Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
методическая разработка по теме
1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.
2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слуха.
3.Влияние нарушений фонематического слуха на другие стороны развития детей.
4. Задачи по формированию фонематического слуха.
5.Этапы работы по формированию фонематического восприятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития.
Евстратова Наталия Владимировна,
учитель-логопед,высшая квалификационная категория,
МБДОУ ДСКВ № 46,г.Череповец.
Содержание:
1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.
2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слуха.
3.Влияние нарушений фонематического слуха на другие стороны развития детей.
4. Задачи по формированию фонематического слуха.
5.Этапы работы по формированию фонематического восприятия.
Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие»
Особенности формирования фонематического слуха.
Для правильного понимания обращенной речи необходим анализ различных компонентов речевого сигнала : интонационного ,синтаксического, семантического. По мнению Е.М. Мастюковой ,исходным условием понимания речи является восприятие интонационной структуры фразы и понимания значения входящих в нее слов.
У дошкольников подобный механизм декодирования речевого сообщения не сформирован и для понимания ими речевого сообщения важное значение имеют более низкие уровни восприятия и опознания речевого сигнала , в частности, фонематический слух.
С помощью фонематического слуха осуществляется не только прием и оценка чужой речи, но и контроль за собственной речью. Недоразвитие фонематического слуха оказывает влияние на восприятие речи, что обуславливает особенности восприятия речевого высказывания.
Схема восприятия речевого высказывания.
Первый уровень – прием | Происходит осознание интонации,тембра . Первичный синтез слова. |
Второй уровень осмысление | Вторичный синтез: опознание словосочетаний, предложений ,восприятие прямого смысла. |
Третий уровень осознание | Расшифровка подтекста. |
Четвертый уровень понимание | Высказывание понятно. |
Нарушение фонематического слуха ведет к нарушению восприятия уже на первом уровне. Следовательно у детей нарушаются осмысление ,осознание ,нет четкого понимания сказанного ему.
Из-за нарушения фонематического слуха происходит сбой и в порождении речевого высказывания.
Схема порождения речевого высказывания.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ- МОТИВ | ВНЕШНИЙ (СИТУАЦИЯ ) ВНУТРЕННИЙ (ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ ) |
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ -ЗАМЫСЕЛ | ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ |
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ-РЕАЛИЗАЦИЯ | ОТБОР СЛОВ,СЛОГОВ,ЗВУКОВ |
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ-ТРАНСМИССИЯ | ВЫХОД ВО ВНЕШНИЙ ПЛАН ПРОСОДИКА + СЛУХОВОЙ КОНТРОЛЬ |
Нарушения идут на третьем уровне. Ребенок не может четко и правильно произнести слова. Нарушение звуков носит диффузный характер, обусловленный низкими возможностями слухового распознавания звуков. Фонематический слух грубо нарушается. Возникают трудности даже при отборе сходных звуков. Задания по звуковому анализу слов детям непонятны. Ребенок не может выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове. Дети не различают на слух близкие по фонемообразованию звуки и дефектно отражают их в речи. С трудом различают звонкие и глухие, твердые и мягкие ,свистящие и шипящие звуки. Дети не могут соединить звуки в слова ,если звуки даны в неправильной последовательности. Все эти нарушения могут привести к неправильному пониманию обращенной речи ,к ошибочному употреблению слов.
Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слуха.
Формирование произносительной стороны речи -сложный процесс, в ходе которого каждый ребенок учится воспринимать обращенную к нему речь и учится управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала -звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. При восприятии ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке, фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые сливаются в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно из них извлечь фонемы и опознать их по постоянным различительным признакам. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух. Фонематический слух осуществляет операции различения узнавания фонем ,составляющих звуковую оболочку слова.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Р.Е.Левина считает ,что недостатки произношения фонем могут быть связаны с недоразвитием фонематического слуха. В то же время
недостатки произношения фонем в тех случаях, кода они выражаются в замене или смешении в словах, могут сами затруднять формирование фонематического слуха.
Влияние нарушений фонематического слуха на другие стороны развития ребенка.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания ,ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой логической памяти у детей снижена вербальная память ,страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Развитие мышления имеет свои специфические особенности. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями ,доступными их возрасту ,дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Задачи по формированию фонематического слуха.
1.Научить узнавать звук в составе слова, определять наличие звука в слове.
2.Развивать способность различать по смыслу слова ,в состав которых входят одни и те же звуки.
3.Учить различать слова-паронимы.
Через развитие фонематического слуха выводим детей к развитию фонематического восприятия, т. е. умения осознавать звуковую сторону слова.
Задачи по формированию фонематического восприятия .
1.Определение первого звука в слове.
2.Умение определить линейную последовательность фонем.
3.Умение определять позицию звука в слове по отношению к началу и концу слова.
4.Умение определять количество фонем в слове.
Этапы работы по развитию фонематического восприятия.
1 этап | Узнавание неречевых звуков. |
2 этап | Различение высоты ,силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков ,слов ,фраз. |
3 этап | Различение слов близких по своему звуковому составу. |
4 этап | Дифференциация слогов. |
5этап | Дифференциация фонем. |
6 этап | Развитие навыков элементарного звукового анализа. |
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение слушать речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развиваем умение узнавать и различать неречевые звуки.
На следующих этапах ,в играх и упражнениях учим различать высоту, силу, тембр голоса, вслушиваться в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже-слоги, фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формирование навыков элементарного звукового анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...
Об утверждении Порядка формирования группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», руководствуясь приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.1...
Порядок формирования группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития в МДОО Тайшетского района
Настоящий порядок регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
семенар-практикум для педагогов по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...
Автоматизация звука [Ш], развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Автоматизация звука [Ш], развитие фонематического слуха....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Мастер-класс...
Рекомендации: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие фонематического слуха». Это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих...