Статья "Особенности работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС"
статья

Опарина Ольга Александровна

В статье приводятся теоретические положения, касающиеся работы педагога с одаренными детьми. Рассматривается нормативно-правовое обоснование данной деятельности, приводится характеристика педагогических технологий, рекомендованных для работы с этой категорией обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы с одаренными детьми

В условиях реализации ГОС

Опарина Ольга Александровна,

Учитель истории МБОУ СОШ№2

г.Вязники Владимирской области

Работа с одаренными детьми – сколько на эту тему написано монографий, диссертаций, сколько педагогов уже поделились опытом работы с такими детьми! Думаю, не ошибусь, если скажу, что преобладающее количество практикующих учителей ежедневно ведут работу с одаренными детьми. Кто-то делится опытом работы с ними, кто-то пишет диссертации и научные труды. Но сколько бы ни было работ по этой теме, быстро меняющиеся реалии образования привносят в работу с детьми, в том числе, одаренными, новые технологии, рождают новые приемы и методики.

Задача учителя- выбрать из огромного числа этих методик те, применение которых даст наибольший результат в работе с одаренным ребенком. И главное, чтобы этот результат был.

Начнем с того, а кто же такой одаренный ребенок. Определений и подходов очень много.

Так, Франц Монкс в работе «Одаренные дети» говорит, что «одаренным можно назвать ребенка, имеющего хороший интеллект и высокие достижения. Безусловно, и успехи, и интеллект присутствуют во всех основных научных моделях одаренности, но они являются лишь частью многих других компонентов данного понятия. Кроме того, научные модели различаются по тому, на какой аспект одаренности они делают акцент. Согласно одним моделям, центральной составляющей одаренности являются врожденные способности, другие же ключевым звеном считают взаимодействие со средой или же делают ставку на чем-то еще.»[1] Но если интеллект не является единственным и самым важным компонентом одаренности, то что же такое одаренность? Кто же такой одаренный ребенок?

Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности»[2].

Приводить другие определения, скорей всего, будет излишним. Разберемся, а как формируется это качество.

Многие исследователи ставят в один ряд такие понятия, как одаренность, способности, талант, гениальность. Убеждают нас в том, что между этими категориями практически нет различий. Однако если мы посмотрим словари, что увидим, что разница есть, и она существенна. Так к какой категории можно отнести одаренного ребенка?

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков), что проявляется в наличии способностей, и социальной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. А это, как известно, может «перевести» способности на более высокий уровень их проявления- талант и даже гениальность.

Практика показывает, что если однажды ученик получит статус одаренного ребенка, это не значит, что он этот статус сохранит навсегда. Различные обстоятельства могут привести к тому, что ребенок утратит интерес к данному предмету или данной теме. Он перестал быть одаренным? Скорее всего, нет. Поэтому рациональнее будет, если к таким детям будет применяться статус «ребенок с признаками одаренности»

Как отличить одаренного ребенка от обычного ученика? А. И. Доровский говорит, что таких детей отличают следующие признаки:

1. Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

2. Способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.

3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо. Отсюда — постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.

7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».

8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.

9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.[3]

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности. Как построить эту деятельность, как помочь ребенку не растерять качества, которые в будущем могут сделать его светилом науки? Какие технологии подобрать учителю, чтобы ребенок не растерял интереса к предмету?

Ответ на эти вопросы дает ФГОС и различные документы и программы по работе с особенными, одаренными детьми.

Почему растет интерес к работе с одаренными детьми? Я думаю, что это объясняется общественными потребностями. Прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Современный мир требует от человека не только высокой активности личности, но и ее высокоразвитых умений, способности нестандартно мыслить, принимать оригинальные решения. Именно поэтому одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2 процентов. Это очень маленький показатель.

 Еще один факт - около 30% учащихся за время их одиннадцатилетнего обучения снижают исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если педагог не будет заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства»

Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, ФГОС[4] делает акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности ребенка быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Именно этот документ говорит о том, что школе необходимо обеспечить условия «для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья». Поэтому сегодня важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Но часто проблемой педагога, школы является тот факт, что одаренного ребенка не всегда видно. Для того, чтобы определить наличие этой самой одаренности, необходимо помнить, что творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и раскрывается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей его характеристикой и развивающим компонентом является ярко выраженная познавательная потребность, составляющая основу познавательной мотивации, которая у одаренного ребенка доминирует над другими типами мотивации. Как ее определить? Вот тут и требуется глубокая диагностика, которая не просто выявит повышенный уровень способностей ребенка, но и поможет педагогу выбрать оптимальные методы и приемы работы с такими детьми.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что продолжающееся научно-техническое и технологическое развитие общества, формирование информационного общества, активная интеграция России в мировое сообщество и развитие гражданского общества ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве. Для того, чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в нашем случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом.

Работа с одаренными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей. Создана обширная нормативно-правовая база по работе с такими детьми.

1. Федеральный закон «Об образовании», который предусматривает

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ;

- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования;

- возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся;

- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Концепция модернизации образования.

В настоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. Концепция модернизации образования содержит идею доступности, качества и приоритетности образования. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержден приказом от 31 мая 2021 года Министерства просвещения РФ. Сайт http://standart.edu.ru/.

ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России. Открывается перспектива для достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

ФГОС являются совершенно новым документом для образования, хотя школы работают по ним несколько лет.

Новизна его заключается в концепции, методике, в системе требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. Внедрение и реализация данного документа подразумевает иные подходы к образовательному процессу. Требуются и новые подходы к созданию образовательного пространства, другой методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы учитель владел современными компетенциями в своей деятельности. Сохранение и развитие одарённости детей по ФГОС - это важнейшая проблема нашего общества, и перед учителем стоит основная задача –способствовать развитию личности ребенка.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, делают ставку на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, на его духовно-нравственное воспитание. ФГОС предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие переход с объяснительного метода обучения на деятельностный. Изменяется и оценка результатов обучения, так как оцениваются теперь не только предметные знания, умения и навыки, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результаты учащегося.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Данный документ утвержден Президентом РФ 4 февраля 2010 года № ПР-271.

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В документе определяется стратегия развития системы поддержки талантливых детей.

Имеются и другие документы, регламентирующие деятельность педагога по работе с одаренными детьми.   Несмотря на активную позицию государства в поддержке одаренных детей, невозможно собрать всех, имеющих признаки одарённости, в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми является одной из важнейших задач конкретной школы и педагога.

Исходя из содержания вышеназванных документов, можно сформулировать основные идеи работы с одаренными детьми в школе.

1. Природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления.

2. Одаренность базируется на внутренних особенностях ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий.

3. Педагог обязан увидеть и выявить грани одаренности, создать все условия для ее развития и реализации.

4. Для развития и реализации одаренности необходимо создавать развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию способностей.

5. Главным вектором в работе с одаренными детьми является развитие мыслительных процессов.

Выше было сказано, что одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей.

Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

В науке существует несколько подходов к определению видов одаренности. В большинстве ученые выделяет академическую, общую интеллектуальную, художественную, творческую, социальную и музыкальную одаренность. В нашем случае мы имеем дело с академической, общей интеллектуальной одаренностью. Она характеризуется тем, что дети довольно легко овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и надолго сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих предметных сферах.

  Также ученые выделяют явную и скрытую, потенциальную и актуальную, общую и специальную, раннюю и позднюю виды одаренности

 На  основании представленных классификаций выделяют следующие  категории одаренных детей:

1.        Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2.        Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3.        Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4.        Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5.        Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.[5]

В данной работе будет представлен опыт работы с детьми первой и второй категорий.

Какие же факторы влияют на развитие одаренности ребенка? Ученые называют:

1. биологические

2. физические

3. социальные (в том числе, педагогические)

4. семейные

Наша задача - рассмотреть педагогические условия как фактор развития одаренности. Они являются, пожалуй, самым важным фактором в этом процессе. Подходят ли для него обычные методы и принципы, которые используются для так называемого «усредненного ученика»? Нет. Это однозначно. Для работы с одаренными нужно использовать совершенно иные методики, в том числе, содержание обучения, его структуру, использовать особые педагогические технологии.

Безусловно, вся работа должна начинаться с диагностики 

Определить, одарен ребенок или нет, без особых методик практически невозможно.

Основываясь на классической психодиагностике интеллекта, ученые выделили критерии определения интеллектуальной одаренности:

- одаренный ребенок имеет высокий коэффициент интеллекта (выше 110 по Векслеру, Гилфорду, Кеттеллу и др.);

- одаренный ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью;

- он проявляет выраженную и разностороннюю любознательность;

- часто с головой уходит в то или иное занятие;

- охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний;

- его знания гораздо глубже, чем у сверстников;

- проявляет исключительные способности к решению учебных задач.

Мониторинг личностного развития ребенка неплохо помогает осуществлять современная эффективная форма оценивания обучающихся – портфолио.

Итак, диагностика проведена, но это только первый этап диагностической работы с учащимися. Исследования будут сопровождать учебный процесс до окончания школы таким обучающимся.

Второй этап работы педагога - отбор содержания учебной деятельности.

Работу начинаем с рационального отбора содержания учебного материала.

Рабочая программа имеет первостепенное значение в работе с одаренными. Идеальным вариантом для таких детей является индивидуальная образовательная программа. Но поскольку не все школы могут найти дополнительное финансирование для оплаты труда учителя с особенным ребенком, необходима коррекция содержания рабочей программы класса, в котором обучается такой ученик.

В рабочей концепции одаренности по этому поводу говорит, что программа для одаренных должна соответствовать следующим принципам[6] 

-она должна быть ускоренной, усложненной и усовершенствованной

-качественно превосходить обычный курс обучения

-корректироваться самими учениками

-способствовать развитию мышления

Существует несколько стратегических линий разработки содержания деятельности одаренного ребенка.

1.Стратегия ускорения.

Предполагает ускорение темпа прохождения учебного материала. Понятно, что эта стратегия не может охватить весь класс. Ведь тут преобладающее количество обучающихся имеет обычный уровень способностей. Поэтому есть практика перевода одаренного ученика в следующий класс через полгода обучения. Таким образом, он может за год освоить программу двух курсов. Нельзя забывать, что это большая редкость. Чаще в школе мы имеем дело с одаренностью по какому –либо одному-двум  предметам.

2. Стратегия «Индивидуализации обучения».

