Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в ДО.
учебно-методический материал на тему

Глушакова Елена Анатольевна

Выступление на педагогическом совете. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_uchitelya-logopeda_v_ramkah_fgos_do.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в  ДО».

Выступление на педагогическом совете подготовила: учитель-логопед Е.А. Глушакова дошкольное образование МБОУ Зайцевореченская ОСШ.

Федеральные государственные образовательные стандарты раскрывают  направления в организации коррекционной деятельности  учителя-логопеда.

        В качестве приоритетов определятся такие задачи, как:

  • Развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение нормами речи.
  • Развитие литературной речи.
  • Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

К семи годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умением задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Для реализации данных задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников ДОУ, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

        В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушение речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ в свете требований ФГОС направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений.

Основными задачами выступают:

  • Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ.
  • Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
  • Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Основная цель коррекционной деятельности – раскрыть пути формирования у воспитанников ДОУ с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для овладения детьми родным языком в условиях речевой группы.

В основу коррекционной деятельности положены следующие теоретические идеи:

У детей до семи лет речь как еще несформированная система наиболее подвержена повреждающим факторам.

Речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитие интеллектуальных процессов и общения. В основе потребности говорить у ребенка находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик.

Побуждение к речевому высказыванию возникает у ребенка под влиянием эмоционального переживания воспринятого.

Содержание речи составляют впечатления, получаемые ребенком при ознакомлении с окружающим. Поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов у детей дошкольного возраста.

Также реализуется идея комплексного сопровождения ребенка с нарушениями  развития в ДОУ.

Ведущим принципом выступает принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно - деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. Реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.

К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда ДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как:

  • Развитие мотивации к обучению.
  • Профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте.
  • Развитие самоконтроля за своей речью.
  • Развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти и  восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок; наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Таким образом, создаются условия для успешной адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьного обучения.

В процессе коррекции и развития речи у воспитанников необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий:

  • Игровые технологии в логопедической коррекции.
  • Арт - педагогические технологии в специальном образовании.
  • Технологии речедвигательной ритмики.
  • Технологии коррекции психомоторного развития.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Достижение положительного результата работы учителя-логопеда ДОУ предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов: учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Только систематическое взаимодействие специалистов по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Модель взаимодействия учителя-логопеда с педагогами по ФГОС.

Цель: обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ в образовательном процессе.

Задачи:

  • Выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития детей.
  • Обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции.
  • Оптимизация деятельности воспитателей по профилактике речевых нарушений.

Направления взаимодействия:

  • Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития.
  • Обучение педагогов приемам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактики речевых нарушений у воспитанников.
  • Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в группе, проведение интегрированных мероприятий. На совместных интегрированных занятиях учителя-логопеда и воспитателя, которые проводятся как обобщающие, итоговые организуется содержательное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики. Так реализуется принцип интеграции образовательных областей.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников: во-первых, собрания, индивидуальные и групповые консультации по вопросам воспитания в семье ребенка с нарушениями речи, мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям, семинары-практикумы по обучению родителей логопедическим играм, открытые итоговые занятия с целью обучения игровым приемам закрепления речевых навыков. Во-вторых, просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОУ, в том числе создание информационных стендов. Традиционные формы с родителями дополняются интерактивными формами: логопедическая гостиная, ток-шоу, аукцион, выставка, пресс-конференция.

Модель взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

Цель: создание единого коррекционно-развивающего пространства.

Задачи:

  • Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи.
  • Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи.
  • Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми.

Технология реализации коррекционной деятельности учителя-логопеда ДОУ включает три взаимосвязанных этапа, выделенных в соответствии с этапами становления речевой функции в раннем и дошкольном возрасте.

  1. Профилактический.

Задача: Обеспечение условий для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста при их переходе из условий семейного воспитания к условиям дошкольного образования.

  1. Диагностико - развивающий.

Задача: Обеспечение условий для динамической диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста в процессе ее целенаправленного формирования. Одновременно продолжают решаться профилактические задачи.

  1. Коррекционно-развивающий этап.

Задача: Обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников, оптимизация их речевого развития.

Ожидаемый результат:

Соответствие показателей речевого развития возрастной норме, сформированность предпосылок учебной деятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы учителя – логопеда с детьми по освоению ФГОС ОВЗ

Кратко раскрываются особенности роботы учителя - логопеда с детьми по освоению ФГОС ОВЗ....

Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ

Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ...

Особенности работы учителя-логопеда с неговорящими детьми

Социально-психологическое сопровождение  детей с особенностями развития....

Описание опыта работы учителя математики в рамках реализации ФГОС ООО

В современном информационном  мире уже трудно представить себе сферу деятельности, которая не требовала бы уверенного владения ИКТ.Дети и, к сожалению, большинство родителей, видят в компьютере т...

Презентация к конференции: "Особенности работы учителя – логопеда в коррекционной школе с детьми, овладевающими русским (неродным) языком".

Логопедическая работа с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта»...

Особенности работы учителя – логопеда в школе.

Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению первоклассников и успешности обучения ребёнка любого возраста. Речь - средство общения, средство получения и...