Методическая разработка воспитательного занятия по личностному воспитанию "Я и моя семья"
методическая разработка (9 класс) на тему
Расширять зняния воспитанников о семье и внутрисемейных отношениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
" Я и моя семья" | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Я и моя семья»
Задача:
В ходе занятия расширять представления воспитанников о семье, о внутрисемейных отношениях.
Цель:
Развивать ассоциативное мышление с опорой на жизненный опыт;
Закреплять умение работать со схемой,
Корректировать речь посредством общения,
Формировать нравственные качества личности, положительное отношение к выполнению своих обязанностей в семье,
Воспитывать потребность радовать близких добрыми делами, заботливым отношением к ним.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас замечательный день. К нам на занятие пришли гости.
- Давайте поприветствуем наших гостей, поделимся улыбками друг с другом, ощутим тепло и свет, радость и счастье от общения.
2.Активизация мыслительной деятельности.
-Итак, начнем наше занятие. Для начала я предлагаю вам поиграть, отгадать ребус.
7 Я
-Составьте слово.
-Какое слово у вас получилось?
Семья.
-Молодцы, правильно.
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на занятии?
-Сегодня нам с вами предстоит серьезный разговор. Мы поговорим о семье, о внутрисемейных отношениях.
3.Сообщение нового материала
- Тема нашего занятия « Я и моя семья». А эпиграфом станут слова Л. Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
-Почему я взяла эту тему для разговора? Да потому, что вы уже взрослые. У вас будет своя семья. И от того как вы сможете выстроить отношения в вашей семье зависит и ваше личное счастье, и счастье ваших родных и близких людей.
-А как вы думаете, что же такое семья?( ответы детей).
-В толковом словаре Ожегова дано такое определение семье.
Семья – это группа живущих вместе близких родственников.
Проще говоря семья – это близкие и родные люди , те кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
-Каждый человек мечтает о теплом, уютном доме, где его понимают, и любят.
Я предлагаю вам построить такой счастливый семейный дом.
Начнем строительство нашего дома с ваших рассказов о родных людях.
-На предыдущем занятии мы с вами рисовали семью, рисунки у вас на столах ( дети по очереди рассказывают о своей семье, о том , что они нарисовали).Рисунки вывешиваются внутри дома.
-Хорошо ребята. Вы с такой теплотой рассказывали о своих близких людях. И очень хорошо, что у вас большие семьи, что вместе с вами живут и дедушки и бабушки. И вы заботитесь о них.
4. Работа по развитию устной речи.
Ребята, вы заканчиваете обучение в школе и вы мне говорили, что хотите продолжить обучение в ПТУ. И одна из ваших будущих специальностей - строитель. Вы уже много знаете об этой специальности, видели, как работают строители. И наверняка сами можете мне сказать, с чего начинается строительство дома?
-С фундамента.
-Правильно, с фундамента. Как дом строится на крепком фундаменте, так и семья должна держаться на крепких отношениях. И сейчас вы, пользуясь словариком эмоциональных эпитетов, выберете те качества, на которых, по вашему мнению, будет основываться наш семейный счастливый дом.
Труд Уважение Чистота
Дружба Традиция Гордыня
Обида Терпение Обман
Здоровье Непослушание Жалость
Забота Красота Честность
Грубость Любовь Нежность
Труд-любовь к труду прививается с детства в кругу семьи, а также у нас в школе. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком, хорошим семьянином. Чтобы семья прожила долго и счастливо, и чтобы в семье был достаток, нашему дому необходим кирпичик «труд».
Здоровье - одно из важнейших жизненных ценностей. Необходимо выбирать здоровый образ жизни ( не пить, не курить) .И тогда в вашей семье будет мир, покой и счастье.
Уважение – необходимо уважать всех, кто тебя окружает. И тогда вас тоже будут уважать, ценить, считаться с вашим мнением, советоваться с вами. И все у вас будет хорошо.
Понимание – человеку важно чтобы у него складывались хорошие отношения с родными людьми. А для этого надо научиться слушать и понимать друг друга. Есть такое крылатое выражение «Счастье – это когда тебя понимают». Для полного счастья нашему дому необходим кирпичик « понимание».
Чистота – чистота – залог здоровья. Чтобы было тепло и уютно в доме, чтобы дети не болели, нужна элементарная чистота, порядок в доме.
Любовь - любить – значит жить дружно и счастливо. Рожать и воспитывать детей, строить дома, заботиться о стариках, о больных и беспомощных, о каждом члене семьи.
Молодцы, ребята. Посмотрите, какой замечательный фундамент мы с вами построили.
-Но я заметила, что вы не все слова из словарика использовали для постройки фундамента. Вы не использовали слово «грубость» почему?