Это и есть реализация индивидуального образовательного маршрута, что и будет представлено в следующей главе  

3. Стратегия «Обучение мышлению».

Это работа по целенаправленному развитию и коррекции интеллектуально-творческих способностей

4. Стратегия «Исследовательское обучение» 

предполагает активизацию процесса обучения и придание ему исследовательского, творческого характера.

5. Стратегия проблематизации 

предполагает ориентацию ребенка на решение какой-либо учебной проблемы.

6. Стратегия «погружения» - применение достаточно новой технологии БСП- блочно - событийного погружения .

Третий этап работы с одаренными детьми - организация учебно-воспитательного процесса с применением эффективных педагогических технологий.

Русскому педагогу К. Д. Ушинскому принадлежат мудрые слова: «Ученик на уроке устает не от деятельности, а от ее однообразия». Поэтому важно разнообразить приемы и методы ведения урока. Что использую я?

Проектная технология

В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Однако, вследствие того, что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно, она в 30-е гг. XX в. стала рассматриваться как «непедагогическая». Лишь в последнее время, в связи с изменениями в современном образовании, к этой технологии вновь возник интерес.

Технология сегодня достаточно распространена, но опыт показывает, что не все педагоги правильно ее используют. Проверка итоговых работ 9-классников (а я являюсь экспертом по проверке итоговых работ) показала, что некоторые педагоги сами не понимают сущности проекта.

Что же эта технология представляет?

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой интеграция фактических знаний (иногда путем самообразования) для активного включения школьников в освоение новых способов человеческой деятельности. 

Учебный проект – это задание обучающимся, сформулированное в виде проблемы, их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учеников с учителем и другими учениками и способ решения проекта.

Целью образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения является создание условий учебной деятельности, при которых: ученики самостоятельно и, что не менее важно, мотивированно ищут и обрабатывают информацию; ученики умеют применять теорию на практике; умеют взаимодействовать друг с другом, вести диалог, владеют основами  исследовательской деятельности;  развивают системное мышление.

Метод учебных проектов иллюстрирует деятельностный подход в обучении, поскольку он осуществляется через деятельность.

При организации групповой работы учеников над проектом следует учитывать, что только личная заинтересованность в получении результата и положительная мотивация к решению проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли обучающихся в проектной деятельности формируют ключевые базовые компетенции - создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации; моделирование; проектирование; совместную деятельность; рефлексию; самообучение. Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами обучающихся, что обозначает пути продвижения каждого ученика от репродуктивного уровня обучения к творческому. Проектирование формирует личностные качества обучающихся, в первую очередь умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов, анализировать результаты деятельности

Последовательность работы над проектом:

1. Подготовительный этап – погружение в проект: мотивация деятельности обучающихся, определение темы, проблемы и целей. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находится в зоне ближайшего развития школьников. Формулировка проблемы, отражение аспектов ее рассмотрения, векторов направления поиска предлагаются ученикам не просто как информация, а как реальность жизни вместе с личностным отношением к ней самого учителя. Своей позицией по отношению к проекту учитель дает понять, что готов поддержать обучающихся в их деятельности. По времени этот этап является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

2. Планирование и организация деятельности – определение групп по направлениям деятельности, формулировка целей и задач каждой группы, определение роли каждого участника. Группа определяет источники информации, способы сбора и анализа, представления результатов деятельности (отчет, презентация и др.). Планирование может быть последовательным или параллельным.

3. Исследование (осуществление деятельности) – сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются обучающиеся – это разные способы получения информации: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и др. степень автономности школьников зависит от того, как учителя их подготовили к овладению методами и технологиями самостоятельной работы. Результаты, полученные путем исследования, анализируются и формулируются выводы.

4. Представление результатов исследования (отчет). Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчет с демонстрацией материалов на конференции, письменный отчет в тезисах и докладах, журналистский отчет – резюме для публикаций в прессе.

Лучше осмыслить последовательность этапов работы над проектом через изучение таблицы

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Содержание деятельности

Подготовительный

- Знакомство с замыслом проекта;

- Мотивация обучающихся;

- Помощь в постановке целей

- Обсуждение предмета исследования с учителем;

- Получение дополнительной информации;

 - Уточнение и корректирование цели

- выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.) - определение количества участников проекта, состава группы

Планирование работы

- Предложение идей;

- Высказывание предложений по решению задач проекта;

- Организация группы;

- Распределение ролей в ней

- Определение сроков работы (поэтапно)

- Обдумывание плана действий;

- Формулирование задачи;

- Разделение на группы;

- Распределение ролей

- определение источников информации

 - планирование способов сбора и анализа информации - планирование итогового продукта (формы представления результата) Продукт: – отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов) – издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д. г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

-распределение обязанностей среди членов команды

Осуществление исследования

- Наблюдение, совет;

- Косвенное руководство деятельностью;

- Консультации по вопросам презентации

- Выполнение исследования;

- Решение промежуточных задач; - Анализ информации;

 -Подготовка материалов к презентации

-Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. -Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д.

Представление

результатов

исследования

(отчет),

- Формулировка целесообразных вопросов;

 

- Обсуждение найденного способа решения проблемы;

-Представление разнообразных форм результата работы.

