Работа с родителями детей с ОВЗ в условиях реабилитационно-образовательного центра
статья

Петрова Светлана Алексеевна

Представлены методы и приемы работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_s_roditelyami.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями детей с ОВЗ в условиях реабилитационно-образовательного центра

Как известно, родитель рождается вместе с ребенком. Как ребенок учится всему в этом мире, так и родитель осознает свою новую роль. Но если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то и родителю следует получить особые знания [1, с.5].

Семья – микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость особенностей развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка           [2, с.7].

Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка [2, с.7].

Цели и задачи работы с родителями:

  • научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;
  • повысить уровень психолого-педагогической компетенции родителей;
  • подготовить и включить родителей в процесс решения коррекционно-образовательных и воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.

Работа с родителями требует большого количества времени и тесного сотрудничества всех специалистов, занятых в реабилитационно-образовательном процессе: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей, реабилитологов, медицинских работников.

Можно с уверенностью утверждать, что появление ребенка с ОВЗ меняет психологический климат в семье. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей, что в свою очередь может послужить причиной низкой результативности коррекционной работы с семьей, препятствием установлению гармоничного контакта с ребенком, педагогическим коллективом, окружающим миром.

Чтобы обеспечить детям с ОВЗ и их родителям оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, повысить уровень культурной и психолого-педагогической компетенций, в реабилитационно-образовательном центре проводится комплекс мероприятий.

Одним из направлений деятельности является разработка и реализация разнопрофильных программ: информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных. Они способствуют формированию здоровой психики ребенка, развитию его творческой инициативы и самостоятельности.

Например, «Литературная гостиная» - краткосрочная развивающая программа, которая способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, учит определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.

Задачи программы:

  • пробуждать интерес к литературе у детей с ОВЗ;
  • развивать творческие способности и индивидуальность;
  • способствовать формированию художественного вкуса;
  • привлекать родителей к образовательно-воспитательным мероприятиям.

Примерный план мероприятий на октябрь в рамках программы «Литературная гостиная».

Общие мероприятия

  • Литературный вечер, посвященный 130-летию С.Я. Маршака.
  • Поэтический вечер «Осенние краски».
  • Театральный фестиваль: произведения С.Я. Маршака на сцене.

Мероприятия в параллелях и группах

  • Конкурс сочинений-миниатюр «Письмо поэту (писателю)».
  • Встреча с детским писателем Т.Г. Рик.
  • Встреча с детской театральной студией.

Темы воспитательских (классных) часов

  • Беседа и викторина по творчеству С.Я. Маршака.

При подготовке и реализации программы необходимо учитывать уровни готовности родителей к сотрудничеству:

  • адекватность оценки родителями состояния развития ребенка в данный период;
  • степень инициативности родителей в плане сотрудничества;
  • признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование их рекомендаций.

Кроме вышеизложенной программы в учреждении используются и иные формы работы с родителями.

  1. Общие родительские собрания.
  2. Групповые  родительские собрания.
  3. «Дни открытых дверей». Проводятся реабилитационно-образовательным центром ежемесячно с целью систематического информирования родителей о ходе коррекционно-образовательной работы с ребенком, знакомства с направлениями и условиями работы центра.
  4. Внеклассные мероприятия, детские праздники, экскурсии. Подготовкой и проведением мероприятий занимаются специалисты учреждения с активным вовлечением родителей.
  5. Индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам коррекции, образования и воспитания детей.
  6. Анкетирование и опросы.
  7. «Ящик доверия».  Работа с персональными и анонимными письменными обращениями, пожеланиями родителей.
  8. Информационные и тематические стенды.

9.    Открытые занятия, которые проводятся в рамках «дней открытых дверей».

Таким образом, результатом работы с родителями можно считать соответствие требований и возможностей потенциала ребенка, улучшение взаимопонимания между родителями и детьми, желание взаимодействовать, сотрудничать со своим ребенком.

Литература

  1. Советы психолога – родителям детей с ОВЗ (родительская азбука): / Сост. – Лапп Е.А., Барбарош Т.В., Дворецкая М.А., Самоделкина Н.С., Шипилова Е.В., - 2014. – 133 с.
  2. Ткаченко В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. – М.: Национальный книжный центр, - 2014.- 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Презентация заседания круглого стола для педагогов, работающих со школьниками с ОВЗ и их родителями....

Социализация детей с ЗПР в условиях дошкольного подразделения Центр лечебной педагогики и дифференцируемого обучения

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»  (отделение дошкольного и начального образования)«Социализация детей ЗПР в условиях дошкольного подразделения центра»...

Организация работы групп сопровождения детей дошкольного возраста в условиях ПМСС-центров

Результаты исследований свидетельствуют о том, что за последние годы значительно увеличился процент детей, не имеющих к моменту поступления в школу необходимого уровня развития высших психически...

Работа с родителями детей ОВЗ в условиях реабилитационного центра

В статье раскрываются основные задачи в работе с родителями детей с ОВЗ, а так же показаны и сформулированы основные принципы , методы , формы взаимодействия в реабилитацинном процессе родителей и дет...

Работа с родителями детей с ОВЗ в рамках реализации коррекционной работы

Проблемы родителей ребенка с ОВЗ, индивидуальная работа педагога....

Особенности работы с родителями детей с ОВЗ в условиях ФГОС

Ребенок с ОВЗ – ребенок с особенными возможностями здоровья, или как корректнее говорить, ребенок с особыми потребностями. Его развитие, воспитание и обучение требует особых условий. Главная зад...