Статья на тему: Рекомендации для родителей имеющих детей с расстройством аутистического спектра
статья

Березанская Светлана Григорьевна

Расстройство аутистического спектра (РАС)  – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие могут говорить очень мало или не говорить вовсе. В менее тяжелых случаях ставится диагноз "первазивное нарушение развития"  или  "синдром Аспергера" (такие дети обычно разговаривают нормально, но имеют социальные и поведенческие проблемы аутичного характера). 

 В России диагноз РАС, как правило, ставит врач-психиатр, однако многие другие специалисты, занимающиеся детьми, могут либо сами обратить внимание родителей на симптомы аутизма, либо рекомендовать проведение обследования у психиатра.

Классификация расстройств аутистического спектра:

  1. синдром Каннера (классический аутизм)
  2. синдром Аспергера
  3. синдром Ретта (детское дезинтегративное расстройство)
  4. неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей имеющих детей с расстройством аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС)  – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие могут говорить очень мало или не говорить вовсе. В менее тяжелых случаях ставится диагноз "первазивное нарушение развития"  или  "синдром Аспергера" (такие дети обычно разговаривают нормально, но имеют социальные и поведенческие проблемы аутичного характера). 

 В России диагноз РАС, как правило, ставит врач-психиатр, однако многие другие специалисты, занимающиеся детьми, могут либо сами обратить внимание родителей на симптомы аутизма, либо рекомендовать проведение обследования у психиатра.

Классификация расстройств аутистического спектра:

  • синдром Каннера (классический аутизм)
  • синдром Аспергера
  • синдром Ретта (детское дезинтегративное расстройство)
  • неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм)

Взрослый ежедневно может наблюдает у ребенка слудущие поведенчистие особенности:

  1. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия.
  2. Дефицит потребности в общении, зависящий от степени нарушений.
  3. Выраженные нарушения поведения, проявляющиеся в ограниченных и стереотипных моделях различных видов деятельности.
  4. Специфичность и вариабельность интеллектуального и  речевого развития.
  5. Нарушение моторики.
  6. Обостренная чувствительность.
  7. Причинение вреда самому себе.
  8. Нарушение чувства опасности.

Особенности учебного поведения ребенка с РАС

  • такой ребенок трудно адаптируется в любой новой ситуации и при переменах ситуации;
  • легче себя чувствует в привычной, стереотипной обстановке. Он «лучше» ведет себя на структурированном уроке, чем на перемене;
  • ребенок часто имеет трудности восприятия фронтальных инструкций и заданий. Затрудняется при необходимости работать самостоятельно;
  • у ребенка часто наблюдается наличие «своих», не вполне адекватных «учебных» стереотипов;
  • нуждается во введении четких алгоритмов или стереотипов деятельности в процессе обучения. Ребенку необходим четкий порядок действий по отношению к личным вещам учащегося в начале и конце учебного дня (например, как разбирать и собирать портфель);
  • не демонстрирует то, что мы понимаем как внимание;
  • легче адаптируется, имея определенные опоры в виде расписаний, схем или планов деятельности;
  • имеет большую латентность в ответах, иногда – наоборот – мгновенность, по сравнению с другими детьми;
  • затрудняется при необходимости отвечать у доски, или с места, или, наоборот – письменно;
  • темп, работоспособность и продуктивность его деятельности в целом снижены, иногда неравномерны;
  • такой ребенок нуждается в частом и позитивном, без иносказаний и метафор одобрении его деятельности;
  • часто ребенок демонстрирует обидчивость и «отличную память» на ситуации, вызвавшие обиду;
  • часто у ребенка отмечается недостаточная критичность, адекватность, в том числе в поведении, трудности анализа собственного поведения;
  • такой ребенок как бы «не переносит» трудностей и неудач, они вызывают резкие эмоциональные реакции, с бурным негативизмом, вплоть до отказа от деятельности;
  • письменную речь такой ребенок часто может воспринимать легче, чем устную. Это свойство можно использовать для управления поведением ребенка;
  • по-своему он очень привязывается ко взрослому, «ревнует» его, тяжело переживает замены;
  • ребенок лучше понимает материал, если он видит изображение;
  • такой ребенок нуждается в составлении адаптированной образовательной программы (составлении индивидуальной образовательной программы) и введении специальных занятий со специалистами – психологом или (и) социальным педагогом, логопедом, способствующих формированию его представлений об окружающем и их связи с личным опытом ребенка, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков.