Выводы(рефлексия

- Оценивание усилий обучающихся, источников информации, результатов решения проблемы, возможностей продолжения исследования, качества отчета

-Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

-Анализ информации. -Формулировка выводов.

Подходов к определению видов проектов много.

1. Монопредметный проект – в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины) укладывается в классно-урочную систему.

2. Межпредметный проект предполагает использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

3. Надпредметный (внепредметный) проект выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Следующая классификация выделяет такие виды проектов:

1. Исследовательские проекты. Очень похожи на настоящие исследования, так как основаны на решении проблем в науке. Отличаются строгой структурой.

2. Информационные проекты. Их можно назвать составной частью исследовательских проектов.

3.Творческие проекты. Не имеют строгой структуры.

4. Социально-ориентированные проекты – те, которые имеют как теоретическую, так и практическую ценность для общества.

Проекты можно разделить и на другие группы:

По продолжительности:

- краткосрочные (один, максимум два, урока),

- среднесрочные (одна или две темы),

- долгосрочные (как правило, проводятся во внеурочное время).

По интеграции:

- с использованием информации только из одного предмета

- с использованием информации из нескольких предметов.

Последние больше интересуют учеников, по их же словам.

По числу участников:

- индивидуальные (работа выполняется одним человеком),

- коллективные (работа выполняется несколькими людьми)

- групповые (работа выполняется несколькими людьми, объединенными в группы).

Условиями успешности проектной деятельности являются:

 четкость и конкретность постановки цели проекта;

 определение планируемых результатов;

 констатация исходных данных.  

Виды презентации проектов:

• анализ данных социологического опроса • атлас • бизнес-план • видеофильм • видеоклип • выставка • газета • журнал • законопроект • игра • инсценировка • карта • коллекция • костюм • макет • маршрут путешествия • модель • музыкальное произведение • мультимедийный продукт • оформление кабинета • научный доклад, конференция • пакет рекомендаций • письмо • праздник • пресс-конференция • прогноз • публикация • путеводитель • реклама • система школьного самоуправления • сказка • справочник • статья • схема (кластер) • сценарий • таблица • театрализация • учебное пособие • чертеж • экскурсия

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования.

Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

Существуют ограничения в применении технологии проектного обучения . К ним  относится: невысокий уровень мотивации учителя и/или учеников к использованию рассматриваемой нами технологии; недостаточная способность учеников к исследовательской деятельности; невозможность точной оценки[7].

Следующая технология, применяемая мною в работе с одаренными детьми - технология критического мышления. Думаю, многие педагоги пробовали использовать ее в своей практике. Я посвятила работе с ней, в том числе, выбрала ее в качестве методической темы, более 20 лет. Поэтому наработок по этой теме особенно много.

Что понимается при этом под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление – таким образом, по сути, - некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов - осмысление – размышление». Рассмотрим эти стадии подробно.

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова я создаю тщательно продуманным, умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые мною здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого педагога имеется собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.

На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает обучающимся самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Перечислю методы данной технологии.

Наиболее популярным из современных методов является кластер.

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «Прогресс: реформа и революция»).

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели я организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы, на любом уроке.

 Замечу, что кластер может быть логически выстроен, а может выступать лишь первым наброском к последующему осмыслению. При построении кластера важным представляется именно выделение элементов и выстраивание связей между ними; собственно, первый набросок может быть позднее переосмыслен и даже превратиться в таблицу. 

Конечно, учащимся может быть предложен и такой способ структурирования текста – как оформление его в таблицу. Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Многообразие дидактических упражнений, построенных на табличном методе столько велико, что я приведу здесь только несколько:

- заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста;

- описание логики построения таблицы;

- построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.

Приведу еще несколько видов интересных упражнений, связанных с созданием таблиц.

Упражнение «Двойной дневник» дает возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. Оформление «Двойного дневника». Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?

Выписки из текста                          

вопросы и комментарии

Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет читателя быть более внимательным к прочитанному, поэтому я договариваюсь с учащимися о каком-то конкретном количестве выписок, которые будут сделаны по тексту.

Еще одним интересным табличным приемом является таблица, которую авторы назвали: «Знаю, хочу узнать, узнал». Я довольно часто использую ее на уроках.

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), учащиеся заполняют графу «Узнал».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить еще две графы для заполнения.

знал

Узнал новое

Хочу узнать

Могут ли заполнить такую таблицу все ученики? Опыт показывает, что не все справляются с таким видом деятельности. Если ученики с повышенным уровнем способностей уже через 3-4 минуты могут представить результат своей работы, то ученики даже со средним, и тем более, ниже среднего или низким уровнем способностей могут с ней не справиться вообще. Тут я стараюсь дифференцировать виды работы. Средним ученикам можно предложить прочитать текст и составить вопросы к нему, а сильным- заполнить таблицу ЗХУ.

Есть еще один популярный методический прием, названный сторонниками критического мышления -Таск-анализ. ТАСК - это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ, его цель - помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста предстоит размышлять обучающимся. Наиболее рационально ответы на вопросы нужно занести в специально сконструированную таблицу. Здесь мы снова встречаемся с культурой вычленения тезисов и антетезисов того или иного текста. И снова этот вид деятельности в целом могут выполнить дети с высоким уровнем развития способностей. Так, если 1,2 вопросы доступны для ответа практически всем, то последующие требуют особого типа мышления, умения анализировать, сравнивать и делать выводы.

