Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях современного детского сада.
консультация

Антонова Лилия Закирьяевна

Аннотация. Среди различных категорий детей дошкольного возраста, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра, которые с недавнего времени стали включаться в организованную среду ДОО разных видов. В условиях ДОО такой процесс должен осуществляться поэтапно, учитывая все объективные особенности ребенка с РАС, при полном сопровождении всех педагогов детского сада.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционно-образовательная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях современного детского сада.

Антонова Лилия Закирьяевна,

 старший преподаватель кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования НИУ БелГУ,

учитель-логопед МАДОУ №2 г.Белгорода,

Кононученко Ирина Васильевна,

учитель-логопед МБДОУ №72 «Мозаика» г.Белгорода,

Семернина Виктория Александровна,

тьютор МДОУ №27  п.Разумное,

Белгородского района

Аннотация. Среди различных категорий детей дошкольного возраста, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра, которые с недавнего времени стали включаться в организованную среду ДОО разных видов. В условиях ДОО такой процесс должен осуществляться поэтапно, учитывая все объективные особенности ребенка с РАС, при полном сопровождении всех педагогов детского сада.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционно-образовательная деятельность.

В настоящее время в системе общего и специального образования происходит смена содержания процесса обучения и воспитания, которое ориентируется  на индивидуализацию образовательных программ для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их индивидуальными потребностями и психофизиологическими возможностями.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере (дети с расстройством аутистического спектра).

К сожалению, детей с таким заключением становится все больше и появляется острая необходимость педагогической работы с ними. Ребенок с РАС находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать, что ведет за собой  расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.

На сегодняшний день статистика детей с РАС  в России не ведется. Поэтому достоверных данных о том, сколько людей страдает этим заболеванием – нет. Предположительно в России аутизмом болен один человек из тысячи. Но, поскольку официальные подсчеты не ведутся, то эта цифра может отличаться от реальной картины.

Основные причины, по которым нет объективных данных о количестве детей с данным заболеванием:

- нежелание родителей обращаться к врачам;

- отсутствие хороших психиатров, которые умеют ставить правильные диагнозы;

- несерьезное отношение к расстройствам нервной системы.

К тому же таких детей  часто  просто считают странными и не оказывают никакой помощи.

Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна.  Поэтому дети с РАС нуждаются в коррекционно-воспитательной индивидуальной деятельности, которая позволяет сформировать базовые навыки:

- развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации

- развитие навыков самообслуживания

- развитие речи и коммуникативных склонностей.

Как же помочь детям с РАС лучше адаптироваться к жизни в обществе, к взаимодействию с окружающими , начиная с самого младшего возраста?

Еще в период диагностики  проводится  следующая  работа: изучение медицинской карты развития, ИПРА, заключение ТПМПК (ЦПМПК), проводится первичная консультация с родителями. Родителей просят ответить на  вопросы об особенностях общения в семье, эмоциональную реакцию на других детей или взрослых, об их поощрении и наказании, понимании  ребёнком инструкции, уточняется время нахождения ребенка в ДОУ.

Адаптация к условиям детского сада является важным и часто очень непростым этапом для детей с РАС. Надо отметить, что длительность адаптационного периода с момента начала посещения ДОУ не менее  2-хмесяца и даже  больше. Адаптация у таких детей затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, таким как : агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, и другие особенности поведения.

В этот период необходимо доброжелательное, оптимистичное, терпимое отношение к детям со стороны педагогов, сопровождающих детей с РАС (воспитателей, психолога, учителя-логопеда, тьютора) . Надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия, но при этом пресекать недопустимые поведенческие проявления, а обучать ребенка социально-приемлемым способам взаимодействия со сверстниками.

После проведения диагностики и адаптации необходима разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка.

Выделяют следующие направления работы с детьми с РАС:

— установление контакта. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго. Но постепенно время активного контакта увеличивается, предлагаются различные стимулы, игры с мячом или конструкторы, с  учетом  предпочтений ребенка, доступности игры и целей, которые планируются достичь при помощи игровых действий.

Любые задания предлагаются в наглядной и игровой форме, объяснения должны быть  простые, повторяющиеся по несколько раз, произносимые голосом разной громкости и тональности.

 — формирование навыков учебного поведения, где идет установка на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к самой  ситуации обучения. Следует строго придерживаться принципа постепенности и дозирования подачи нового материала, ведь дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. Включаются игры на развитие ритма (барабан, палочки, металлофоны и др.), раскачивание на качелях, лазание по шведской стенке, кружение на вращающемся тренажере; игры на развитие мелкой моторики.

Инструкции и задания во время образовательной деятельности формулируются четко и кратко, при  этом  необходимо подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и похвалы.

— развитие познавательной сферы.  В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика будет наблюдаться тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. В начале работы педагогам необходимо сопровождать все свои действия эмоциональными комментариями (даже при наличии полного игнорирования со стороны ребенка  на происходящее), затем через некоторое время ребенок включается в совместные действия с ними.

Огромное значение в коррекционно-развивающей работе отводится взаимодействию с семьями детей с РАС. При планировании работы педагоги сопровождения должны учитывать такие факторы, как состав семьи, образование и  возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы влияют на педагогическую функцию семьи. Родителям требуется систематическая и квалифицированная помощь, поддержка. Если что-то не получается, то проговариваем или проигрываем спорные ситуации вместе. Родители должны иметь реалистичное представление о возможностях и способностях своего ребенка. Необходимо научить родителей приемам и методам воспитания и развития ребенка с РАС

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на многочисленные трудности, которые неминуемо встретятся на пути ребенка с РАС , их возможно преодолеть  совместными усилиями и при полной отдаче всех участников сопровождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде.

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра  в образовательной среде. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми. Семинар ЦППРиК "Строгино" «Коррекционно-...

Статья. Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности....

Методическая разработка - Особенности сопровождения детей с расстройством аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС) - это сложное неврологическое расстройство, которое выражается в первую очередь в нарушениях коммуникации (в том числе — проблемах с...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации"

quot;Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации" в рамках работы региональной научно-практической конф...