Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 7 класса по теме: «Сам себе режиссер! Легко ли быть культурным человеком?»
классный час (7 класс) на тему
В наше время одной из актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры обучающихся. Классный час составлен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование, углубление, систематизацию нравственных знаний и навыков поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zyateva_v.yu_.docx | 37.2 КБ |
klassnyy_chas.pptx | 729.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 7 класса по теме: «Сам себе режиссер! Легко ли быть культурным человеком?»
В.Ю. Зятева, методист ГБОУ школы - интернат №20 Петроградского района
Пояснительная записка
В наше время одной из актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры обучающихся. Классный час составлен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование, углубление, систематизацию нравственных знаний и навыков поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей.
Цель: сформировать целостное представление о понятии «культурный человек», вывести формулу «культурного человека».
Задачи:
- познакомить учащихся с широким смыслом понятия «культурный человек»;
- сформировать убеждение в необходимости этического регулирования человеческих взаимоотношений;
- дать учащимся представление о нравственных ценностях как составной части культуры;
- обеспечить условия для выработки оценочного отношения к себе, окружающему миру, для закрепления у учащихся правил хорошего поведения, доброго отношения к людям;
- формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития коммуникативных навыков и успешной социализации.
Контингент: учащиеся 7 класса
Методы и приемы:
- Словесный: объяснение, беседа, диалог, дискуссия.
- Наглядный: демонстрация презентации.
- Практические: кейс-технология, проектная технология, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, документ-камера, канцелярские принадлежности, бумага, конверты с заданиями для работы в подгруппах (приложение 1 и 4), электронная презентация, треугольники из цветной бумаги желтого и синего цвета, памятки «Я - культурный человек».
Планируемые результаты:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально-ответственному поведению; осознание ценности личности других людей; толерантность. | коммуникативные компетенции: умение слушать и вступать в диалог; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение разрешать конфликты; умение выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью; общекультурные компетенции: знание основ духовно-нравственной жизни человека, культурологических основ семейных и общественных традиций; компетенции личностного самосовершенствования: забота о здоровье, внутренняя экологическая культура; учебно-познавательные компетенции: умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. регулятивные: самоопределение к деятельности, умения организации целеполагания, осознание качества и уровня усвоения материала. | учащийся должен: представлять основные этические нормы, принятые в обществе; знать принципы этикета и главные правила хорошего тона; уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами. |
Содержательный компонент классного часа
№ п/п | Ход классного часа | Формируемые компетенции | Время (мин.) |
1 | Вступительная часть. Приветствие, эмоциональный настрой, самоопределение к деятельности, актуализация вопроса, рассматриваемого на классном часу. | Коммуникативные Регулятивные компетенции (самоопределение к деятельности) Учебно-познавательные Личностные компетенции | 5 минут |
2 | Основное содержание:
| Коммуникативные компетенции Общекультурные компетенции: Компетенции личностного самосовершенствования Учебно-познавательные компетенции Личностные компетенции | 30 минут |
3 | Заключительная часть.
| Учебно-познавательные компетенции Коммуникативные компетенции Регулятивные компетенции Личностные компетенции | 5 минут |
Ход классного часа
- Вступительная часть
При входе в аудиторию всем учащимся предложено выбрать бумажный треугольник из двух цветов. Таким образом, происходит деление коллектива на команды, по цветовому решению: они садятся за стол, на котором табличка совпадает с цветом треугольника. На столах лежат сигнальные карточки красного цвета, для того чтобы сигнализировать педагога о готовности группы.
Классный руководитель: Здравствуйте ребята! Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.
Учащиеся выполняют задание.
Классный руководитель: Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
Классный руководитель: Указом президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 2018 год был объявлен годом Театра. Скажите ребята, кто самый главный человек в театре?
Примерные ответы учащихся: актер, костюмер, режиссер, гример и т.п.
Классный руководитель: Конечно, без актера не было бы театра, однако любой, даже самый гениальный сценарий не может открыться миру, и ни один актер не покажет себя в роли, если не будет режиссера. Согласитесь что судьба спектакля, его успешность будет зависеть от того насколько в совершенстве режиссер владеет своей профессией. А как вы понимаете слово «совершенство»?
Примерные ответы учащихся: отсутствие недостатков, безупречность, идеально.
