"Социальное партнерство с семьями воспитанников"
методическая разработка по теме
Существует особенность учреждений дополнительного образования детей по взаимодействию с семьями воспитанников дошкольного возраста. Главное в том, что родителям предоставляется свободный выбор и возможности для творческого, интеллектуального и духовного развития ребёнка, его быстрейшей адаптации в условиях современной жизни.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_zhurnal.doc | 306 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
«Социальное партнёрство с семьями воспитанников»
(методический материал)
Педагог дополнительного образования:
Булыгина Марина Анатольевна
О. Муром 2010
Содержание:
- Актуальность проблемы.
- Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников.
- Социализация ребёнка дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
- Дополнительное образование МОУ ДОД «ЦВР» для детей дошкольного возраста.
- Схема взаимодействия с родителями воспитанников.
- Современные подходы к организации взаимодействия семьи.
- Вывод.
- Список литературы.
1. Актуальность проблемы
Макаренко А.С. утверждал, что воспитание есть процесс социальный в широком смысле: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Среди условий, факторов развития и воспитания подрастающего поколения ведущая роль отводится семье. Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.
Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен.
Изменяется и совершенствуется и система дополнительного образования, которая выполняет социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.
Существует особенность учреждений дополнительного образования детей по взаимодействию с семьями воспитанников дошкольного возраста. Главное в том, что родителям предоставляется свободный выбор и возможности для творческого, интеллектуального и духовного развития ребёнка, его быстрейшей адаптации в условиях современной жизни.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров.
Как правило, большинство родителей детей, не чувствуют себя участниками процесса модернизации дошкольного образования занимают пассивную, потребительскую позицию, не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьями воспитанников. Проблема включения родителей в этот процесс необходимо решать как на научном, так и на практических уровнях.
Учитывая актуальность проблемы, мы считаем, что непосредственно работа студии раннего эстетического развития должна помочь родителям в самоанализе, в осознании своей педагогической роли, в создании необходимых условий и возможностей для развития ребёнка. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Работая с детьми дошкольного возраста перед собой ставим
цель - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнёрских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников, достижение оптимального уровня взаимодействия ЦВР и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства.
Задачи:
- совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, заставляя искать новые пути взаимодействия, определяя содержание и формы педагогического просвещения
- способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс работы ранней эстетической студии
- вычленить проблемы и определить темы по просвещению родителей в вопросах воспитания и обучения детей
- формировать позитивный эмоциональный контакт между родителями и педагогами студии
- повысить роль дополнительного образования в развитии семейного досуга
-повышать авторитет педагогов студии в глазах родителей
- поддерживать популярность деятельности раннего эстетического развития детей дошкольного возраста.
Приоритетные направления деятельности педагогического коллектива служат:
-повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьёй
- приобщение родителей к участию в жизни ЦВР и социализации ребёнка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия
-повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
Ожидаемые результаты:
-активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе на примере работы студий
- повышение педагогической культуры родителей
-психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей
-возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания
-объединение интересов семьи в вопросах адаптации детей к новым условиям.
Перспективы взаимодействия с родителями:
-участие в городских семинарах;
- участие в сетевом взаимодействии на муниципальном, региональном уровне по обмену опытом, семейному воспитанию;
- создание сайта раннего эстетического направления МОУ ДОД «ЦВР»;
- оборудование компьютерного центра для педагогов и родителей на базе методического кабинета раннего эстетического направления.
2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников.
Уже давно существуют разделения на мнение, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, а другие к большой пользе общественных учреждений.
Педагог – гуманист И.Г.Песталоци: семья подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распахнутую жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. И Я.А.Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которую получает ребёнок их рук и уст матери. Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул.
А вот социалист – утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребёнка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране. В течении многих лет, подчёркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребёнка.
Если до революции основной целью воспитания было гармоничное развитие ребёнка, то после неё его целью стало формирование гражданина советского государства.
А.В.Луначарский полагал, что желаемых результатов в воспитании можно получить лишь в объединении усилий школы, общественности и семьи при направляющей роли школы и её влияния на семью.
А.С.Макаренко в своих трудах продолжил развитие подобных идей. «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание…» Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а так же влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно зависеть от «заказа общества».
