Методические рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей с различными речевыми нарушениями
консультация

Людмила Александровна Фокина

С помощью специальных игр, упражнений развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти упражнения способствуют развитию слухового внимания, слуховой памяти. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей с различными речевыми нарушениями

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух это способность к дифференцированному слуховому восприятию звуков речи… (М.С. Певзнер) Точное слуховое восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция способствует лучшему слуховому восприятию.

Фонематический слух включает несколько операций:

1. Фонематическое восприятие – умение различать звуки в потоке речи (взрослый дает инструкцию: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с]: с, м, а, п, с, ш и т.д.»).

2. Фонематический анализ и фонематический синтез – умение определять количество звуков в слове и их последовательность, умение различать звуки (взрослый дает инструкцию: «Назови первый звук в слове ослик», «Где находится звук [з] в слове зонт?», «Назови повторяющийся звук в слове панама», «Сколько звуков в слове утка?» и т.д.).

3. Фонематические представления – представления о том, как звучит и произносится тот или иной звук (формируются на базе развитого фонематического восприятия и фонематического анализа). Например, взрослый дает инструкцию: «Узнай звук по беззвучной артикуляции», «Отбери картинки со звуком [с]» и т.д.

Всю работу по развитию фонематического слуха можно разделить на 3 этапа:

- узнавание неречевых звуков;

- различение звукокомплексов и звуков по силе, высоте, тембру голоса;

-собственно развитие фонематического слуха.

Правила проведения работы по развитию фонематического слуха

  1. Заниматься только в проветренном помещении 3 раза в день по 5–8 минут.
  2. Дозировка материала может быть различной: на первом занятии можно ограничиться 1–2 заданиями. Детям старшего возраста можно предложить большее количество заданий.
  3. Не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
  4. Обязательно соблюдать описанную выше последовательность работы по развитию фонематического слуха.
  5. Переход от одного этапа к другому возможен в том случае, если ребенок правильно, точно воспринимает, различает тот или иной звук.
  6. Каждое занятие должно начинаться с обязательного повторения всего изученного. На первых занятиях необходимо многократное повторение упражнений, на последующих – достаточно беглого.
  7. Все слова, которые предъявляются ребенку, не должны включать нарушенные звуки.

Узнавание неречевых звуков

С помощью специальных игр, упражнений развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти упражнения способствуют развитию слухового внимания, слуховой памяти. На данном этапе ребенок учится прислушиваться к окружающим звукам и определять: источник звучания (что звучит?); направление звучания (где звучит?); силу звучания (как звучит? громко или тихо?).

1. «Послушаем тишину» – просим ребенка закрыть глаза и «послушать тишину». Затем взрослый спрашивает: «Какие звуки ты услышал?»

2. Взрослый прячет игрушку (например, медвежонка), а ребенок должен ее найти, ориентируясь на силу звучания барабана, который находится в руках взрослого. Если ребенок подходит близко к месту, где спрятана игрушка, взрослый сильно бьет в барабан; и наоборот

3.На столе два зайца – большой и маленький. Взрослый объясняет и показывает, что большой заяц бьет в барабан сильно, громко, а маленький – слабо, тихо. Игрушки закрываются ширмой, за которой взрослый воспроизводит то тихие, то громкие удары. Ребенок определяет, какой заяц бил в барабан.

«Лови звук»

Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет. Ребенок сидит напротив взрослого и внимательно слушает, какие звуки он произносит. Ребенок получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.  Взрослый должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

Развитие фонематического восприятия

Различение слов, близких по звуковому составу. Ребенку предлагается определить, правильно ли взрослый произнес фразу, например:

Мама делала халат                          Вода бежит в прохладной печке,

И испачкала салат.                          Поленья полыхают в речке.

Накоси травы, коза!                          На пляже тепленький лесок,

Будет сытая коса.                              Вдали виднеется песок.

Все уселись мы на песенку,              С другом мы играли в чашки,

И поем мы дружно лесенку.            Пили чай из белой шашки.

Я нажимаю на медали,                         Вылезла из норки шишка,

Чтоб первым получить педали.              На нее упала мышка.

В воздухе летала кошка,                          Буратино взял забор

Молоко лакала мошка.                          И пошел чинить топор.

Далеко идти мне пень,                           Рос на грядке скворец,

Лучше сяду я на лень.                           Жил на дереве огурец.

Лечит от болезней пекарь, Дети ели вкусный зуб,

Хлеб печет умелый лекарь. А у Зои разболелся суп.

В лесу бродили злые колки, У Сони русая коза,

Там елки были волки. В огород зашла коса.

Взрослый показывает картинку и называет ее. Затем дает инструкцию: «Я буду называть картинку то правильно, то неправильно. А ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь правильно сказанное слово, например,

вагон, фагон, вакон, вагон;

зайка, дайка, зуйка, зайка;

туколка, куколка, муколка, куколка;

улитка, малитка, улитка, лилитка;

утюг, мутюг, витюг, утюг;

белка, пелка, пулка, лелка, белка;

салат, шалат, сулат, салат, лалат и т.д.

