Работа с родителями детей с ОВЗ в условиях реабилитационно-образовательного центра
статья
Представлены методы и приемы работы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_s_roditelyami.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями детей с ОВЗ в условиях реабилитационно-образовательного центра
Как известно, родитель рождается вместе с ребенком. Как ребенок учится всему в этом мире, так и родитель осознает свою новую роль. Но если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то и родителю следует получить особые знания [1, с.5].
Семья – микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость особенностей развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка [2, с.7].
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка [2, с.7].
Цели и задачи работы с родителями:
- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;
- повысить уровень психолого-педагогической компетенции родителей;
- подготовить и включить родителей в процесс решения коррекционно-образовательных и воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.
Работа с родителями требует большого количества времени и тесного сотрудничества всех специалистов, занятых в реабилитационно-образовательном процессе: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей, реабилитологов, медицинских работников.
Можно с уверенностью утверждать, что появление ребенка с ОВЗ меняет психологический климат в семье. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей, что в свою очередь может послужить причиной низкой результативности коррекционной работы с семьей, препятствием установлению гармоничного контакта с ребенком, педагогическим коллективом, окружающим миром.
Чтобы обеспечить детям с ОВЗ и их родителям оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, повысить уровень культурной и психолого-педагогической компетенций, в реабилитационно-образовательном центре проводится комплекс мероприятий.
Одним из направлений деятельности является разработка и реализация разнопрофильных программ: информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных. Они способствуют формированию здоровой психики ребенка, развитию его творческой инициативы и самостоятельности.
Например, «Литературная гостиная» - краткосрочная развивающая программа, которая способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, учит определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.
Задачи программы:
- пробуждать интерес к литературе у детей с ОВЗ;
- развивать творческие способности и индивидуальность;
- способствовать формированию художественного вкуса;
- привлекать родителей к образовательно-воспитательным мероприятиям.
Примерный план мероприятий на октябрь в рамках программы «Литературная гостиная».
Общие мероприятия
- Литературный вечер, посвященный 130-летию С.Я. Маршака.
- Поэтический вечер «Осенние краски».
- Театральный фестиваль: произведения С.Я. Маршака на сцене.
Мероприятия в параллелях и группах
- Конкурс сочинений-миниатюр «Письмо поэту (писателю)».
- Встреча с детским писателем Т.Г. Рик.
- Встреча с детской театральной студией.
Темы воспитательских (классных) часов
- Беседа и викторина по творчеству С.Я. Маршака.
При подготовке и реализации программы необходимо учитывать уровни готовности родителей к сотрудничеству:
- адекватность оценки родителями состояния развития ребенка в данный период;
- степень инициативности родителей в плане сотрудничества;
- признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование их рекомендаций.
Кроме вышеизложенной программы в учреждении используются и иные формы работы с родителями.
- Общие родительские собрания.
- Групповые родительские собрания.
- «Дни открытых дверей». Проводятся реабилитационно-образовательным центром ежемесячно с целью систематического информирования родителей о ходе коррекционно-образовательной работы с ребенком, знакомства с направлениями и условиями работы центра.
- Внеклассные мероприятия, детские праздники, экскурсии. Подготовкой и проведением мероприятий занимаются специалисты учреждения с активным вовлечением родителей.
- Индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам коррекции, образования и воспитания детей.
- Анкетирование и опросы.
- «Ящик доверия». Работа с персональными и анонимными письменными обращениями, пожеланиями родителей.
- Информационные и тематические стенды.
9. Открытые занятия, которые проводятся в рамках «дней открытых дверей».
Таким образом, результатом работы с родителями можно считать соответствие требований и возможностей потенциала ребенка, улучшение взаимопонимания между родителями и детьми, желание взаимодействовать, сотрудничать со своим ребенком.
Литература
- Советы психолога – родителям детей с ОВЗ (родительская азбука): / Сост. – Лапп Е.А., Барбарош Т.В., Дворецкая М.А., Самоделкина Н.С., Шипилова Е.В., - 2014. – 133 с.
- Ткаченко В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. – М.: Национальный книжный центр, - 2014.- 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с ЗПР в условиях дошкольного подразделения Центр лечебной педагогики и дифференцируемого обучения
ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (отделение дошкольного и начального образования)«Социализация детей ЗПР в условиях дошкольного подразделения центра»...
Организация работы групп сопровождения детей дошкольного возраста в условиях ПМСС-центров
Результаты исследований свидетельствуют о том, что за последние годы значительно увеличился процент детей, не имеющих к моменту поступления в школу необходимого уровня развития высших психически...
Работа с родителями детей ОВЗ в условиях реабилитационного центра
В статье раскрываются основные задачи в работе с родителями детей с ОВЗ, а так же показаны и сформулированы основные принципы , методы , формы взаимодействия в реабилитацинном процессе родителей и дет...
Работа с родителями детей с ОВЗ в рамках реализации коррекционной работы
Проблемы родителей ребенка с ОВЗ, индивидуальная работа педагога....
Статья "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации коррекционной работы"
Коррекционная педагогика...
Особенности работы с родителями детей с ОВЗ в условиях ФГОС
Ребенок с ОВЗ – ребенок с особенными возможностями здоровья, или как корректнее говорить, ребенок с особыми потребностями. Его развитие, воспитание и обучение требует особых условий. Главная зад...
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях ФГОС
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях ФГОС...