 2008.
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
- Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя – логопеда и семьи. СПб. 2011.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зеленогорская школа – интернат».
Консультация для родителей
«Рекомендации логопеда на летний период»
Учитель-логопед
Викулина Оксана Николаевна
Дата проведения: 14.05.2022
г. Зеленогорск
2022
Консультация для родителей на тему:
«Рекомендации логопеда на летний период»
Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Ход консультации
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
- Делайте артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику.
- Развивайте мелкую моторику ребенка.
- лепите из пластилина, глины, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру;
- вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации;
- расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, завязывайте бантики.
- Развивайте словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей.
Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.
- Развивайте фонематический слух
- «поймай» заданный звук среди других звуков;
- назови слово на заданный звук, назови первый (последний) звук в заданном слове, определи место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
- раздели слово на слоги, прохлопывая его;
- повтори за взрослым «слоговые дорожки», например, са-су-сы; то-та-тэ-ту; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и т.д.
- Читайте книги, повторяйте стихи и учите новые, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
- Разрешайте ребенку трогать, нюхать, пробовать на вкус, копать, поливать и т.д.
На даче, на прогулке, в поездке перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.
Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!
Литература
- Новиковская О.А. 350 упражнений для развития речи. – М.: АСТ, 2017. – 288 с.
- Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 109 с.
- Ульева Е. Большая книга по развитию речи. Для детей 4-8 лет, их воспитателей, учителей, родителей, бабушек и дедушек. – М.: Грамотей, 2013. – 48 с.
- Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. – М.: Эксмо, 2013. – 136 с.
Предварительный просмотр:
Консультация-практикум для родителей
на тему: «Автоматизация поставленных звуков дома».
Игровые приемы
Цель:
Привлечение родителей к совместной работе в коррекции речи детей.
Задачи:
- оказать практическую помощь родителям детей с речевыми расстройствами в организации игровых занятий по автоматизации звуков в речи ребенка;
- формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимым логопедом по коррекции речи.
- формировать позитивные взгляды на совместную коррекционную работу.
Оборудование: видеозапись занятий по автоматизации звуков в речи, мяч, памятки для родителей, выставка печатных игр по закреплению звуков в речи. («заяц и морковки», «звуковые цепочки», «Звуки разные я знаю - без труда их различаю», «Логопедические бусы» и т.д.)
План:
1.Вступительное слово логопеда о необходимости систематической работы по автоматизации звуков в речи;
2.Просмотр видеозаписи занятий с ребёнком по автоматизации поставленных звуков в речи.
3.Проведение совместных игр с родителями на закрепление звуков в речи.
Ход.
Добрый вечер. Спасибо, что пришли на мою консультацию, это говорит о том, что вы понимаете значимость речевого развития ребенка младшего школьного возраста.
Конечно, со всеми детьми есть положительная динамика, но всех объединяет одна проблема: поставленные звуки очень долго автоматизируются в речи. Т.е. изолированно звук ребенок уже может произносить, а в свободной речи звук не употребляет, или употребляет только по напоминанию родителей или логопеда; не все могут научиться слышать свою речь, правильно ее воспринимать. Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у одних ребят это выходит естественно, а у других... Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «сапки», хоть плачь! Период автоматизации звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения и случается, так, что этап автоматизации поставленных звуков растягивается на месяцы, а то и годы. Как вы думаете – в чем кроется причина таких проблем?
Примерные ответы родителей:
-недостаточно времени уделяется решению данного вопроса;
-слабый самоконтроль ребенка за собственной речью;
-нежелание ребёнка исправлять свое звукопроизношение;
-трудность произношения звука и т.д.
Вы правильно думаете, но не все причины были озвучены. Давайте уточним.
Скорость введения звуков в речи зависит прежде всего:
1) От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей с дизартрией. Дизартрия-это говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции т.е. нервная клетка, которая обеспечивает движения данной мышцы, еще не достаточно созрела, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет.
2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.
3) От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности - т.е. самоконтроля и сознательном управлении своими действиями.
Очень важно, чтобы вы родители не только обратили внимание на особенности развития своего ребенка, но и сумели принять их. «Что значит принять?» - спросите вы. Принять – это сказать себе и близкому окружению: "Да, у моего ребенка есть особенности, и я хочу ему помочь". Принять – значит протянуть своему ребенку руку помощи, вселить в него уверенность в собственные силы, нацелить на успех. Нам, взрослым, необходимо научиться с уважением относится к индивидуальным особенностям и потребностям ребенка, и тогда помощь, оказываемая взрослым, будет эффективной и своевременной.
Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной работы.
Уважаемые родители! Сегодня мне хотелось бы предложить для ознакомления игры, которые помогут Вашему ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи.
Давайте представим, что вы - это ваш ребенок (предлагаются атрибуты детей- заколка, бант, игрушка, шапочка и т.д.)
Игра «Найди нужное слово».
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
Игра «Что я загадал?». Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.
Игра «Чего не стало?»
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
Игра «Образуй родственные слова».
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.
Игра « Кто больше».
Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…
Игра «Один - много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».
Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; канал - ...; плот - ...; дятел - ... и др.
Игра «Чего много».
«Скажи, чего много?» Например: палуба - ..., малыш - ..., шалаш - ..., желудь- ...и др.
Игра «Знаешь ли ты?».
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания - сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт - теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи - свекла, баклажан и др.
Игра «Назови ласково словечко».
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....
Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.
Таких игр очень много, я дам вам памятки с рядом игр для автоматизации звуков.
Подведение итогов
Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь. И довести новое правильное произношение звука до автоматических движений. От того, насколько качественно построена работа по автоматизации звуков в речи будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде, скорость овладения навыками чтения, а значит успешность адаптации ребенка в школе.
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика в домашних условиях.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Предварительный просмотр:
Произношение.
Написание.
Значение слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.
В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...
Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи"
В работе представлены формы работы с родителями воспитанников. Указаны причины по которым родители не всегда могут откликаться на просьбы специалистов ДОУ, намечены перспективы работы с родителями....
Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей"
В работе представлены формы взаимодействия пелагогов ДОУ и родителей в преодолении речевых недостатков, причины недостаточно активного участия родителей в мероприятиях ДОУ, намечены перспективы ...
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьями воспитанников в условиях ФГОС (из опыта работы).
О тесном сотрудничестве учителя-логопеда с родителями, в каких формах это осуществляется и об организации педагогического просвещения родителей....
«Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях работы в школе»
Взаимодействие школы и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития школьников....
Оптимальные формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей младшего дошкольного возраста в современных условиях ДОУ.
Дети и их родители! С кем труднее работать, сложнее найти общий язык? Наверное, с родителями. Главная цель взаимодействия педагога и семьи – это включение родителей в совместный обра...