Особенности работы с родителями детей с ОВЗ в условиях ФГОС
статья
Ребенок с ОВЗ – ребенок с особенными возможностями здоровья, или как корректнее говорить, ребенок с особыми потребностями. Его развитие, воспитание и обучение требует особых условий. Главная задача воспитания таких детей – создать условия, способствующие максимальному раскрытию личности.
Диагноз ребенка с ОВЗ для родителей – стресс. Нередко он сопровождается кризисом семьи.
В настоящее время обучение учащихся с ОВЗ осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование и интегрированное обучение.
Задача педагогического коллектива перестроить позицию родителей на конструктивную деятельность и сотрудничество в воспитании и обучении детей с особыми потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с родителями
детей с ОВЗ в условиях ФГОС
Орлова Е.К., МКОУ «Калтукская СОШ»,
учитель русского языка и литературы, первая кв.к.
Ребенок с ОВЗ – ребенок с особенными возможностями здоровья, или как корректнее говорить, ребенок с особыми потребностями. Его развитие, воспитание и обучение требует особых условий. Главная задача воспитания таких детей – создать условия, способствующие максимальному раскрытию личности.
Диагноз ребенка с ОВЗ для родителей – стресс. Нередко он сопровождается кризисом семьи.
Принятие диагноза и ситуации в среднем протекает по такому плану:
- Отрицание. Родители не хотят признавать диагноз, они проходят нескольких врачей. Сама идея спросить несколько врачебных мнений верная, но в данном случае это превращается в бесконечный бег с уже не раз подтвержденным диагнозом. Это опасно тем, что вместе с принятием оттягивается лечение, а некоторые заболевания требуют его незамедлительного начала.
- Гнев. Пока отсутствует план коррекции и реабилитации, родителей охватывает отчаяние и растерянность. В ответ на них возникает защитная реакция в виде гнева, направленного на себя, супруга, ребенка, врачей. На этом этапе важно как можно раньше познакомиться с другими семьями, где есть дети с ОВЗ, найти информацию об учреждениях, куда можно обратиться за помощью.
- Чувство вины. На этом этапе родители склонны обвинять себя в особенностях ребенка, искать причины в собственном поведении. Поможет работа с психологом.
- Эмоциональная адаптация. Родители принимают ребенка, себя, ситуацию. Преобладают позитивные установки, помогающие выработать навыки для создания счастливого будущего ребенка.
Популярны три стратегии поведения родителей. Две деструктивные:
- Пассивное принятие типа «на все воля Бога» или «все само собой образуется». При таком поведении стресс будет только усугубляться, трудности – нарастать.
- Вера в судьбу. Тоже пассивная позиция. От первой отличается наличием постоянного чувства вины и беспомощности, страха обвинений со стороны.
Конструктивная позиция – активное участие в решение проблем, приобретение ресурсов, изменение ситуации. Если что-то пока изменить нельзя, то родители принимают это и контролируют. В остальном же активно действуют.
В настоящее время обучение учащихся с ОВЗ осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование и интегрированное обучение.
Задача педагогического коллектива перестроить позицию родителей на конструктивную деятельность и сотрудничество в воспитании и обучении детей с особыми потребностями.
Примерные виды помощи родителям детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с особыми образовательными потребностями определено следующими видами деятельности педагога-психолога (в его отсутствие классного руководителя):
- Выступления на родительском собрании для родителей первоклассников по теме «Как помочь ребенку в период адаптации его к школе (основной школе)».
- Круглый стол для родителей: «Как взаимодействовать с тревожными детьми», «Как взаимодействовать с агрессивными детьми».
- Анкетирование родителей младших школьников и старшеклассников с целью изучения детско-родительских отношений.
- Индивидуальные консультации для родителей особых детей по обучению их приемам снятия утомления и повышения познавательной активности детей, повышению самооценки детей.
- Групповая консультация для родителей детей-инвалидов: «Приемы активизации внимания у неусидчивых детей». «Упрямый ребенок». «Организация летнего отдыха».
- Лекция для родителей «Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения».
- Выступление на родительском собрании «Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями».
- Индивидуальные консультации для родителей детей-инвалидов, детей с ОВЗ по запросам.
Рекомендации родителям детей с ОВЗ
Уважаемые родители, вы должны обратить внимание на такие основы воспитания как:
- обеспечение для детей равных прав на образование;
- обучение навыкам самообслуживания;
- обучение отстаиванию своего мнения.
Реабилитация детей обязательно должна проходить в условиях взаимодействия, сотрудничества родителей, образовательных учреждений, психолога, социального работника, медика. Важна открытость, гуманность, профессионализм, ответственность в отношениях.
Недопустимо ограничивать самостоятельность ребенка, выполнять за него каждое действие. Нужно поощрять самообслуживание, обучать детей даже с тяжелыми степенями умственной отсталости.
Родители (совместно с и педагогами) обязаны:
- создать атмосферу доброжелательности и психологической безопасности;
- успехи ребенка сравнивать только с его же достижениями, а не другими детьми;
- стараться безоценочно принимать ребенка;
- ориентироваться на сохраненные навыки, положительные личностные качества как потенциал для коррекции;
- мыслить позитивно, не акцентировать внимание на особенностях;
- постепенно знакомить ребенка с его реальными особенностями, развивать таланты и способности, чем воспитывать чувство самоуважения и самоценности.
Чтобы добиться этого:
- Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам учреждения.
- Читайте. Читайте как можно больше. Изучайте доступную информацию, чтобы быть «в теме», знать особенности развития вашего ребенка и пути помощи, приемы, игры, возможности.
- Соблюдайте ВСЕ рекомендации учителя– логопеда.
- Общайтесь с ребенком.
- Что делать НЕ НАДО. Не смотрите на ребёнка как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Хвалите детей. Помогайте ребёнку в сложных ситуациях. Интересуйтесь мнением ребёнка.
- Помните о домашних занятиях. При задержке психического развития у ребёнка ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому учебный материал необходимо повторять и закреплять дома.
- Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребёнка.
8. Помните о своих интересах и желаниях.
9. Отслеживайте, как идет развитие ребёнка.
10. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям.
11. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей.
Можно отметить, что только совместная работа родителей и педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями приведет к решению проблемы.
Учитель должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий: психологам, психотерапевтам и так далее. Он должен умело использовать формы, методы воспитательного воздействия, различные социально-реабилитационные технологии, владеть педагогической этикой.
- «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Козырева, Е.А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей/Е.А. Козырева// Журнал практического психолога. -2013. - № 4. - С. 71-75.
- Приходько О.Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. - Методические рекомендации. (серия «Инклюзивное образование») М., 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми в условиях ФГОС
Уже долгое время в образовании есть необходимость в создание потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможно...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Доклад «Особенности составления рабочей программы педагога в условиях ФГОС» к педагогическому совету
Материал содержит информацию о структуре рабочей программы педагога с подробным описанием каждого пункта....
Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в ДО.
Выступление на педагогическом совете....
Педагогический совет по теме: «Особенности работы с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обозначила начало формирования принципиально новой системы непрерывного образован...
Коллективные формы работы на уроках технологии в условиях ФГОС
Методы и формы обучения....
Статья "Особенности работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС"
В статье приводятся теоретические положения, касающиеся работы педагога с одаренными детьми. Рассматривается нормативно-правовое обоснование данной деятельности, приводится характеристика педагогическ...