Адаптированная образовательная программа по коррекции устной речи в 1 Д классе в соответствии с требованиями ФГОС УО на 2019-2020 уч. г.
рабочая программа
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО УО.
Для изучения взяты следующие предметы:
- Развитие графо-моторных навыков.
- Развитие сенсорных процессов через лепку, аппликацию, рисование.
- Развитие математических представлений.
- Развитие психомоторных навыков.
Программа направлена на решение следующих задач:
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности путём систематического и целенаправленного воспитания и восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- воспитания умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;
- расширение и уточнение словаря за счёт специальной лексики;
- развитие аккуратности, настойчивости и усидчивости, самостоятельности в работе;
- развитие у воспитанников видеть красивое.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой» (МОУ «СКоШ») | ||
636783. Томская область, г. Стрежевой Ул. Викулова 1/2 | skosh@guostrj.ru | Тел/факс. 5-73-07 |
Адаптированная образовательная программа
по коррекции устной речи в 1 Д классе
в соответствии с требованиями ФГОС УО на 2019-2020 уч. г.
Учитель-логопед:
высшей квалификационной категории
Коваленко Е.В.
Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО УО.
В качестве базовой основы при составлении модифицированной программы взяты «программа обучения глубоко умственно отсталых детей» (составитель НИИ дефектологии АПН СССР), 1984 г. И «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта (составители: Е.А Екжанова, Е.А. Стребелева, 2010 г. 3-е издание).
Для изучения взяты следующие предметы:
- Развитие графо-моторных навыков.
- Развитие сенсорных процессов через лепку, аппликацию, рисование.
- Развитие математических представлений.
- Развитие психомоторных навыков.
Программа направлена на решение следующих задач:
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности путём систематического и целенаправленного воспитания и восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- воспитания умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;
- расширение и уточнение словаря за счёт специальной лексики;
- развитие аккуратности, настойчивости и усидчивости, самостоятельности в работе;
- развитие у воспитанников видеть красивое.
Структура занятия.
- Организационный момент.
- Мобилизующий момент.
- Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Коррекция высших психических функций.
- Изучение нового материала.
IV. Динамическая пауза.
V.Закрепление. Продуктивная обработка образца.
VI. Итог.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны уметь:
- выделять каждый палец на руках и называть его;
- выполнять упражнения с карандашом;
- захватывать мелкие предметы и сыпучие материалы;
- выполнять специфические ручные действия с мелкими предметами (нанизывание, кручение, вращение).
- выкладывать предметы из палочек, косточек, бусинок по образцу;
- подбирать и сравнивать парные картинки;
- выполнять определённые действия с предметами, ориентируясь на звуковой сигнал;
- правильно держать ручку и владеть орнаментальным рисованием в тетради;
- правильно писать элементы букв;
- сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров;
- выполнять гимнастику для пальцев и кистей рук.
Курс коррекционных занятий рассчитан на 68 часов, 2 раза в неделю.
При отборе содержания учитывались возрастные и индивидуальные особенности.
Характерными методами и приёмами являются: пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, динамические и настольные игры, беседа, работа с природными и сыпучими материалами, игровые задания по застёгиванию и расстёгиванию различных видов застёжек и шнурков.
Динамика усвоения программного материала отслеживается с помощью цветовых обозначений.
0 - выполнение недоступно;
0 – выполнение с помощью педагога;
0 – самостоятельное выполнение задания
Контрольно-измерительные материалы
2019-2020 уч. год
Ф.И. учащегося | Развитие графо-моторных навыков I ч. | Развитие сенсорных процессов II ч. | Развитие математических представлений III ч. | Развитие психомоторных навыков IV ч. | ||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | |
Логопедические занятия
по развитию устной связной речи в 1 Д классе
с учащимся, имеющей диагноз “системное недоразвитие речи»”.
Пояснительная записка.
Учащаяся испытывает трудности при усвоении учебной программы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.
У учащегося наблюдается:
1. Нарушение артикуляционной моторики (медленные, неточные неполные движения
губ и языка; ограничение движений языка вверх и в стороны; отсутствие более
сложных движений).
2. Недостаточное развитие общей и мелкой моторики пальцев рук (слабые мышцы;
движения нескоординированные, неловкие, неточные и медленные).
3. Слабое развитие фонематического слуха.
4. Нарушение звуко - слоговой структуры слова (ритмический контур, ударность,
число слогов).
5. Низкий уровень пассивного и активного словаря.
6. Трудности овладения лексическим значением слова.
7. Нарушение темпа речи.