Классный руководитель: Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, породистой яблони?
Примерные ответы учащихся: Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду; за дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают; плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие
Классный руководитель: Можно сказать, что садовая яблоня совершенна?
Примерные ответы учащихся: да, возможно.
Классный руководитель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Примерные ответы учащихся: Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно
Классный руководитель: Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Примерные ответы учащихся: С культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Классный руководитель: Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы учащихся: Можно сделать прививку от гриппа; можно привить правила культуры, хорошие манеры; можно привить хорошие навыки, привычки.
Классный руководитель: Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Примерные ответы учащихся: Культурным человеком.
Классный руководитель: Что значит быть культурным человеком?
Примерные ответы учащихся: Это значит соблюдать правила культурного поведения; значит вести себя так, чтобы себя не опозорить; значит, вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Классный руководитель: Сегодня на нашем классном часу мы с вами постараемся ответить на очень важный вопрос: Легко ли быть культурным человеком?
- Основное содержание
Классный руководитель: Скажите мне, каким способом мы сможем это сделать?
Учащиеся предлагают свои варианты.
Классный руководитель: Для того чтобы, ответить на этот вопрос, я предлагаю вам вывести формулу Культурного человека. Ребята, а что такое формула?
Учащиеся отвечают.
Классный руководитель: Формула - точное определение какого-нибудь понятия или закона.
А вы знаете какие-нибудь формулы?
Как в любой формуле (в математике, физике, химии) есть несколько основных составляющих. Давайте попробуем их вместе найти, согласны? Давайте начнем. Так как мы выводим с вами формулу Культурного человека, скажите мне, пожалуйста, как называют свод правил поведения, принятых в обществе?
Ответы учащихся: Этикет
Классный руководитель: Отлично. Правил этикета много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. У каждой группы на столе лежит конвертик с номером 1 (Приложение 1). Откройте его. Для вас подготовлено по одной ситуации. Прочитайте их и обсудите в группе. Определитесь с ответами на поставленные вопросы и подготовьтесь выступить публично.
Учащиеся выполняют задания по группам.
Классный руководитель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. И нам открылась первая составляющая нашей формулы – ЗНАНИЯ. Ребята, скажите, откуда мы черпаем знания?
Примерные ответы учащихся: Из книг, интернета, в школе.
Классный руководитель: Как вы считаете, почему именно знания стали первой составляющей нашей формулы культурного человека?
Примерные ответы учащихся: Культурный человек должен быть умным.
Классный руководитель: Совершенно верно. Получение знаний непрерывный процесс. Каждый день своей жизни мы учимся чему-то новому, полезному, интересному. Это повышает уровень нашей культуры.
Классный руководитель: Идем дальше. Я предлагаю следующий компонент формулы открыть нашим молодым людям. И предлагаю им беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет записана проблемная ситуация. Вам необходимо ее решить. Правильность вашего решения оценят наши девочки – аплодисментами. Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики вытягивают лотерейные билеты и выполняют задания.
Классный руководитель: Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?
Примерные ответы учащихся: Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно; каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл; мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.
Классный руководитель: Следующий компонент формулы – УМЕНИЯ. Важны не полученные знания, а умение использовать их в своей жизни. То как вы ведете себя, как говорите, как выглядите при этом, говорит об уровне вашей культуры.
Классный руководитель: Что-то мы с вами засиделись, я предлагаю вам немного размяться. Давайте сыграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!». Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову волшебное слово — пожалуйста. Будьте внимательны! Встаньте, пожалуйста! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Поднимите руки! Поднимите руки, пожалуйста! Потопайте, пожалуйста. Попрыгайте, пожалуйста. Руки вперед. Руки на пояс, пожалуйста! Садитесь, пожалуйста.
Учащиеся выполняют задания.
Классный руководитель: Немного размялись, и продолжаем открывать компоненты нашей формулы.
Классный руководитель: Кем бы вы ни стали в будущем, куда бы ни привел вас жизненный путь, всюду вам придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. Что такое дисциплина?
Примерные ответы учащихся: Выполнение правил принятых в обществе.