В 40 – 60 годы придерживались тенденции – стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения. Глобальной целью по-прежнему являлось воспитание члена общества. Семья должна играть подчинённую роль по отношению к дошкольному учреждению.
В 60 – 70 годы большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. В работах И.В.Гребенникова, А.М.Низовой, Г.И.Легенького, Н.П.Харитоновой и других авторов изучалась эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям. Учёные пришли к выводу, как важно сочетать воспитание ребёнка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.
Исследования 70 – 80 годов прошедшего столетия конкретизировали содержания, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
В 90 годах прошлого столетия происходит глубокое изменение во взаимодействии семьи и дошкольного воспитания. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями. Сущность данного подхода – объединение усилий все учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учётом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л.М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества «дети – родители – профессионалы».
В настоящее время идёт перестройка системы дошкольного воспитания. Целью признаётся не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.
2.1. Социализация ребёнка дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
Повышение роли семьи, как социального института, определяющего не только развитие ребёнка как личности, но и общества в целом, является приоритетной задачей в работе дополнительного образования и ранней эстетической студии. Мы считаем, что учреждение дополнительного образования должно помочь родителям в самоанализе, в осознании необходимой педагогической роли, в создании необходимых условий и возможностей для развития ребёнка. Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования в отличие от общеобразовательного учреждения имеет свою специфику.
Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения, в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка, с применением личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса.
Предназначение системы дополнительного образования – удовлетворять индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Педагогов и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Для ряда детей, посещающих учреждение дополнительного образования, на первом этапе дошкольного образования (отслеживаются дети, не посещающие детский сад) является не только необходимым, но и ведущим его компонентом.
В последнее время педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, изменение её роли в процессе социализации ребёнка. Современным родителям нелегко из-за нехватки времени, занятости, финансового и социального расслоения, обилия новейших информационных технологий, недостаточной компетенции в вопросах дошкольной педагогики.
Весь предыдущий исторический опыт человечества показывает, что на протяжении всех периодов развития общества функцию воспитания постоянно осуществляла семья. Только семья способна удовлетворить потребности в самосохранении и в самоутверждении. Из этого вытекают функции семьи: рождение детей, воспитание, защита членов семьи от катаклизмов и общественных кризисов.
Именно в семье всё богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передавалось от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью живого примера старших. Семейное воспитание на протяжении многих столетий было основной формой воспитания детей в обществе. Роль семейного воспитания нельзя недооценивать. Для нормального развития ребёнка очень важно создание и сохранение в семье лада и согласия.
В современной отечественной психолого-педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребёнка, формирование у него жизненно важных качеств и свойств личности. Семейное воспитание осуществляется в неразрывной связи с другими видами социального воспитания, а так же в дошкольном образовании.
Потребность в общении – первая социальная потребность ребёнка дошкольника. Чем длительнее по времени и богаче по содержанию общение ребёнка с членами семьи, тем богаче его личность.
В настоящее время, из-за современного напряжённого темпа жизни, изменение условий быта, отсутствия у родителей воспитательных навыков меняется и характер общения: оно становится редким, формальным, а взаимодействие с ребёнком часто компенсируется активной родительской опекой. Это нередко приводит к изменению климата в семье.
Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
При объединении усилий педагогов и родителей ребёнку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь в учреждении дополнительного образования и дома.
Установление доверительных отношений между обучающимися, родителями и педагогами, объединяя их в одну команду, может привести к положительным результатам в области возможностей личностного развития и обучения, а так же психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Социализация ребёнка должна осуществляться в единстве с его индивидуализацией, с учётом хода его саморазвития.
Важным показателем, влияющим на процессы социализации ребёнка, является связь семьи «отец – мать – ребёнок».
3. Дополнительное образование МОУ ДОД «ЦВР» для детей дошкольного возраста.
В настоящее время дошкольное воспитание и образование в нашем городе осуществляется в различных направлениях:
- посещение детских дошкольных учреждений
- посещение школ, студий, объединений раннего развития детей, создаваемые при педагогических, психологических центрах, а так же на базе МОУ ДОД «ЦВР»
- домашнее воспитание.
