Статья. Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.
статья на тему
Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА В СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности.
Одним из характерных признаков искаженного развития у обучающих с расстройствами аутистического спектра являются особенности становления их коммуникативной сферы. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, изучавших данный вопрос (В. М. Башина, О. Богдашина, М. Ю. Ведина, Ф. Р. Волкмар, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Wing, L., Gould, J. и др.), неполноценными оказываются не только речевые средства общения, но и невербальные.
Диагностика, обучающихся крайне затруднена из-за выраженных нарушений коммуникации, низкого уровня социальной адаптации и трудностей само регуляции.
Работу с обучающимися с расстройствами аутистического спектра можно разделить на этапы:
- первичный контакт.
- первичные учебные навыки.
- работа над указательным жестом «да», «нет».
- обучения пониманию речи.
- обучение экспрессивной речи.
Работая с такими обучающимися учителю – дефектологу необходимо усчитывать создание комфортных условий обучения для обучающихся с расстройствами аутистического спектра в ОУ и следующие требования:
- создание положительного эмоционального контакта с учителем и другими учащимися.
- создание благоприятной атмосферы.
- организация неформальных контактов в перерывах между занятиями
- учет личностных особенностей обучающегося.
- организация учебного времени, использование стереотипов поведения.
В основе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра лежат группы коммуникативных навыков, наиболее полно отражающих специфические особенности развития этих обучающихся:
- проявление интереса к партнеру (выполнение наглядных или словесных указаний, простых инструкций, произнесение слов или фраз в ответ на речь партнера, отклик на собственное имя);
- владение невербальными навыками коммуникации (установление визуального контакта, обмен взглядами, длительный контакт глаз, использование жестов, мимических комплексов, пантомимики);
- владение вербальными навыками коммуникации (построение фразы, обмен репликами, обращениями, задавание вопросов и ответы на вопрос, выражение просьб словами, использование местоимения «я»).
На основе выделенных компонентов, определив их как основные задачи работы, реализуется поэтапный процесс, включающий деятельность всех специалистов, участвующих в комплексном сопровождении развития обучающегося с расстройствами аутистического спектра.
В своей работе наибольшей эффективности коррекционного процесса учителем – дефектологом используются следующие принципы:
- принцип позитивности. Создание наиболее благоприятных зон эмоционального комфорта;
- принцип междисциплинарности и партнерства специалистов на всех этапах коррекционной работы;
- принцип семейной ориентированности, партнерства и сотрудничества специалиста и семьи;
- принцип комплексности коррекционно-развивающих усилий;
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип иерархический принцип;
- принцип ступенчатость как преемственный переход от одного этапа работы к другому;
- принцип цикличности, как возращение к решению задач более ранних этапов коррекционной работы в случае качественно новых уровней улучшения состояния и развития обучающегося.
Главными задачами деятельности учителя-дефектолога являются:
- организация адекватной среды.
- организация визуализации времени.
- структурирование всех видов деятельности.
- преодоление неравномерности в развитии.
- организация режима коммуникативного общения.
- сопровождение образовательного процесса.
- социально-бытовая адаптация.
В работе учителя – дефектолога эффективным является сотрудничество со специалистами (дефектологом, психологом, логопедом). Занятия (индивидуальные) с дефектологом, логопедом, психологом. Динамическая оценка состояния обучающихся на ПМПк.
Цель работы специалистов сопровождения (учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда) с обучающимися с расстройствами аутистического спектра состоит в том, чтобы помочь ввести его в коллектив сверстников и образовательный процесс.
Необходимо объединение общих усилий всех специалистов, работающих с обучающимся. Так, например, педагог-психолог оказывает социально-психологическое сопровождение ребенка; учитель-дефектолог осуществляет исследовательско-диагностическую деятельность и непосредственно коррекционно-развивающую работу.
В своей работе учителю-дефектологу и специалистам необходимо осуществлять преодоление неравномерности в развитии обучающихся:
- преобладание наглядных средств преподнесения материала;
- рациональное дозирование информации;
- адекватный возможностям восприятия темп подачи материала;
- использование адаптированных текстов;
- вариативность уровня сложности заданий и др.
При работе с такими обучающимися очень важно тесно и продуктивно взаимодействовать с семьями обучающихся. В работе с семьёй применяются современные образовательные технологии, привлекая родителей в участие в межшкольных мероприятиях «1 сентября-день знаний», «Букваренок», «Новогодние хлопоты» и т.д. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, необходимо активно использовать современные информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности, обучающихся с расстройствами аутистического спектра в получении информации.
Применение информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение обучающихся с расстройствами аутистического спектра и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы. Игровые технологии— используются все виды игр не только в самостоятельной деятельности обучающихся, но и в непрерывной образовательной деятельности, в индивидуальной работе. Также, важным является и организация пространственно-предметной развивающей среды. Все это позволяет эффективно осуществлять работу с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, делая новые маленькие и большие открытия, успехи, достижения. Дефектологическое сопровождение данной категории обучающихся решает коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной деятельности, речевого развития, на социальное развитие, на формировании личности обучающегося с комплексными нарушениями развития, на формирование навыков коллективного взаимодействия, на развитие предпосылок социальной адаптации. Правильно построенная система дефектологического сопровождения помогает эффективно решать поставленные задачи. Знание потенциальных возможностей каждого обучающегося и индивидуальный подход к воспитанию и обучению этих обучающихся, сотрудничество со специалистами является залогом успеха учителя - дефектолога в работе.
Литература:
- Адаптированная примерная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи. /Под редакцией профессора Л.В. Лопатиной/- Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2014;
- Альманах института коррекционной педагогики. /№18, 19 2014г.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб. 2007.
- Бондарь Т.А., Захарова И. Ю. – подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сфер: от индивидуальных занятий к обучению в классе. – М.,2011.
- Лукина Г. Н. Основные педагогические аспекты работы учителя-дефектолога с детьми с расстройствами аутистического спектра [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб: Свое издательство, 2017. — С. 50-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12623/ (дата обращения: 22.10.2018).
- Никольская Е. Р., Баенская М. М. Либлинг: Аутичный ребенок. Пути помощи, Москва, Изд.6-е-М.: Теревинф, 2–10. (Особый ребенок). – 288 с.
- Сорокин В. М. Специальная психология: Учеб. пособие. / Под науч. ред. Л. М. Шипициной. — СПб: Речь, 2003. – 216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
В статье расскрываются особенности построения работы с обучающимися с РАС...
Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"
Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...
Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде.
Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми. Семинар ЦППРиК "Строгино" «Коррекционно-...
Методическая разработка - Особенности сопровождения детей с расстройством аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) - это сложное неврологическое расстройство, которое выражается в первую очередь в нарушениях коммуникации (в том числе — проблемах с...
Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области.
Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области....
Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.
Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности.Одним из характерных признаков искаженного развития у обучающих с расстройс...
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации"
quot;Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации" в рамках работы региональной научно-практической конф...