Классный руководитель: Мы не должны забывать, что соблюдение норм и правил дисциплины и культуры поведения обеспечивает успех во всех сферах деятельности человека. Так как сейчас вы являетесь учащимися школы, я предлагаю Вам вспомнить правила поведения в школе. Сформулируйте в группе правила поведения и запишите их на листочках.
Учащиеся работают в группах. После выполнения зачитывают получившиеся правила поведения.
Классный руководитель: Молодцы ребята, вы справились с заданием. Я надеюсь, вы будете помнить эти правила и соблюдать их. Дисциплина, порядок, самостоятельность, ответственность все это можно назвать одним словом – организованность. Открываем следующий компонент нашей формулы – ОРГАНИЗОВАННОСТЬ. Вы согласны, что это очень важное качество для культурного человека?
Примерные ответы учащихся: Согласны.
Классный руководитель: Следующее задание и следующий компонент нашей формулы. У каждой команды на столе лежит конвертик с цифрой 2. Откройте. Я предлагаю вам соединить две части пословиц, обсудить значение этих пословиц и выступить перед нами.
Учащиеся работают в группах. После выполнения зачитывают получившиеся пословицы.
Классный руководитель: Вы справились и с этим заданием. Некие правила, которыми руководствуется человек в своем выборе, определяют моральные качества человека. Какие это качества? Я начну, а вы продолжите … Вера, любовь, доброжелательность, порядочность, патриотизм, справедливость. Все это заключено в понятии - НРАВСТВЕННОСТЬ.
Классный руководитель: В океане человеческой культуры можно увидеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству. Каждый человек в своей жизни стоит перед выбором, совершает поступки, определяющие его дальнейшую судьбу.
Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру всей страны. То есть деятельность, направленная на создание, а не разрушение- это СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Классный руководитель: Сегодня мы постарались вывести формулу культурного человека. Давайте еще раз посмотрим на нее.
Каким же должен быть культурный человек?
Учащиеся читают обобщающий слайд.
Классный руководитель: Ребята, легко ли быть культурным человеком?
Примерные ответы учащихся: нет, это очень трудно.
- Заключительная часть.
Классный руководитель: Высокая культура ключ к человеческому счастью. Именно она делает возможными такие человеческие завоевания как, - истинная любовь, преданная дружба, добродетельность, материальный достаток, успехи в жизнедеятельности, уважение в обществе и радость общения с людьми, здоровье человека и его близких, и другие, составляющие условия счастья. Я надеюсь, что каждый из вас осознал, что значит быть культурным человеком, в какой степени каждый из вас является таким, и над чем ещё необходимо потрудиться некоторым из вас.
Классный руководитель: Поделитесь с нами открытиями, которые вы сделали сегодня на нашем занятии. Что вас больше всего удивило? Что вас огорчило? О чем заставило задуматься?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Классный руководитель: Большинство из нас любят если не театр, то кино. Так почему бы нам с вами не воспринять нашу жизнь как искусство, искусство жить? И получать удовольствие от творчества. Каким образом? Стать режиссерами своей жизни.
Мы снимаем большое кино.
Мы трактуем по-своему роли.
То в массовке немое звено,
То беремся за главные роли.
Мы играем детей и родителей,
Где-то в чем-то виновных и правых,
Проигравших и победителей,
Не кривящих душой и лукавых.
Киноленты нету наличия,
Криков «Стоп!» и «Мотор» не услышим.
Для себя или «как для приличия»,
Постоянно мы зрителя ищем.
Нам ниспослан был свыше сценарий,
Режиссирует жизнь эпизоды.
Ну а если, артист, ты бездарен,
Ты не сделаешь в фильме погоды.
Мы снимаем большое кино,
Столько страсти в сюжете, напора,
Нашей жизнью зовется оно.
Доиграй свою жизнь без дублера.
Список использованной литературы
- Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников: теория и методика Мн., 2001
- Мамедов Ф.Т. Культурология как путь к эффективной жизнедеятельности. – Баку, «Абилов, Зейналов и сыновья» 2006.-576с.
- Потанина Л.Т., Щуркова Н.Е. Уроки добра и красоты, - Смоленск, 1995.
- Потанина Л.Т. Нравственное развитие личности в новой школе: учебно-методическое пособие – Москва, 2014
Приложение 1
Конверт №1 (подгруппа желтых треугольников)
«Перемена»
Ученики бегают и играют на перемене. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг. Ученик толкает ее, книги рассыпаются по полу, но мальчик этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю приходится поднимать книги самой. Один из одноклассников помогает собрать книги. И извиняется за некрасивый поступок мальчика.