Таким образом, предлагаемый метод заставляет учеников относиться к текстам и в качестве читателей, и в качестве соавторов, это помогает им устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств. Использование ТАСК значительно улучшает способность учеников читать и оценивать прочитанное. Это наиболее очевидно проявляется при подготовке к групповой дискуссии в ходе выявления слабых места в собственных доказательствах, таких, к примеру, как несоответствие материала, отсутствие доводов в защиту, ошибочность предубеждения, неуместные ссылки на авторитеты. Также улучшается их умение составлять доказательства.

В случае, когда обучающиеся получают в индивидуальный доступ учебные книги, в которых может идти вся необходимая работа, процедура конспектирования может быть заменена графической разметкой текста. Я тоже практикую этот прием.

К формам такой разметки относятся: подчеркивание, выделение цветом, маркировка специальными значками и т.д.

Мастерами работы с текстовой информацией даже изобретены две методики, получившие устойчивые названия и толкование.

Первая называется «Инсерт»- звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что им уже известно;

-- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

С этой работой справляются все.

2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производится в аудитории, при этом я даю свои комментарии по ходу чтения.

3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

v

+

-

?

4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Очевидно, что этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Предложенные значки могут быть заменены другими символами по вашему усмотрению. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии ранжирования информации. Как правило, это задание тоже не вызывает затруднений.

Вторая методика, ничем не уступающая первой в простоте применения, называется «Плюс, минус, интересно». В данном случае текст размечается с помощью трех видов значков, логика расстановки которых может быть выбрана учителем или самим обучающимся. Например: анализ теста с точки зрения того или иного тезиса. Тогда значок «Плюс» сигнализирует о сильном аргументе в поддержку тезиса, «минус» о слабом аргументе или аргументе в пользу антитезиса, «интересно» - представляет собой повод для размышления. Эти же три значка может использовать ученик для оценки значимости или новизны материала для себя лично. 

Следует упомянуть еще одну форму работы с сильными учащимися-эссе.

Эссе – жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Классиком-основателем опытов с эссе считается М. Монтень. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике, в российской школе эта форма и сам термин становятся все более и более популярными в последнее время. Особенно если учесть, что в КИМах на ЕГЭ по обществознанию и истории последние задания - эссе или историческое сочинение.

Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки изученного. Собственно, теме создания эссе посвящены многие научные и научно-популярные трактаты. Здесь же хотелось бы отметить, что разнообразие форм эссе определяется тремя основными факторами:

- временем, которое на него тратится;

- умением строить логичные композиции (в уже известной нам логике, например, вызов, изложение тезисов, аргументация, выводы);

- художественным даром автора, выразительностью речи, богатством привлекаемого культурного контекста и т.д. Вот тут опять необходимо отметить, что качественную работу может представить только одаренный ребенок. Другие же дети, даже понимая алгоритм написания эссе, не всегда справляются с особенностями этого вида задания.

Для написания эссе я предлагаю и 5 ,и 10 минут , в других случаях эссе может стать серьезным заданием для выполнения в свободное время.

Если создание эссе – замечательное задание для обучающегося, направленное на лучшее понимание текста, то для меня эссе превращается в один из самых значительных инструментов диагностики в образовательном процессе.

Еще раз отмечу, что технология критического мышления, как кажется на первый взгляд, может применяться при обучении всего класса. Это так. Но некоторые приемы ( ТАСК, ИНСЕРТ, эссе и другие) дети со средним или низким уровнем способностей к учению не могут выполнить качественно. Поэтому нужно дифференцировать задания для разных групп учащихся при использовании данной технологии.

 Особенно хочу остановиться   на технологии БСП - блочно-событийных погружений.

Школа, в которой я работаю 31 год, активно участвует в реализации темы городского педагогического сообщества «Повышение образовательных результатов, личностной эффективности обучающихся через развитие экологического, гибкого, продуктивного мышления».

В течение двух лет инициативная группа педагогов города работала над созданием и реализацией проекта «БСП учащихся». Технология интересная, и особенно хорошо она вписывается в такой учебный предмет, как история. Какие приемы содержит эта технология?

Блочно - событийное погружение (БСП) - это технология проведения уроков в общеобразовательной школе. Суть БСП в том, что обучение ведется не отдельными темами на отдельных уроках, а целыми блоками. Блок объединяет уроки по одной или нескольким темам в одно событие.

Событию придумывается название и цель, которую нужно достигнуть в процессе «проживания» этого события.

Построение уроков я веду так, что событие (тематический блок) именно проживается детьми в процессе выполнения разных заданий, в основном практического характера.

Проживание любого «события» начинается с мотивационного начала. Это может быть фрагмент фильма, картинка, фотография, песня, стих, проблемный вопрос, ребус и так далее. Мотивационное начало призвано вовлечь учащихся в активную деятельность, вызвать интерес к изучению темы.

Основная часть урока называется «продуктивная деятельность» и проводится в виде парной, а чаще всего, групповой работы. В группе обязательно есть лидер, т.е. ученик с высоким уровнем мотивации к предмету.

