Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ
методическая разработка
Выступление на МО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ.
В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние два десятилетия отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра.
2слайд Все больше детей с РАС встречается в специальных и общеобразовательных школах и детских садах. В этой связи одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возможностями и образовательными потребностями. (У на ДОУ в январе и феврале 2013г.появились ребенка с. РАС ) 3 слайд Отечественные и зарубежные специалисты выделяют следующие, наиболее важные и характерные признаки нарушений при РАС:
1. «Аутистическое одиночество»- отчуждение, трудности социального взаимодействия, нарушение способности к установлению эмоционального контакта с другими людьми, недостаток взаимной коммуникации;
2. Стереотипность в поведении, наличие однообразных действий: раскачивания; взмахи руками; ходьба на цыпочках; бег по кругу; перебирание пальцами у себя перед глазами; пристрастие к необычным предметам (к веревочке, соломинке, к тюбику зубной пасты и т.д.), одним и тем же манипуляциям с ними: постукиванию, киданию, открыванию и закрыванию; стойкий интерес к отдельным сторонам предметов (обнюхивание или облизывание, постоянное ощупывание различных поверхностей);
3. Особенности речевого развития: полное отсутствие речи, жестов, мимики; эхолалии, речевые штампы (повторение одних и тех же звуков, слов, фраз), отсутствие в речи 1-го лица, неправильное употребление местоимений, фонографическая («попугайская») речь, беглая речь, используемая особым образом. Кроме этого, у детей с РАС можно наблюдать непреодолимое навязчивое стремление к постоянству (возвращаться домой одним и тем же путем, носить одну и ту же одежду и т.д.), гиперчувствительность к сенсорным воздействиям (шум лифта, рев пылесоса, сигналы машин, даже дуновение ветра могут вызвать бурную реакцию ребенка- аутиста). Для большинства детей с РАС характерны трудности с приемом пищи или необычные пристрастия в еде, для многих- явления агрессии и самоагрессии. Дети с расстройствами аутистического спектра и их родители не всегда находят понимание даже со стороны специалистов: ребенок с иной, отличной от нашей психикой воспринимается некоторыми людьми с непониманием, опаской или страхом
Заключение Цпмпк .
См слайд 4
Слайд 5
В своей работе опираемся следующую нормативную базу.
Слайд 6
По результатам диагностического наблюдения у детей выявилось . В ходе наблюдения за свободными действиями ребенка выявляются особенности его поведения, настроения, эмоциональные реакции, предпочтения; выясняется, способен ли ребенок выполнять инструкции и концентрировать внимание на заданиях, предлагаемых взрослым. По итогам диагностики специалист беседует с родителями и обсуждает дальнейшие возможные варианты работы с ребенком. Это могут быть следующие формы коррекционно-развивающей помощи детям-аутистам:
Слайд 7 Формы коррекционно-развивающей помощи учителя -дефектолога.
- составление индивидуальной образовательной программы.
- проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ребенком с аутизмом;
- включение семьи в коррекционно-развивающую работу (участие семьи, воспитывающей ребенка с аутистическими расстройствами в коррекционно-развивающие занятия );
- проведение периодических консультаций для родителей по оказанию помощи в развитии и воспитании ребенка;
- привлечение различных специалистов ДОУ(педагога-психолога, учитель-логопед,учителя-дефектолога, социального педагога) к работе с данным ребенком.
Слайд 8. Методическое обеспечение которое мы используем в работе с детьми с РАС
Слайд 9. Дети с РАС требуют создание особой предметно-развивающей среды
Слайд 10 . Главным принципом работы с данной категорией детей является положение о том, что ребенка-аутиста нужно учить всему, само ничего не получится, не появится.
Слайд 11. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с ребенком с расстройствами аутистического спектра в ДОУ строится на следующих базовых положениях:
- учёт соотношения возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребенка, внимание к его способностям и сильным сторонам личности для выстраивания целенаправленной и чётко структурированной программы индивидуального образовательного маршрута (Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.) [2]
- идея о первичности нарушения развития аффективной сферы при аутизме, о несформированности системы эмоциональных смыслов у аутичного ребенка. (Никольская О.С.) [3]
Слайд 12 Основной целью коррекционной работы является развитие умений социального взаимодействия: формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоциональных контактов ребенка и общения в целом с людьми и окружающей его социальной средой. Исходя из данной цели строится вся коррекционная деятельность с ребенком.
