Модель социального партнерства и семьи
консультация

Бодунова Светлана Ильинична

В работе указаны нормативно-правовые основы взаимодействия ДОУ и семьи, определены цели и задачы единого образовательного пространства, прописаны принципы и условия эффективного взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_sotsialnogo_partnerstva.docx484.52 КБ

Предварительный просмотр:

модель социального партнёрства семьи и ДОУ

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Основные нормативно – правовые документы международного уровня:

Всеобщая декларация прав человека (1948г.);

Декларация прав ребенка (1959г.);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.).

Нормативно-правовые документы федерального уровня:

Конституция РФ;

Гражданский и Семейный кодекс РФ (2000г.);

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

Закон «Об образовании»;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. (2011г.)

Нормативно-правовые документы ДОУ:

Договор ДОУ с родителями (законными представителями);

Локальные акты ДОУ

ЦЕЛЬ: создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.

ЗАДАЧИ

  • Создание документационного обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального муниципального уровня и уровня ДОУ.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнёрства
  • Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
  • Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий
  • Планирование и реализация психолого – педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания.
  • Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

  1. Значимость социального партнерства для каждой из сторон;
  2. Единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;
  3. Равноправие и равноответственность родителей и педагогов;
  4. Открытость и добровольность;
  5. Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу;
  6. Индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

  • Согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимания важности участия родителей в образовательной деятельности;
  • Совместное формирование целей и задач деятельности (документационное обеспечение);

Установление интересов каждого из партнеров;

  • Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование);
  • Владение педагогами методами обучения родителей;
  • Использование активных форм и методов общения; Обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия;
  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ.

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

  • Контингент детей и родителей ДОУ;
  • Образовательный и творческий потенциал социума;

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Цель: Сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы ДОУ.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГИ

Опрос;

Анкетирование;

Патронаж;

Интервьюирование;

Наблюдение;

Изучение медицинских карт;

Психологические методики;

Общение на Интернет – форуме

РОДИТЕЛИ

Получение информации о деятельности ДОУ через:

Информационные брошюры ДОУ;

Презентация ДОУ;

Сайт ДОУ;

Общение на Интернет – форуме;

Общение с родителями выпускников и родителями детей, посещающих ДОУ;

Средства массовой информации.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ

Цель: Повышение правовой и педагогической культуры родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГИ

Консультирование посредством использования различных форм (лекции, семинары-практикумы, видеотека и аудиотека, газеты, информация на сайте ДОУ и т.д.);

Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (игротеки, традиции, праздники, дни отрытых дверей, викторины и т.д.);

РОДИТЕЛИ

Участие в планировании деятельности ДОУ и определения перспектив его развития,

Родительский комитет,

Участие в Совете учреждения,

Волонтерство,

Трансляция опыта семейного воспитания,

Издание семейных газет, журналов,

Защита семейных проектов и т.д.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЕ

Цель: Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами дошкольного учреждения

Формы взаимодействия

Формы взаимодействия

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия используются:

Опрос, книги отзывов;

Оценочные листы, экспресс-диагностика;

Самоанализ педагогов.

ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ

Для отслеживания и оценки отсроченного результата используются:

- Учет активности родителей;

Наблюдения;

Итоговые заседания Педагогического Совета учреждения;

Анализ реализации Плана взаимодействия с родителям

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Подготовительный

этап

Работа с педагогами:

Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации взаимодействия семьи и МБДОУ.

Работа с педагогическим коллективом детского сада по анализу международных, российских и региональных нормативных документов, в которых определяются права детей и родителей, а их соблюдение зависит от деятельности дошкольных образовательных учреждений и органов управления.

Проведение методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов МБДОУ по вопросу взаимодействия с родителями воспитанников на основе социального партнерства.

Определение содержания, форм и методов процесса взаимодействия детского сада и семьи.

Сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы ДОУ.

Выявление запросов, потребностей и ожиданий обеих сторон в вопросах воспитания и обучения.

Рассмотрение вопросов, связанных с выработкой единых подходов в организации условий успешного развития ребенка.

Работа с родителями:

Проведение работы по согласованию взглядов на цели, средства и методы воспитания детей в условиях групп разного типа (общеразвивающих, коррекционных, кратковременного пребывания, адаптационных);

Рассмотрение вопросов, связанных с выработкой единых подходов в организации распорядка дня, питания, гигиенических и оздоровительных процедур;

Обсуждение вопросов информационного обеспечения контактов родителей с педагогами касающуюся проявлений каждого конкретного ребёнка;

Проведение работы по определению содержания воспитания и образования детей, которое может быть реализовано в совместной деятельности педагогов с родителями и другими членами многопоколенной семьи и проведение совместной разработки вариантов распределения функций между педагогами и родителями с учётом собственных интересов и возможностей родителей;

Проведение маркетинга оказываемых дошкольным образовательным учреждением услуг для родителей и их реклама;

Выявление семей риска.

Подписание договора родителями.

Аналитический этап

Работа с педагогами и родителями:

Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами дошкольного учреждения.

Изучение, оценка и анализ уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников.

Анализ документационного обеспечения процесса взаимодействия с родителями на основе социального партнерства (плана деятельности ДОУ, календарных планов воспитательно-образовательной работы педагогов, планов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, протоколов родительских собраний).

Корректировка документационного обеспечения процесса взаимодействия с семьями воспитанников, плана повышения профессиональной компетентности педагогов на основе проведенного анализа.

ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО «ДЕТСКИЙ САД - СЕМЬЯ»,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

C:\Users\user\Desktop\Рисунок

«...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное партнерство с семьями воспитанников"

Существует особенность учреждений дополнительного образования детей по взаимодействию с семьями воспитанников дошкольного возраста. Главное в том, что родителям предоставляется свободный выбор и...

План социального партнерства с семьей на 2013-2014 г. г

План социального партнерства поможет спланировать предстоящую деятельность с родителями группы....

Программа социального партнерства с семьями воспитанников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУРУМКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»   Программа социального партнерствамузыкального руководителяШоботкиной Оюны ...

Доклад "Расширение социального партнерства по выстраиванию модели внеурочной деятельности"

В данной статье представлен положительный опыт привлечения ресурсов местного сообщества для развития образовательной сферы....

Модель социального партнерства

Модель организации социального партнерства.(на примере экологического объединения Ш.Л. «Лесовичок») Под моделью социального партнерства мы понимаем построение явлений,процессов, матер...

Модели социального партнерства и сетевого взаимодействия в деятельности ОДОД

Организация, развитие и перспективы социального партнерства на примере вокальной студии "Созвездие" в ГБОУ школе №189 "Шанс" и ДДТ "Преображенский".Ни для кого не секрет,...

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Предлагаемая модель содержит теоретические рекомендации и конкретные мероприятия по организации социального партнёрства семьи и школы.Цель педагогического опыта: обобщение результатов интерактивных фо...