Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 7 класса по теме: «Сам себе режиссер! Легко ли быть культурным человеком?»
классный час (7 класс) на тему

Зятева Вероника Юрьевна

В наше время одной из актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры обучающихся. Классный час составлен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование, углубление, систематизацию нравственных знаний и навыков поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zyateva_v.yu_.docx37.2 КБ
Файл klassnyy_chas.pptx729.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 7 класса по теме: «Сам себе режиссер! Легко ли быть культурным человеком?»

В.Ю. Зятева, методист ГБОУ школы - интернат №20 Петроградского района

Пояснительная записка

В наше время одной из актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры обучающихся. Классный час составлен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование, углубление, систематизацию нравственных знаний и навыков поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей.

Цель: сформировать целостное представление о понятии «культурный человек», вывести формулу «культурного человека».

Задачи:

  • познакомить учащихся с широким смыслом понятия «культурный человек»;
  • сформировать убеждение в необходимости этического регулирования человеческих взаимоотношений;
  • дать учащимся представление о нравственных ценностях как составной части культуры;
  • обеспечить условия для выработки оценочного отношения к себе, окружающему миру, для закрепления у учащихся правил хорошего поведения, доброго отношения к людям;
  • формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития коммуникативных навыков и успешной социализации.

Контингент: учащиеся 7 класса

Методы и приемы: 

  1. Словесный: объяснение, беседа, диалог, дискуссия.
  2. Наглядный: демонстрация презентации.
  3. Практические: кейс-технология, проектная технология, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, документ-камера, канцелярские принадлежности, бумага, конверты с заданиями для работы в подгруппах (приложение 1 и 4), электронная презентация, треугольники из цветной бумаги желтого и синего цвета, памятки «Я - культурный человек».

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально-ответственному поведению; осознание ценности личности других людей; толерантность.

коммуникативные компетенции: умение слушать и вступать в диалог; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение разрешать конфликты; умение выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью;

общекультурные компетенции: знание основ духовно-нравственной жизни человека, культурологических основ семейных и общественных традиций;

компетенции личностного самосовершенствования: забота о здоровье, внутренняя экологическая культура;

учебно-познавательные компетенции: умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

регулятивные: самоопределение к деятельности, умения организации целеполагания,

осознание качества и уровня усвоения материала.

учащийся должен: представлять основные этические нормы, принятые в обществе; знать принципы этикета и главные правила хорошего тона; уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.

Содержательный компонент классного часа

№ п/п

Ход классного часа

Формируемые компетенции

Время (мин.)

1

Вступительная часть.

Приветствие, эмоциональный настрой, самоопределение к деятельности, актуализация вопроса, рассматриваемого на классном часу.

Коммуникативные

Регулятивные компетенции (самоопределение к деятельности)

Учебно-познавательные

Личностные компетенции

5 минут

2

Основное содержание:

  1. Кейс-ситуации
  2. «Беспроигрышная лотерея»
  3. Игра «Не ошибись, пожалуйста»
  4. Проект «Правила поведения в школе»
  5. Игра «Собери пословицу»

Коммуникативные компетенции

Общекультурные компетенции:

Компетенции личностного самосовершенствования

Учебно-познавательные компетенции

Личностные компетенции

30 минут

3

Заключительная часть.

  1. Заключительное слово классного руководителя
  2. Рефлексия

Учебно-познавательные компетенции

Коммуникативные компетенции

Регулятивные компетенции

Личностные компетенции

5 минут

Ход классного часа

  1.  Вступительная часть

При входе в аудиторию всем учащимся предложено выбрать бумажный треугольник из двух цветов. Таким образом, происходит деление коллектива на команды, по цветовому решению: они садятся за стол, на котором табличка совпадает с цветом треугольника. На столах лежат сигнальные карточки красного цвета, для того чтобы сигнализировать педагога о готовности группы.

Классный руководитель: Здравствуйте ребята! Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

Учащиеся выполняют задание.

Классный руководитель: Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

Классный руководитель: Указом президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 2018 год был объявлен годом Театра. Скажите ребята, кто самый главный человек в театре?

Примерные ответы учащихся: актер, костюмер, режиссер, гример и т.п.

Классный руководитель: Конечно, без актера не было бы театра, однако любой, даже самый гениальный сценарий не может открыться миру, и ни один актер не покажет себя в роли, если не будет режиссера. Согласитесь что судьба спектакля, его успешность будет зависеть от того насколько в совершенстве режиссер владеет своей профессией. А как вы понимаете слово «совершенство»?