Домашнее воспитание не всегда даёт полноценного, систематического развития своих детей, поэтому у детей наблюдается неравномерное развитие познавательных процессов, ограниченность контактов. Вследствие этого у детей ярко выражена недостаточная развитость навыков общения, как с детьми, так и с взрослыми, трудности в эмоциональной сфере.
Эти проблемы успешно решаются при активном взаимодействии родителей, сверстников и взрослых.
Эффективность воспитания ребёнка зависит так же и от создания благоприятной эмоциональной атмосферы благополучия и комфорта для совместной деятельности «педагог - родитель – ребёнок». Процесс подготовки субъектов образовательного пространства в условиях ранней эстетической студии в системе характеризуется динамикой развития начальных ключевых и начальных специальных компетенций. Это можно рассматривать как естественный переход на ступень начального образования.
Перед нами раскрываются новые понятия «сотрудничество» и «взаимодействие», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Такое взаимодействие требует определённых организационных форм, что привело к созданию на базе Центра внешкольной работы в 1999 году студии раннего эстетического развития детей.
Учреждение дополнительного образования имеет возможность по организации работы студий эстетического развития дошкольников. Для каждого вида деятельности оборудованы кабинеты по направлению, к работе в студии раннего эстетического развития привлечены опытные и грамотные педагоги. Педагогами накоплен опыт в организации сотрудничества с родителями в целях повышения нравственного, умственного, физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
На данный момент в ЦВР действуют и успешно развиваются студии раннего эстетического развития. С каждым годом число желающих заниматься в студиях растёт. На 2009 – 2010 учебный год составляет – 250 детей, из них 36 детей находятся на домашнем обучение по различным причинам. Благодаря анкетированию выявлены следующие причины непосещения дошкольных учреждений:
-частая заболеваемость;
- потребность в индивидуально подобранном маршруте;
- социальные условия.
Схема взаимодействия с родителями воспитанников.
На примере работы студии раннего эстетического развития раскрываются задачи, пути решения социального партнёрства с семьями воспитанников.
На наш взгляд, в связи с возрастающими потребностями родителей в приобретении определённых знаний и практическом усвоении способов взаимодействия с детьми, необходимы новые формы и методы работы.
Легче это апробируются во взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста по следующим причинам:
• Родители детей дошкольного возраста особенно открыты для освоения нового опыта.
• Они заинтересованы в педагогических знаниях и готовы их получать.
• Родители легко идут на контакт с педагогами.
Перейти к новым формам работы отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытой работы студий: работа должна стать открытой системой. Это значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах.
Центральной идеей выстраивания системы работы с семьёй в нашей студии стала идея взаимодействия на основе индивидуально-вариативного подхода, учитывающего проблемы и потребности конкретных семей.
Организация работы с родителями это постоянный поиск возможных путей сотрудничества для повышения эффективности процесса воспитания и обучения. Чтобы родители стали нашими активными помощниками мы вовлекаем их в жизнь ЦВР. Для получения положительного результата необходимо включить как одну из воспитательных технологий – инициирование активности участия семьи в процессе развития ребёнка.
Развитие взаимодействия с родителями предполагает 3 этапа.
1 – демонстрация родителям положительного образа ребёнка (благодаря чему складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество)
2 – знакомство родителей с психолого-педагогическими особенностями ребёнка
3 – изучение потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах для определения перспектив развития учреждения
3.2 Современные подходы к организации взаимодействия семьи.
Каждое учреждение дополнительного образования ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями. Разнообразные формы работы с родителями взаимосвязаны и представляют единую систему. В ходе работы мы используем такие формы как:
Родительское собрание.
Хотя традиционное родительское собрание не даёт должного эффекта, оно необходимо для организации дальнейшей работы. Собрание проводим в дискуссионной форме, переходим от монолога к диалогу. Так на первом собрании происходит знакомство с родителями и детьми, разъясняются цели и задачи ранней эстетической студии, проходит распределение детей по группам, знакомство с педагогами и их требованиями, условиями в данном учреждении. Проводим показ компьютерной презентации студии раннего эстетического развития. (Приложение №1, диск)
Работу по изучению родителей, полноценному использованию конкретных методических рекомендаций для взаимодействия помогает педагог психолог. Изучение семьи проходит в естественных условиях, на групповых собраниях, где родителям или лицам их заменяющих предлагаются для заполнения анкеты (приложение №3). На основе анализа анкет составлен социально-демографический портрет семьи.
