Работа с одаренными детьми в условиях ФГОС
статья по физике (7 класс) на тему

Уже долгое время в образовании есть необходимость в создание потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей. Особое внимание на данном этапе развития уделяется точным наукам, например – предмет: физика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в условиях ФГОС.

Уже долгое время в образовании есть необходимость в создание потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей. Особое внимание на данном этапе развития уделяется точным наукам, например – предмет: физика.

    Традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты, ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию. Решение такой проблемы привело к возможности введения программы ФГОС. Однако при организации уроков физики по этой программе можно столкнуться с некоторыми противоречиями:

  1. Между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одарёнными детьми  и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе.
  2. Между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются.
  3. Между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и низким уровнем  культуры социума.
  4. Между специфичностью и проблемностью  развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Перспективы развития.

Для работы с одаренными детьми учитель в настоящее время должен обладать многими качествами и умениями:

  • Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
  • Легко модифицировать учебные программы;
  • Уметь стимулировать когнитивные способности учащихся;
  • Должен работать по специальному учебному плану;
  • Постоянно консультировать учащихся и родителей.
  • Уметь создать благоприятную атмосферу работы с детьми.
  • Обладать доброжелательностью: одаренные дети наиболее восприимчивы.
  • Иметь способность формировать учебную мотивацию различными способами:  создавать ситуацию успеха, учитывать интересы и способности  ребёнка.
  • Должен часто экспериментировать на уроке.
  • Стремиться к учебному сотрудничеству: ребенок  становится партнёром учителя, субъектом учебной деятельности, активно проявляет инициативу и самостоятельность.

Одарённые дети выделяются из общей массы учеников. Работа с ними кропотливая и требует большого внимания к их развитию. Они:

  • чрезвычайно любопытные в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.
  • обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы;
  • отличаются прекрасной памятью в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации;
  • обладают большим словарным запасом;
  •  не терпят, когда им навязывают готовый ответ;
  •  имеют обострённое чувство справедливости;
  • предъявляют высокие требования к себе и окружающим;
  • обладают отличным чувством юмора;
  • нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Всего в школе обучается чуть больше 100 учеников. Осуществлять деятельностный подход  необходимо с применением инновационных технологий: проблемного обучения, проектного обучения, исследовательского обучения, модульного обучения, блочно-модульного, дифференцированного обучения,  технологии критического мышления и.д. На изучение данного предмета в настоящее время выделяется  минимальное количество часов:

  • 7 класс: 2ч + 1ч (факультативные занятия);
  • 8 класс: 2ч;
  • 9 класс: 2ч + 1ч (элективные занятия);
  • 10 класс: 2ч;
  • 11 класс: 2ч.

В одиннадцатых класса намерены сдавать ЕГЭ по физике три человека.

Демонстрационное оборудование  и лабораторное оборудование при сегодняшних запросах общества в образование находиться в плачевном состоянии. При работе в своей школе более 22 лет демонстрационное оборудование вообще не обновлялось. Лабораторное оборудование поступало, однако очень низкого качества. Технические средства образования обновляются очень медленно. Что делает не возможным хорошую оптимизацию учебного процесса. Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Как показывает опрос моих учеников, интересно звучит на уроке лекция с использованием  демонстрации красочных схем, для пояснения использовать презентации со звуком и анимацией, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Построение схем, алгоритмов, таблиц в презентации позволяет экономить моё время, более эстетично оформить материал. Особо важные моменты, когда ученики должны учиться применять на практике полученные знания, демонстрируются при выполнении лабораторных работ.

Возможно, поэтому возникают противоречия. В то время когда образование стремительно развивается и совершенствуется, материальная и техническая база школы остается далеко позади. Что очень сильно сказывается на подготовку одаренных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"

Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся  в разных предметных линиях и во внеурочной деяте...

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

В статье выделены основные проблемы организации работы с одаренными детьми, формы и методы работы....

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Работа с одаренными детьми в условиях введения ФГОС

Данная статья посвящена работе с одаренными детьми в условиях введения ФГОС.        Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмот...

Научное общество обучающихся как одна из форм организации работы с одаренными детьми в условиях ФГОС

Лучшим тестом интеллектуальной одаренности является участие в исследовательской деятельности...

« Педагогические технологии работы с одаренными детьми в условиях ФГОС.»

Объективной реальностью нашего времени является необходимость использования эффективных форм и методов обучения. В последние годы все большее количество учащихся выпускных классов школы выбирают в кач...