Рекомендации: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".
консультация
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие фонематического слуха».
- Это способность правильно слышать и узнавать звуки.
- Фонематический слух является одной из составляющих фонематической функции.
Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же.
- Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки.
Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву.
- Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит.
- Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого
- Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков.
- В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается не правильно.
- Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук--щук) . Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.
- К тому же, как видно из примеров, теряется и меняется смысл высказывания.
Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух начинается ряд проблем:
- он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там ждут трудности малыша.
- При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова.
- Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskih_sluh.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие фонематического слуха».
- Это способность правильно слышать и узнавать звуки.
- Фонематический слух является одной из составляющих фонематической функции.
Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же.
- Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки.
Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву.
- Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит.
- Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого
- Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков.
- В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается не правильно.
- Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук--щук) . Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.
- К тому же, как видно из примеров, теряется и меняется смысл высказывания.
Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух начинается ряд проблем:
- он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там ждут трудности малыша.
- При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова.
- Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки.
- В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма) .
- Если в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера (из-за плохих оценок) и в результате негативное отношение к процессу обучения.
Поэтому, очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить - сформирован ли у вашего ребенка фонематический слух, в норме ли его произношение.
- Проверить фонематический слух вы можете и сами: попросите ребенка повторить слоги попарно: СА –ЗА, ГА - КА, БА-ПА, ДА-ТА и т. д. Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА; ДА-ТА-ДА и т. д.
- Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых) , например: миШка - миСка, Зайка - Шайка, Рак - Лак и т. д. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук (например С) поймай его, хлопни в ладоши: а -п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.
Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению) . Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь, щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ;звонкие и глухие: д-т, в-ф и т. д.
Подготовила учитель – дефектолог: : Альвина Мунировна Майсюк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...
Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
семенар-практикум для педагогов по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста"
В данной консультации, даны игры для развития чувства ритма у детей....
Автоматизация звука [Ш], развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Автоматизация звука [Ш], развитие фонематического слуха....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Мастер-класс...
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Консультация, направленная на развитие у ребенка фонематического слуха...