8. Снижение речевой активности (неумение выражать свои мысли, впечатления, чувства,
желания).
9. Неустойчивое внимание.
10. Недостаточное развитие способности к переключению.
11. Недостаточная способность к запоминанию словесного материала.
12. Недостаточное развитие словесно – логического мышления.
13. Недостаточное развитие самоконтроля.
Основные направления работы:
- Индивидуальный план коррекционной работы с учащимся на учебный год.
Развитие устной связной речи
- Обучение артикуляционной гимнастики.
- Развитие мелкой и общей моторики пальцев рук.
- Развитие чётких представлений о звуковом составе слова.
5. Развивать умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы.
6. Составление распространённых предложений на основе демонстрируемых
по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам.
7. Работа с компьютером ( использование на занятиях игр, способствующих развитию
внимания, логического мышления и памяти ).
Коррекционная работа по развитию околоречевых процессов:
1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
- устойчивость внимания; - способность к переключению;
- наблюдательность; - навыки и приёмы самоконтроля;
- способность к запоминанию; - познавательная активность
2. Формирование полноценных учебных умений.
- планирование деятельности; - применение знаний в новых ситуациях;
- контроль за ходом деятельности; - анализ оценки продуктивности
- работа в определённом темпе - собственной деятельности
3. Развитие
- общей и речевой моторики; - фонематического слуха;
- артикуляционного уклада; - силы и высоты голоса;
- пространственного восприятия; - дыхания
- слухового восприятия; - мимики;
- мелкой моторики; - интонации
- уточнение значений имеющихся у учащихся слов и дальнейшее обогащение
словарного запаса
- развитие навыков построения связного высказывания;
- развитие монологического высказывания
Используемая литература:
при составлении календарно-тематического планирования
по развитию устной связной речи:
1. Р.И. Лалаева " Логопедическая работа в коррекционных классах ". М; 1999 г.
2. Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания» (альбомы № 1,2,3,4) М; 2010 г.
3. Т.Б.Филичева " Основы логопедии ". М; 1989 г.
Развитие графо-моторных навыков
№ | Тема | Средства обучения | Количество часов | Дата | Диагностика |
Входящая диагностика. | |||||
1. | Учить ребёнка выделять указательный палец своей руки, пользоваться им при выполнении определённых действий. | Показ учителем (по подражанию) | |||
2. | Учить ребёнка захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа, песок, крупы), высыпая в различные ёмкости. | Показ учителем ( по подражанию) | |||
3. | Учить ребёнка захватывать предметы щепотью, раскладывать большие и мелкие предметы. | Показ учителем ( по подражанию) | |||
4. | Закрепить умения ребёнка выполнять движения кистями рук по подражанию («рыбка плывёт», »машем флажком») | Показ учителем ( по подражанию) | |||
6. | Учить ребёнка брать в обе руки сыпучие материалы (горох, фасоль) и высыпать их в посуду. | крупа: фасоль, горох | |||
7. | Учить ребёнка проводить карандашом по образцу прямые линии до определённой точки в направлении сверху вниз (совместно с учителем) | Карандаш, альбомный лист | |||
8. | Учить проводить прямые линии по пунктирным линиям в направлении сверху вниз. | Карандаш, альбомный лист | |||
9. | Учить застёгивать кнопки и пуговицы различной величины. | Пуговицы различной величины | |||
10. | Учить ребёнка обводить по контуру простые предметы. | Трафареты, тетрадь, альбомный лист | |||
11. | Учить ребёнка обводить по трафарету геометрические фигуры, несложные предметы и закрашивать их, не отрывая карандаша от бумаги. | Трафареты, тетрадь, альбомный лист | |||
Диагностическая работа за четверть |
Развитие математических представлений
№ | Тема | Средства обучения | Количество часов | Дата | Диагностика |
Входящая диагностика. | |||||
1. | Формировать у ребёнка навыков подготовки к конструированию (организация рабочего места на ковре или на столе, выкладывание конструктора). | Конструктор | |||
2. | Вызывать у ребёнка интерес и эмоциональные реакции на конструктивную деятельность взрослого. | Счётные палочки, конструктор, бруски из дерева, кубики | |||
3. | Конструирование из разных геометрических фигур. | Магнитная мозаика, счётные палочки, полоски из бумаги | |||
4. | Обводка геометрических фигур. | Трафареты геометрических фигур, шаблоны | |||
5. | Учить ребёнка выполнять простые постройки («дорожка», «гараж», «домик»). | Счётные палочки, конструктор, бруски из дерева, кубики | |||
