Модель социального партнерства
материал по теме
Модель организации социального партнерства.
(на примере экологического объединения Ш.Л. «Лесовичок»)
Под моделью социального партнерства мы понимаем построение явлений,
процессов, материалов выражающихся в конкретных компонентах совместной работы
участников образовательно-воспитательного процесса и социума, которые воспроизводят
основное содержание деятельности, но при необходимости, под влиянием внутренних и
внешних факторов способны обновляться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_sotsialnogo_partnerstva_chashchihina.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза
Гришина И.Т.».
Модель организации социального партнерства.
(на примере экологического объединения Ш.Л. «Лесовичок»)
Автор:
Чащихина Елена Евгеньевна
педагог дополнительного образования МАУ
ДО СР «Центр «Созвездие» им.
Героя Советского Союза Гришина И.Т.».
Содержание.
1. Целевые ориентиры............................................................................................3
2. Механизм реализации модели социального партнерства...............................5
3. Оценка результатов реализации модели...........................................................9
Заключение. ...........................................................................................................10
.
1. Целевые ориентиры.
Дополнительное образование – важная составляющая становления личности, где
закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и
способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей
независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности,
языка, пола и вероисповедания. Предназначение дополнительного образования на
современном этапе заключается не только в формировании определенных знаний, но в
развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ
экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
В Концепции социального развития детей перед образовательными учреждениями
ставится триединая цель:
∙ воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
∙ свободного гражданина (субъекта истории, общества);
∙ творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
∙ воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя
в основных формах человеческой деятельности;
∙ развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
∙ развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе
воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
∙ становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических
ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная
распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивными разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях. Объединению в учреждении дополнительного образования, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».
Понятие «открытая система» - включает широкий спектр признаков – это, прежде
всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения, как для детей, так и для взрослых. Таким образом, объединение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Цель деятельности объединения учреждения дополнительного образования открытого
типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства. При этом данная деятельность должна опираться на опытно – экспериментальную работу, которая будет действенна и эффективна при создании гибкой модели социального партнерства
Под моделью социального партнерства мы понимаем построение явлений,
процессов, материалов выражающихся в конкретных компонентах совместной работы
участников образовательно-воспитательного процесса и социума, которые воспроизводят
основное содержание деятельности, но при необходимости, под влиянием внутренних и
внешних факторов способны обновляться.
Социальное партнерство может иметь разные формы и уровни:
∙ партнерство внутри системы образования между социальными группами
профессиональной общности;
∙ партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
∙ партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального
партнерства, педагогу, как руководителю, необходимо: четко осознавать свою миссию,
цели развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными
партнерами; предвидеть возможные результаты партнерства для развития, повышения
качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной
деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления
обучающегося).
К субъектам социального партнерства можно отнести:
∙ Общеобразовательные учреждения,
∙ Учреждения культуры,
∙ Общественные организации,
∙ Учреждения профессионального образования,
∙ Родительская общественность,
∙ Внутреннее партнерство (между объединениями).
Взаимодействие с каждым субъектом базируется на следующих принципах:
добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Целью модели выступает: использование возможностей социального партнерства для
создания единой открытой воспитательно-образовательной системы.
Задачами являются:
1. Отработка механизма взаимодействия с социальными институтами образования,
культуры, спорта и медицины.
2. Формирование способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
3. Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников
образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для
личностно-гармоничного развития.
Предполагаемый результат внедрения модели:
− Структурирование деятельности объединения, и как следствие повышение качества
образовательного процесса.
− Действующая модель ориентирована на устранение затруднений педагога в организации
сотрудничества с социумом.
− Распространение опыта инновационной работы ПДО, внедрение новых технологий.
− Внедрение инновационных форм и методов работы.
− Формирование актива объединения, разработка и внедрение инициатив.
− Активизация информационно-издательской деятельности: выпуск материалов,
публикации в местных СМИ, на сайте учреждения.
− Создание системы взаимодействия с учреждениями социума микрорайона на основе
договоров и совместных планов.
− Повышение общекультурного уровня участников образовательно-воспитательного
процесса, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих
навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
− Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного
процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
2. Механизм реализации модели социального партнерства.