Каждая группа получает задание, проблему, задачу. Группа детей должна найти разные пути решения поставленной задачи, то есть проявить дивергентное мышление. В этом смысл БСП показывает, что в процессе групповой деятельности у ребят развивается дивергентное мышление и формируется эмпатия - способность сопереживать, участвовать в диалоге, принимать чувства другого, как свои собственные.

В конце этого блока (продуктивная деятельность) каждый учащийся создает обобщающую опорную схему, в которую укладывает все знания, которые получил в процессе блочно - событийного погружения. Схема любая, в любом виде и формате. Лидер группы может помочь, направить более слабых учащихся, дать необходимые разъяснения.

Следующий этап в технологии БСП - это рефлексия - обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, какое-либо их переосмысление.

Ребенок должен осмыслить и написать, с какими трудностями он столкнулся при погружении в событие, что, наоборот, ему понравилось, что понравилось у его товарищей по классу, по его рабочей группе.

И последним, но обязательным и очень важным этапом блочно - событийного погружения, является обратная связь. Она, в идеале, должна быть анонимной.

Ребенок должен оценить, понравилось ему погружение в событие или нет. Это может быть в виде смайлов, в виде голосования по телефону, либо просто написанное на бумаге или поставленный знак «+» или «-».

Главная особенность урока-погружения в том, что он строится на внушении, а не на убеждении. Основные принципы, задействованные в такой модели: удовольствие, релакс, единство сознания и подсознания, двухстороння связь.

Причем, несмотря на то, что расслабленность и радость упоминаются как ведущие принципы, урок-погружение - это урок активный, предполагающий концентрированное внимание и активацию резервов каждого ребенка. А единство сознания и подсознания обеспечивается за счет того, что подача нового материала строится так, чтобы активизировать чувственное восприятие учеников, развивая их музыкальные, художественные, хореографические таланты.

Обязательные компоненты урока-погружения

В методике принято выделять следующие компоненты, которые являются обязательными для уроков-погружений:

  • Активные формы обучения. Чаще всего во время урока-погружения используются групповые формы работы, приемы взаимообучения, игровые приемы.
  • Подача информации крупным блоком. Это относится, прежде всего, к выбору дидактического материала. Для урока-погружения эти материалы должны носить не детализированный характер, а обобщенный - такой, который позволяет объединить логическое и эмоциональное восприятие.
  • Артистические средства (паузы, игры, танцы, музыка, песни, картины и пр.) - важнейший элемент урока-погружения. Это такие средства, которые создают эмоционально-чувственную обстановку на уроке.
  • Контроль знаний проводится в зачетной форме. Хотя допускаются и задания творческого толка.

  Модели погружения

Эти модели предлагаются разными методистами. Но все они строятся на базе теории, предложенной М.П. Щетининым.

  • Погружение в образ.
  • Межпредметное.
  • Метапредметное.
  • Эвристическое.
  • Погружение в сравнение.
  • Погружение в культуру.

Алгоритм подготовки урока-погружения

  1. Составление учителем понятийного словаря.
  2. Оформление кабинета (если используется погружение в культуру или в образ).
  3. Подготовка дидактического и артистического материала обобщенного вида, предполагающего задействование эмоционального, чувственного восприятия.
  4. Разработка творческих и игровых заданий разного толка.
  5. Выбор формы урока. Наиболее удобны для урока-погружения формы путешествий, прогулок, интеллектуальных соревнований.

Таким образом, урок-погружение может быть проведен по любому предмету.  

Далее я перечислю еще ряд технологий, которые можно использовать в работе с одаренными детьми и дам очень краткую их характеристику.

Технологии поддержки ребенка. Наиболее полно эти технологии представлены в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии (К. Роджерс). Согласно этим исследованиям, основная задача педагога состоит в оказании помощи ребенку в его личностном росте. Иначе говоря, педагогика должна быть сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье.

Как показало наше исследование, педагог может создать в работе с одаренными детьми атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:

- на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное доверие к ним;

- помогать учащимся формулировать цели и задачи предстоящей деятельности;

- исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;

- быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому можно всегда обратиться;

- быть активным участником группового и субъект-субъектного взаимодействия;

- открыто выражать свои чувства;

- стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого ребенка;

- хорошо знать себя и свои возможности.

Таким образом, основными показателями технологий поддержки выступают: внимательное, приветливое отношение к ребенку, доверие к ним, взаимопонимание и сотрудничество, использование деятельностного содержания, позитивная оценка достижений и др.

Технология самоисследования. Педагог, организующий самопознание и самовоспитание детей, делает упор на их самосознание, проникновение самим ребенком в свой внутренний мир. Задача изучения личности решается в ходе этого процесса. Меняется педагогическая позиция: из наблюдателя педагог превращается в советника, консультанта, помощника.

В рамках использования этой технологии выполнялись разнообразные творческие работы учащихся. Например, на уроках обществознания это могут быть мини-проекты на тему: Ценности моей жизни; Я и моё будущее; Главные слагаемые успеха в жизни; Мир моих увлечений; Ответственность в деле; Личное достоинство и др.

Технология воспитания в педагогических ситуациях. Педагогическое воздействие имеет такие составные части, как цель и связанные с ней содержание, воспитательные средства, оценку конкретной ситуации, учебных условий.