Слайд 13 1 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: установление контакта.
Любая коррекционно-развивающая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревоги, «полевое», спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе данного этапа специалист выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки).
Слайд 14 2 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: формирование навыков учебного поведения.
Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения.
Очень важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Постепенно вносятся небольшие новые элементы вариативности. Велика роль помощи педагога, особенно физической, направляющей на выполнение действия.
Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и похвалы, со временем постепенно снижая и отменяя использование невербального подкрепления.
Слайд 15. 3 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: развитие познавательной сферы.
На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.
По статистике, только 1 из 10 аутистов обладает так называемыми особыми способностями (музыкальными, математическими, художественными). Как правило, для развития детей, занимающихся в центре, характерно общее снижение интеллекта. Поэтому при планировании занятий учитель– дефектолог опирается на программы Л.Б. Баряевой,О. П. Гаврилушкиной, А.П. Зарин, Р.Д.Соколовой «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание», О.П.Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой «Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста». Познавательное развитие включает ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, формирование мышления, элементарных количественных представлений, развитие речи, коммуникативных способностей, развитие общей и мелкой моторики. На занятиях идёт работа по формированию предметной, конструктивной, игровой деятельности.
На этом этапе также соблюдается принцип последовательности, дозирования нового материала. Очень значимым моментом для ребенка с аутизмом остается соблюдение определенного хода каждого занятия.
Со стороны учителя-дефектолога помощь ребенку с расстройствами аутистического спектра оказывается до тех пор, пока он в ней нуждается. В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого.
Слайд 16 Важным условием успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в ДОУ является тесная взаимосвязь с родителями, воспитывающими особого ребенка. Особенность работы с родителями заключается в формировании у них адекватного восприятия собственного ребенка, его особенного поведения, формирования активной позиции участия в коррекционном процессе. Коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем- дефектологом проходят в присутствии родителей, что является важным в создании пространства партнёрства и доверия между семьёй и педагогом. Родители лучше понимают состояние ребёнка, его проблемы, цели и задачи работы. Развивается родительская компетентность, вырабатывается единый подход к формированию тех или иных навыков. Родители проходят своеобразный практикум - как правильно организовать занятие с ребёнком дома, получают домашнее задание, уточняют со специалистом ближайшие задачи.
Таким образом, педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ имеет свою специфику:
- различные варианты работы с детьми с РАС и их родителями;
- особенности организации этапов индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС;
- обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
При регулярном заинтересованном взаимодействии всех участников образовательного процесса коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра становится наиболее эффективной, а результаты - наиболее устойчивыми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями .
В чем проявляется? 1. « Аутистическое одиночество»- отчуждение, трудности социального взаимодействия, нарушение способности к установлению эмоционального контакта с другими людьми, недостаток взаимной коммуникации; 2. Стереотипность в поведении, наличие однообразных действий: раскачивания; взмахи руками; ходьба на цыпочках; бег по кругу; перебирание пальцами у себя перед глазами; пристрастие к необычным предметам (к веревочке, соломинке, к тюбику зубной пасты и т.д.), одним и тем же манипуляциям с ними: постукиванию, киданию, открыванию и закрыванию; стойкий интерес к отдельным сторонам предметов (обнюхивание или облизывание, постоянное ощупывание различных поверхностей); 3. Особенности речевого развития: полное отсутствие речи, жестов, мимики; эхолалии , речевые штампы (повторение одних и тех же звуков, слов, фраз), отсутствие в речи 1-го лица, неправильное употребление местоимений, фонографическая (« попугайская ») речь, беглая речь, используемая особым образом.
Воспитанники ДОУ диагнозом РАС -2 ребенка по заключению ЦПМПК : рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе ,в группе сверстников с задержкой психического развития.