Вопросы:
- Какие правила этикета не были соблюдены учеником?
Конверт №1 (подгруппа синих треугольников)
«В библиотеке»
Вбегает ребенок и говорит: «Вот я пришел» (всех детей при этом расталкивает в разные стороны).
Входит другой ребенок с книгой в руках и жует бутерброд.
Вбегает третий ребенок и говорит: «Вот я принес Вам «Снежную королеву».
Входит девочка и говорит: «Здравствуйте».
Вопрос:
Сколько было допущено ошибок? Перечислите ошибки.
Приложение 2
Беспроигрышная лотерея
- Помочь девочке надеть куртку.
- Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
- Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.
- Представьте себе, что вы едете в автобусе! Остановка (входят девочка и “старушка” в очках с палочкой). Как следует поступить?
- Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?” Обращаясь к прохожему, мальчик допустил ошибки. Какие?
- Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
- По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой свёрток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, — закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” — удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и свёрток, а теперь осталось 4 предмета”, — объяснил мальчик. “Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, — сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты ещё не усвоил”. Что должен был сделать мальчик?
- Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него?
Приложение 3
Физкультминутка «Не ошибись, пожалуйста»
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову волшебное слово — пожалуйста. Будьте внимательны!
- Встаньте, пожалуйста!
- Будьте добры, похлопайте в ладоши!
- Поднимите руки!
- Поднимите руки, пожалуйста!
- Потопайте, пожалуйста.
- Попрыгайте, пожалуйста.
- Руки вперед.
- Руки на пояс, пожалуйста!
- Садитесь, пожалуйста.
Приложение 4
Конверт №2(подгруппа желтых треугольников)
- Не дорог подарок - дорога любовь.
- У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
- О пустяках спорить – дело упустить.
- По одежке не суди, по делам гляди.
- Хоть не богат, а гостям рад.
Конверт №1 (подгруппа синих треугольников)
- От одного слова - да навек ссора.
- От слова спасенье, и от слова погибель.
- В деревню, где живут одноногие, надо идти на одной ноге.
- На незваного гостя – не припасена и ложка.
- Других не суди, на себя погляди.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Указом президента РФ Владимира Владимировича Путина 2018 год объявлен годом театра
Классный час «Сам себе режиссер: легко ли быть культурным человеком?»
Словарь Формула – это точное определение какого-нибудь понятия или закона.
Формула «Культурного человека»
знания 1 Компонент формулы «Культурного человека» ?
Умения 2 Компонент формулы «Культурного человека» ?
Организованность 3 Компонент формулы «Культурного человека» ?
Нравственность 4 Компонент формулы «Культурного человека» ?
Созидательная деятельность 5 Компонент формулы «Культурного человека» ?
Формула «Культурного человека» ЗНАНИЯ УМЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ НРАВСТВЕННОСТЬ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Стань режиссером своей жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитательного мероприятия для детей 5-7 класса «НОВОСЕЛЬЕ в туристической группе»
Сценарий воспитательного мероприятия, направленного на воспитание любви к народному творчеству посредством приобщения детей к участию в праздничном гулянии....
Разработка плана-конспекта классного часа для 6 класса по теме "ЧЕЛНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА"
Разработка классного часа по теме "ЧЕЛНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА" для 6 класса, посвящен 85-летию со дня основания города Набережные Челны Республики Татарстан...
Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 11 класса по теме «Сохраним Петербург для потомков»
Классный час проводится в 11 «С» классе. Познавательная активность в данном классе невысокая, так как большее внимание ребят направлено на спорт.Актуальность темы: данный год имеет два важ...
Методические разработки воспитательных мероприятий для родителей и учащихся
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество педагога с родителями, ведь в первую очередь семья оказывет значительное влияние на процесс развит...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...
Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час «Честным быть – стране служить» (для учащихся 5-ых классов)
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час «Честным быть – стране служить» (для учащихся 5-ых классов)...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории в 8 классе по теме "И вечной памятью двенадцатого года..."
Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории в 8 классе по теме И вечной памятью двенадцатого года......