Работа с родителями детей ОВЗ в условиях реабилитационного центра
статья на тему
В статье раскрываются основные задачи в работе с родителями детей с ОВЗ, а так же показаны и сформулированы основные принципы , методы , формы взаимодействия в реабилитацинном процессе родителей и детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра .
Одним из важных направлений в деятельности реабилитационного процесса является работа с семьями (родителями) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Наиболее приемлемым является понятие - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает почти полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, др.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определим общую цель работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Для решения данной цели определим ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
1. Неприятие личности ребенка;
2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
3. Страх ответственности;
4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
5. Гиперболизация проблем ребенка;
6. Вера в чудо;
7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству
1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период;
2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества;
3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, логопедом воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности.
Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.
Задачами в работе с родителями , воспитывающих ребенка с ОВЗ являются :
– профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;
– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;
– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.
При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы:
- анкетирование,
-опрос,
-беседа с членами семьи,
-наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное),
-метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей
Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы используются следующие организационные формы:
- индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования;
- обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы,
- демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений); этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).
-индивидуальные и групповые занятия с детьми .
Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование.
Задача первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу.
Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них). Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.
Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Учитель –дефектолог /логопед
Мокеева Ирина Германовна
СПБ ГБУ ЦСРИ и ДИ Центрального района
29.11.2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная коррекция детей с сочетанными нарушениями в условиях Реабилитационного Центра
В настоящее время возросло количество детей , имеющих сложные нарушения развития. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психодинамических нарушений (зрения ,слуха ,речи ? мышл...
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В статье педагог делится опытом по работе в детьми с тяжелой умственной отсталостью на занятиях по развитию речи....
Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях реабилитационного центра
Разработанный проект «Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях социально-реабилитационного центра» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проект...
Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра
В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...
1. Программа "Предупреждение оптической дисграфии у детей с ограниченными возможностями с задержкой психического развития, обучающихся в первом классе" (коррекционная работа логопеда в условиях реабилитационного центра)
Программа ориентирована на формирование успешной учебной деятельности ребенка с ограниченными возможностями, обучающегося в первом классе...
Работа с родителями детей с ОВЗ в условиях реабилитационно-образовательного центра
Представлены методы и приемы работы с родителями...
Развитие творческих способностей детей-инвалидов в условиях реабилитационного центра
Выступление на семенаре "Эффективные формы и методы работы с людьми с ограниченными возможностями"....