«Социальный паспорт семьи»
«Количество детей в семье»
На родительском собрании в конце года подводятся итоги проведённой работы по всем направлениям. Проводится краткий анализ работы каждого воспитанника, демонстрируются лучшие результаты. Разъясняются перспективы дальнейшего обучения детей, желающих и далее обучаться как в студии, так и в других кружках в различных направлениях. Благодаря анкетированию идёт выяснение запросов родителей, знакомство и изучение их предложений. Через родителей выясняем мнения детей о процессе обучения, об их желании и не желании обучаться дальше. (Приложение №3).
Темы родительских собраний:
1. «Готовимся к школе вместе» - для родителей 6-7 лет.
2. «Речевое развитие ребёнка».
3. Родительский форум «Поговорим о нравственности».
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Ведь родители и члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей, внести свой вклад в образовательную работу. От участия родителей в работе нашей студии выигрывают все субъекты педагогического процесса. А самое главное, что и дети учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек. А мы, педагоги имеем возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер своей помощи, а иногда просто поучиться.
Исходя из проведенных наблюдений, мы выявили, что в учреждении существуют определенные возможности, ресурсы для создания и использования в системе взаимодействия с родителями дошкольников новых форм работы:
* день открытых дверей;
* мастер-классы для родителей;
* открытые занятия- всеобучи;
* творческие мастерские;
*индивидуальная консультация;
* устный журнал;
*семейный клуб «Оберег», «Кенгуру».
День открытых дверей.
Во время этого мероприятия даётся возможность познакомить родителей с учреждением дополнительного образования, его традициями, правилами, особенностями воспитательно–образовательного процесса, заинтересовать и привлечь к участию. Родители вместе с детьми приглашаются на концерт, участники которого – воспитанники ЦВР, многие из которых тоже когда то закончили обучение в студии раннего эстетического развития. Проводится небольшая обзорная экскурсия, знакомство с педагогами, беседа с родителями. Беседы в основном проводятся индивидуальные, где чётко определяется цель – что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседника к высказыванию.
Мастер-классы.
Идея создания мастер-классов родилась в результате одного наблюдения: у родителей, ожидающих детей в период их занятий в студии раннего эстетического развития, существует свободное время, которое можно было бы использовать в собственных интересах. Провели исследовательскую работу методом анкетирования и выяснили, каким видам деятельности отдают предпочтение родители.
Мастер-классы для родителей были включены в общее расписание студии раннего развития, и теперь взрослые получили возможность обсудить вопросы семейной психологии с профессиональным психологом, самореализоваться в области театрального искусства, детского фитнеса, изобразительной деятельности.
Таким образом, данная форма работы позволяет помочь родителям занять более активную жизненную позицию, через творческое самоопределение родителям легче привлечь к творчеству собственных детей.
Наиболее интересные мастер-классы для родителей:
- «Птицы – вестники весны» по изобразительной деятельности (приложение №7)
- «Масленичные забавы» - театральные игры (приложение №8)
- изготовление куклы «Масленица» (приложение №9)
Творческие мастерские.
Родители и дети периодически вовлекаются в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества.
Под основной целью функционирования творческих мастерских мы подразумеваем создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда. В основном такие мастерские открыты для посещения в преддверье праздников: «День матери», «Новый год», «8 Марта».
Открытые занятия-всеобучи.
Так как многие родители не знакомы с методами и формами проведения занятий, они с удовольствием принимают участия и как слушатели и как участники образовательного процесса вместе с детьми. Востребованы совместные мероприятия, занятия по предлагаемым видам деятельности: занимательная математика, обучение грамоте, изобразительная деятельность, занятия с психологом, театральные игры. Именно такие занятия позволяют родителям увидеть положительные стороны ребёнка, детям – воспринимать своих родителей по-новому.
На данных занятиях у педагога есть возможность показать, как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребёнка к письму. как упражнять артикуляционный аппарат и др..
