Методические рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей с различными речевыми нарушениями
консультация
С помощью специальных игр, упражнений развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти упражнения способствуют развитию слухового внимания, слуховой памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей с различными речевыми нарушениями
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух – это способность к дифференцированному слуховому восприятию звуков речи… (М.С. Певзнер) Точное слуховое восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция способствует лучшему слуховому восприятию.
Фонематический слух включает несколько операций:
1. Фонематическое восприятие – умение различать звуки в потоке речи (взрослый дает инструкцию: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с]: с, м, а, п, с, ш и т.д.»).
2. Фонематический анализ и фонематический синтез – умение определять количество звуков в слове и их последовательность, умение различать звуки (взрослый дает инструкцию: «Назови первый звук в слове ослик», «Где находится звук [з] в слове зонт?», «Назови повторяющийся звук в слове панама», «Сколько звуков в слове утка?» и т.д.).
3. Фонематические представления – представления о том, как звучит и произносится тот или иной звук (формируются на базе развитого фонематического восприятия и фонематического анализа). Например, взрослый дает инструкцию: «Узнай звук по беззвучной артикуляции», «Отбери картинки со звуком [с]» и т.д.
Всю работу по развитию фонематического слуха можно разделить на 3 этапа:
- узнавание неречевых звуков;
- различение звукокомплексов и звуков по силе, высоте, тембру голоса;
-собственно развитие фонематического слуха.
Правила проведения работы по развитию фонематического слуха
- Заниматься только в проветренном помещении 3 раза в день по 5–8 минут.
- Дозировка материала может быть различной: на первом занятии можно ограничиться 1–2 заданиями. Детям старшего возраста можно предложить большее количество заданий.
- Не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
- Обязательно соблюдать описанную выше последовательность работы по развитию фонематического слуха.
- Переход от одного этапа к другому возможен в том случае, если ребенок правильно, точно воспринимает, различает тот или иной звук.
- Каждое занятие должно начинаться с обязательного повторения всего изученного. На первых занятиях необходимо многократное повторение упражнений, на последующих – достаточно беглого.
- Все слова, которые предъявляются ребенку, не должны включать нарушенные звуки.
Узнавание неречевых звуков
С помощью специальных игр, упражнений развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти упражнения способствуют развитию слухового внимания, слуховой памяти. На данном этапе ребенок учится прислушиваться к окружающим звукам и определять: источник звучания (что звучит?); направление звучания (где звучит?); силу звучания (как звучит? громко или тихо?).
1. «Послушаем тишину» – просим ребенка закрыть глаза и «послушать тишину». Затем взрослый спрашивает: «Какие звуки ты услышал?» 2. Взрослый прячет игрушку (например, медвежонка), а ребенок должен ее найти, ориентируясь на силу звучания барабана, который находится в руках взрослого. Если ребенок подходит близко к месту, где спрятана игрушка, взрослый сильно бьет в барабан; и наоборот |
3.На столе два зайца – большой и маленький. Взрослый объясняет и показывает, что большой заяц бьет в барабан сильно, громко, а маленький – слабо, тихо. Игрушки закрываются ширмой, за которой взрослый воспроизводит то тихие, то громкие удары. Ребенок определяет, какой заяц бил в барабан. |
«Лови звук» Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет. Ребенок сидит напротив взрослого и внимательно слушает, какие звуки он произносит. Ребенок получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук. Взрослый должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух. |
Развитие фонематического восприятия
Различение слов, близких по звуковому составу. Ребенку предлагается определить, правильно ли взрослый произнес фразу, например: Мама делала халат Вода бежит в прохладной печке, И испачкала салат. Поленья полыхают в речке. Накоси травы, коза! На пляже тепленький лесок, Будет сытая коса. Вдали виднеется песок. Все уселись мы на песенку, С другом мы играли в чашки, И поем мы дружно лесенку. Пили чай из белой шашки. Я нажимаю на медали, Вылезла из норки шишка, Чтоб первым получить педали. На нее упала мышка. В воздухе летала кошка, Буратино взял забор Молоко лакала мошка. И пошел чинить топор. Далеко идти мне пень, Рос на грядке скворец, Лучше сяду я на лень. Жил на дереве огурец. Лечит от болезней пекарь, Дети ели вкусный зуб, Хлеб печет умелый лекарь. А у Зои разболелся суп. В лесу бродили злые колки, У Сони русая коза, Там елки были волки. В огород зашла коса. |
Взрослый показывает картинку и называет ее. Затем дает инструкцию: «Я буду называть картинку то правильно, то неправильно. А ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь правильно сказанное слово, например, вагон, фагон, вакон, вагон; зайка, дайка, зуйка, зайка; туколка, куколка, муколка, куколка; улитка, малитка, улитка, лилитка; утюг, мутюг, витюг, утюг; белка, пелка, пулка, лелка, белка; салат, шалат, сулат, салат, лалат и т.д. |