Цель педагогического воздействия – это изменение личности в определенном плане в ходе целостного учебно-воспитательного процесса. Поэтому столь важна система педагогических воздействий, служащих определенной педагогической задаче в рамках общей цели образования и воспитания одаренного ребенка.

        Технология педагогических мастерских. 

Основная идея «мастерских» заключается, во-первых, в интериоризации знания через личный опыт ученика, предполагающий самостоятельное «открытие» этого знания через исследование его  структуры, и, во-вторых, в убежденности, что способные ученики способны строить своё знание самостоятельно.

В моем случае сущность технологии «Педагогическая мастерская» состояла в том, что специально организованное мною развивающее пространство позволяло ребенку приходить к «открытию» знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель. Под развивающим пространством мы понимаем те объективные жизненные ситуации, в которых содержаться все необходимые условия (потенциальные возможности) для развития потребностей и способностей ребенка.

Принципами построения педагогических мастерских являются:

1. Педагог-мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. Он включает в образовательный процесс эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, актуализирует личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы).

3. Педагог-мастер работает вместе со всеми, он равен ученику в знаниях.

4. Он не торопиться с ответами на вопросы.

5. Необходимую информацию педагог подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребенка.

6. Исключает оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок), а через социализацию, публичное обсуждение работ дает возможность появления самооценки и её изменения.

Данная технология ориентирована не столько на знание, сколько на убеждения, которые мы рассматриваем как знания, осмысленные на основе их применения для выполнения творческих заданий и переведенные в долговременную память. Логика такого процесса выглядит следующим образом: изучаемая информация – чувственный опыт – представления – репродуктивная деятельность – знания и репродуктивные умения – учебная творческая деятельность – убеждения и творческие умения – научная творческая деятельность – коррекция убеждений и исследовательские умения.

Технология коллективной мыследеятельности (КМД) состоит из системы проблемных ситуаций, которая обеспечивается системой модулей. Именно модули позволяют дозировать технологический процесс и делать его непрерывным. Цели, содержание, способы развития определяются педагогом и учащимися совместно с учетом интересов и способностей последних.

Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений. При этом существенно меняется отношение к другому человеку как к личности: отчужденность, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.

Коллектив выступает механизмом развития личности. Успех определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого.

Системообразующим моментом технологии КМД является рефлексия. В педагогической практике развивающего обучения анализ учебной проблемы на третьем этапе прекращается, поскольку проблема решена. Однако результативность обучения многократно возрастает, если поднять ребенка до осознания собственной и коллективной только что произведенной деятельности как конкретного выражения общих законов человеческой деятельности. Рефлексия позволяет осознать метод, который привел к этой активной познавательной деятельности.

Именно метод, понятый и освоенный детьми, становится тем социокультурным результатом, который и позволяет по-новому строить свою учебную деятельность.

Технология обучения как учебного исследования. Опираясь на основные идеи авторов этой технологии, я в своей работе с одаренными детьми следовала таким положениям:

1. Ученик должен сам испытывать те операции, с помощью которых факты соединяются в идеи и понятия, а не усваивать готовые выводы из чьих-то мыслительных операций.

2. В содержании предмета необходимо выделять ведущие стержневые понятия. Это делает предмет более доступным.

3. Изучение материала надо пронизывать соотнесением частных фактов с познавательными структурами, схемами.

4. Процесс усвоения понятий и принципов имеет более широкое значение и позволяет овладеть способами познавательной деятельности, значимыми и за пределами данного содержания.

5. Целесообразно изменять «спиралевидное» изучение основных представлений и понятий.

6. Следует ставить ребенка в положение исследователя, первооткрывателя.

В педагогической работе с одаренными детьми мной использовались и другие технологии личностно-ориентированного характера: технология уровневой дифференциации, технология дистанционного обучения, технология коммуникативного обучения, технология перспективно-опережающего обучения, технология саморазвивающего обучения и др. Каждая из них отличается своими особенностями содержания и методики. Выбор каждой был подчинен одной цели: обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности одаренного ребенка, который является не просто субъектом образовательного процесса, но субъектом приоритетным.

Исследование показало, что личностно-ориентированные технологии должны характеризоваться антропоцентричностью, а в качестве своей цели иметь разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. Любая из этих технологий должна создавать новый продукт – будь то знание (субъективно новое) или личностное новообразование.

И еще один прием работы с одаренными детьми - работа по индивидуальному учебному плану. ИУП - это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Особенности плана индивидуального обучения таковы: Индивидуальный учебный план может отличаться от общего перечнем предметов, последовательностью их изучения и трудоёмкостью. Главное, чтобы всё оставалось в рамках ФГОС.

Вот как это может быть реализовано:

Перечень предметов. Это количество и наименование дисциплин, которые должен изучить ребёнок в учебном году. Можно включать и исключать предметы. Но существуют дисциплины, которые обязательны для изучения в соответствии с ФГОС, полное исключение их из учебного плана не допускается. Например, если в школе изучают основы правовых знаний с 10-го класса, то вы можете начать изучать их с 8 класса.

Последовательность. Это распределение предметов по периодам обучения. В большинстве школ практикуется параллельное изучение: пять часов в неделю математика, три часа - физика, три - история и так далее. По ИУП можно изучать предметы последовательно - блоками или модулями. Например, сначала весь курс обществознания (68 часов), затем истории (102 часа), и так далее. Параллельное и последовательное изучение можно сочетать. Допустим, весь год истории по три часа в неделю, а остальные предметы блоками.  

