Методические рекомендации для родителей по развитию органов артикуляции детей с различными речевыми нарушениями
консультация
Подготовка органов артикуляции к работе над звукопроизношением начинается с артикуляционной гимнастики. Систематическое проведение упражнений сокращает сроки логопедической работы. Кроме того, ежедневное выполнение упражнений увеличивает подвижность языка, губ, формирует движения, необходимые для правильного произнесения звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_dlya_roditeley_po_razvitiyu_organov_artikulyatsii.docx | 16.39 КБ |
kompleksy_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 403.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для родителей по развитию органов артикуляции детей с различными речевыми нарушениями.
Подготовка органов артикуляции к работе над звукопроизношением начинается с артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики:
- научить ребенка элементарным навыкам произвольных движений;
- сформировать умение контролировать органы артикуляции;
- развивать пластичность и точность движений.
Систематическое проведение упражнений сокращает сроки логопедической работы. Кроме того, ежедневное выполнение упражнений увеличивает подвижность языка, губ, формирует движения, необходимые для правильного произнесения звуков.
- Работа по развитию органов артикуляции делится на 3 этапа:
- работа по активизации мягкого нёба;
- работа по активизации щек и губ;
- работа по активизации языка.
- Работа по активизации языка также делится на 3 этапа, в которых упражнения группируются по степени сложности, концентрации усилий, внимания, умения регулировать деятельность своих органов артикуляции.
Правила проведения артикуляционной гимнастики:
- Заниматься только в проветренном помещении, до еды, 3 раза в день по 5–10 минут, перед зеркалом.
- Артикуляционная гимнастика проводится на протяжении всей работы с ребенком.
В начале обучения осваивается 1–2 упражнения. Увеличение количества упражнений зависит от тяжести речевого дефекта (для уточнения степени тяжести речевого нарушения необходимо проконсультироваться с логопедом):
- тяжелая степень речевого нарушения – новое упражнение отрабатывается в течение недели;
- средняя степень речевого нарушения – новое упражнение изучается в течение трех дней;
- степень речевого нарушения – количество упражнений можно увеличивать ежедневно.
Не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.
Необходимо следить за тем, чтобы ребенок выполнял упражнения легко, без напряжения.
Необходимо следить за тем, чтобы ребенок, выполняя упражнения, не изменял правильное положение языка, губ.
При неточности взрослый исправляет, но если после 2–3 попыток упражнение не получается, нужно переходить к новому материалу, оставляя доработку не следующие занятия. В процессе выполнения артикуляционной гимнастики целесообразно привлекать зрительные, тактильные, кинестетические анализаторы, постоянно обращать внимание ребенка на ощущения от органов артикуляции (положение губ, языка и пр.).
Каждое занятие должно начинаться с обязательного повторения всего изученного. На первых занятиях необходимо многократное повторение упражнений, на последующих – достаточно беглого.
Выполнение гимнастики для языка можно сопровождать показом картинок, соответствующих названиям упражнений (например, картинки с изображением лопатки, мостика и пр.).
Предварительный просмотр:
- Активизация мягкого нёба
В процессе выполнения упражнений необходимо добиваться наиболее высокого поднятия мягкого неба и удлинения времени удержания мягкого нёба в поднятом положении.
Упражнения | Качество выполнения упражнений ребенком точность, скорость, амплитуда). Трудности, возникающие при выполнении упражнений |
Глотание воды маленькими порциями, что вызывает наиболее высокое поднятие мягкого нёба. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания мягкого неба в поднятом положении. Детям предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды. Позевывание при открытом рте, имитация позевывания. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями. Покашливание, что вызывает энергичное сокращение мышц задней стенки глотки. |
II. Активизация щек и губ
Цель упражнений: развитие пластичности, точности движений, умения контролировать движения щек и губ.