Перед ребенком лежат картинки, названия которых близки по звучанию: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, том, сом, ком и т.д. Взрослый называет несколько (2–3) картинок, а ребенок должен их отобрать и расставить в определенной последовательности, названной взрослым. Например, взрослый называет: рак, мак, сок. Ребенок отбирает эти картинки и выкладывает в данной последовательности |
Развитие фонематического анализа и синтеза
1. Взрослый называет звуки (ряд звуков), например, с – ш – к – с – л – с – с – ш и т.д. – и просит ребенка: «Хлопни в ладоши (топни,подпрыгни, подними соответствующую букву), если услышишь звук [с]» 2. Взрослый произносит слово, например, собака, и дает инструкцию: «Определи место звука [c] в этом слове (начало слова, середина, конец)», «Назови первый, последний звук в этом слове» 3. Произносится слово, например, дом, и дается инструкция: «Назови звук, который стоит перед гласным [о]; после гласного [о]» 4. Произносится слово, например, зонт, и дается инструкция: «Определи и назови звуки по порядку следования: первый звук [з], второй звук [о], третий звук [н] и т.д.» 5. Произносится звуковой ряд, например, о – л – п – н, или слово. Ребенок выкладывает на столе кружочки, фишки, книги, игрушки и т.д. (количество предметов соответствует количеству звуков в слове, в звуковом ряду) 6. Взрослый читает предложение, небольшой рассказ, сказку и просит ребенка: «Найди в предложении (рассказе, сказке) слова,в которых ты слышишь, например, звук [л]» 7. Перед ребенком лежат картинки: рак, ромашка, улитка, забор, кошка, лейка и изображение буквы р. Взрослый просит подобрать к букве р картинки, в названии которых слышится соответствующий звук 8. Перед ребенком лежат картинки: белка, палка, бочка, печь. Взрослый просит ребенка: «Отбери картинки, которые начинаются на звук [б]» Или: Перед ребенком лежат картинки: мяч, чайник, грач, сок. Взрослый просит ребенка: «Отбери картинки, которые заканчиваются на звук [ч]» 9. Взрослый просит ребенка: «Подбери слова, которые начинаются с ударного гласного, например, утка, окна, Оля, Аня и т.д.» |
10. Перед ребенком лежат картинки: мак, нож, рама, рука, чашка, радуга. Взрослый дает инструкцию: «Отбери картинки, названия которых состоят из трех, четырех и т.д. звуков» – и пр. Или: «Придумай, назови слова, состоящие из трех, четырех и т.д.звуков» 11. Взрослый называет звуки, которые произносятся с паузой,например с – ы – р, и просит ребенка: «Составь слово из этих звуков»; или спрашивает: «Какое слово получилось?». Затем задание усложняется: • увеличиваются паузы между звуками; • используются посторонние шумы (например, взрослый произносит: «Первый звук [с], следующий [ы], последний звук [р]»); • используются индифферентные сигналы, т.е. хлопки, удары по столу после произнесения каждого звука. Например, взрослый произносит звук [с] и ударяет по столу и т.д.; • взрослый называет звуки в «неправильном» порядке, например, ы – р – с (сыр), и – л – а – с (лиса), о – в – л – к (волк) и т.д. 12. Ребенку предлагается угадать, какое слово получится из первых звуков, которые слышатся в названиях картинок (картинки лежат перед ребенком в определенной последовательности), например: сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот; перец, ель, топор, уха, хлеб – петух; чай, арбуз, щука, азбука – чаща; пальто, луч, август, щетка – плащ; сыр, телефон, улитка, лавка – стул; груша, ель, ножницы, астра – Гена; мышь, улица, камень, аист – мука; замок, акварель, бревно, обруч, рак – забор; слон, осы, бочка, автобус, кошка, альбом – собака* |
13. Перед ребенком лежит картинка, например, кошка. Ребенок называет ее и составляет схему слова, обозначая гласные звуки красными кружочками (фишками), а согласные – зелеными. 14. Перед ребенком лежат картинки: муха, кошка, ложка, лапа, луна, рука, корка, лодка, каша, рама, лужа – и схемы слов: __ о ____ а; __ у ____ а; __ а ____ а. Взрослый просит ребенка сгруппировать картинки в соответствии со схемами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ...
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста"
В данной консультации, даны игры для развития чувства ритма у детей....
Рекомендации: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие фонематического слуха». Это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих...
Методические рекомендации для родителей по развитию органов артикуляции детей с различными речевыми нарушениями
Подготовка органов артикуляции к работе над звукопроизношением начинается с артикуляционной гимнастики. Систематическое проведение упражнений сокращает сроки логопедической работы. Кроме того, е...
Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...
Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников с нарушениями речи
В настоящее время растёт количество детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Чаще всего это дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интел...