Методическая разработка воспитательного занятия "Семейные традиции"
методическая разработка

Зубарева Юлия Анатольевна

Обогащение и систематизация знаний о своей семье, её ценностях и традициях. Осознание себя членом семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_traditsii.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА                                                                                                      ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ                                                                                                                    

  "Семейные традиции"

                                                              Подготовила и провела

                                                              педагог дополнительного образования

                                                              Зубарева Юлия Анатольевна

Целевая аудитория:                                                                                                                         воспитанники творческих объединений (подростки)

Цель: формирование представлений о семье, её значении в жизни человека  

Задачи:                                                                                                                                                                             -развивать у обучающихся интерес к семейным традициям, в т. ч. традициям своей семьи                                                                                                                                                          -показать роль ценностей и традиций в становлении крепкой и дружной семьи         -помочь в осознании роли семьи в жизни человека

Ожидаемые результаты:

обогащение и систематизация представлений о своей семье, осознание себя членом семьи; расширение представлений о семейных традициях и ценностях; эмоциональное и познавательное включение детей в беседу

                         План занятия:                                                                                                  

 Приветствие

I. Беседа с применением иллюстративного материала по вопросам:

1. Понятие «семья»

2. Игровое упражнение

3.Семейные ценности

4. Качества счастливой семьи. Взаимопонимание

5. Семейные традиции

II Итог занятия. Рефлексия

     

1.- О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке)

Правильно. Сегодня мы поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого человека, о семейных ценностях и традициях, которые помогают семье устоять перед любыми жизненными трудностями.                                                               Так что же такое СЕМЬЯ?                                                                                                                                    Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Можно сказать, что это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе. Вы согласны? Кто хочет предложить свой вариант определения семья?

2. Игровое упражнение «Четвёртый лишний».
Чтобы уточнить, кто является членом семьи, я предлагаю определить, кто из этих людей является лишним:
- мама, соседка, бабушка, сестра
- бабушка, подруга, сестра, мама
- сестра, бабушка, продавец, брат, 
- дедушка, папа, водитель, сын, 
- дворник, папа, брат, дедушка. 

3. Благополучная семья - это группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.

Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Действительно, почему для человека так важна семья. (Ответы учащихся)

 В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали. Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя? Приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные. Семья очень важна для каждого человека и для всего общества.

Вы - дети, и наше будущее, и будущее страны зависит от вас и поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни. Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности. Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

4. Какую семью мы называем крепкой? Какие качества ей присущи?                                                                                                                                                                   Крепка бывает та семья.                                                                                                                               Где нету места букве Я,                                                                                                                       где правит только слово МЫ,                                                                                                                       где есть совместные мечты.

- Давайте попробуем назвать качества счастливой семьи. (Ответы учащихся)

• Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

• Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

• Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

• Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

• Признание. (Уважение и благодарность.)

• Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

• Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

• Верность. (Преданность друг другу.)

• Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

• Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

• Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

• Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

• Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе.)

Главное в семье- взаимопонимание. Давайте обсудим

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1.  Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3.  Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10.  Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12.  Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

15. Стремись все делать как можно лучше.

16. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

- Этими правилами мы должны руководствоваться в жизни.

5. Семьи все разные. Каждая семья отличается своим укладом, привычками, обычаями, атмосферой, традициями.

- А что означает слово традиция? (Ответы учащихся)

Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

- Для чего нужны семейные традиции? Чтобы семья была крепкой и дружной.

- А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена?

 Семейный уклад древних славян

Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда назывались наши предки. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.

Избу крестьянин обычно строил сам. Центральное место в избе занимала печь. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи». Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец. Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали. Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения. Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах». Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

Семьи у крестьян были большие и дружные.

Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. Отец обучал сына ездить верхом и управлять лошадью, пасти стадо, пахать, боронить, молотить. К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, прясть, плести косы, делать украшения, шить головные уборы, готовить еду, воспитывать младших братьев и сестер. Постепенно к девочке приходило осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять все женскую работу. Таким образом, в крестьянских семьях, вырастали «добры молодцы» отцовы помощники. Да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

Семейные традиции — это особая атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях принято обсуждение планов, проявление внимания к проблемам друг друга. Примером семейных традиций могут быть:                                                                                                                  

- необычные встречи Нового года;

- празднование Дня рождения;

- субботние обеды, ужины;

- приём гостей;

- совместное проведение отпуска;

- совместное приготовление подарков.

Этот список можно продолжить. Главное, чтобы совместное времяпровождение было интересным и сплачивало всех членов семьи.

II Итог занятия. Рефлексия

Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на родственных отношениях. Я думаю, у каждого из вас есть желание жить в крепкой, дружной и благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

-перечислите качества, которые необходимы членам семьи, чтобы в ней был мир и согласие

-в чём, по-вашему, заключается счастье семьи: в детях, богатстве, здоровье или в чём?

-знаете ли вы какие-либо новогодние традиции? Следуют ли им в вашей семье?

В какой-то степени, наше творческое объединение можно назвать семьёй. Каждый из вас является её частичкой. Мы должны относиться друг к другу, как в семье заботливо, по-доброму, с пониманием.

Источники:

https://multiurok.ru/files/beseda-semeinye-traditsii.html

https://compedu.ru/publication/plan-konspekt-semeinye-tsennosti-i-traditsii.html              https://urok.1sept.ru/articles/598204

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции русского гостеприимства"

В данном материале представлены примеры обучения детей традициям приёма гостей, проведения прадников....

Методическая разработка открытого занятия "Традиции встречи весны. Лепка "жаворонков"

Данный материал является обобщением моего практического опыта знакомства обучающихся в возрасте от 6 до 12 лет с приемами лепки и моделирования "жаворонков" и народными традициями встречи весны. Матер...

Методическая разработка урока (мероприятия): «Традиции народов моего села»

В учебных учреждениях нашего района обучаются дети разных национальностей. Данный урок или мероприятие по воспитанию осознания молодёжью единства российской нации может проводиться в любой школе с уча...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Традиции чаепития в Англии, Германии и России»

Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия для студентов 1-го курса СПО, обучающихся по специальности «Технолог продукции общест...

Методическая разработка «Рождество. История, традиции»

Методическая разработка «Рождество. История, традиции»...

Методическая разработка : «Обычаи и традиции Германии» - «Карнавал»

Внеклассное мероприятие в рамках проекта .      В этом году мы работали над интересной для нас темой «Карнавал в Германии». Об этом празднике мы узнали на уроках немецкого я...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...