Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс
консультация
С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения. Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью. Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_ustnoy_rechi_rebenka.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс
С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.
Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.
Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?
№ | Какие стороны речи должны быть сформированы | Ребенок должен уметь | Последствия несформированности различных сторон речи |
1. |
| Слушать и слышать других | Трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно. |
2. | Звуковая сторона речи | - правильно произносить все звуки речи;
-четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
-говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания; | Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении. |
3.
| Функции языкового анализа | - делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове. | Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
- перестановки букв (комната – «конмата»); |
4.
| Лексическая сторона речи (словарный запас) | - точно подбирать слова; - ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; -дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); - употреблять сложные слова (например: длинноногий); - пользоваться эпитетами (например: чистое поле); - подбирать метафоры (например: туча комаров); - использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный); | Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.
В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме. |
5. | Грамматическая сторона речи:
а) Навыки словоизменения
б) Навыки словообразова ния |
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках) - употреблять различные предлоги; - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); - согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей); - правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи); - образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); - образовывать название детенышей животных; - образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья); | В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»); -пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»);
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь. |
6. | Связная речь | - свободно общаться с взрослыми и сверстниками; -поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; -рассказывать о пережитых событиях; -пересказывать содержание сказки, рассказа; - описывать окружающие предметы; -раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности. | Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в написании сочинений и изложений. |
Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо обратиться к логопеду. Но в то же время при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь.
- Примерные задания для развития звукового анализа:
1) придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
2) отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
3) разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.
4) подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
5) составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
6) добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
7) преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;
б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп и т.д.;
8) составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);
9) от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
10) Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
- Примерные задания для развития языкового анализа:
1) придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
2) придумать предложение с определенным количеством слов;
3) увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
4) определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
5) поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
3. Развитие слогового анализа:
1) повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
2) определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
3) разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.
4. Примерные задания для развития лексики:
1) развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
2) классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
3) отгадывание загадок;
4) придумывать слова - «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
5) объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;
5. Примерные задания для развития словообразования:
1) назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
2) Где что храниться? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
3) назвать детенышей животных;
4) назвать профессии, например: «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.
6. Нарушение грамматического строя речи – серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.
7. Примерные задания для развития навыков связной речи:
1) пересказ небольших текстов;
2) рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
3) составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
4) составить рассказ по сюжетной картинке;
5) составить рассказ по серии сюжетных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу
Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу...
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, З-Ж Развитие письменной и устной речи у учащихся вторых классов
Дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство, З-Ж...
Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс
Консультация для родителей будущего первоклассника о пролеме речевой готовности ребенка...
Требования к устной речи будущего первоклассника
Знания и умения, необходимые для успешного обучения в школе...
Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка.
Консультация для родителей и педагогов....
Протокол комплексного педагогического обследования слуховой функции, состояния устной речи ребенка с нарушением слуха на начало обучения в первом классе
В специальную школу для глухих детей, наряду с детьми, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают глухие дети, которые в силу разных причин, не усвоили полный курс дошкольного коррекцион...
Адаптированная образовательная программа по коррекции устной речи в 1 Д классе в соответствии с требованиями ФГОС УО на 2019-2020 уч. г.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО УО.Для изучения взяты следующие предметы:Развитие графо-моторных навыков.Развитие сенсорных процессов через лепку, аппликацию, рисов...