Социальные партнеры | Описание взаимодействия | Способы взаимодействия |
Природоохранные организации (КУ Советский Лесхоз, Природный парк «Кондинские озера», Музей «Малая Сосьва») | Цель: создание единого образовательно-воспитательного пространства посредством привлечения природоохранных организаций в процесс обучения и воспитания. Задачи: 1. Повышение уровня компетентности педагога и обучающихся посредством общения с узкими специалистами. 2. Профориентация. 3. Совершенствование форм и методов работы с обучающимися. | Совместные мероприятия, конкурсы, экскурсии, подготовка к различным конкурсам экологической направленности, помощь в написании исследовательских работ. |
Учреждения культуры | Цель: формирование целостной социокультурной системы посредством взаимодействия с учреждениями культуры. Задачи: 1. Расширять творческое взаимодействие с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы. 2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок- педагог-родитель». 3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса. Основные направления: эстетическое; духовно-нравственное; художественно-творческое; культурно-просветительское. | Совместные мероприятия, конкурсы, экскурсии. |
Родители | Цель: создание единого образовательно-воспитательного пространства посредством привлечения родителей в процесс обучения и воспитания. Задачи: 1. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания. 2. Профилактика семейных конфликтов. 3. Совершенствование форм и методов работы с родителями. | Мастер-классы, совместные занятия, мероприятия, семейные конкурсы, консультации, собрания, праздники. |
Правоохранительные органы | Цель: установление связей с правоохранительными органами города, для профилактики правонарушений, расширения кругозора воспитанников. Задачи: 1. Расширение кругозора воспитанников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с деятельностью правоохранительных органов) за счет снятия территориальной ограниченности (экскурсии, поездки, походы); 2. Формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий; 3. Воспитания уважения к труду взрослых; 4. Ранняя профессиональная ориентация; 5. Профилактика правонарушений. | Беседы, совместные мероприятия, консультации, экскурсии |
Образовательные организации | Цель: Создание преемственности в организации образовательной системы. Задачи: 1. Установление партнерских взаимоотношений детского сада и школы. 2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей посредством педагогического взаимодействия. Основные направления: информационное; методическое; практическое. | Мастер-классы, совместные мероприятия, конкурсы, экскурсии. |
Медицинские и спортивные учреждения | Цель: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства с медицинскими и спортивными учреждениями. Задачи: 1. Объединить усилия педагога, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы. 2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий. 3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса. Основные направления: Оздоровительное; Валеологическое, санитарно-просветительское; Физическое; Психоэмоциональное благополучие. | Беседы, консультации, совместные мероприятия, экскурсии. |
Спонсоры | Цель: привлечение материальных средств для создание комфортного образовательно-воспитательного пространства. | Закупка лабораторного оборудования для проведения проектных и исследовательских работ. Закупка туристического снаряжения для участия в Эко слётах различного уровня. |
Интернет сообщества | Цель: создание единого образовательно-воспитательного пространства посредством привлечения интернет сообществ в процесс обучения и воспитания. Задачи: 1. Повышение уровня компьютерной грамотности обучающихся. 2. Профилактика детской безнадзорности. 3. Совершенствование форм и методов работы с воспитанниками. | Совместные мероприятия, конкурсы, экскурсии, акции. |
3. Оценка результатов реализации модели.
Критерий | Показатель |
Увеличение количества воспитанников, обучающихся в экологическом объединении Ш.Л.«Лесовичок», обеспечение сохранности контингента | - Посещаемость занятий воспитанниками. 100% сохранность контингента. - Популярность объединения. |
Участие родителей в жизни объединения. | - Степень вовлеченности родителей в жизнедеятельность объединения (посещение мероприятий, родительских собраний, обращение за консультированием). - Количественный охват. |
Активизация деятельности участников образовательно- воспитательного процесса в организации социального взаимодействия | - Количество привлеченных социальных партнеров; - Количество проведенных мероприятий в рамках модели. |
Разработка, внедрение моделей, проектов другими педагогическими работниками учреждения | - Количество педагогов, реализующих модели социального взаимодействия. |
Уровень удовлетворенности участников социального взаимодействия совместной деятельностью | - Количество положительных отзывов и благодарственных писем о деятельности. |
Заключение.
Таким образом, любое объединение современного учреждения дополнительного
образования не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно
заинтересовано:
∙ в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дополнительного образования;
∙ в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
∙ в повышении спроса на образовательные услуги для воспитанников и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
∙ в улучшении подготовки воспитанников к более легкой адаптации в новой социальной среде;
∙ творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
Активная позиция педагогов дополнительного образования влияет на личную позицию учителей, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей и решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов
образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Доклад "Расширение социального партнерства по выстраиванию модели внеурочной деятельности"
В данной статье представлен положительный опыт привлечения ресурсов местного сообщества для развития образовательной сферы....
Модели социального партнерства и сетевого взаимодействия в деятельности ОДОД
Организация, развитие и перспективы социального партнерства на примере вокальной студии "Созвездие" в ГБОУ школе №189 "Шанс" и ДДТ "Преображенский".Ни для кого не секрет,...
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Предлагаемая модель содержит теоретические рекомендации и конкретные мероприятия по организации социального партнёрства семьи и школы.Цель педагогического опыта: обобщение результатов интерактивных фо...
Модель социального партнерства и семьи
В работе указаны нормативно-правовые основы взаимодействия ДОУ и семьи, определены цели и задачы единого образовательного пространства, прописаны принципы и условия эффективного взаимодействия...
Программа инновационной деятельности "Социальное партнерство как условие создания эффективной модели взаимодействия школы и семьи"
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Еще Я.А. Коменский утверждал, что следующий век будет именно т...