Консультация для педагогов на тему: «Советы логопеда родителям детей с расстройством аутистического спектра»
консультация
/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_logopeda_dlya_roditeley.docx | 421.46 КБ |
autichnyy_rebenok.docx | 14.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы учителя-логопеда родителям детей с РАС.
Уважаемый родитель! Как можно чаще и больше говорите со своим ребенком, он легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит
с ним и вокруг него.
Проговаривая любую ситуацию, смотрите ребенку в глаза, это особенно важно, если ребенок «чрезмерно активен» и постоянно двигается.
Старайтесь говорить просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени. Если это необходимо повторяйте много раз одно и то же. (Имя, слово, фразу).
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.
Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать,
то есть изучать предмет разными способами.
Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!
Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор
и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас.
Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.
Родители часто пытаются угадать желания своего ребенка и поэтому у ребенка не возникает необходимость произносить что-либо. В таких случаях,
есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – пассивный словарь, говорит – активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.
Читайте короткие сказки (проигрывайте их театрализованно), стихи
по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.
Развивайте мелкую моторику (точные движения пальцев руки), которая тесно связана с развитием речи.
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично.
Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите!
Предварительный просмотр:
Аутичный ребенок – кто он?
Как бы не было печально, но каждый год в мире рождается все больше детей, имеющих различные по своему характеру нарушения в развитии. Особо остро встает проблема появления на свет детей, имеющих ранний детский аутизм (РДА). Как свидетельствует статистика, ранний детский аутизм обнаруживается примерно в от 3 до 6 случаях на 10000 детей. Также характерно, что у мальчиков РДА встречается в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек. Что такое РДА? Как проявляется это нарушение в развитии? Читайте в нашей статье далее.
Что такое синдром раннего детского аутизма?
Ранний детский аутизм — это своеобразная форма нарушения психического развития ребенка, характеризующаяся неравномерностью формирования основных психических функций, своеобразными эмоциональными, речевыми, умственными и поведенческими расстройствами. До сих пор ученые спорят, что же является причиной раннего детского аутизма. Но однозначного ответа все еще не могут получить.
Особенности в поведении и развитии ребенка с РДА
Ребенок, который страдает РДА, уже в младенческом возрасте отличается от своих нормально развивающихся сверстников. Своеобразие психомоторном развития «особого» ребенка состоит в следующем: избегает взгляда со взрослым, отсутствуют положительные эмоции (радостный смех, улыбка) от взаимодействия с близкими людьми, выражает различные формы протеста при разлуке с мамой, боится различных объектов, издаваемых ими звуков, света или, наоборот, отсутствует чувство страха и опасности.
Со временем эти негативные проявления все больше усугубляются. Ребенок становится неконтактным, стремится к одиночеству, сохранению постоянства окружающей обстановки, замкнут, не желает познавать окружающий мир, непослушен, вступает в контакт только для удовлетворения витальных потребностей (покушать, попить и т.д.), отдает предпочтение стереотипным играм и поведению (однообразное повторение одних и тех же действий). Может быть агрессивным и самоагрессивным (аутоагрессивным), следствием чего могут быть покалеченными окружающие люди и сам ребенок.
Отмечаются особенности в развитии физической сферы: вялость, заторможенность, нескоординированность движений. Нежелание общаться, покидать свой внутренний мир, приводит к недоразвитию речи. Следствием нарушений в эмоционально, физической и речевой сфере становится психическое недоразвитие. Задерживаются в развитии свойства внимания (концентрация, переключение, слежение и др.), различные виды ощущений и восприятия, мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ, синтез и др.).
Четыре группы развития раннего детского аутизма
Проявления раннего детского аутизма весьма разнообразны. Выделяют четыре группы развития раннего детского аутизма, которые характеризуются своеобразным способом взаимодействия детей с окружающей действительностью.
Первая группа – полная отрешённость от всего происходящего вокруг. В данном случае ребенок испытывает крайний дискомфорт от любого взаимодействия (зрительного контакта, телесных прикосновений и т.д.) даже с близкими родственниками. От ребенка невозможно добиться какой-либо реакции, он совершенно не идет на контакт.
Вторая группа характеризуется как активное отвержение окружающей среды. Ребенок избирателен в контактах, в основном общается только с близкими ему людьми. Особо избирателен к еде и одежде. Живет строго по режиму. Если происходят какие-то непредвиденные в режиме изменения, может прийти в состояние агрессии и аутоагрессии. Имеет больше возможностей для социальной адаптации по отношению к детям первой группы.
К третьей группе можно отнести детей, которые характеризуются захваченностью аутистическими интересами. По отношению к этой группе детей наиболее типично стереотипное поведение: они могут играть в одну и ту же игру годами, рисовать на одни и те же темы месяцами (при этом не совсем радостные и добрые).
В четвертую группу включены дети с чрезвычайной трудностью во взаимодействии с окружающим миром. Это наиболее легкий вариант проявления раннего детского аутизма. Дети этой группы очень ранимы и уязвимы, чувствительны к чужой оценке, избегают заданий, которые могут у них не получиться, не будут общаться, если чувствуют на эмоциональном уровне какую-либо преграду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра"
Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми с нарушением интеллекта, которые не пользуются активной речью как средством общения. В докладе представлена методика работы (начальные ...
Методическая разработка по теме: «Рекомендации родителям детей с расстройствами аутистического спектра».
Это конкретные советы родителям, чем и как они могут помочь своим особенным детям. Какими навыками должен овладеть ребенок, как себя вести, занимаясь и играя с малышом, как добиваться положитель...
Статья на тему: Рекомендации для родителей имеющих детей с расстройством аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расс...
Семинар - практикум для педагогов: "Организация коррекционно -развивающей работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"
Игра- ключевой фактор в развитии любого ребенка, а также и детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС), ведущий вид детской деятельности. В ходе игры у ребенка активно развиваются основн...
Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях "Извлекая смысл из сенсорного поведения"
Понимание сенсорных проблем.Чтение "знаков"...
Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях "Извлекая смысл из сенсорного поведения" (ЧАСТЬ 2)
Консультации/стратегии для родителей и специалистов. УСПОКАИВАЮЩИЕ СТРАТЕГИИ....
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...