Родители знакомятся с реальным педагогическим процессом, заимствуют наиболее удачные приёмы педагога. На наш взгляд это и есть первые ростки сотрудничества. Занятия активно посещаемы родителями.
Индивидуальные консультации.
Эта форма самая распространённая и эффективная. На индивидуальных консультациях родители охотно и откровенно вступают в диалог и откровенно рассказывают о тех огорчениях, беспокойствах, которые вызывают у них тревогу. Консультации проводятся по инициативе педагога, психолога, методиста, но чаще по инициативе самих родителей и лиц их заменяющих. Целями консультации являются усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов. Родители идут на консультации по собственной инициативе и настроены на обсуждение волнующих проблем. По индивидуальным запросам родителей (тревожность, агрессия, отказ от обучения, гиперактивность, педагогическая запущенность, трудности в обращении со сверстниками) проводятся индивидуальные коррекционные занятия с детьми с привлечением педагогов и психолога. Очень важно, чтобы в последствие, при обучении в школе, ребёнок быстро адаптировался к новым условиям, имел высокую мотивацию к обучению и без особых трудностей осваивал программу школьного обучения. Тематика:
- «Разговор по душам» (по вопросам адаптации детей в новом учреждении);
- подвижный, гиперактивный, несносный;
- по проблеме приобщения детей 6-7 лет к природе;
- формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников;
- если ребёнок замкнут.
Устный журнал.
В этой форме задействованы несколько педагогов ведущие разные виды деятельности. Устные журналы всегда интересны родителям, так как они в течение небольшого количества времени получают необходимый объём нужной информации от разных педагогов и специалистов. Каждую страницу готовит педагог по своему виду деятельности. Широко используется раздаточный материал в виде памяток, рекомендаций. Эта информация позволяет дополнить словесную информацию индивидуальных консультаций. Подготовлен материал для родителей (приложение №11):
«Играйте вместе с детьми», «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай - зачем?», «Как запомнить графическое изображение цифр», «Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника»…
Распространены памятки:
«Как преодолеть страх перед школой», «Искусство наказывать и прощать», «Как читать детям», «Как воспитывать у ребёнка самостоятельность».
Семейный клуб «Оберег» 1 этап (проектная деятельность)
Исходя из опыта работы, наиболее удачной формой сотрудничества с семьями воспитанников является организация клуба «Оберег», который успешно начал свою работу в 2007 году, на базе ранней эстетической студии под руководством педагога-психолога Логачёвой А.Н..
Идея создания клуба возникла исходя из наблюдений во время работы студий для детей. Родители в течение 2,5 часов являлись пассивными наблюдателями жизни ЦВР.
Клуб строит свои отношения с семьёй на принципах добровольности, личной заинтересованности. В нашем клубе родителей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку.
Данная формы взаимодействия интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.
Для начала деятельности клуба было проведено:
- разработка положения о клубе
- мини – педсовет «Студия раннего эстетического развития и семья»
- изучение материала «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»
- опрос – диагностика родителей на предмет социального заказа
- обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба
- разработка программы семейного клуба «Оберег»
В ходе проведения и реализации данных мероприятий пришли к единому мнению - открытию семейного клуба «Оберег» с привлечением родителей студий раннего эстетического развития.
Работа направлена:
- создание условий для осмысления родителями позитивного содержания возрастных кризисов и их значения, путей и способов адекватной возрасту перестройки системы отношений «ребёнок – взрослый», как средства преодоления негативных проявлений;
- формирование представлений о психологических особенностях каждого возрастного периода.
В индивидуальной работе с родителями педагог-психолог стремится раскрыть неповторимость и уникальность каждого ребёнка, раскрыть его индивидуально-психологические особенности
- подчеркнуть «сильные» стороны его личности и обратить внимание на «слабые» стороны, наметить пути их компенсации.
