Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях "Извлекая смысл из сенсорного поведения"
книга
Понимание сенсорных проблем.
Чтение "знаков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izvlekaya_smysl_iz_sensornogo_povedeniya.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Понимание сенсорных проблем.
Наша жизнь полна сенсорного опыта, мы постигаем мир чувственным восприятием. Мы все реагируем на сенсорную информацию. Мы прикасаемся, двигаемся, видим, слышим, ощущаем вкус и запах. Мы знаем или хотя бы подсознательно осознаем, где мы находимся и как мы взаимодействуем с окружающей средой. Когда нам с легкостью удается интерпретировать сенсорную информацию, это воздействует на наше поведение на подсознательном уровне. Одним из примеров этого является отключение будильника. Когда он издает сигнал по утрам, мы подходим и выключаем его, часто даже не глядя. Наш мозг точно знает, сколько движений/и силы потребуется, чтобы протянуть руку и нажать на кнопку выключателя. Если мы попали пальцем не туда, нажимая в неправильном месте, то наши пальцы обеспечивают наш мозг информацией, необходимой для дальнейшего движения, чтобы мы смогли всё-таки выключить будильник, и все это делаем, не глядя. УСПЕХ!
- Иногда мы стремимся получить сенсорную информацию, чтобы почувствовать себя лучше (например: объятия)
- Иногда мы избегаем сенсорной информации, если она заставляет нас чувствовать себя перегруженным (например: очень громкие звуки) Эта брошюра предназначена для того, чтобы помочь нам больше узнать о действии сенсорной информации, и о том, как это может повлиять на наши жизненные навыки и поведение. Обдумывая и планируя позитивный сенсорный опыт, мы можем понять, как наилучшим образом управлять ситуациями, в которых некоторые дети чувствуют себя комфортно/некомфортно. Избегая неприятных или раздражающих ребенка сенсорных воздействий, мы можем помочь ребенку с сенсорными сложностями успокоиться и вернуться в состояние, когда он снова может участвовать в ежедневных занятиях.
- Важно признать, что трудности с восприятием (интерпретацией) сенсорной информации могут повлиять на то, как мы себя чувствуем, как мы думаем, как мы ведем себя или как реагируем на окружение. Мы постоянно реагируем на сенсорные сигналы, поступающие как от нашего собственного тела (внутренние), так и из внешней.
Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством
Мы также можем получать удовольствие от определенного сенсорного опыта (ощущений), стоит лишь учесть некоторые нюансы при планировании, включить эти приятные ощущения в распорядок дня - тогда они | Внутренняя среда:
Типичная реакция:
Внешняя Среда:
Типичная реакция:
Если ребенок испытывает трудности с осмыслением этой информации, то его поведение начинает не соответствовать требованиям окружающих. Если обработка сенсорной информации происходит с трудом, значит, мы уделили слишком много внимания ненужной сенсорной информации, либо наоборот - недостаточно внимания необходимой сенсорной информации для того, чтобы ребенок мог заниматься какой-либо деятельностью, чувствовал себя спокойно и сконцентрировал свое внимание. Это может стать причиной возникновения проблем. Находясь в такой ситуации, ребенок не может полностью осознавать происходящее, он отвлекается, чувствует дискомфорт, запутанность или, возможно, начинает расстраиваться просто потому, что получает неясную информацию, не достаточную для того, чтобы понять, что происходит на самом деле. Мы также можем получать удовольствие от определенного сенсорного опыта (ощущений), стоит лишь учесть некоторые нюансы при планировании и включить эти приятные ощущения в распорядок дня - тогда они могут помочь нам успокоиться. Например, когда мы расслабляемся в ванне, мы знаем, что это поможет нам провести вечер в приятной атмосфере. |
Чтение «знаков»
Вам, уважаемые родители, придется на время «стать детективом», чтобы, пронаблюдав за вашим ребенком, установить, если есть ли у него определенный типичный «образец поведения» (паттерн), показывающий, как он реагирует на ту или иную сенсорную информацию. Это может помочь вам планировать свои действия в ответ на какие-либо нежелательные реакции. Также это позволит вам выработать стратегию помощи тем людям, которым нужно регулировать количество необходимой сенсорной информации для того, чтобы как можно более адекватно реагировать на раздражители.