-А тебе ----чем не понравилось это слово?
-А какие слова ты не взял для строительства фундамента?
-Давайте мы с вами еще раз повторим слова, которые необходимы для постройки прочного фундамента нашему счастливому дому, для создания крепкой семьи.
5.Физминутка.
6. Работа по картине.
-Ребята, посмотрите на наш дом. Как вы считаете, мы его достроили?( нет, не достроили).
-Он не совсем еще достроен. Потому что вокруг дома должен быть порядок и уют, а у нас этого нет.
Продолжим наше занятие.
О счастливой семье и уютном, теплом доме мечтают все. Мечтали и в прошлом, мечтают и сейчас.
Я хочу рассказать вам об одном известном русском художнике Борисе Михайловиче Кустодиеве.
Кустодиев работал в самых разных жанрах изобразительного искусства. Он писал портреты, пейзажи, натюрморты, иллюстрировал сказки. Но он настолько любил свою семью, что тема семьи была для него главной темой.
Со своей женой Юлией Прошинской они прожили не долгую, но счастливую жизнь. На их долю выпало не мало испытаний.
Борис Михайлович тяжело болел. Он был практически парализован, его мучили страшные боли. Но художник мужественно все терпел. Он даже пытался писать картины в это время .Кисть привязывали к его руке, поддерживали его под локоть и таким образом, с трудом превозмогая боль, художник рисовал картины.
И все это страшное время рядом с ним была его жена. Эта маленькая, хрупкая женщина ухаживала за мужем, кормила его с ложечки, вывозила в инвалидном кресле на прогулку. Она оставалась с ним до конца. И когда ее спросили, как она это все выдерживает, женщина сказала « Он мой муж и я терпелива».
И вот картину этого сильного мужественного человека я бы сегодня хотела предложить вам рассмотреть. Картина называется «На террасе». Написал ее Кустодиев в 1906 году.
-Запомните пожалуйста как пишется слово терраса. (вывесить слово на доску).
-Что мы видим на картине? ( на картине мы видим, что на террасе, за чаем собралась семья.
Кого мы видим на в центре картины? ( в центре картины мы видим самого художника, его жену Юлию, а также няню с двумя детьми).
Кого мы видим на заднем плане картины? ( на заднем плане картины мы видим мужчину и женщину).
Что мы можем сказать о жене художника Юлии? ( она одета в яркое , красивое платье, волосы собраны в высокую прическу. Женщина разливает чай, но она еще внимательно следит за тем, чем заняты ее дети.
Как вы думаете эта женщина она какая? ( она добрая, заботливая, хорошая хозяйка. Она выглядит спокойной и счастливой).
Как вы считаете почему? (потому что с ней рядом ее любимые и родные люди.)
Хорошо, ребята, молодцы .Рассмотрим няню на картине.
Что мы можем о ней сказать? ( это молодая женщина, одета она скромно. Волосы заплетены в тугую косу).
Как вы считаете, она любит детей,? (конечно любит. Она добрая, внимательная, ласковая. За долгие годы работы в семье художника няней, можно предположить, что она стала членом семьи художника).
Давайте рассмотрим детей. Что мы можем сказать о них?
Мальчик это кто? (мальчик это сын художника. Мальчик одет в голубой костюмчик. У него светлые волосы. Он выглядит очень серьезным).
Девочка это кто? ( девочка это дочь художника. Она красиво одета, в волосах голубой бант).
Хорошо ребята, молодцы. Посмотрим на художника.
Каким он выглядит? ( он выглядит задумчивым. Он смотрит вдаль).
Возможно в его голове появился замысел новой картины).
Давайте рассмотрим мужчину и женщину на заднем плане картины. ( женщина это сестра художника. Она внимательно смотрит на брата. Мужчина это муж сестры художника. Он тоже смотрит куда-то вдаль. Возможно он любуется чудесным видом, который открывается с этой террасы).
Вот мы с вами и рассмотрели картину Б. М. Кустодиева «На террасе».
Как вы думаете на картине изображена какая семья (счастливая или нет?).
Из чего вы сделали такой вывод? ( художник использовал теплые, светлые краски. Картина как бы светится изнутри).
Да, ребята. Это несомненно счастливая семья. Они не просто являются родственниками друг другу. Они по настоящему близкие люди. И им легко и приятно находиться рядом друг с другом.
Картина не может оставить нас равнодушными. Художнику удалось передать самое ценное что есть в жизни каждого человека. Это любовь, это семья.
7.Закрепление изученной темы.
Про дом и семью в народе сложено много пословиц и поговорок.