Примерные ответы учащихся: отсутствие недостатков, безупречность, идеально.

Классный руководитель: Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, породистой яблони?

Примерные ответы учащихся: Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду; за дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают; плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды  хорошие

Классный руководитель: Можно сказать, что садовая яблоня совершенна?

Примерные ответы учащихся: да, возможно.

Классный руководитель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы учащихся: Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Классный руководитель: Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Примерные ответы учащихся: С культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Классный руководитель: Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы учащихся: Можно сделать прививку от гриппа;  можно привить правила культуры,  хорошие манеры; можно привить хорошие навыки, привычки.

Классный руководитель: Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он  станет?

Примерные ответы учащихся: Культурным человеком.

Классный руководитель: Что значит быть культурным человеком?

Примерные ответы учащихся: Это значит соблюдать правила культурного поведения; значит вести себя так, чтобы себя не опозорить; значит, вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Классный руководитель: Сегодня на нашем классном часу мы с вами постараемся ответить на очень важный вопрос: Легко ли быть культурным человеком?

  1.  Основное содержание

Классный руководитель: Скажите мне, каким способом мы сможем это сделать?

Учащиеся предлагают свои варианты.

Классный руководитель: Для того чтобы, ответить на этот вопрос, я предлагаю вам вывести формулу Культурного человека. Ребята, а что такое формула?

Учащиеся отвечают.

Классный руководитель: Формула - точное определение какого-нибудь понятия или закона.

А вы знаете какие-нибудь формулы?

Как в любой формуле (в математике, физике, химии) есть несколько основных составляющих. Давайте попробуем их вместе найти, согласны? Давайте начнем. Так как мы выводим с вами формулу Культурного человека, скажите мне, пожалуйста, как называют свод правил поведения, принятых в обществе?

Ответы учащихся: Этикет

Классный руководитель: Отлично. Правил этикета много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе.  Но  все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. У каждой группы на столе лежит конвертик с номером 1 (Приложение 1). Откройте его. Для вас подготовлено по одной ситуации. Прочитайте их и обсудите в группе. Определитесь с ответами на поставленные вопросы и подготовьтесь выступить публично.

Учащиеся выполняют задания по группам.

Классный руководитель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. И нам открылась первая составляющая нашей формулы – ЗНАНИЯ. Ребята, скажите, откуда мы черпаем знания?

Примерные ответы учащихся: Из книг, интернета, в школе.

Классный руководитель: Как вы считаете, почему именно знания стали первой составляющей нашей формулы культурного человека?

Примерные ответы учащихся: Культурный человек должен быть умным.

Классный руководитель: Совершенно верно. Получение знаний непрерывный процесс. Каждый день своей жизни мы учимся чему-то новому, полезному, интересному. Это повышает уровень нашей культуры. 

Классный руководитель: Идем дальше. Я предлагаю следующий компонент формулы открыть нашим молодым людям. И предлагаю им беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет записана проблемная ситуация. Вам необходимо ее решить. Правильность вашего решения оценят наши девочки – аплодисментами. Итак, начинаем. Кто первый?

Мальчики вытягивают лотерейные билеты и выполняют задания.

Классный руководитель: Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?

Примерные ответы учащихся: Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно; каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл; мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

Классный руководитель: Следующий компонент формулы – УМЕНИЯ. Важны не полученные знания, а умение использовать их в своей жизни. То как вы ведете себя, как говорите, как выглядите при этом, говорит об уровне вашей культуры.

Классный руководитель: Что-то мы с вами засиделись, я предлагаю вам немного размяться. Давайте сыграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!». Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову волшебное слово — пожалуйста. Будьте внимательны! Встаньте, пожалуйста! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Поднимите руки! Поднимите руки, пожалуйста! Потопайте, пожалуйста. Попрыгайте, пожалуйста. Руки вперед. Руки на пояс, пожалуйста! Садитесь, пожалуйста.

Учащиеся выполняют задания.

Классный руководитель: Немного размялись, и продолжаем открывать компоненты нашей формулы.

Классный руководитель: Кем бы вы ни стали в будущем, куда бы ни привел вас жизненный путь, всюду вам придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. Что такое дисциплина?

Примерные ответы учащихся: Выполнение правил принятых в обществе.