Перед ребенком лежат картинки, названия которых близки по звучанию: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, том, сом, ком и т.д. Взрослый называет несколько (2–3) картинок, а ребенок

должен их отобрать и расставить в определенной последовательности, названной взрослым. Например, взрослый называет: рак, мак, сок. Ребенок отбирает эти картинки и выкладывает в данной последовательности

Развитие фонематического анализа и синтеза

1. Взрослый называет звуки (ряд звуков), например, с – ш – к – с –

л – с – с – ш и т.д. – и просит ребенка: «Хлопни в ладоши (топни,подпрыгни, подними соответствующую букву), если услышишь звук [с]»

2. Взрослый произносит слово, например, собака, и дает инструкцию: «Определи место звука [c] в этом слове (начало слова, середина, конец)», «Назови первый, последний звук в этом слове»

3. Произносится слово, например, дом, и дается инструкция: «Назови звук, который стоит перед гласным [о]; после гласного [о]»

4. Произносится слово, например, зонт, и дается инструкция:

«Определи и назови звуки по порядку следования: первый звук [з], второй звук [о], третий звук [н] и т.д.»

5. Произносится звуковой ряд, например, о – л – п – н, или слово. Ребенок выкладывает на столе кружочки, фишки, книги, игрушки и т.д. (количество предметов соответствует количеству звуков в слове, в звуковом ряду)

6. Взрослый читает предложение, небольшой рассказ, сказку и просит ребенка: «Найди в предложении (рассказе, сказке) слова,в которых ты слышишь, например, звук [л]»

7. Перед ребенком лежат картинки: рак, ромашка, улитка, забор, кошка, лейка и изображение буквы р. Взрослый просит подобрать к букве р картинки, в названии которых слышится соответствующий звук

8. Перед ребенком лежат картинки: белка, палка, бочка, печь. Взрослый просит ребенка: «Отбери картинки, которые начинаются на звук [б]»

Или: Перед ребенком лежат картинки: мяч, чайник, грач, сок. Взрослый просит ребенка: «Отбери картинки, которые заканчиваются на звук [ч]»

9. Взрослый просит ребенка: «Подбери слова, которые начинаются с ударного гласного, например, утка, окна, Оля, Аня и т.д.»

10. Перед ребенком лежат картинки: мак, нож, рама, рука, чашка,

радуга. Взрослый дает инструкцию: «Отбери картинки, названия которых состоят из трех, четырех и т.д. звуков» – и пр. Или: «Придумай, назови слова, состоящие из трех, четырех и т.д.звуков»

11. Взрослый называет звуки, которые произносятся с паузой,например с – ы – р, и просит ребенка: «Составь слово из этих звуков»; или спрашивает: «Какое слово получилось?».

Затем задание усложняется:

увеличиваются паузы между звуками;

 используются посторонние шумы (например, взрослый произносит:

«Первый звук [с], следующий [ы], последний звук [р]»);

используются индифферентные сигналы, т.е. хлопки, удары по столу после произнесения каждого звука. Например, взрослый произносит звук [с] и ударяет по столу и т.д.;

 взрослый называет звуки в «неправильном» порядке, например,

ы – р – с (сыр), и – л – а – с (лиса), о – в – л – к (волк) и т.д.

12. Ребенку предлагается угадать, какое слово получится из первых звуков, которые слышатся в названиях картинок (картинки лежат перед ребенком в определенной последовательности), например:

сок, осы, носок – сон;

ключ, обруч, топор – кот;

перец, ель, топор, уха, хлеб – петух;

чай, арбуз, щука, азбука – чаща;

пальто, луч, август, щетка – плащ;

сыр, телефон, улитка, лавка – стул;

груша, ель, ножницы, астра – Гена;

мышь, улица, камень, аист – мука;

замок, акварель, бревно, обруч, рак – забор;

слон, осы, бочка, автобус, кошка, альбом – собака*

13. Перед ребенком лежит картинка, например, кошка. Ребенок называет ее и составляет схему слова, обозначая гласные звуки красными кружочками (фишками), а согласные – зелеными.

14. Перед ребенком лежат картинки: муха, кошка, ложка, лапа, луна, рука, корка, лодка, каша, рама, лужа и схемы слов:

__ о ____ а;

__ у ____ а;

__ а ____ а.

Взрослый просит ребенка сгруппировать картинки в соответствии со схемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития

1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста"

В данной консультации, даны игры для развития чувства ритма у детей....

Рекомендации: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ   «Развитие фонематического слуха». Это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих...

Методические рекомендации для родителей по развитию органов артикуляции детей с различными речевыми нарушениями

Подготовка органов артикуляции к работе над звукопроизношением начинается с артикуляционной гимнастики. Систематическое проведение упражнений сокращает сроки логопедической работы.  Кроме того, е...

Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...

Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников с нарушениями речи

В настоящее время растёт количество детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Чаще всего это дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интел...