Нормативная база Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки российской федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» СанПиН 2.4.1.3049-13
По результатам диагностического наблюдения Нарушение социального взаимодействия и способности к общению. Полевое поведение Стереотипность в поведении Гиперчувствительность к сенсорным воздействиям (шум лифта, рев пылесоса и т.д ) Агрессия и самоагрессия Трудности с приемом пищи или необычные пристрастия в еде… Отсутствие навыка учебного поведения и т.д
Формы коррекционно-развивающей помощи учителя -дефектолога. составление индивидуальной образовательной программы. проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ребенком с аутизмом; включение семьи в коррекционно-развивающую работу (участие семьи, воспитывающей ребенка с аутистическими расстройствами в коррекционно-развивающие занятия ); проведение периодических консультаций для родителей по оказанию помощи в развитии и воспитании ребенка; привлечение различных специалистов ДОУ(педагога-психолога, учитель-логопеда,учителя-дефектолога , социального педагога) к работе с данным ребенком.
Методическое обеспечение 1 . Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе /под ред. С.А. Морозова,-М .: ВЛАДОС, 2002. 2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста – СПб.: КАРО, 2008. 3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи,- М.: Теревинф , 2009. 4. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации- М.: МГППУ,2012. 5.Рудик О.С. — «Коррекционная работа с аутичным ребенком» и тд . Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей– М.: Теревинф , 2007 г. Методический комплект по организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. ГОБУ МО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Мурманск-2017г
Создание особой предметной среды и условий. Разнообразный конструкторский материал, дидактические пособия и игрушки разборного характера, всевозможные двигательные игрушки ( машинки, волчки, мячи), а также мягкие игрушки, куклы-рукавички для формирования социальных навыков. Специально отведенное место для занятий .
Главным принципом работы с данной категорией детей является положение о том, что ребенка- аутиста нужно учить всему , само ничего не получится, не появится.
Коррекционно развивающая работа учителя-дефектолога с ребенком с РАС строиться следующих базовых положениях . учёт соотношения возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребенка, внимание к его способностям и сильным сторонам личности для выстраивания целенаправленной и чётко структурированной программы индивидуального образовательного маршрута ( Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.) идея о первичности нарушения развития аффективной сферы при аутизме, о несформированности системы эмоциональных смыслов у аутичного ребенка. (Никольская О.С.) [3 ]
- развитие умений социального взаимодействия: формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоциональных контактов ребенка и общения в целом с людьми и окружающей его социальной средой Основной целью коррекционной работы является
Этапы корекционной работы 1 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: установление контакта. Любая коррекционно-развивающая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревоги, «полевое», спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе данного этапа выясняли , что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки, чипсы ).
2 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Очень важно соблюдать принципы: Постепенности. Дозирования подачи нового материала .
3 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: развитие познавательной сферы. На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.
взаимосвязь с родителями. Особенность работы с родителями заключается в формировании у них адекватного восприятия собственного ребенка, его особенного поведения, формирования активной позиции участия в коррекционном процессе.
Чему научились ? Ребенок 4 г,1 мес. Ребенок 5 лет,10 мес. Научились принимать и выполнять задание Собирать картинки из 3-х частей .(осмысленно) Сортировать ,соотносить и сличать фигуры и предметы по цвету, форме (круг ,квадрат ,треугольник) Раскладывать предметы по величине. Строить башенки. Нанизывать предметы на шнурок. Появилась предметно-манипулятивная игровая деятельность Собирать пирамидку из 3 колец. Уменьшение стереатипов . Научились принимать и выполнять задание (самостоятельно и с помощью) Собирать картинки из 2-х частей (механически) Нанизывать предметы на шнурок. Соотносить цвет и фигуру, накладывая на изображение. Уменьшение негативных реакций на картинный материал
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
В статье расскрываются особенности построения работы с обучающимися с РАС...
Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"
Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...
Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде.
Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми. Семинар ЦППРиК "Строгино" «Коррекционно-...
Статья. Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.
Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности....
Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях современного детского сада.
Аннотация. Среди различных категорий детей дошкольного возраста, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра, которые с недавнего врем...
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации"
quot;Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации" в рамках работы региональной научно-практической конф...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в процессе инклюзивного образования
Основной целью коррекционной работы с ребенком с РАС в условиях инклюзии является развитие умений социального взаимодействия: формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоцио...