Методическая разработка воспитательного проекта "Культурное и семейное воспитание"
методическая разработка (5 класс)
Методическая разработка представляет собой долгосрочный проект, в результате работы над которым, классный руководитель решает ряд воспитательных задач и способствует развитию и поддержки культурного развития ребенка с привлечением его семьи. В разработке наряду с традиционными методами и формами организации воспитательного процесса широко используются новые педагогические технологии.
Ценность методической разработки состоит в том, что её можно адаптировать под любую возрастную категорию школьников. Предназначено для использования в работе классных руководителей и педагогов образовательных учреждений.
Продуктом данного проекта является фотоальбом, в котором собраны все мероприятия, запланированные и проведенные совместными усилиями классного руководителя, родителей, учителей-предметников и учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 53
Методическая разработка воспитательного проекта
"Культурное и семейное воспитание"
Автор: Михайлова Маргарита Андреевна,
учитель английского языка, классный руководитель,
первой квалификационной категории
г. Санкт-Петербург, 2022 г.
Пояснительная записка
Методическая разработка представляет собой долгосрочный проект, в результате работы над которым, классный руководитель решает ряд воспитательных задач и способствует развитию и поддержки культурного развития ребенка с привлечением его семьи. В разработке наряду с традиционными методами и формами организации воспитательного процесса широко используются новые педагогические технологии.
Ценность методической разработки состоит в том, что её можно адаптировать под любую возрастную категорию школьников. Предназначено для использования в работе классных руководителей и педагогов образовательных учреждений.
Продуктом данного проекта является фотоальбом, в котором собраны все мероприятия, запланированные и проведенные совместными усилиями классного руководителя, родителей, учителей-предметников и учеников.
https://disk.yandex.ru/i/SwpJhXhSllncEQ
Методическая разработка воспитательного мероприятия
"Культурное и семейное воспитание"
(долгосрочный проект)
Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность)
Тематическое направление данной методической разработки – духовное, культурное и нравственное воспитание.
Тема воспитательного мероприятия: "Культурное и семейное воспитание".
Тематическое направление методической разработки выбрано не случайно. Одной из приоритетных целей нацпроекта «Образование» является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей. В Стратегии развития воспитания РФ подчеркивается важность поддержки культурного и семейного воспитания, включающего: содействие укреплению семьи; защиту приоритетного права родителей на воспитание своих детей; повышение социального статуса и престижа отцовства и материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей; содействие развитию культуры семейного воспитания; популяризацию лучшего опыта воспитания в семье; возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий, создание условий для активного участия семьи в воспитательной деятельности образовательных учреждений, изучению культуры и истории родного края.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Проект "Культурное и семейное воспитание" был разработан нами с учетом возрастных особенностей учащихся 5-х классов.
Однако данная методическая разработка представляет собой универсальный план действий, который подойдёт любой возрастной категории школьников. Целевой аудиторией воспитательного мероприятия могут быть учащиеся как начальной школы или среднего звена, так и старшеклассники. Мероприятие продумано и выстроено таким образом, что педагог может самостоятельно адаптировать формы и методы работы под решение своих воспитательных задач и запросов коллектива класса. В этом и состоит главная методическая ценность представленной работы.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Процесс работы над проектом является частью деятельности классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС и Стратегией развития воспитания в РФ.
Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, их родителей, классного руководителя, учителей-предметников, педагога-библиотекаря, социального педагога, психолога, завуча по воспитательной работе, инспектора ПДН и медработника. Этапы работы над проектом удачно «вписываются» в план воспитательной работы образовательного учреждения и являются его частью.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель воспитательного мероприятия: повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей; улучшение культурного образования детей; развитие желания посещать музеи и театры, узнавать новое вместе с семьей.
Задачи:
Выявить семейные традиции, интересы и увлечения через мониторинги с привлечением специалистов образовательного учреждения: педагога-библиотекаря, социального педагога, психолога.
Организовать встречи и мероприятия для совместной деятельности обучающихся, их родителей и педагогов по вопросам воспитания.
Повысить уровень компетенции родителей в вопросах воспитания и организации семейного культурного досуга.
Планируемые результаты:
Создание оптимальных условий для ежемесячных поездок, встреч и мероприятий.
Совместная работа всех участников проекта, формирование позитивного опыта участников в воспитательной коллективной деятельности.
Сплочение всех участников воспитательного процесса: учитель-ученик-родитель, через общее коллективное дело.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора
Основным видом деятельности в подростковом возрасте является общение. Выбранная нами форма организации воспитательного мероприятия - долгосрочный творческий проект, позволяет учитывать этот фактор, а также психологические особенности учащихся данного возраста и реализовывать системно - деятельный подход в образовании.
Собранные внутри проекта разнообразные виды деятельности делают его интересным и актуальным для всех участников воспитательного процесса.
Современные информационные и педагогические технологии позволяют вовлечь подростков в коллективно-творческое дело воспитательного мероприятия.
Педагогические технологии, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности, педагогика сотрудничества.
Методы формирования сознания: лекция, беседа, пример, объяснение.
Методы организации деятельности: выездные и внутришкольные классные мероприятия.
Приемы воспитания: «культура – это здорово», «ломка стереотипов», «истории о себе», «опыт старших».
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
Проект реализуется в течение всего учебного года и осуществляется одновременно в нескольких направлениях, которые представляют собой отдельные мини-проекты с определёнными целями, формами работы и результатами, т. е. имеет образ «проектов в проекте».
Такой подход в реализации коллективно-творческого дела позволяет, на наш взгляд, более эффективно и интересно построить совместную работу участников воспитательного процесса.
К реализации проекта привлекаются такие специалисты школы, как: педагог-библиотекарь, социальный педагог, психолог, учителя-предметники, завуч по воспитательной работе. В случае необходимости можно задействовать и сотрудников ПДН и медработника.
Работа над проектом состоит из пяти основных этапов: подготовительный, организационный, этап реализации проекта, подведения итогов и анализа проведённой воспитательной работы на итоговом родительском собрании и классном часе.
К моменту организации итогового классного часа будут собраны воедино и систематизированы разнообразные фото с места событий и собраны в единый классный фотоальбом, где будет отражено развитие культуры семейного воспитания, укрепление семьи и сплочение коллектива класса, а также посещение культурно-образовательных и исторически-ценных мест. В том числе будут сохранены и индивидуальные авторские творческие классные часы, среди которых и номера художественной самодеятельности.
Перед проведением выездных и школьных мероприятий согласовываются с семьями их роли в сценарии мероприятия, распределяются обязанности при подготовке к «семейному» классному часу, определяются ведущие программы, которыми, по нашему опыту, могут быть родители учеников.
Классный руководитель и педагог-библиотекарь проводят библиотечные уроки, направленные на повышение любви к чтению.
Участие во всех проектах – добровольное, однако с результатами воспитательной работы, представленными на итоговом мероприятии, необходимо ознакомить все семьи. Полезные материалы, накопленные в процессе реализации «Культурное и семейное воспитание» получает каждый родитель.
Далее вашему вниманию предлагаем краткое описание основных этапов работы над воспитательным проектом «Культурное и семейное воспитание».
Подготовительный этап
Для решения воспитательных задач в коллективе класса классный руководитель определяет цель воспитательной работы и наиболее важные на предстоящий учебный год задачи.
На этом этапе педагог-психолог и социальный педагог осуществляют психолого-педагогическую диагностику учащихся. В результате которой, выясняются особенности данного ученического коллектива, уровень его развития в направлении соответствующем тематике воспитательного мероприятия.
Затем осуществляется этап планирования работы над проектом, определяются участники и их роли, методы, приемы, педагогические технологии для реализации данного мероприятия.
Всю информацию о проекте «Культурное и семейное воспитание» классный руководитель сообщает детям на еженедельных классных часах, а также в чатах и в соц. Сетях (Telegram. VK), где находятся детские и родительские группы, которые становится главным рабочим инструментом и средством обратной связи с участниками проекта.
Организационный этап
Организационный этап включает в себя следующие основные моменты:
Знакомство родителей с содержанием и временным регламентом проекта на родительском собрании.
Составление списка мероприятий.
Организация и подготовка каждого мероприятия.
