Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс
консультация по теме
Консультация для родителей будущего первоклассника о пролеме речевой готовности ребенка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс
С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.
Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.
Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?
№ | Какие стороны речи должны быть сформированы | Ребенок должен уметь | Последствия несформированности различных сторон речи |
1. | Слушать и слышать других | Трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно. | |
2. | Звуковая сторона речи |
|
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.
|
3. | Функции языкового анализа |
| Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
|
4. | Лексичес- кая сторона речи (словар-ный запас) |
подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный); | Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме. |
5. | Грамматическая сторона речи: а) Навыки словоиз-менения б) Навыки словооб-разования |
| В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь. |
6. | Связная речь |
| Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в написании сочинений и изложений. |
Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо обратиться к логопеду. Но в то же время при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь.
1. Примерные задания для развития звукового анализа:
- придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
- отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
- разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.
- подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
- составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
- добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
- преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;
б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп и т.д.;
- составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);
- от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
- Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
2. Примерные задания для развития языкового анализа:
- придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
- придумать предложение с определенным количеством слов;
- увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
- определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
- поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
3. Развитие слогового анализа:
- повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
- определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
- разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.
4. Примерные задания для развития лексики:
- развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
- классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
- отгадывание загадок;
- придумывать слова - «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
- объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;
5. Примерные задания для развития словообразования:
- назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
- Где что храниться? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
- назвать детенышей животных;
- назвать профессии, например: «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.
6. Нарушение грамматического строя речи – серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.
7. Примерные задания для развития навыков связной речи:
- пересказ небольших текстов;
- рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
- составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
- составить рассказ по сюжетной картинке;
- составить рассказ по серии сюжетных картинок.
Учитель-логопед: Куликовская Евгения Вячеславовна
Консультативные часы
каждый четверг с 17.00 до 18.30
по предварительной записи
При подготовке материала была использована следующая литература: «Программа обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении» под ред. М.А. Васильевой, Москва, 2005г.), Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985 г., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Учитесь говорить правильно», М. 1993 г., Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», М. 1985 г., Лалаева Р.И. «Нарушение процесса овладения чтением у детей», М., 1983 г., Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи у младших школьников, М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу
Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу...
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, З-Ж Развитие письменной и устной речи у учащихся вторых классов
Дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство, З-Ж...
Требования к устной речи будущего первоклассника
Знания и умения, необходимые для успешного обучения в школе...
Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка.
Консультация для родителей и педагогов....
Протокол комплексного педагогического обследования слуховой функции, состояния устной речи ребенка с нарушением слуха на начало обучения в первом классе
В специальную школу для глухих детей, наряду с детьми, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают глухие дети, которые в силу разных причин, не усвоили полный курс дошкольного коррекцион...
Адаптированная образовательная программа по коррекции устной речи в 1 Д классе в соответствии с требованиями ФГОС УО на 2019-2020 уч. г.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО УО.Для изучения взяты следующие предметы:Развитие графо-моторных навыков.Развитие сенсорных процессов через лепку, аппликацию, рисов...
Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс
С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, ...