Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьями воспитанников в условиях ФГОС (из опыта работы).
материал на тему
О тесном сотрудничестве учителя-логопеда с родителями, в каких формах это осуществляется и об организации педагогического просвещения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьями воспитанников в условиях ФГОС» (из опыта работы)
Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Учитель-логопед, воспитатель обращают внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учат детей различать на слух, как громко, говорят окружающие и они сами.
В настоящее время в ДОУ много детей с нарушениями речи. Многое зависит от работы логопедов детского сада. В нашем детском саду функционирует две логопедические группы - с ОНР и ФФН.
Вся логопедическая работа в ДОУ направлена на формирование правильной речи у ребенка:
- подготовка артикуляционного аппарата к работе;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие мелкой моторики рук;
- постановка звуков;
- автоматизация звуков;
- дифференциация звуков;
- формирование слоговой структуры слов;
- обогащение и активизация словаря ;
- работа над грамматическим строем речи;
- формирование связной речи;
- формирование психологической базы речи.
Я работаю в тесной взаимосвязи с родителями. Основной целью моей коррекционной работы является исправление звукопроизношения у детей, а родители автоматизируют поставленные мной звуки в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах и т.д. Цель нашей взаимосвязанной работы с родителями - это правильное произношение всех звуков у дошкольников и подготовка их для успешного обучения в школе.
Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их детей те или иные речевые нарушения. Другие родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения.
Обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведениях о родителях ребенка. Знакомство с родителями моих воспитанников проходит на первом родительском собрании. Из первой беседы выясняю об условиях воспитания ребенка в семье, особенностях развития, его увлечениях, интересах. Так же интересуюсь тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна для обеих сторон. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Это настраивает и привлекает родителей на совместную работу. Я объясняю, какую помощь жду от них в исправлении звукопроизношения. Провожу разъяснительную беседу о ФГОС.
Совместная работа логопедов с родителями в нашем детском саду является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:
• Индивидуальные беседы и консультации
• Советы
• Рекомендации
• Памятки
• Анкетирование
• Тестирование
• Родительские собрания
• Пятиминутки
• Семинары-практикумы
• Круглый стол
• Открытые занятия
• Домашние задания
• Информационный стенд
• Родительские уголки
• Папки – передвижки.
Для знакомства с требованиями, приемами и содержанием нашей работы наблюдением за своим ребенком родители приглашаются на открытые индивидуальные и фронтальные логопедические занятия. Такая форма работы позволяет родителям: контролировать ход логопедической работы, видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно-игрового, речевого материала.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общеобразовательные учреждения.
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому считаю, что родители должны знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную. Родители должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешать.
Основной формой взаимодействия с родителями у учителя-логопеда является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь я заполняю один раз в неделю, для того, чтобы родители могли с ребенком закрепить пройденный материал. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания, памяти и мелкой моторики рук. Эта форма работы позволяет мне так же вести более тесное сотрудничество с родителями и создавать единый речевой режим.
Значимость работы с родителями трудно переоценить. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны учителей-логопедов и родителей.
Выстраивать работу с семьей надо на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.
Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Я планирую и координирую совместную работу, определяю вместе с другими специалистами (педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем, физ.инструктором).
Основные задачи в работе с родителями:
- устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединять усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.
Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется мною, прежде всего в тесном контакте с родителями.
Логопедические занятия помогают детям справиться со своими проблемами в произношении, а родителей логопед снабжает всей необходимой информацией и домашними практическими заданиями, которые помогают ребенку в домашних условиях сориентироваться в своих ошибках и понять, как правильно необходимо говорить. Все это дает хороший результат в моей работе.
Использованная литература :
1. Бурлакова М. К. «Советы логопеда», В. Секачёв, М., 2001г.
2. Максаков Александр, «Развитие правильной речи ребёнка в семье», Издательство: «Мозаика-Синтез», 2008г.
3. Л. С. Волкова Логопедия. - М., 1989.
4. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.
Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) .
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи - Просвещение М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Координационный план взаимодействия учителя-логопеда, узких специалистов и воспитателей по реализации принципа преемственности в коррекционной работе и устранению речевой патологии.
Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и узких специалистов к активному участию в коррекционной логопедич...
Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»
С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...
Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников .
Родители дошкольников могут стать полноправными участниками интегрированных занятий, участвуя в их подготовке и художественном оформлении, подключаясь к работ...
Интеграция основного и дополнительного образования в условиях ФГОС.Из опыта работы.
Методическая статья из опыта работы, учреждения , реализующего программы дополнительного образования и средней общеобразовательной школы....
Новые подходы к взаимодействию педагогов с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Консультация для педагогов ДОУ....
Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18, п. 1 Закон Российской...