Методическая разработка по теме: «Рекомендации родителям детей с расстройствами аутистического спектра».
учебно-методический материал по теме
Это конкретные советы родителям, чем и как они могут помочь своим особенным детям. Какими навыками должен овладеть ребенок, как себя вести, занимаясь и играя с малышом, как добиваться положительного результата. Описаны игры, задания и методические советы, которые помогут родителям в обучении и воспитании своего ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
«Рекомендации родителям детей с расстройствами аутического
спектра».
Еще 20 лет назад о таких детях говорили как «необучаемые» и они лишались возможности получения образования, специальной коррекционной поддержки. Сейчас у таких детей появилась возможность адаптироваться в окружающем мире. Этим детям можно помочь, но для этого надо как можно раньше начать кропотливую коррекционную работу, которая позволит жить в обществе, обучаться в образовательных учреждениях. Эта работа должна проводиться специалистами: врачами – психиатрами, врачами – неврологами, психологами, дефектологами, логопедами, музыкальными работниками. Но очень многое зависит от самих родителей, имеющих таких детей. Они не подозревают, что своей любовью, терпением, желанием могут сделать очень многое для ребенка. Конечно, это целенаправленная, сложная и длительная работа, требующая огромных душевных и физических сил. Но чем раньше начать занятия с ребенком, тем больше у него появляется шансов максимально адаптироваться в обществе. Поэтому хочется хоть немножко помочь советами родителям таких деток.
Чего нужно добиваться в итоге:
- формировать навыки самообслуживания;
- овладевать навыками контакта и социально-бытовой ориентации;
- развивать пространственные и временные представления,
- развивать мелкую моторику руки;
- развивать мышление, внимание, память, речь;
- преодоление детских страхов.
В процессе обучения и общения необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- не рекомендуется настаивать на проведении игр, выполнении заданий;
- перед выполнением задания необходимо первоначально проговорить взрослому действия ребенка, прорисовать их для облегчения выполнения задания;
- поведение ребенка может быть резким, поэтому необходимо преодолеть дискомфорт (поменять место проведения занятия, позу ребенка, заменить игрушку);
- если у ребенка негативная реакция, то следует остановить игру;
- не торопить взаимодействие;
- помогать в выборе правильного решения;
- каждый навык отрабатывать отдельно и многократно;
- всегда чётко проговаривать задание и инструкции.
Для установления контакта (без чего нельзя проводить занятия) надо
проводить сенсорные игры (которые дают ребёнку чувственные, зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые ощущения). Они «соблазняют» ребёнка и у него возникает доверие с тем, кто с ним играет, устанавливается эмоциональный контакт.
- К сенсорным играм можно отнести игры с красками (особенно с пальчиковыми), с водой, с песком, мыльными пузырями, игры со свечами, со светом и тенями, со льдом, с крупами, с пластилином, бумагой, со звучащими игрушками, с движением, тактильными ощущениями.
- Сложнее сюжетные игры, требующие многократного повторения, формирования штампов, познания самих предметов (их формы, объёма, величины, поверхностей). Манипуляция с игрушками формирует тактильное и зрительное восприятие, соотнесение предмета и слова (мы называем предмет).
- Для ребенка сложны игры на подражание (пальчиковая гимнастика, выполнение какого – то задания), поэтому взрослый руками ребенка быстро, уверенно завершает действие, чтобы ребёнок подумал, что это сам хорошо сделал.
- Занятия всегда старайтесь начинать с того, что нравится ребёнку, чтоб он получил приятные ощущения.
- Словесные комментарии в краткой форме. Задания в наглядной форме, объяснения простые, повторяются интонационно по-разному. Чётко повторять слова, соотносить с предметом.
- Чтобы лучше понять, что нужно вашему ребенку можно использовать схемы и коммуникативные карточки с рисунками, которые выражают желания, мысли, определенные действия и предметы. Ребенок сам покажет необходимое.
- Выявляйте стимулы, вкусовые пристрастия, чтобы заинтересовывать Вашего ребенка.
- Играя и называя выполняемые действия, озвучивать их кратко: «Возьми, положи, дай, держи, кати, лови, брось, принеси».
- Поощряйте использование жестов, так как это общение, которое Вам поможет (хочет кушать, пить, спать).
- Учите детей жестам «да» (наклон головы вперед), «нет» (поворотами
головы слева направо), «покажи» (фиксировать кисть ребёнка в положении жеста, устанавливать палец на предмете или картинке).