Календарно-тематический план мероприятий проекта «Культурное и семейное воспитания»
Сентябрь | |
«День Знаний» | Старт проекта «Культурное и семейное воспитания» Мониторинг среди учеников: интересы семьи, увлечения, хобби и т.д. Вводный урок для учащихся «Важность семейного отдыха в учебное время». Беседа на тему «Цивилизованно решаем конфликты» (тьютор: классный руководитель) |
«День Памяти» | Круглый стол с учащимися, посвященный Дню Памяти жертв и защитников блокадного Ленинграда. Чтение списка имен, просмотр видеофильма и семейные истории бабушек и дедушек о Блокаде, заранее подготовленные дома с родителями (участвуют учащиеся, семьи-участники, классный руководитель) |
«Прогулка по Эрмитажу или «когда твоя мама - экскурсовод» | Организованная совместными усилиями учителя и родителей поездка в музей. Приобщение ребят к культуре нашего города, а также знакомство с интересной профессией на примере родителей (участвуют учащиеся, родители, классный руководитель) |
Октябрь | |
«Посвящение в пятиклассники» | Праздник, организованный совместными усилиями учителей и родителей. Конкурсы, игры и выступления от всех участников. Поздравления ребят от родителей и учителей (участвуют учащиеся, родители, классный руководитель) |
«Театр «За Черной речкой» или «когда твой папа – артист» | Поход в театр, организованный совместными усилиями учителей и родителей. Приобщение ребят к культуре нашего города, а также знакомство с интересной профессией на примере родителей (участвуют учащиеся, родители, классный руководитель) |
Урок информационной безопасности или «когда брат – программист» | Классный час в форме презентации по теме «Безопасность в сети» с участием студента факультета Программирования. Просмотр подготовленной презентации по теме с актуальными вопросами и ответами, а также знакомство с интересной профессией на примере родителей (участвуют учащиеся, брат учащегося, классный руководитель) |
Ноябрь | |
Петербург-концерт, Дом Кочневой или «когда сестра – актриса» | Поход в театр, организованный совместными усилиями учителей и родителей. Приобщение ребят к культуре нашего города, а также знакомство с интересной профессией на примере родителей (участвуют учащиеся, родители, классный руководитель) |
Декабрь | |
Новогоднее шоу талантов с участием учителей и родителей | Праздник, организованный совместными усилиями учителей и родителей. Конкурсы, игры и выступления от всех участников. Поздравления ребят от родителей и учителей (участвуют учащиеся, родители, классный руководитель) |
Январь | |
Веревочный городок или «когда твой брат - инструктор» | Поход в спортивный центр, организованный совместными усилиями учителей и родителей. Приобщение ребят к спорту, а также знакомство с интересной профессией на примере родителей (участвуют учащиеся, родители, классный руководитель) |
Февраль | |
Спортивно-развлекательная эстафета или «когда твой папа – учитель физкультуры» | Эстафета, приуроченная ко Дню Защитника Отечества» и организованная совместными усилиями учителей и родителей. Приобщение ребят к спорту, а также знакомство с интересной профессией на примере родителей (участвуют учащиеся, родитель – учитель физкультуры, классный руководитель) |
Март | |
Тайны нашего сознания или «когда твоя мама – психолог» | Классный час в форме презентации по теме «Тайны нашего сознания» с участием школьного психолога. Просмотр подготовленной презентации по теме с актуальными вопросами и ответами, а также знакомство с интересной профессией на примере родителей (участвуют учащиеся, родитель – педагог-психолог, классный руководитель) |
Апрель | |
Космическая викторина в библиотеке или «когда твоя мама – библиотекарь» | Поход в городскую библиотеку, приуроченный ко Дню космонавтики и организованный совместными усилиями учителей и родителей. Приобщение ребят к чтению, а также знакомство с интересной профессией на примере родителей (участвуют учащиеся, педагог-библиотекарь, родители, классный руководитель) |
Экскурсия от старшеклассников к памятным мемориалам в окрестностях школы | Пешая экскурсия к памятным мемориалам в окрестностях школы, приуроченная ко Дню Победы и организованная совместными усилиями учителей и родителей. Историко-патриотическое воспитание ребят, а также знакомство с интересными фактами о героях ВОВ, приготовленными учащимися старших классов (участвуют учащиеся, педагог-организатор, учитель истории, родители, классный руководитель) |
Май | |
День Победы в песнях знаменитых бардов или «когда твоя мама хорошо поет» | Музыкальный классный час в форме презентации по теме «День Победы в песнях знаменитых бардов». Просмотр подготовленной презентации по теме с актуальными вопросами и ответами, а также знакомство с биографией Булата Окуджавы (участвуют учащиеся, родитель, классный руководитель) |
Подведение итогов проекта «Культурное и семейное воспитание» в формате совместного пикника с презентацией фотоальбома, как продукта нашего проекта. |
IV. Подведение итогов
Финальным мероприятием является «семейный» классный час в форме совместного пикника на природе с играми, творчеством и угощениями. На этом мероприятии демонстрируются результаты проделанной воспитательной работы, отмечаются лучшие «плоды» каждого мероприятия, подводятся итоги, выражается благодарность, звучат поздравления и слова поддержки.
