Статья на тему: Рекомендации для родителей имеющих детей с расстройством аутистического спектра
статья
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие могут говорить очень мало или не говорить вовсе. В менее тяжелых случаях ставится диагноз "первазивное нарушение развития" или "синдром Аспергера" (такие дети обычно разговаривают нормально, но имеют социальные и поведенческие проблемы аутичного характера).
В России диагноз РАС, как правило, ставит врач-психиатр, однако многие другие специалисты, занимающиеся детьми, могут либо сами обратить внимание родителей на симптомы аутизма, либо рекомендовать проведение обследования у психиатра.
Классификация расстройств аутистического спектра:
- синдром Каннера (классический аутизм)
- синдром Аспергера
- синдром Ретта (детское дезинтегративное расстройство)
- неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_imeyushchih_detey_s_rasstroystvom_autisticheskogo_spektra.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей имеющих детей с расстройством аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие могут говорить очень мало или не говорить вовсе. В менее тяжелых случаях ставится диагноз "первазивное нарушение развития" или "синдром Аспергера" (такие дети обычно разговаривают нормально, но имеют социальные и поведенческие проблемы аутичного характера).
В России диагноз РАС, как правило, ставит врач-психиатр, однако многие другие специалисты, занимающиеся детьми, могут либо сами обратить внимание родителей на симптомы аутизма, либо рекомендовать проведение обследования у психиатра.
Классификация расстройств аутистического спектра:
- синдром Каннера (классический аутизм)
- синдром Аспергера
- синдром Ретта (детское дезинтегративное расстройство)
- неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм)
Взрослый ежедневно может наблюдает у ребенка слудущие поведенчистие особенности:
- Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия.
- Дефицит потребности в общении, зависящий от степени нарушений.
- Выраженные нарушения поведения, проявляющиеся в ограниченных и стереотипных моделях различных видов деятельности.
- Специфичность и вариабельность интеллектуального и речевого развития.
- Нарушение моторики.
- Обостренная чувствительность.
- Причинение вреда самому себе.
- Нарушение чувства опасности.
Особенности учебного поведения ребенка с РАС
- такой ребенок трудно адаптируется в любой новой ситуации и при переменах ситуации;
- легче себя чувствует в привычной, стереотипной обстановке. Он «лучше» ведет себя на структурированном уроке, чем на перемене;
- ребенок часто имеет трудности восприятия фронтальных инструкций и заданий. Затрудняется при необходимости работать самостоятельно;
- у ребенка часто наблюдается наличие «своих», не вполне адекватных «учебных» стереотипов;
- нуждается во введении четких алгоритмов или стереотипов деятельности в процессе обучения. Ребенку необходим четкий порядок действий по отношению к личным вещам учащегося в начале и конце учебного дня (например, как разбирать и собирать портфель);
- не демонстрирует то, что мы понимаем как внимание;
- легче адаптируется, имея определенные опоры в виде расписаний, схем или планов деятельности;
- имеет большую латентность в ответах, иногда – наоборот – мгновенность, по сравнению с другими детьми;
- затрудняется при необходимости отвечать у доски, или с места, или, наоборот – письменно;
- темп, работоспособность и продуктивность его деятельности в целом снижены, иногда неравномерны;
- такой ребенок нуждается в частом и позитивном, без иносказаний и метафор одобрении его деятельности;
- часто ребенок демонстрирует обидчивость и «отличную память» на ситуации, вызвавшие обиду;
- часто у ребенка отмечается недостаточная критичность, адекватность, в том числе в поведении, трудности анализа собственного поведения;
- такой ребенок как бы «не переносит» трудностей и неудач, они вызывают резкие эмоциональные реакции, с бурным негативизмом, вплоть до отказа от деятельности;
- письменную речь такой ребенок часто может воспринимать легче, чем устную. Это свойство можно использовать для управления поведением ребенка;
- по-своему он очень привязывается ко взрослому, «ревнует» его, тяжело переживает замены;
- ребенок лучше понимает материал, если он видит изображение;
- такой ребенок нуждается в составлении адаптированной образовательной программы (составлении индивидуальной образовательной программы) и введении специальных занятий со специалистами – психологом или (и) социальным педагогом, логопедом, способствующих формированию его представлений об окружающем и их связи с личным опытом ребенка, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков.