-Я предлагаю вам поработать с таблицами, собрать пословицы и объяснить их смысл .Для этого вам надо в таблице стрелочками соединить слова из левого столбика со словами из правого столбика, не нарушая смысла пословицы.
-Давайте проверим, что у вас получилось.
-Читай------.Согласны, ребята? Как ты можешь объяснить смысл этой пословицы?
-Кто не согласен? У кого другой вариант ответа?
Вся семья вместе, так и душа на месте. (если родные люди рядом, если они не болеют, то и у тебя будет все хорошо. И настроение хорошее и на душе спокойно ).
Не нужен клад, коли в семье лад. (когда в семье не ругаются, когда вам там хорошо, вас любят, о вас заботятся, то не надо и никакого клада. Ведь никакие деньги не заменят человеческие отношения: доброту, заботу, понимание ).
Если хочешь быть счастливым – будь им. (означает , что счастье в наших руках и зависит оно от нас самих, а не от кого – то другого.
Если хочешь чего-то добиться, то нужно прикладывать усилия для достижения своей цели. Сидя на месте и ничего не делая, ничего не добьёшся).
Не красна изба углами, а красна пирогами. (не важен внешний вид дома, а важен уют, достаток в семье, отношение хозяев к людям, их гостеприимство. Другими словами в доме всегда есть что покушать).
- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с трудным заданием. Я дарю вам за ваше усердие вот такое солнышко, которое будет светить над нашим счастливым семейным домом.
8.Итог занятия.
-Ребята, сегодня мы с вами постарались создать красивую картину счастливого семейного дома. Мы конечно не великие художники, да и картина наша еще не закончена.
-Я предлагаю вам посадить дерево, но оно не простое.
-А что в нем не так, кто мне скажет.
-Нет листочков.
-Да, действительно. У дерева нет листочков. А дерево без листочков грустное оно грустное, унылое, скучное.
-Давайте мы его порадуем своими добрыми делами. Расскажите, что вы делаете в своем доме, чтобы порадовать своих родных.
Чтобы мама улыбалась, чтобы папа гордился вами. (дети по очереди рассказывают, какую работу они выполняют по дому, прикрепляя листочки к веточкам дерева.
- Вот и заулыбалось наше деревце. Оно стало красивое и нарядное.
-А как вы считаете, ребята, сейчас наш дом можно назвать счастливым?
-Конечно можно. У нас получилась красивая картина, где ярко светит солнце, цветут цветы, посажено дерево с добрыми делами. И в центре у нас дом, который стоит на крепком фундаменте. Но не хватает одной маленькой детали.
-У каждого из нас есть ангел – хранитель. На предыдущем занятии мы с вами изготовили вот такого ангела – хранителя. Я хочу, чтобы он оберегал и хранил вашу семью, ваш дом от всех бед и несчастий.
-Вот теперь у нас получилась красивая, законченная картина счастливого, семейного дома.
-Ребята, понравилось вам занятие?
-Чем понравилось?
-Что нового вы узнали для себя?
-Какие выводы вы можете сделать для себя?
-Ребята, я хочу вас похвалить. Вы большие молодцы. Хорошо работали на занятии. Я вами довольна. Вы меня не подвели.
-Я желаю вам, чтобы в ваших семьях всегда была любовь, дружба, понимание и вам там было тепло и уютно.
-На этом наше занятие окончено. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитательного занятия "Ценности подростка"
Особое положение подросткового периода отражено в таких его названиях, как «переходный» и «критический». Это обусловлено качественными изменениями в самосознании личности подростков, физиологическим с...
методическая разработка воспитательного занятия "Военные корреспонденты- репортаж любой ценой"
Данный материал освещает одну из самых опасных профессий - репортер, корреспондент. Здесь рассказывается о людях разных поколений, которые отдали жизнь за возможность рассказывать о правде войны. Особ...
Методическая разработка воспитательного занятия по профориентации
Расширить знания учащихся о профессиях...
Методическая разработка воспитательного занятия "Почему воровство-это плохо?"
Методическая разработка воспитательного занятия для 1 класса "Почему воровство-это плохо?"Цель занятия: научить детей видеть разницу между своим и чужим; подвести их к пониманию, что нельзя присваива...
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Все мы – дружная семья!»
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного 25-летию коллектива «Белошвейка»...
Методическая разработка воспитательного занятия «Спасатель всегда рядом!»
Данное занятие может быть использованно для внеклассной работы с подростками. Оно посвящено работе спасателя МЧС, отражает историю появления службы спасения, структуру МЧС, ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИКТОРИНУ И ЗА...
Методическая разработка воспитательного занятия на тему "Знакомство с профессией. Профессия врач"
Методическая разработка направленна познакомить детей с профессией врача....