Коллективные формы работы на уроках технологии в условиях ФГОС
статья на тему

Щебетина Вера Геннадьевна

Методы и формы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Щебетина Вера  Геннадьевна

 учитель технологии

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик

Саратовского района Саратовской области»

"Коллективные формы  работы на уроках технологии в условиях ФГОС"

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».     

      Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
 Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
-  анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; 
-  отличаться мобильностью;
-  быть способны к сотрудничеству;
-  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
           
На своих уроках я чаще организую групповые и коллективные  формы работы на уроке.
Коллективная деятельность учащихся рассматривается как актуальный метод воспитания и  приобщения детей к творческой деятельности. Частая смена видов деятельности на уроках позволяет делать урок продуктивнее.

Метод коллективного творчества выгодно отличается от традиционных, позволяя активизировать развития творческого потенциала учащихся, способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками, способствует снятию комплекса «не умею» и заниженной самооценки.

Творческая деятельность требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить все свои силы и внимание на том, что делаешь. Чем старше становится ребенок, тем более и более увеличивается    мера    посильного    ему    напряжения, организованности, способности планировать свою работу. Все чаще он решает творческие задачи, которые вырабатывают точность движения руки, координации ее действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Появляется высокая чувствительность к форме, размеру, цвету, составу и фактуре материала. Все это становится условием развития способностей.

Известно, что творчеству нельзя научить, ограничиваясь показом или рассказом. Для этого нужна соответствующая организация деятельности учащихся.

Для объединения учащихся, большими  возможностями  обладает коллективная форма учебно-творческой деятельности. Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение с целью обмена чувственной и познавательной информацией, практическим опытом и как средство формирования культуры самого общения.

За  основу в своей работе я взяла систематизацию    видов    коллективной деятельности, разработанную Комаровой Т.С. и Савинковым А.И., где предложены три основные формы организации совместной деятельности: совместно - индивидуальная, совместно - последовательная, совместно - взаимодействующая.

Совместно - индивидуальная форма организации коллективной деятельности характеризуется тем, что согласование действий участников работы осуществляется в её начале (этап планирования, обдумывание идеи) и на заключительном этапе (обсуждение результата) (рис.1).

Рисунок2
Рисунок 1

В методике организации работы над совместной композицией можно выделить ряд общих положений:

  • продумать композицию, цвет, размер;
  • выбрать единый материал и технику выполнения;
  • определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуальных элементах;
  • определить технику сборки;
  • назначить помощников для ведения работы по монтажу.

Первый из принципов, самый простой - принцип свободного размещения, т.е. элементы будущего изделия, размещаются свободно на подготовленном фоне. По такому принципу организованна работа над коллективными панно следующей тематике: оформление класса «Новогодняя ёлка» 7 класс, панно «Красная горка»  5 класс, «Пасхальное дерево» 5класс,  вышивка «Калейдоскоп» 7 класс и другие.

Роль организатора в организации совместно - индивидуальной работы принадлежит учителю. Достоинством совместно - индивидуальной формы организации деятельности на уроке является то, что она позволяет вовлечь в работу весь класс, проследить вклад каждого участника в коллективный результат и оценить работу.

Совместно-последовательная    деятельность    как    форма организации коллективного творчества учащихся представляет собой работу по принципу конвейера (эстафеты), т.е. когда результат действия одного ученика становится предметом деятельности другого (рис.2).

Рисунок1
Рисунок 2

Как правило, конвейер «включается» в том случае если на уроке перед учащимися встает задача: за короткий срок выполнить большое   количество   одинаковых   изделий, например, лоскутное панно (выполненное из одинаковых блоков), проект «Кто любит труд, того и люди чтут!», пасхальные сувениры, подарки ветеранам и др.

Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Необходимо продумать каждый этап работы. Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологии его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудности и количеству времени.

Совместно-взаимодействующая  форма является  наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке. Учителю здесь отводится роль организатора, руководителя и одновременно участника коллективного творчества.

Эта форма организации предполагает совместный характер действий всех участников на всех этапах работы. В данном случае продукт  творчества   есть   результат коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия всех участников на протяжении всей работы (рис.3). Примером могут служить коллективные творческие проекты «Возвращение на круги своя» 8 класс, «Русская гжель 5 класс», организация кукольного  театра,

Рисунок3
Рисунок 3

Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на уроке требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников умение общаться в процессе восприятия и практической деятельности, умение сотрудничать и уважать чужую инициативу, умение приходить на помощь, корректно указывать на ошибки.

Включение в календарно-тематический план коллективной деятельности может быть вызвано подготовкой к празднику. Если коллективная деятельность направлена на оформление интерьера школы, то основное требование в работе - качество и быстрые сроки. На этих уроках, как правило, в младших  классах используем совместно-индивидуальную работу, а в старших совместно-последовательную.

В отличии от младших школьников у подростков интерес к самостоятельной творческой  деятельности значительно ниже. Основной причиной  является развитие  объективной  оценки  своих способностей,   неудовлетворенность  низкими  результатами творческой деятельности.

Если результат индивидуальной деятельности не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит его ожидания.  В отличии от индивидуального коллективное творчество, как правило, имеет практический и общественно значимый результат.

Использование  на  практике коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.

Учащиеся стали более активными на уроке, более уверенными в своих возможностях, улучшились взаимодействия со сверстниками, все чаще они стали проявлять инициативу по оформлению школы к праздникам и участию в районных выставках которые были отмечены грамотами и дипломами.

Уроки строятся по совершенно иной схеме. В соответствии с изменениями упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик стал живым участником образовательного процесса.

При реализации  ФГОС  необходимо понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы основного и общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Организация коллективных форм обучения  в современных условиях, провоцируют  детское действие.

Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М. 1981.

2. Колякина В.И. Методика организации уроков. - М. 2002.

3. Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей-М. 1998

4. Млик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М. 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики на уроках технологии в условиях ФГОС

В процессе труда часто возникала необходимость объяснить что-то друг другу. Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Позже жесты стали сочетаться с возгласами, вык...

Формирование трудовых навыков учащихся на уроках «Технология» в условиях ФГОС

Практическим результатом данной  работы явились разработки методического материала для учителя технологии по проведению уроков, практических работ и дидактического обеспечения для проведения заня...

Организация рефлексии на уроках технологии в условиях ФГОС основного общего образования

Сегодня  рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке....

Формирование трудовых навыков учащихся на уроках технологии в условиях ФГОС..

Этот реферат был выполнен при прохождении курсов повышения квалификации....

Технологические, инструментальные и операционные карты. Их разработка и использование на урока технологии в условиях ФГОС.

Проект разработан для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. Оказывает учителю повседневную помощь при подготовке к урокам. При помощи технологических карт я точно отслеживаю минимальные и д...

Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»

Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ.  Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...

Методическая разработка по технологии на тему:"Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС".

В данной работе сделана попытка отразить роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколении, место в курсе «Технология», познакомить с принципами разработки, а также методикой выполнени...