Основные принципы коррекции РАС:

  1. Соблюдение этапности психокоррекционных воздействий с учетом степени выраженности эмоционального и интеллектуального дефекта у ребенка.
  2. Принцип уровневого подхода к эмоциональной регуляции поведения.
  3. Необходимость комплексного подхода к психологической коррекции.

Как разговаривать с ребенком с РАС?

  1. Говорите о том, что им интересно.
  2. Сокращайте предложения в разговоре с маленьким ребенком, которому сложно осмысливать устную речь. Разговария с аутистом  короткими предложениями, выдадите ему возможность более эффективно переварить информацию.
  3. Рисуйте. Аутисты имеют образное мышление и хорошо понимают рисунки. Пробуйте рисовать схемы, инструкции или простые изображения, чтобы доносить до них свои идеи.
  4. Давайте время на осмысление. Может потребоваться больше пауз, чем в обычном разговоре. Ребенку необходимо время, чтобы обдумать услышанное. Запаситесь терпением и не торопите их; давайте им время подумать и подготовить свой ответ.
  5. Соблюдайте языковое пространство. Всем известно, что для выражения одной мысли могут использоваться разные слова. Дети-аутисты не улавливают таких различий, поэтому говорите одинаковыми фразами, чтобы не сбивать их с толку.
  6. Проявляйте чуткость и не воспринимайте молчание как личное отношение. Вы никогда не можете знать, почему ребенок молчит.
  7. Начинайте разговор с утверждения. Детям-аутистам не всегда легко отвечать на вопросы типа «Как дела?», которых они могут даже испугаться. Превращение мыслей в предложения для них может требовать времени, поэтому начинайте разговор без подобного давления, чтобы не ставить их в неловкое положение.
  8. Уделяйте им внимание. Достаточно часто ребенок хочет привлечь внимание, но может испытывать внутреннюю борьбу. Не забывайте о них и уделяйте внимание. Предпринимайте попытки, даже если они не отвечают. Для них это много значит.
  9. Выбирайте правильное время для разговора. Пытайтесь разговаривать, когда ребенок спокоен.  В моменты расслабленности они более восприимчивы к информации. Также важны окружающие условия, вокруг не должно происходить много всего одновременно, т.к. излишнее количество входящих сигналов может сковать ребенка.
  10. Говорите прямо. Аутисты могут не воспринимать метафоры. Им сложно понимать сарказм, идиомы и шутки. Говорите максимально прямо и по делу, чтобы им было проще вас понять.

Ссылки по аутизму

  • АВА.Ru.
  • АУТИЗМ – БОЛЕЗНЬ ХХI ВЕКА
  • Аутизм: путь к выздоровлению
  • Библиотека сайта Аутизм.ру
  • Главная страница сайта "Школы-сходынки"
  • Главная страница сайта Аутизм.ру
  • Дорога в мир (Москва)
  • ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ АУТИЗМА (США)
  • Новости Института коррекционной педагогики РАО
  • О методах лечения детского аутизма
  • Организация Autizmonline.com
  • Особенные дети на uaua.info.
  • Ссылки по психологии, психиатрии, логопедии и вопросам аутизма
  • Центр развития и реабилитации (Израиль)

                                                                       Березанская Светлана Григорьевна

                                                                          Учитель-дефектолог  МБОУ ДО ЦИТ

ЦППМСС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра"

Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми с нарушением интеллекта, которые не пользуются активной речью как средством общения. В докладе представлена методика работы (начальные ...

Методическая разработка по теме: «Рекомендации родителям детей с расстройствами аутистического спектра».

Это конкретные советы родителям, чем и как они могут помочь своим особенным детям. Какими навыками должен овладеть ребенок, как себя вести, занимаясь и играя с малышом, как добиваться положитель...

Выступление на педсовете. Тема: «Совместные занятия родителей и ребёнка с расстройством аутистического спектра обучающегося на дому»_29.10.2020

С позиции социальной психологии, семья – это малая социаль­ная группа, немногочисленная по составу, объединённая общей деятель­ностью и находящаяся в непосредственном личностном контакте...

Методические рекомендации родителям воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра

Методические рекомендации родителям воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра Семья играет здесь большую роль. Чем конструктивнее семья, тем больше у аутичного ребенка шансов ...

Рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройством аутистического спектра

Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС),— это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение ч...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...