Показатель | Характеристика |
Цель: | - сообщить структурирование по разделам информации, доступную для понимания неподготовленным родителям, по возможности в активных формах |
Задачи: | - повышение уровня психологической грамотности, как в области знания закономерностей психического развития детей, так и в коммуникативной компетентности - овладение родителями инновационным опытом поддержки развития ребёнка в разных видах игр - овладение практическими способами поддержки сюжетно-ролевых, дидактических, театральных, подвижных игр в семье. |
Направления: | - организация психолого-педагогического , санитарно-гигиенического и культурологического родительского всеобуча (доведение до родителей необходимой информации по вопросам обеспечения защиты прав ребёнка, его воспитания подготовки к школе) - создания дома полноценных условий и необходимой родительской поддержки для развития способностей ребёнка - ознакомление родителей с условиями, динамикой и своеобразием осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми разного возраста - организация обмена опытом семейного воспитания, конкретных приёмов формирования у детей положительных личностных и физических качеств, представлений и привычек здорового образа жизни - проведение праздников, вечеров-досугов, игр и занятий с детьми при активном участии семей воспитанников, совместных акций ЦВР и семьи по воспитанию здорового, социально успешного и счастливого ребёнка. |
Содержание деятельности (формы работы): | -лекции - тренинги - практические занятия - диагностические комплексы - круглые столы - анкетирование - выставки - культурно-развлекательные мероприятия |
Ожидаемые результаты: | - создание положительно эмоциональной среды общения «Ребёнок – родитель – педагог» - обогащение психолого-педагогических знаний и умений родителей - развитие креативных способностей, как детей, так и родителей в результате совместной деятельности - обобщение опыта семейного воспитания - установление связей выпускников студии и их родителями. |
Компенсация негативных результатов: | - индивидуальный подход - разработка индивидуальных программ - регулярность и систематичность работы клуба |
Обеспечение: | - диагностический материал -материально-техническое обеспечение - научно-методическое и информационное обеспечение - квалификация педагога |
Тип проекта: | практико-ориентированный, открытый |
Участники проекта: | - воспитанники 5-7 лет, их родители -педагог-психолог, педагоги |
Представляем ведущие темы заседаний.
№ | Тема | Содержание | сроки |
1 | «День открытых дверей». | Знакомство с работой клуба. Анкетирование. Создание инициативной группы. | сентябрь |
2 | «Здравствуй, это Я!» | Тренинг сплочённости группы. Адаптация в новом коллективе. Памятка «Развитие самостоятельности детей» | октябрь |
3 | «Наказывать или не наказывать ребёнка» | Конфликт в общении. Родительские требования. Недопустимость физических наказаний. Анкетирование «Мой ребёнок, его возрастные особенности» | ноябрь |
4 | «Характеристика возрастных особенностей дошкольников». | Сензитивные периоды. Кризис 7 лет. Роль познавательного интереса и волевого развития в подготовке ребёнка к школе. Знакомство с результатами тестирования детей. | ноябрь |
5 | «Новый год в семье – традиции и современность». «У ворот Новый год! | Дискуссия. Просмотр театрализованного представления. Праздничное мероприятие совместно с родителями | декабрь |
6 | «Готовим детей к школе». | Основные показатели готовности ребёнка к школе. Тест «Пирамида». Практическое занятие. Совместная творческая деятельность «Подводное царство». | январь |
7 | «Играем вместе с детьми» | Игрушки из реальной жизни. Ведущая роль и руководство взрослых. Изготовление игрушек всей семьёй. Анкета: «Какой вы родитель» | февраль |
8 | «Готовим детей к школе: что мы не понимаем?» | В чём сущность «готовности» к школе. Самооценка. Проверим речь, слух, логику… Конкурсная развлекательная программа, выставка рисунков «Милая мама моя» | март |
9 | «Воздействовать на ребёнка – как?» | Правильный тон общения. Уважайте интересы ребёнка. Взаимопонимание. Советы родителям. | апрель |
10 | Итоговое родительское заседание | Подведение итогов, определения плана заседаний на следующий учебный год | май |
В мае подводятся итоги работы, определяются перспективы для дальнейшей совместной работы.
Справка: 72 родителя посещающие разные группы студий обратились за помощью в семейный клуб, ещё 14 семей получили консультативную помощь. В общем итоге - 86 семей прошли обследование именно при работе семейного клуба: из них 58 – по вопросам развития ребёнка, а 28 – по вопросам воспитания.