Это мероприятие - праздник, которое показывает всё лучшее, что может быть в семье.
V. Анализ проведённой воспитательной работы
Анализируя работу над проектом «Культурное и семейное воспитание», классный руководитель определяет: была ли достигнута поставленная цель, решены ли задачи воспитательного мероприятия, отмечаются положительные моменты в проектной работе и то, что вызывало трудности или не получилось, намечаются перспективы позитивного развития коллектива, цель и задачи воспитательной работы в классе на следующий учебный год.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные)
Кадровые ресурсы: учителя-предметники, педагог-библиотекарь, психолог, родители.
Материально-технические: ПК, проектор, экран, музыкальное оборудование, микрофоны, фото, видео аппаратура, интернет.
Информационные: сайт: «Сферум», «Инфоурок», социальная сеть: «ВКонтакте», мессенджер: «Телеграм».
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
В течение нескольких месяцев ведется целенаправленная и систематическая работа по вовлечению семей обучающихся в культурно-образовательный и воспитательный процесс. Для этого успешно внедряются современные педагогические технологии, которые опираются на сложившиеся традиции и многолетний опыт воспитательной работы в образовательном учреждении.
Именно поэтому «Культурное и семейное воспитание» легко впишется в план воспитательной работы любого класса и школы. Причем некоторые направления данной разработки могут быть реализованы в процессе проведения других внеклассных и внешкольных мероприятий данной тематики.
В ходе работы над проектом у каждой семьи будет накапливаться практический и теоретический материал по теме семейного и культурного воспитания.
Конечно, педагог должен быть готов к тому, что возможно не все семьи сразу откликнуться и проявят желание участвовать в мероприятиях, и в этом нет ничего страшного! Даже, если активность проявят две трети семей класса – это уже результат. Поверьте нашему опыту, через какое-то время постепенно начинают присоединяться и другие семьи. Именно поэтому это долгосрочный проект, он реализовывается в течение учебного года и поэтапно так или иначе вовлекает в процесс и «заряжает» энтузиазмом всех участников коллектива.
Наше плодотворное сотрудничество с коллегами и в частности, с педагогом-библиотекарем, привело к регулярному посещению городской библиотеки, приобретению абонементов и увеличению интереса к чтению.
Поэтому отдельно хочу поблагодарить своих талантливых коллег и подчеркнуть мысль о том, как важно для классного руководителя работать в команде единомышленников.
А взаимоотношения с родителями стали доверительными, чувствуется понимание, уважение и признательность с их стороны. Надеюсь, что и дальше мы будем также плодотворно сотрудничать!
Буду очень рада, если мой опыт работы пригодится и другим классным руководителям и педагогам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитательного мероприятия по поддержке семейного воспитания ‘’День рождения класса’’
организация досуга детей и родителей...
Методическая разработка воспитательного занятия по личностному воспитанию "Я и моя семья"
Расширять зняния воспитанников о семье и внутрисемейных отношениях...
Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 7 класса по теме: «Сам себе режиссер! Легко ли быть культурным человеком?»
В наше время одной из актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры обучающихся. Классный час составлен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование, углубление,...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...
Методическая разработка воспитательного занятия "Семейные традиции"
Обогащение и систематизация знаний о своей семье, её ценностях и традициях. Осознание себя членом семьи....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия –гражданско-патриотическое. Тема: «Люблю тебя, мой край родной...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЛЕКЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ «День Народного Единства: культурное разнообразие народов России»
Внеурочное занятие, проводимое в последнюю неделю 1-й четверти перед каникулами, посвящённое национальному празднику День Народного Единства. В рамках данной беседы проводилось ознакомление лицеистов ...