Слух
Высокая чувствительность | Низкая чувствительность |
Уровень восприятия шума повышен. џ Ребенок не переносит шум. џ Ребенок вздрагивает, легко пугается от шума. џ Ребенок любит что-нибудь «пожевать», чтобы отвлечься от шума. џ Становится беспокойным, если предвидит, что будет шумно. џ Говорит громко | Ребенок получает удовольствие от очень громких звуков. џ Ребенок не в состоянии различать обращенные к нему сигналы, реплики. |
Зрение
Чрезмерно чувствительное зрение | Недостаточная чувствительность или пониженная чувствительность |
Ребенок не переносит яркий свет/освещение. џ Ребенок предпочитает затемненные пространства. џ Ребенок отвлекается на визуальную информацию. | Требуется больше визуальной информации, чтобы ребенок отреагировал. џРебенок любит ярко освещенные пространства, отражающие свет или вращающиеся световые предметы |
Вкус/запах
Чрезмерная чувствительность | Недостаточная чувствительность или пониженная чувствительность |
џРебенок не любит всё «сильное» на вкус. џРебенок любит всё пресное, мягкое на вкус. џРебенок постоянно пробует на вкус или нюхает предметы, одежду и д.т. џРебенок постоянно нюхает людей. џРебенок любит постоянную температуру пищи или очень холодную, или очень горячую џРебенок чрезмерно реагируют на новые запахи џРебенок часто давится пищей | џРебенок пытается съесть/жевать несъедобные предметы. џРебенок предпочитает твердые, хрустящие продукты питания в рационе. џРебенок обожает всё острое, пряное, «сильное» на вкус. џРебенок недостаточно реагирует на сильный, неприятный или наоборот хороший запах. |
Тактильные ощущения
Чрезмерная тактильная чувствительность | Недостаточная или пониженная тактильная чувствительность |
Ребенок нервничает/дергается от прикосновений. џРебенок избегает прикосновений. џРебенок любит или, наоборот, не выносит объятия. џРебенок тянет в рот предметы. џРебенок любит только определенные текстуры, поверхности одежды. џРебенку сильно не нравится или, наоборот, нравится играть с липкими/грязными веществами (например, с грязью). џРебенок может агрессивно отреагировать на чье-либо прикосновение. џРебенок чувствует боль от прикосновений и очень чувствителен к температуре. | џ Приходится применять к ребенку достаточно сильные/ твердые прикосновения, чтобы он отреагировал на стимуляцию. џ У ребенка «тяжелая рука» (применяет слишком много силы, прикасаясь к кому-либо). џ Ребенок хватает предметы слишком сильно. џ Ребенок иногда слишком близко подходит к другим. џС трудом реагирует на боль / температуру |
Люди знают о существовании пяти чувств, но есть еще два других чувства, которые помогают нам понять всю информацию, которую мы получаем, это: наше чувство движения и понимание собственного тела.
Движение
Чрезмерная чувствительность к движениям | Недостаточная чувствительность или пониженная чувствительность |
Ребенок не выносит вращение или прыгание. џРебенок легко испытывает головокружение или вообще не испытывает его. џРебенок не выносит оживленные места, полные двигательной активности. џРебенок не любит отрывать ступни от земли (например, не любит качели). | џРебенок постоянно движется. џРебенок испытывает трудности с тем, чтобы спокойно усидеть на месте. џРебенок постоянно ёрзает/постукивает и пр. џРебенок предпочитает бегать, нежели ходить шагом. џРебенок постоянно физически рискует. џРебенок движется быстро, не всегда хорошо скоординированно. |
Понимание собственного тела
Чрезмерная чувствительность к движениям | Недостаточная чувствительность или пониженная чувствительность |
џРебенок не любит, когда другие подходят слишком близко. џРебенок создает собственные границы, иногда неуместные (всегда позиционирует себя отдельно от других). џРебенок избегает толпы/удаляется из толпы. | џРебенок постоянно «врезается» в других или в предметы, или ходит по «по головам», по предметам. џРебенок слишком близко подходит к другим. џЛюбит забираться в маленькие пространства/помещения или толчется из угла в угол в комнате. џПостоянно смотрит себе под ноги/на ноги, когда спускается по лестнице. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы
Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости проекта3.4.J Ожидаемые результаты и э...
Опыт работы учителя – дефектолога МБДОУ №110 Безруковой Е.С.: «Использование визуальной поддержки при обучении детей с расстройствами аутистического спектра»
Использование визуальной поддержки является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Вследствие серьезных нарушений социального взаимодействия, социальной коммуникаци...
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с помощью социальных историй.
Один из симптомов аутизма - это дефицит в развитии социальных навыков. Так, ребенок с РАС может не знать, как здороваться, как делиться игрушкой, как начать разговор, как близко стоять к человеку, с к...
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ББК 74.3 О 26ББК 74.3Обучение детей с расстройствами аутистического спект, ра. Методические рекомендациидля педагогов и специалис& тов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехи& на//...
Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях "Извлекая смысл из сенсорного поведения" (ЧАСТЬ 2)
Консультации/стратегии для родителей и специалистов. УСПОКАИВАЮЩИЕ СТРАТЕГИИ....
Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях "Извлекая смысл из сенсорного поведения"(ЧАСТЬ 3)
Пробуждающие стратегии.Сенсорные стратегии для личного ухода за собой....
Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях "Извлекая смысл из сенсорного поведения" (ЧАСТЬ 4)
Общие стратегии.Стратегии для более спокойного приема.Общие успокаивающие стратегии....