Определены актуальные темы для практики семейного воспитания:
- почему дети играют во взрослые игры;
-разговорная речь взрослого как средство воспитания;
-о реалистичности родительских ожиданий на пороге школы;
- художественное творчество, его польза;
- о праве ребёнка на собственное мнение.
Благодаря деятельности семейного клуба «Оберег» налаживается прочная взаимосвязь с семьями, родители проявляют повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносят изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становятся активными участниками. Работа семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость совместной деятельности дополнительного образования и семьи, а так же натолкнула на создание 2 этапа проектной деятельности:
Клуб «Кенгуру» - первый социум для ребёнка.
Аннотация проекта.
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребёнка в его первых социумах – семье и группе раннего эстетического развития. Занятия с детьми и родителями, вполне могут способствовать социально-психологической адаптации ребёнка к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Возраст воспитанников 3 года.
Сегодня для педагогов, психологов, родителей интересна и актуальна тема раннего развития ребёнка. Это неслучайно, ведь за первые 2-3 года происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом, эмоциональном развитии. Необходимо заложить ребёнку «прочный фундамент» его будущего. Никого нет у малыша ценнее, важнее. Дороже, чем его собственные родители. Не один дипломированный, прекрасный педагог не заменит малышу МАМУ.
Это и стало фундаментом, на котором строится работа семейного клуба «Кенгуру», куда те и другие приходят за знаниями и учатся вместе.
Родители видят своего ребёнка в небольшом коллективе. Учатся вместе с ним лепить, рисовать, выполнять аппликацию, получают элементарные знания подачи знаний по математике и развитию речи. В группе занимаются 6 пар (взрослый – ребёнок), состав постоянный. В работе с детьми и родителями принимают участие педагог и педагог-психолог. Работая с детьми, мы знаем, что ведущий вид общения в раннем возрасте – это деловое общение и совместная деятельность. Особая роль принадлежит индивидуальному подбору игровых упражнений и заданий, соответствующих возрастным особенностям.
В работе данного семейного клуба учитываются актуальные потребности семей, а так же формируется активная жизненная позиция всех участников процесса.
Показатель | Характеристика |
Тип проекта: | Практико-ориентированный, долгосрочный |
Участники проекта: | Педагоги, педагог – психолог, воспитанники и родители |
Цель: | Укрепление личностных контактов с каждым приходящим ребёнком |
Задачи: | - всестороннее развитие ребёнка -развитие высших психических функций - развитие мелкой, общей моторики, координации движений |
Направление деятельности: | - просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей) - практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, полноценное эмоциональное общение) - укрепление детско-родительских отношений |
Содержание деятельности: | -родительский лекторий - игровые программы -родительские собрания - психологические занятия - совместные занятия родителей с детьми по различным видам деятельности - разработка памяток для родителей |
Ожидаемые результаты: | - овладение родителями знаний о психофизических возможностях ребёнка - овладение знаниями о сохранении психического здоровья ребёнка -развитие творческого потенциала -овладение навыками культуры общения - адаптация к другой среде |
Компенсация негативных результатов: | - индивидуальный подход - индивидуальная разработка занятий, консультаций |
Обеспечение: | - педагоги, объединённые единой целью |
Для передачи теоретических знаний родителям разрабатываем материал.
На лектории приглашаются родители без детей, в это время с детьми проводят подвижные игры педагоги. Такие занятия проводит 1 раз в месяц педагогом-психологом.
Пример плана.