- Пока ребенок не выучит один жест, следующий не начинать. Когда выучит жесты – используйте их на своих занятиях («Ты разложил картинки?», ребенок должен кивнуть головой).
- Учите детей играть с картинками. Вырабатывайте фиксацию взора на картинке, которую держите на уровне губ. Если ребёнок не реагирует, мягко поверните его за подбородок и подождите, когда взор скользнёт по картинке. Для лучшей фиксации взгляда вместе с картинкой берите в руки лакомство. Ребёнок следит за ним и получает его.
- Количество картинок увеличивайте до двух (парные или предметные картинки).
Все занятия проводить в игровой форме, многократно для получения результата.
Для получения результатов в процессе воспитания и обучения необходимо развитие сенсорного, слухового, тактильного, двигательного, вкусового восприятия, развитие чувствительности, ручной моторики, навыкам самообслуживания.
Сенсорное восприятие.
- Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
- Учить детей различать свойства и качества предметов: мягкий – твердый, мокрый – сухой, большой – маленький, громкий – тихий, сладкий – горький.
- Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
- Развивать зрительное внимание, учить подражанию.
- Учить воспринимать форму, величину, цвет.
- Учить ориентироваться в пространстве.
Учить детей:
|
взрослого сначала без предметов («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»), а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»).
|
Слуховое восприятие и внимание.
- развитие слухового внимания, подражания.
- восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо – громко, близко – далеко, быстро – медленно);
- опознание и различение предметов и явлений по звуковых характеристикам;
- восприятие местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения;
Учить детей:
|
действиями.
|
Тактильно – двигательное восприятие.
Учить детей:
|
Развитие вкусовой чувствительности.
Учить детей:
|
Развитие ручной моторики.
- Развивать мелкую моторику пальцев.
- Обучение хватанию формируется только при помощи взрослого.
- Учить правильно использовать предметы для рисования (мел, фломастеры, доска, карандаши, бумага).
- Учить проводить линии не отрывая карандаша.
Учить детей:
карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладошек, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно. |
Рекомендации родителям по их общению с ребенком.
- Консультироваться со специалистами.
- Стараться вызвать у ребенка потребность эмоционального общения со всеми окружающими его взрослыми, детьми и научить испытывать большую радость от него.
- Установить особый, теплый эмоциональный контакт с ним.
- Дозировать свое общение с ребенком, чтобы ребенок от него не уставал.
- Не оставлять его наедине с самим собой, а привлекать к себе его внимание.
- Искать ему друзей.
- Внушать уверенность в себе.
- Пытаться научить его использовать свои способности.
- Помочь усвоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
- Заинтересованность игрой и научить его играть игрушками в ролевые игры.
- Искать пути, которые помогут развить речь ребенка, приблизив ее к возрастной.
- Искать причины его страхов и ликвидировать их раз и навсегда.
- Подбадривать ребенка в те моменты, когда Вы чувствуете, что он испытывает страх.
- Не говорить в присутствии ребенка о раздражающих Вас всех его поступках.
- Пытаться притупить агрессию, но в то же время не забыть про то, что именно она нередко – главный и единственный источник всех контактов аутичного ребенка с внешним миром, а также его средство обороны.
- Стараться даже самые начальные симптомы или признаки агрессии перевести в фрагмент игры, переключив внимание ребенка на другие действия.
- Не разрушать стереотипы, а опираться полностью на них, стремясь помочь ребенку, так как обычно лишь благодаря им Ваш малыш способен приспособиться к действительности.
- Использовать все ритуалы в нужном для Вас русле.
- Дозировать все новое в разумных для ребенка в данный момент пределах.
- Стремиться сделать свою деятельность с малышом целенаправленной и своевременной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ББК 74.3 О 26ББК 74.3Обучение детей с расстройствами аутистического спект, ра. Методические рекомендациидля педагогов и специалис& тов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехи& на//...
Статья на тему: Рекомендации для родителей имеющих детей с расстройством аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расс...
Рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройством аутистического спектра
Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС),— это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение ч...
Доклад на тему " Методические приёмы обучения грамотному письму детей с умственной отсталостью и детей с расстройством аутистического спектра на уроках русского языка"
Доклад был представлен на XV Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р. Е. Левиной, "ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ...ФЕВРАЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ"...
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...
Рекомендации по разработке адаптированных дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ для детей с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы)
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной о...