Трудоёмкость. Это количество часов по курсу в год. ИУП позволяет сокращать или увеличивать почасовую нагрузку. Так, если школа или класс имеет математический уклон, а ребёнок - гуманитарий, он вправе изучать алгебру с геометрией на базовом уровне. И наоборот: можно повысить уровень изучения того или иного предмета, даже если в школе он преподаётся на базовом уровне.

Кто может обучаться по индивидуальному плану в школе?

На обучение по индивидуальному учебному плану можно перейти в случаях, указанных в законодательстве, а также локальных актах школы. Например:

- Ребёнок осваивает образовательные программы быстрее или медленнее сверстников. Причём на ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету.

- Ребёнок не может придерживаться школьного расписания из-за профессионального спорта, творческой деятельности или семейных обстоятельств.

- Ребёнок не может адаптироваться в школе или по состоянию здоровья вынужден перейти на надомное обучение.

- Ребёнок имеет академическую задолженность. В этом случае ИУП позволяет не оставаться на второй год.  

- Другое.

Общий алгоритм составления индивидуального учебного имел следующий вид:

1. Выявление особенностей и потребностей учащегося.

2. Определение уровня знаний, умений и навыков ребёнка.

3. Изучение Федерального базисного и школьного учебного плана.

4. Изучение образовательной программы школы.

5. Составление индивидуального учебного плана на основе всех полученных данных.

Кто составляет индивидуальный учебный план?

На очной и заочной форме обучения эту работу обычно проделывает школа (мы это делаем совместно с родителями), на семейном обучении составление индивидуального учебного плана, как правило, ложится на плечи родителей.

На основе индивидуального учебного плана разрабатывается индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальная образовательная программа составляется на основе выбора школьника и согласования его интересов и запросов с педагогами школы. ИОП – это программа образовательной деятельности учащегося, составленная чаще всего на два года (10-11 классы).

Вопрос о компонентном составе ИОП до сих пор остается открытым. Так, О. Е. Лебедев считает, что обязательными компонентами ОП должны стать:

•        набор (номенклатура) всех возможных видов работы (актов деятельности обучающихся (включая предметные курсы, обязательный и необязательные учебные занятия, внеучебные, дополнительные занятия);

•        образовательные маршруты (траектории) параллели, классы, группы обучающихся, каждого обучающегося – последовательность переходов от одного вида деятельности к другой;

•        типы и формы педагогического взаимодействия, обеспечивающее эффективное прохождение образовательных маршрутов.  

Индивидуальная образовательная программа может включать все или почти все компоненты образовательной программы школы, так как и в первом, и во втором случае осуществляется образовательный процесс. Авторский коллектив под руководством А. П. Тряпицыной разработал теоретические подходы к конструированию образовательных программ.

Образовательная программа раскрывается через текст, определяющий:

1.        цели и ценности образовательной программы;

2.        адресность образовательной программы;

3.        учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе, а также пояснительная записка к нему;

4.        характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану;

5.        описание организационно- педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута;

6.        систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся;

7.        описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы.

 

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что у каждого ребенка есть свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет расти и развиваться. И только творческий диалог, личностная заинтересованность участников образовательного процесса создадут благоприятные условия для воспитания одаренной творческой личности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Сотрудничество преподавателей и семьи, полноценный диалог ученика и педагога, ребёнка и родителей обеспечат необходимый рост личности, понимание реальности, следовательно, и творческое мышление.

Активно и всесторонне развивая одаренность ребенка, необходимо помнить главное: одаренность не самоцель. Заботясь о развитии ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них - способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью.

   У каждого ученика есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое дети в себе могут выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача педагогов состоит в том, чтобы «вырастить» способность конкретного ребёнка, дать возможность быть успешным в чем-то. Каждый ребенок талантлив и одарён, только необходимо помочь развить его таланты.  Поэтому данный опыт будет полезен для учителей истории и обществознания в части практики и учителям других предметов в части теории.



[1] Ф.Монкс  «Одаренные дети» ,М, 2029. -с. 8

[2] Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Наука. -   1961. –  312 с.

[3] А.И.Доровский «Дидактические основы развития одаренности учащихся» М.,1997, с. 19

[4] Приказ Минпросвещения России № 286 от 31.05.2021г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

[5] Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение .– Волгоград , 2011, с.23

[6] Рабочая концепция одаренности под ред. Д.Б.Богоявленской. М.,20003, стр. 21

[7] 1. Источник: https://aujc.ru/texnologiya-proektnogo-obucheniya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

В статье выделены основные проблемы организации работы с одаренными детьми, формы и методы работы....

Система работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС

Основные методы и подходы к обучению одаренных детей....

Доклад выступления: "Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - ...

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС

Перед современным учителем стоит задача - способствовать развитию личности ребёнка. Важно направить одарённого ребёнка не только на получение определённого объёма знаний, но и на творческую переработк...

Статья по теме "Работа с одаренными детьми" в условиях реализации ФГОС на уроках немецкого языка

Статья по теме "Работа с одаренными детьми" в условиях реализации ФГОС на уроках немецкого языка...

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отл...