Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка.
консультация
Консультация для родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка. | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему :
« Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка»
Подготовил учитель-логопед
Хрипкова Е.В.
Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка.
Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношение звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции ( например, р заменяется на Л или В). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: лука-рука, ковова- корова и т.д. В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т.е отдельный 0 звук, а в самостоятельной речи заменять , искажать его.
Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха. Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:
- Недостаточное различие и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
- Недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
- Глубокое фонематическое недоразвитие , когда ребенок практически не может выделить из состава слов , определить последовательность звуков в слове.
Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.
Слоговая структура слова- это количество и порядок слогов внутри слова.
Звуконаполняемость- количество и порядок звуков внутри каждого слога.
Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова ( это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам).
При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют . могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил-крокодил, батуретка-табуретка и т.д. Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с учащимися, имеющими ФФНР и нарушение фонематического слуха ( 1 - 2 класс).
В плане отражены: характеристика группы, направления работы, методическое обеспечение темы занятий по классам....
Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу
Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу...
Развитие устной речи учащихся начальных классов с нарушением зрения и интеллекта
Статья будет интересна учителям ОУ, воспитателям, дефектологам, а также тем, кто работает с детьми с ОВЗ....
Роль фонематического слуха в развитии речи детей
В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастные нормы развития фонематического слуха. Так же даются рекомендации, как следует развивать фонематический ...
Протокол комплексного педагогического обследования слуховой функции, состояния устной речи ребенка с нарушением слуха на начало обучения в первом классе
В специальную школу для глухих детей, наряду с детьми, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают глухие дети, которые в силу разных причин, не усвоили полный курс дошкольного коррекцион...
Роль фонематического слуха в развитии речи детей
Роль фонематического слуха в развитии речи детей...
Занятие по развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, по развитию внимания, памяти, воображения и самоконтроля.
Название мероприятияЗанятие по развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, по развитию внимания, памяти, воображения и самоконтроля.Дата проведения и продолжительность14.10.22 40 минУчре...