Упражнения | Качество выполнения упражнений ребенком (точность, скорость, амплитуда). Трудности, возникающие при выполнении упражнений |
1. Надувание обеих щек одновременно. 2. Надувание щек попеременно. 3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами. 4. Сосательные движения – сомкнутые губы вытягиваются, вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти при этом сомкнуты 5. Оскал – губы сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов. 6. «Хоботок» с последующим оскалом при сжатых челюстях. 7. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта, с последующим смыканием губ. 8. Оскал при раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов. 9. Вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях. 10. Вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста). 11. При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. 12. Поднимание плотно сжатых губ вверх и вниз при плотно сжатых челюстях. 13. Поднимание верхней губы – обнажаются верхние зубы; оттягивание вниз нижней челюсти – обнажаются нижние зубы. 14. Движения губ хоботком влево-вправо. 15. Сильное надувание щек. 16. Удерживание губами карандаша или стеклянной трубочки. |
III. Активизация языка
Первая группа упражнений
Цель упражнений: развитие умения удерживать язык в определенном положении.
«Лопатка»: широко открыть рот, положить язык на нижнюю губу, держать мягким и расслабленным без движения. Методические указания: не открывать рот слишком широко, чтобы не было напряжения; следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа; не высовывать язык далеко – он должен только накрывать нижнюю губу; боковые края языка должны касаться углов рта. | |
«Мостик»: поставить кончик языка за нижние зубы, серединку языка сильно выгнуть вперед. Методические указания: не открывать рот слишком широко, чтобы не было напряжения; следить, чтобы работал только язык, – нижняя челюсть должна быть неподвижной; следить, чтобы не подворачивались губы. |
Вторая группа упражнений
Цель упражнений: развитие пластичности, точности движений языка, укрепление мышц языка.
«Иголочка»: сильно вытянуть кончик языка вперед и немного вверх, чтобы кончик был острый и тонкий. Методические указания: губы неподвижны, находятся в положении улыбки; следить, чтобы кончик языка не отклонялся; не следует чрезмерно напрягать кончик языка. | |
«Змейка»: из положения «иголочка» доставать кончиком языка верхние зубы и альвеолы (бугорки за верхними зубами). Методические указания: губы неподвижны, находятся в положении улыбки; двигая кончиком языка, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. | |
«Лошадка»: легко пощелкать кончиком языка, присасывая его к нёбу. Методические указания: упражнение сначала нужно выполнять в медленном темпе, потом быстрее; нижняя челюсть не должна двигаться; следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. | |
«Маятник»: движения сильно высунутого языка вправо-влево. Методические указания: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, – она должна быть неподвижной; язык – острым и тонким; рот широко открыт. |
Третья группа упражнений
Цель упражнений: развитие пластичности, точности движений языка, укрепление мышц языка.
«Чашечка»: поднять боковые края языка вместе с кончиком, чтобы в середине образовалась ямка. Методические указания: рот широко открыт; язык должен быть широким, боковые края касаются углов рта; не высовывать язык далеко; следить, чтобы не подворачивались губы | |
«Грибок»: из положения «лошадка» присосать язык к нёбу, нижнюю челюсть опустить. Методические указания: следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной; губы в положении улыбки; боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно | |
«Гармошка»: сделать «грибок», не опуская языка, поднимать и опускать нижнюю челюсть, чтобы под языком возникало легкое ощущение боли. Методические указания: следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны; открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти; следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. Данное упражнение помогает растянуть тугую подъязычную связку | |
«Дождик»: сделать «грибок», плотно прижав боковые края, легко щелкать кончиком языка, не опуская его. Методические указания: упражнение сначала нужно выполнять в медленном темпе, потом быстрее; нижняя челюсть не должна двигаться; следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей с различными речевыми нарушениями.
Одним из критериев подготовки ребёнка к школьному обучению является речевое развитие. Из опыта работы известно: речевые нарушения преодолеваются успешней, если ребёнок умеет читать....
Рекомендации специалиста родителям по развитию мелкой моторики детей
Философ Иммануил Кант говорил: «Рука - это вышедший наружу мозг человека». С раннего возраста при взаимодействии с предметами у детей начинает раз...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ...
Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.
Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие навыков связной речи....
Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...
Методические рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей с различными речевыми нарушениями
С помощью специальных игр, упражнений развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти упражнения способствуют развитию слухового внимания, слуховой памяти....