Классный руководитель: Мы не должны забывать, что соблюдение норм и правил дисциплины и культуры поведения обеспечивает успех во всех сферах деятельности человека. Так как сейчас вы являетесь учащимися школы, я предлагаю Вам вспомнить правила поведения в школе. Сформулируйте в группе правила поведения и запишите их на листочках.

Учащиеся работают в группах. После выполнения зачитывают получившиеся правила поведения.

Классный руководитель: Молодцы ребята, вы справились с заданием. Я надеюсь, вы будете помнить эти правила и соблюдать их. Дисциплина, порядок, самостоятельность, ответственность все это можно назвать одним словом – организованность. Открываем следующий компонент нашей формулы – ОРГАНИЗОВАННОСТЬ. Вы согласны, что это очень важное качество для культурного человека?

Примерные ответы учащихся: Согласны.

Классный руководитель: Следующее задание и следующий компонент нашей формулы. У каждой команды на столе лежит конвертик с цифрой 2. Откройте. Я предлагаю вам соединить две части пословиц, обсудить значение этих пословиц и выступить перед нами.

Учащиеся работают в группах. После выполнения зачитывают получившиеся пословицы.

Классный руководитель: Вы справились и с этим заданием.  Некие правила, которыми руководствуется человек в своем выборе, определяют моральные качества человека. Какие это качества? Я начну, а вы продолжите … Вера, любовь, доброжелательность, порядочность, патриотизм, справедливость. Все это заключено в понятии - НРАВСТВЕННОСТЬ.

Классный руководитель: В океане человеческой культуры можно увидеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству. Каждый человек в своей жизни стоит перед выбором, совершает поступки, определяющие его дальнейшую судьбу.

Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру всей страны. То есть деятельность, направленная на создание, а не разрушение- это  СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Классный руководитель: Сегодня мы постарались вывести формулу культурного человека. Давайте еще раз посмотрим на нее.

Каким же должен быть культурный человек?

Учащиеся читают обобщающий слайд.

Классный руководитель: Ребята, легко ли быть культурным человеком?

Примерные ответы учащихся: нет, это очень трудно.

  1.  Заключительная часть.

Классный руководитель: Высокая культура ключ к человеческому счастью. Именно она делает возможными такие человеческие завоевания как, - истинная любовь, преданная дружба, добродетельность, материальный достаток, успехи в жизнедеятельности, уважение в обществе и радость общения с людьми, здоровье человека и его близких, и другие, составляющие условия счастья. Я надеюсь, что каждый из вас осознал, что значит быть культурным человеком, в какой степени каждый из вас является таким, и над чем ещё необходимо потрудиться некоторым из вас.

Классный руководитель: Поделитесь с нами открытиями, которые вы сделали сегодня на нашем занятии. Что вас больше всего удивило? Что вас огорчило? О чем заставило задуматься?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Классный руководитель: Большинство из нас любят если не театр, то кино. Так почему бы нам с вами не воспринять нашу жизнь как искусство, искусство жить? И получать удовольствие от творчества. Каким образом? Стать режиссерами своей жизни.

Мы снимаем большое кино.

Мы трактуем по-своему роли.

То в массовке немое звено,

То беремся за главные роли.

Мы играем детей и родителей,

Где-то в чем-то виновных и правых,

Проигравших и победителей,

Не кривящих душой и лукавых.

Киноленты нету наличия,

Криков «Стоп!» и «Мотор» не услышим.

Для себя или «как для приличия»,

Постоянно мы зрителя ищем.

Нам ниспослан был свыше сценарий,

Режиссирует жизнь эпизоды.

Ну а если, артист, ты бездарен,

Ты не сделаешь в фильме погоды.

Мы снимаем большое кино,

Столько страсти в сюжете, напора,

Нашей жизнью зовется оно.

Доиграй свою жизнь без дублера.

Список использованной литературы

  1. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников: теория и методика Мн., 2001
  2. Мамедов Ф.Т. Культурология как путь к эффективной жизнедеятельности. – Баку, «Абилов, Зейналов и сыновья» 2006.-576с.
  3. Потанина Л.Т., Щуркова Н.Е. Уроки добра и красоты, - Смоленск, 1995.
  4. Потанина Л.Т. Нравственное развитие личности в новой школе: учебно-методическое пособие – Москва, 2014

Приложение 1

Конверт №1 (подгруппа желтых треугольников)

«Перемена»

Ученики бегают и играют на перемене. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг. Ученик толкает ее, книги рассыпаются по полу, но мальчик этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю приходится поднимать книги самой. Один из одноклассников помогает собрать книги. И извиняется за некрасивый поступок мальчика.