Основные принципы коррекции РАС:
- Соблюдение этапности психокоррекционных воздействий с учетом степени выраженности эмоционального и интеллектуального дефекта у ребенка.
- Принцип уровневого подхода к эмоциональной регуляции поведения.
- Необходимость комплексного подхода к психологической коррекции.
Как разговаривать с ребенком с РАС?
- Говорите о том, что им интересно.
- Сокращайте предложения в разговоре с маленьким ребенком, которому сложно осмысливать устную речь. Разговария с аутистом короткими предложениями, выдадите ему возможность более эффективно переварить информацию.
- Рисуйте. Аутисты имеют образное мышление и хорошо понимают рисунки. Пробуйте рисовать схемы, инструкции или простые изображения, чтобы доносить до них свои идеи.
- Давайте время на осмысление. Может потребоваться больше пауз, чем в обычном разговоре. Ребенку необходимо время, чтобы обдумать услышанное. Запаситесь терпением и не торопите их; давайте им время подумать и подготовить свой ответ.
- Соблюдайте языковое пространство. Всем известно, что для выражения одной мысли могут использоваться разные слова. Дети-аутисты не улавливают таких различий, поэтому говорите одинаковыми фразами, чтобы не сбивать их с толку.
- Проявляйте чуткость и не воспринимайте молчание как личное отношение. Вы никогда не можете знать, почему ребенок молчит.
- Начинайте разговор с утверждения. Детям-аутистам не всегда легко отвечать на вопросы типа «Как дела?», которых они могут даже испугаться. Превращение мыслей в предложения для них может требовать времени, поэтому начинайте разговор без подобного давления, чтобы не ставить их в неловкое положение.
- Уделяйте им внимание. Достаточно часто ребенок хочет привлечь внимание, но может испытывать внутреннюю борьбу. Не забывайте о них и уделяйте внимание. Предпринимайте попытки, даже если они не отвечают. Для них это много значит.
- Выбирайте правильное время для разговора. Пытайтесь разговаривать, когда ребенок спокоен. В моменты расслабленности они более восприимчивы к информации. Также важны окружающие условия, вокруг не должно происходить много всего одновременно, т.к. излишнее количество входящих сигналов может сковать ребенка.
- Говорите прямо. Аутисты могут не воспринимать метафоры. Им сложно понимать сарказм, идиомы и шутки. Говорите максимально прямо и по делу, чтобы им было проще вас понять.
Ссылки по аутизму
- АВА.Ru.
- АУТИЗМ – БОЛЕЗНЬ ХХI ВЕКА
- Аутизм: путь к выздоровлению
- Библиотека сайта Аутизм.ру
- Главная страница сайта "Школы-сходынки"
- Главная страница сайта Аутизм.ру
- Дорога в мир (Москва)
- ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ АУТИЗМА (США)
- Новости Института коррекционной педагогики РАО
- О методах лечения детского аутизма
- Организация Autizmonline.com
- Особенные дети на uaua.info.
- Ссылки по психологии, психиатрии, логопедии и вопросам аутизма
- Центр развития и реабилитации (Израиль)
Березанская Светлана Григорьевна
Учитель-дефектолог МБОУ ДО ЦИТ
ЦППМСС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра"
Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми с нарушением интеллекта, которые не пользуются активной речью как средством общения. В докладе представлена методика работы (начальные ...
Методическая разработка по теме: «Рекомендации родителям детей с расстройствами аутистического спектра».
Это конкретные советы родителям, чем и как они могут помочь своим особенным детям. Какими навыками должен овладеть ребенок, как себя вести, занимаясь и играя с малышом, как добиваться положитель...
Выступление на педсовете. Тема: «Совместные занятия родителей и ребёнка с расстройством аутистического спектра обучающегося на дому»_29.10.2020
С позиции социальной психологии, семья – это малая социальная группа, немногочисленная по составу, объединённая общей деятельностью и находящаяся в непосредственном личностном контакте...
Методические рекомендации родителям воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра
Методические рекомендации родителям воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра Семья играет здесь большую роль. Чем конструктивнее семья, тем больше у аутичного ребенка шансов ...
Рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройством аутистического спектра
Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС),— это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение ч...
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...