6. | Величина. «Большой», «маленький». | Монтессори -материалы | |||
7. | Учить ребёнка пользоваться мягким конструктором. | Мягкий конструктор «Геометрические фигуры», «Лето», «Машинка». |
| ||
Тема | Средства обучения | Кол-во час | Дата | Диагностика | |
8. | Работа с пирамидкой. Действия по составлению в прямой и обратной последовательности. | Пирамидка | |||
9. | Соотнесение числа и цифры 1 и 2. Показ в жестовом варианте. | Счётные палочки, графическое изображение чисел 1 и 2. | |||
10. | Конструирование из палочек цифры 1. | Цифра 1, счётные палочки | |||
11. | Конструирование из палочек цифры 2. | Цифра 2, счётные палочки | |||
12. | Повторение изученного материала. | ||||
13. | Диагностическая работа за четверть |
Развитие сенсорных процессов
Ознакомление с окружающим посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование)
№ | Тема | Средства обучения | Количество часов | Дата | Диагностика |
Входящая диагностика. | |||||
1. | Воспитывать у ребёнка интерес к лепке, аккуратность в работе с пластилином. | ||||
2. | Учить выполнять различные действия с пластилином - мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок. | ||||
3. | Учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями. | ||||
4. | Учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями. | ||||
5. | Продолжать учить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, соединяя края колбаски, расплющивать пластилин. | ||||
6. | Закреплять умения лепить предметы круглой формы (мячики, помидор, шарики, бусинки). Аппликация « Разноцветные шарики». | ||||
7. | Учить лепить по образцу предметы из двух кусков пластилина (большой и маленький мячи, яблоки). Рисование «Яблоко» | ||||
8. | Учить лепить по образцу предметы из двух кусков пластилина (снеговик, цыплёнок, неваляшка). Аппликация «Цыплёнок». | ||||
9. | Учить лепить фигуру человека. Рисование «Человек» | ||||
10. | Учить лепить одежду для человека. Аппликация «Одежда» | ||||
11. | Аппликация «Цветок для мамы». | ||||
12. | Аппликация »Машина». | ||||
13. | Аппликация «Весна». | ||||
14. | Аппликация «Зелёная травка». | ||||
15. | Аппликация «Птицы прилетели». | ||||
16. | Диагностическая работа за четверть |
Развитие психомоторных навыков
№ | Тема | Количество часов | Дата | Диагностика |
Входящая диагностика. | ||||
1. | Лото ассоциаций «Одежда». | |||
2. | Лото ассоциаций «Обувь». | |||
3. | Лото ассоциаций «Подбери пару». | |||
4. | Геометрические фигуры «Найди подобное». | |||
5. | Игра «Овощи». | |||
6. | Игра «Фрукты». | |||
7. | Игра «Дикие животные». | |||
8. | Игра «Домашние животные». | |||
9. | Игра «Подбери заплатку». | |||
10. | Игра «Животные и их животные». Игра «времена года» | |||
11. | Игра «Наведи порядок». | |||
12. | Игра «Одень мальчика (девочку)». | |||
13. | Игра «Собери картинку» (2,3,4 части). | |||
14. | Игра «Вкладыши». | |||
15. | Компьютерная игра «Собери бусы». | |||
16. | Компьютерная игра «Мой питомец» (уход за собакой). | |||
17. | Компьютерная игра «Зума» (подбор нужного цвета). | |||
Диагностическая работа за четверть |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.
Программа расчитана на работу по учебнику "Математика-5" под редакцией Виленкина Н.Я. ....
Рабочая программа по математике 7-9 класс как часть образовательной программы в соответствии с требованием ФГОС
Разработка рабочей программы по математике 7-9 класскак части образовательной программы в соответствии с требованием ФГОС (Макарычев Ю.Н.; Атанасян Л.С.; Тюрин Ю.Н.)...
Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».
На педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...
Методическая разработка: Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.
Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и форм...
Адаптированная образовательная программа коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО УО «Гармония»
АОП дляучащихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО УО "Гармония"...
ПРОГРАММА адаптированная образовательная по коррекции нарушений речи с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС ДО
ПРОГРАММАадаптированная образовательная по коррекциинарушений речи с детьми с ОВЗв условиях ФГОС ДОЦель Программы:психолого–педагогическая поддержка позитивной социализации и индивид...
Урок развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи в 1 классе в рамках апробации ФГОС НОО для глухих детей. Тема; "Семья". Автоматизация звука Ш.
Представлен конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны речи. В конспекте отражены цели и задачи урока. Дана подробная объяснительная записка содержания данног...