Вопросы:

  1. Какие правила этикета не были соблюдены учеником?

Конверт №1 (подгруппа синих треугольников)

«В библиотеке»

Вбегает ребенок и говорит: «Вот я пришел» (всех детей при этом расталкивает в разные стороны).

Входит другой ребенок с книгой в руках и жует бутерброд.

Вбегает третий ребенок и говорит: «Вот я принес Вам «Снежную королеву».

Входит девочка и говорит: «Здравствуйте».

Вопрос:

Сколько было допущено ошибок? Перечислите ошибки.

Приложение 2

Беспроигрышная лотерея

  1. Помочь девочке надеть куртку.
  2. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.  
  3. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.
  4. Представьте себе, что вы едете в автобусе! Остановка (входят девочка и “старушка” в очках с палочкой). Как следует поступить?
  5. Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?” Обращаясь к прохожему, мальчик допустил  ошибки. Какие?
  6. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
  7. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, — закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” — удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и свёрток, а теперь осталось 4 предмета”, — объяснил мальчик. “Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, — сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил”. Что должен был сделать мальчик?
  8. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него?

Приложение 3

Физкультминутка «Не ошибись, пожалуйста»

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову волшебное слово — пожалуйста. Будьте внимательны!
- Встаньте, пожалуйста!
- Будьте добры, похлопайте в ладоши!
- Поднимите руки!

- Поднимите руки, пожалуйста!
- Потопайте, пожалуйста.
- Попрыгайте, пожалуйста.
- Руки вперед.

- Руки на пояс, пожалуйста!
- Садитесь, пожалуйста.

Приложение 4

Конверт №2(подгруппа желтых треугольников)

  1. Не дорог подарок - дорога любовь.
  2. У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
  3. О пустяках спорить – дело упустить.
  4. По одежке не суди, по делам гляди.
  5. Хоть не богат, а гостям рад.

Конверт №1 (подгруппа синих треугольников)

  1. От одного слова - да навек ссора.
  2. От слова спасенье, и от слова погибель.
  3.  В деревню, где живут одноногие, надо идти на одной ноге.
  4. На незваного гостя – не припасена и ложка.
  5. Других не суди, на себя погляди.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Указом президента РФ Владимира Владимировича Путина 2018 год объявлен годом театра

Слайд 3

Классный час «Сам себе режиссер: легко ли быть культурным человеком?»

Слайд 4

Словарь Формула – это точное определение какого-нибудь понятия или закона.

Слайд 5

Формула «Культурного человека»

Слайд 6

знания 1 Компонент формулы «Культурного человека» ?

Слайд 7

Умения 2 Компонент формулы «Культурного человека» ?

Слайд 8

Организованность 3 Компонент формулы «Культурного человека» ?

Слайд 9

Нравственность 4 Компонент формулы «Культурного человека» ?

Слайд 10

Созидательная деятельность 5 Компонент формулы «Культурного человека» ?

Слайд 11

Формула «Культурного человека» ЗНАНИЯ УМЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ НРАВСТВЕННОСТЬ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 13

Стань режиссером своей жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия для детей 5-7 класса «НОВОСЕЛЬЕ в туристической группе»

Сценарий воспитательного мероприятия, направленного на воспитание любви к народному творчеству посредством приобщения детей к участию в праздничном гулянии....

Разработка плана-конспекта классного часа для 6 класса по теме "ЧЕЛНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА"

Разработка классного часа по теме "ЧЕЛНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА" для 6 класса, посвящен 85-летию со дня основания города Набережные Челны Республики Татарстан...

Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 11 класса по теме «Сохраним Петербург для потомков»

Классный час проводится в 11 «С» классе. Познавательная активность в данном классе невысокая, так как большее внимание ребят направлено на спорт.Актуальность темы: данный год имеет два важ...

Методические разработки воспитательных мероприятий для родителей и учащихся

    Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество педагога с родителями, ведь в первую очередь семья оказывет значительное влияние на процесс развит...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час «Честным быть – стране служить» (для учащихся 5-ых классов)

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час «Честным быть – стране служить» (для учащихся 5-ых классов)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории в 8 классе по теме "И вечной памятью двенадцатого года..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории в 8 классе по теме И вечной памятью двенадцатого года......