№ | тема | краткое содержание | месяц |
1 | «День открытых дверей » | Знакомство с учреждением. Программа «Кенгуру», правила посещения. Экскурсия по задействованным кабинетам. Знакомство с педагогами. | сентябрь |
2 | «Здоровье вашего малыша» | Диета. Составление меню на день (игра) Физическое воспитание, гимнастический комплекс для малышей. Психологический микроклимат. Закаливающий массаж подошв. | октябрь |
3 | «Особенности раннего развития» | Быстрый, скачкообразный темп развития. Тесная взаимосвязь нервно-психического и физического здоровья. Роль взрослого в развитии ребёнка. Знакомство с сенситивными периодами в развитии ребёнка, с критическими периодами в развитии ребёнка. Памятка «Игровой массаж для закаливания дыхания». | ноябрь |
4 | «Самостоятельный малыш». | Монтессори-педагогика. Игра – тренинг «Сладкая проблема». Значение в дошкольном возрасте игры, игрушки, критерии их выбора. «Давайте поиграем» - игры с родителями. | декабрь |
5 | «Психологический климат семьи» | Совместная выработка правил по налаживанию психолого-эмоционального контакта. Создание проектов по превращению режимных моментов в праздник. Создание оберега «Домовёнок». «Поговорим о порядке». | январь |
6 | «Сказкотерапия» | Сказочные уроки. Понятие сказкотерапии. Сказка в подарок малышу. Развитие воображения. | Февраль |
7 | «Всестороннее развитие маленького гения» | Одарённость? Психологические характеристики, свойственные одарённому ребёнку. Развивающая среда, игры, игрушки, способствующие развитию одарённости. Психологические характеристики, свойственные одарённому ребёнку. | Март |
8 | «Играйте вместе с детьми» | Значение игры в дошкольном возрасте, критерии выбора игрушек. Понятие игротерапия. Компьютерная игра «Польза уму или вред здоровью». | апрель |
9 | «Подведём итоги» | Ответы на вопросы, интересующие родителей. Планирование совместной деятельности на следующий год. | Май |
Актуальные темы для практики семейного воспитания:
- в чём проявляется индивидуальность;
- как обогащать двигательный и речевой аппарат малыша;
- о праве ребёнка быть самим собой;
- почему важно давать ребёнку активно двигаться;
- телевидение и жизнь малыша;
- как запугивание приводит к травмам.
Группа «Кенгуру» стала своеобразной площадкой подготовки к детскому саду, в результате адаптационный период проходит значительно легче. Надеемся, что в следующем году в наш клуб придёт большее количество детей с родителями.
4. Вывод
На основе проведения данной работы мы можем сделать выводы.
Нетрадиционное взаимодействие семьи и студии раннего эстетического развития прослеживается педагогический принцип – единство воспитательных воздействий.
Взаимодействие семьи и дополнительного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе единства координации усилий семьи и общественности, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогали друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Педагогически правильное ведение нетрадиционных взаимодействий семьи и дополнительного образования это правильное решение. Ведение этих мероприятий позволяет эффективно координировать усилия родителей и педагогов.
Благодаря новым формам работы мы заметили большую заинтересованность родителей к тому, чем занимается их ребенок. В результате такого взаимодействия установились более тесные отношения между педагогами и родителями, появилась потребность делиться друг с другом проблемами в области воспитания и развития ребенка, совместно решать их.
Таким образом, эффективно сотрудничать с семьей ребенка возможно путем предоставления родителям новых форм взаимодействия. Данная система взаимодействия позволяет педагогу раскрыть способности детей, шире использовать их творческий потенциал, на системно-целевой основе объединить усилия для создания единого воспитательного пространства.
Главное достижение всего коллектива педагогов раннего эстетического направления является желание детей и родителей посещать наше учреждение, а педагогов – претворять в жизнь инновационных идей, проявление творчества и оригинальности.
Реализация этого процесса может осуществляться как в системе дополнительного образования, так и на базе дошкольных образовательных учреждений.
Список литературы
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества с семьёй дошкольника. М., 1994
Гуров Н.С. Социальная работа дошкольного образовательного учреждения с семьёй – М.: Педагогическое общество России, 2003
Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. М., 2000
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., ТЦ Сфера 2008
Маленкова Л.И. теория и методика воспитания. М., 2004
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Тропинка к своему Я. М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....
Социальное партнерство семьи и школы из опыта работы
В данной статье описывается опыт работы школы для детей с нарушением слуха в создании информационного поля для родителей, путем написания программы «Сотрудничество», в которой кратко прописаны все эта...
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
План социального партнерства с семьей на 2013-2014 г. г
План социального партнерства поможет спланировать предстоящую деятельность с родителями группы....
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУРУМКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Программа социального партнерствамузыкального руководителяШоботкиной Оюны ...
Модель социального партнерства и семьи
В работе указаны нормативно-правовые основы взаимодействия ДОУ и семьи, определены цели и задачы единого образовательного пространства, прописаны принципы и условия эффективного взаимодействия...